ПолГУ. Учебно-исследовательская работа по практике



Педагогические наблюдения на уроке физической культуры и здоровья

Оценка условий проведения урока: место проведения урока, оборудование зала, площадки, гигиенические условия. Оценка плана-конспекта и качества подготовки студента к уроку: постановка задач урока; соответствие плана-конспекта поурочному плану и условиям проведения занятия; выбор методов обучения, воспитания, тренировки; соответствие методов задачам, содержанию урока, особенностям занимающихся; организационно-методические указания и их педагогическая направленность; терминологическая грамотность содержания плана-конспекта; подготовка мест занятий, оборудования и инвентаря.
Характеристика типа и структуры урока: тип урока, соответствие структуры содержанию и типу урока, адекватность избранного типа урока, целесообразность избранной последовательности упражнений, рациональное использование времени урока, характеристика плотности урока.
Организационная сторона урока: своевременность начала урока, раздача и сбор инвентаря, использование всех возможностей оборудования, целесообразность построений и перестроений в уроке, методы организации деятельности учащихся, соблюдение дисциплины учащимися, причины нарушения порядка, отношение учащихся к проводящему занятие, выполнение распоряжений и указаний, активность учащихся, их эмоциональное состояние.
Образовательная сторона урока: сообщение задач урока, владение методами обучения, показа, применяемые методы и их эффективность, умение замечать и исправлять ошибки, привлечение учащихся к анализу собственной деятельности, характеристика методов воспитания двигательных способностей и их разнообразие, качество обеспечения страховки и помощи, методы проверки и оценки технической и физической подготовленности, умение провести подвижную игру, связь игры с задачами урока, применение домашних заданий и их проверка, подведение итогов урока.
Воспитательная и оздоровительная стороны урока: педагогические требования к учащимся, их воспитывающее значение, эффективность и разнообразие методов и методических приемов воспитывающего порядка, направленность воспитательных мероприятий и эффективность их осуществления, соответствие нагрузки подготовленности и по возрасту занимающихся, контроль степени утомления, формирование осанки, характеристика нагрузки.
Руководящая роль учителя: владение голосом, правильность команд и распоряжений, умение выбрать место на уроке, опрятность одежды, подтянутость, осанка, умение учителя держаться перед классом, авторитетность, стиль руководства, осуществление индивидуального подхода к учащимся, терминологическая грамотность.

Тема 4.2 Хронометраж плотности урока физической культуры и здоровья

Цель хронометрирования урока физической культуры и здоровья – получение данных общей и моторной плотности, о распределении времени на уроке.
Хронометраж плотности урока как фактор уточнения и углубления педагогического анализа урока. Зависимость плотности урока от содержания учебного материала, типа урока, методов организации занимающихся и условий проведения урока.
Технология хронометрирования плотности урока: составление протокола хронометрирования, расчет общей и моторной плотности, оформление хронокарты плотности урока.
Основные правила хронометрирования: определение начала и окончания хронометрирования, порядок определения момента смены деятельности учащегося, заполнение граф ”Виды деятельности“ и ”Показатели секундомера“ в протоколе хронометрирования урока.
Правила классификации видов деятельности учащихся при определении рационально и нерационально затраченного времени на уроке физической культуры и здоровья. Алгоритм расчета общей и моторной плотности урока и заполнения хронокарты плотности урока.
Основные подходы к составлению текстового анализа данных хронометрирования. Причина низкой общей и моторной плотности урока. Обоснование педагогических рекомендаций по увеличению плотности урока.

Тема 4.3 Оценка динамики пульса учащихся на уроке физической культуры и здоровья

Наблюдения за изменениями пульса при выполнении упражнений на уроке физической культуры и здоровья как метод выявления динамики нагрузки, выявления ее соответствия возрасту и индивидуальным особенностям учащихся, содержанию выполняемой работы.
Технология изучения динамики пульса: составление протокола измерения частоты сердечных сокращений на уроке, обработка собранного эмпирического материала, оформление графика изменения ЧСС ученика на уроке физической культуры и здоровья, подготовка текстового анализа результатов проведенного исследования.
Правила определения момента измерения пульса. Заполнение граф ”Виды деятельности“, ”Время измерения ЧСС по минутам“, ”ЧСС за 10с“, ”ЧСС за 1 мин.“
Порядок графического оформления результатов пульсометрии.
Основные подходы к составлению текстового анализа данных пульсометрии: описание фактической динамики пульса, анализ максимальных показателей пульса и его диапазона в подготовительной основной и заключительной частях урока при решении различных задач, соответствие динамики нагрузки возрасту, подготовленности учащихся, содержанию учебного материала и условиям проведения урока.
Критерии адекватности нагрузки специфике типа урока, характеру учебного материала и особенностям состояния занимающихся по данным пульсометрии. Алгоритм формулирования рекомендаций по совершенствованию методики регулирования нагрузки на уроке на основе результатов измерения частоты пульса.

