Помощь с заданием по праву для ИИТ, пример оформления



Тема 3. Конституционное право России
1. Конституция РФ как источник права
2. Основы конституционного строя Российской Федерации
3. Федеративное устройство России: понятие и принципы
4. Система органов государственной власти Российской Федерации
4.1. Президент РФ
4.1. Федеральное собрание РФ
4.1. Правительство РФ
5. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ
6. Гражданство РФ
6.1. Понятие и принципы гражданства
6.2. Оснований приобретения гражданства

Ответ I. Конституция как источник права
Как было уже сказано ранее, Конституция входит в комплекс документов, представляющих Государственную Символику. Она является Основным Законом нашего государства.
За всю историю Российской Федерации принимались шесть Конституций (1918, 1922, 1937, 1977, 1991, 1993 годов). Действующая российская Конституция была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря 1993 года (со дня ее первого официального опубликования).
Конституция состоит из Преамбулы, двух разделов (первый – основной, а во второй включены «заключительные и переходные положения), насчитывает 9 глав и 137 статей, содержит принципиальные положения, определяющие правила политического, экономического и социального устройства нашего государства.
Многие конституции, как и российская, имеют преамбулу – вводный текст, – как правило, политической направленности. Назначение преамбулы состоит в обозначении пройденного страной пути, необходимости дать характеристику общества на современном этапе его развития, раскрыть сущность и главные задачи государства, цели конституции, а также провозгласить ее принятие. Объем преамбулы – это дело каждой конкретной страны и подхода создателей конституции.
Текст преамбулы Конституции РФ невелик и лаконичен. Но, несмотря на компактность, преамбула имеет концептуально–идеологическую нагрузку. Так, она содержит идею приоритета прав и свобод человека, настраивая общество на внутренний (гражданский) мир. В преамбуле последовательно отражена идея сохранения государственного единства России, возрождения суверенной государственности в сочетании с равноправием и самоопределением народов. В ней также подчеркнута направленность усилий на то, чтобы обеспечить благополучие и процветание России, думать об ответственности за настоящее и будущее, жить по правилам мирового сообщества. Такое емкое содержание при компактном тексте – несомненная удача составителей Конституции.

Ответ II. Основы конституционного строя Российской Федерации
Существование правовой системы невозможно без основополагающих идей, принципов, в соответствии с которыми строится и функционирует феномен права в любом государстве. Важность этих положений заставляет искать надлежащую форму для их за крепления. Для нашего государства нормативно-правовым актом высшей юридической силы является Конституция, и глава 1 Конституции РФ посвящена основам конституционного строя.
Конституционный строй — общественный строй и устройство государства, закрепленные в Конституции. Общественный строй — есть сочетание экономической и политической систем общества, устройство государства определяется через формы государства (форму правления, политический режим и т. д.).
Конституция сама по себе представляет основы, фундамент для других отраслей, однако глава 1 этого закона имеет особое положение даже в самой Конституции, поскольку все остальные ее статьи (не говоря уже о других законах и подзаконных актах) должны соответствовать нормам основ конституционного строя.
Следовательно, основы конституционного строя — закрепленные в Конституции исходные положения, в соответствии с которыми определяется конституционный строй страны, строится все правовое регулирование. С другой стороны, конституционный строй понимается как способ организации общественных отношений, где государство ограничено правом и прежде всего конституцией, в которой находят отражение идеи прав человека, подчиненности государства интересам личности, всемерная защита прав и свобод человека и гражданина и др. Поэтому основополагающие идеи демократии и свободы в стране так же раскрываются в основах конституционного строя.
Особое положение основ конституционного строя в известном смысле позволяет считать их системой принципов конституционного строя.

Система принципов конституционного строя:
1. Демократизм.
В статье 1 Конституции утверждается, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», причем согласно статье 2 «наименования Российская Федерация и Россия равнозначны». Согласно этому принципу, с одной стороны, народ свободно участвует в осуществлении государственной власти (через референдумы, выборы, представительные органы государственной власти). С другой же стороны, подразумевается свобода людей от чрезмерной опеки государства, то есть существование демократического режим (многообразие, плюрализм в политической системе, свобода слова и вероисповеданий, право на защиту своих прав и свобод и др.).
2. Федерализм (ст.ст. 1, 5).
Национально-территориальные особенности нашей страны обусловили федеративную структуру государственного устройства (союзного государства) для формирования системы государственной власти. 89 равных субъектов федерации (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург) взаимодействуют с органами власти РФ на основе Конституции и отдельных договоров о разграничении полномочий. Несмотря на определенные трудности, эта форма на данном этапе исторического развития позволяет наиболее полно учитывать специфику многонационального государства, сглаживая в некоторой степени неизбежные в переходный период противоречия.
3. Верховенство права.
Этот принцип закреплен в провозглашении России правовым государством (ст. 1). Конституция РФ и федеральные законы обладают высшей юридической силой, что «обязывает к соответствию» другие нормативные акты, как федерального уровня, так и субъектов в составе РФ. Статус верховенства имеет именно право, поэтому соответствующую силу получают только те акты, которые были изданы с соблюдением процедуры их принятия в отсутствии противоречий с нормами высшей юридической силы. Особое место занимают общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, которые обладают приоритетом в применении перед нормами российских актов.
4. Приоритет прав и свобод человека и гражданина.
Данное положение раскрывается в статье 2 Конституции, которая объявляет права и свободы человека высшей ценностью. Это ставит государственную машину в подчинение законным интересам личности, поэтому признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства. В связи с этим Россия признается социальным государством (ст. 7), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Гарантируется свобода вероисповедания (ст. 14) и свобода политических взглядов (ст. 13).
5. Суверенитет Российской Федерации (ст. 4).
Характеризуется прежде всего верховенством государственной власти, которая обладает для осуществления своих функций максимальным объемом полномочий, включая право устанавливать правила общественной жизни, обеспечивать всеми мерами правопорядок, диктовать свою волю другим субъектам (в рамках, установленных законом). Государственная власть разделена между разнообразными органами, выполняющими общие задачи и действующими в соответствии друг с другом. Суверенитет неразрывно связан с независимостью, самостоятельностью государства в международных отношениях. Хорошо организованный и эффективно работающий государственный аппарат, наличие материальных ресурсов (полезных ископаемых, развитого промышленного производства), признание и сотрудничество других государств создают политические, экономические и международно-правовые гарантии суверенитета Российской Федерации.
6. Экономическая свобода (ст. 8, 9).
Он закрепляется наряду с другими принципами. Статья 8 говорит о единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств. Государство признает и равным образом защищает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности.
7. Разделение властей (ст.ст. 10-12).
Этот принцип — необходимое требование к устройству любого демократического государства. Законодательная, исполнительная и судебная ветви образуют надежную систему «сдержек и противовесов». Каждая власть наделяется самостоятельной компетенцией (сферой деятельности) и правом контроля за действиями других властей, что позволяет предотвратить нежелательные последствия сосредоточения огромных полномочий в одних руках.
Поскольку конституционные принципы образуют систему, то каждый из них тесно связан с другими, и поэтому невозможно отделить демократизм от экономической свободы, а суверенитет государства от верховенства права.