Тема 4.4 Педагогический анализ урока физической культуры и здоровья

Педагогический анализ урока как отражение всех сторон деятельности учителя (воспитательной, образовательной, оздоровительной и организационной) в каждой части урока. Структура педагогического анализа урока: анализ плана-конспекта урока, анализ проведения каждой части урока, выводы и предложения по совершенствованию методики и организации проведения урока.
Анализ плана-конспекта урока. Критерии оценки корректности постановки задач урока: соответствие плана-конспекта содержанию поурочного плана, конкретность и направленность, правильность формулировки. Оценка распределения времени для решения поставленных задач; характера и педагогической направленности организационно-методических указаний; терминологической грамотности записей; количества, очередности и направленности общеразвивающих упражнений, их соответствия возрастным особенностям, подготовленности учащихся и условиям проведения урока. Адекватность методики обучения двигательным действиям (состав и последовательность подводящих упражнений, методы обучения, нормирование нагрузки, индивидуализация обучения). Обоснованность методики направленного развития двигательных способностей (подбор соответствующих возрасту и подготовленности учащихся средств и методов, определение параметров нагрузки, контроль результатов).
Анализ подготовительной части урока. Оценка эффективности организационных и методических действий учителя: подготовки условий занятия; своевременности начала урока, раздачи и сбора инвентаря; целесообразности построений и перестроений учеников, методов организации учеников при выполнении разминки, выбора места учителя для управления работой занимающихся; обоснованности использования средств и методов обеспечения наглядности обучения; терминологической грамотности и качества командного голоса; характера указаний и замечаний учителя; соответствие динами нагрузки основной части урока; оздоровительной значимости подготовительных упражнений.
Анализ основной части урока. Характеристика и решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач урока: рациональность размещения групп занимающихся в зале или на площадке, качество организации урока и используемые методы организации учащихся, уровень технической подготовленности учителя, целесообразность подбора методов обучения двигательным действиям и направленного развития двигательных способностей. Требовательность к учащимся и оценка их деятельности, привлечение помощников, индивидуальный подход в методических указаниях, методика исправления ошибок в технике движений, распределение внимания учителя между группами и учениками, характеристика соответствия нагрузки возрасту и специфике решаемых задач урока, использование дополнительных упражнений для повышения плотности урока, формы поощрения и порицания, требования осанке, отношение к ученикам, обеспечение помощи и страховки.
Анализ заключительной части урока. Оценка продолжительности, содержания и организации заключительной части урока, подбора упражнений и нормирования нагрузки при решении оздоровительных задач в заключительной части. Характеристика обоснованности выставленных оценок и четкости подведения итогов урока, сообщения учащимся домашних заданий.
Формулирование выводов и предложений по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, вытекающих из педагогического анализа урока (по плану-конспекту урока, по подготовке условий для проведения урока, по выполнению поставленных задач, по деятельности учителя, по общей оценке проведенного урока).

Тема 4.5 Тестирование физической подготовленности учащихся

Педагогический контроль в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы, гимназии. Виды педагогического контроля: предварительный, итоговый; оперативный, текущий, этапный. Задачи, решаемые каждым видом контроля. Выбор информативных текстов; требования, предъявляемые к тестам и методике тестирования. Единство педагогического, врачебного контроля и самоконтроля.
Оперативный контроль и его показатели на уроке физической культуры: объективные и субъективные. Оперативный самоконтроль, показатели и методика оперативного самоконтроль.
Текущий контроль и его показатели в системе уроков физической культуры.
Этапный контроль, показание и методика их анализа. Этапный самоконтроль и методика анализа его результатов.
Дневник самоконтроля старшеклассника. Методика введения дневника, анализ результатов самоконтроля.
Система тестов для оценки физической подготовленности учащихся. Методика тестирования. Комплексная система оценки физического состояния учащихся. Общая оценка физической подготовленности школьников.
Планирование и организация проведения тестирования на уроках физической культуры. Порядок заполнения протоколов тестирования физической подготовленности. Балльная оценка результатов тестирования, расчет средних арифметических величин результатов, вычисление приростов результатов.
Оценка динамики полученных показателей. Индивидуальная и групповая динамика результатов выполнения различных тестов, возможные причины негативных тенденций изменения физической подготовленности учащихся. Сравнительный педагогический анализ результатов тестирования учащихся в течение учебного года.
Алгоритм формулирования индивидуальных рекомендаций по коррекции темпов прироста физической подготовленности и выбору средств физического воспитания, параметров нагрузки на уроках физической культуры и при выполнении домашних заданий.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X