Ответ III. Федеративное устройство России
Исторически сложившиеся особенности нашего государства (территориальная протяженность, большое количество национальностей, различный уровень развития и определенная эко¬номическая специализация регионов) сделали необходимым обращение в условиях сегодня¬шнего дня к модели союзного государства с самостоятельными территориально-полити¬че¬скими образованиями внутри него.
В главе 3 «Федеративное устройство» указано, что России является федерацией, имеющей в своем составе три вида субъектов: государства (республики); национально-территориальные образования (автономная область, автономные округа); территориальные, или территориально-государственные, образования (края, области, города федерального значения). На сегодняшний день в Российскую Федерацию входит 83 субъектов — 21 республика, 9 краев, 46 областей, 4 автономных округа, 1 автономная область и 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).
Федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и субъектами (ст. 67, 71-73), равноправии и само¬определении народов РФ. Россия — единое государство, поэтому внутри ее границ не до¬пускается неправомерное ограничение перемещения людей, товаров и услуг (ст.ст. 74, 75). Органы цент-ральной государственной власти и государственной власти субъектов образуют систему испол¬нительной власти, предусматривающую подчинение нижестоящих органов вышестоящим (ст.ст. 77, 78).
Раз¬граничение полномочий установлено с учетом равноправия народов (ст. 66, п. 4). При этом круг предметов ведения, определяемый Конституцией, равен для всех субъектов. Самоопределение народов проявляется в свободе решения политических вопросов внутри субъекта (ст. 66, п. 5; ст. 67, п.3), т.е. стать ли республикой или преобразоваться в автономную область, присоединиться к другому субъекту, ликвидировать автономию и т. д.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации имеет 2 части. С одной стороны, Россия — полноправный участник международного сообщества государств (ст. 79). В этой сфере конституционно-правовой статус раскрывается через признаки, характерные для любого государства: суверенитет, федеральные законы, целостная территория, единое гражданство, государственный язык, аппарат государственной власти, государственные символы (герб, флаг, гимн), столица РФ (ст. 68-70). С другой стороны, Конституцией урегулированы отношения России с субъектами, входящими в ее состав. Статьи 71-73 очерчивают круг предметов ведения Российской Федерации в различных сферах. Эти полномочия составляют вторую, «внутреннюю» часть конституционно-правового статуса нашего государства.
Республики, относящиеся к субъектам РФ, являются государствами в составе России, обладающими всей полнотой власти в пределах своей компетенции. Как государства республики характеризуются своими конституциями и законами, государственной властью, гражданством, территориальной целостностью, возможностью установления государственного языка наравне с русским, символами государства (ст. 68, п. 2).
Остальные субъекты действуют на основе своих уставов и законодательства. Как и республики, они устанавливают собственную систему органов государственной власти, обладают собственной территорией.

Общими правилами разграничения являются:
1. Установление перечня сфер, находящихся в исключительном ведении РФ (ст. 71). Как правило, эти полномочия касаются областей, в которых требуется приложение усилий всего государства или представляющих особую ценность и значимость для федерального уровня власти:
а) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;
б) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств;
в) установление системы и формирование федеральных органов государственной власти;
г) федеральная государственная собственность и управление ею;
д) федеральные налоги и сборы;
е) энергетика, транспорт, связь, космос, ядерные и расщепляющиеся материалы;
ж) внешняя политика и международные отношения,
з) оборона и безопасность, государственная граница;
и) судоустройство, прокуратура,
к) основные отрасли права (гражданское, уголовное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное законодательство),
л) стандарты и эталоны, государственные награды и почетные звания РФ,
м) федеральная государственная служба и др.
2. Установление перечня предметов совместного ведения РФ и субъектов (ст. 72) — эти сферы более близки субъектам, однако участие центра в качестве координатора и контролера по этим вопросам необходимо:
а) обеспечение соответствия нормативных актов субъектов Конституции РФ федеральным законам,
а) защита прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств,
б) вопросы природопользования,
в) разграничение государственной собственности,
г) общие вопросы образования, воспитания,
д) физкультуры и спорта,
е) координация здравоохранения и социальная защита,
ж) борьба с катастрофами и стихийными бедствиями,
з) общие принципы налогообложения,
и) отдельные отрасли законодательства (административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, об охране окружающей среды и др.),
к) кадры правоохранительных органов, адвокатура, нотариат,
л) защита малых народов,
м) общие принципы организации системы государственной власти и местного самоуправления,
н) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов,
о) выполнение международных договоров РФ и др.

3. Разграничение сфер полномочий Российской Федерации и субъектов федерации построено на остаточном принципе. Другими словами, как сказано в статье 73: «Вне пределов ведения РФ и полномочии по предметам совместного ведения субъекты обладают всей полнотой государственной власти».
С одной стороны, такое положение вещей позволяет наиболее полно реализовать положительные стороны федеративного устройства с точки зрения прав субъектов. Ведь все, что выходит за рамки компетенции центра или предметов совместного ведения, уже не может служить объектом для притязаний со стороны общефедеральных органов государственной власти.
С другой стороны, опасения по поводу чрезмерного усиления прав субъектов тоже излишни, поскольку индивидуальное разграничение (в рамках договоров федерации и субъектов) решает эти проблемы более или менее успешно.
Первая группа предметов регулируете: исключительно федеральными законами, принимаемыми РФ и имеющими прямое действие по всей ее территории. Регулирование второй части, относимой к совместному ведению, осуществляется и РФ, и субъектами, которые участвуют в процедуре принятия закона и издают собственные нормативные акты до урегулирования вопросов совместного ведения на федеральном уровне. В случае противоречия федерального закона и нормативно-правового акта субъекта в сфере совместного ведения подлежит применению федеральный закон. Сфера всей полноты государственной власти субъектов целиком отдана их правовому регулированию, и в случае противоречия с федеральным законом здесь уже будет действовать нормативно-правовой акт субъекта.
Как уже отмечалось выше, важную роль в разграничении предметов ведения и полномочий играют договоры и соглашения между органами власти Российской Федерации и органами власти субъектов. Процедура заключения таких договоров и соглашений регулируется Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 24 июня 1999 года.
Проект договора о разграничении полномочий и предметов ве¬дения готовится специальной комиссией при Президенте. После рассмотрения в представительном органе субъекта и Совете Феде¬рации, договор подписывается Президентом РФ и уполномочен¬ными должностными лицами субъекта.
Соглашения, заключаемые между органами власти Российской федерации и субъектов, играют вспомогательную роль. Во-первых, они заключаются только между органами исполнительной вла¬сти РФ и субъектов. Во-вторых, на основе договоров о разграни¬чении и федеральных законов, содержащих положения о разгра¬ничении предметов ведения и полномочий между Российской Фе¬дерацией и субъектами. В-третьих, конкретизируя положения зако¬нов и договоров, соглашения предусматривают передачу осуще¬ствления части полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъекта и иные, связанные с этим, вопросы (условия и порядок такой передачи, финансирование дополнительных расходов, вызванных возложением дополнитель¬ных обязанностей на сторону, принявшую на себя осуществление дополнительных полномочий и др.)

Ответ IV. Система органов государственной власти
IV.1. Президент РФ
Решение о введении в России поста Президента было принято 17 марта 1991 года в результате всенародного голосования на рефе¬рендуме, а первые президентские выборы состоялись 12 июня того же года. Первоначальное конструктивное сотрудничество главы исполнительной власти со Съездом народных депутатов и Верхов¬ным Советом РСФСР, особенно после событий августовского пут¬ча, сменилось сначала недоверием, которое выразилось в отказе продлить срок чрезвычайных полномочий Президента, полученных для проведения экономических преобразований, а затем перешло в открытую конфронтацию. Итогом этого противостояния стали пе¬чально известные октябрьские события 1993 г.
С принятием новой Конституции в 1993 г., статус Президента РФ претерпел значительные изменения. Президент РФ является главой государства. В соответствии с Конституцией и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики, представляет РФ внутри страны (например, приведении переговоров о разграничении предметов ведения между Россией и субъектами в ее составе) и в международных отношениях. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Одна из задач Президента — обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти и принятие мер по охране суверенитета, независимости и целостности государства. Президент РФ обладает неприкосновенностью.
Порядок выборов Президента определяется Конституцией РФ и Федеральным законом «О выборах Президента РФ» от 31 декабря 1999 года. Президентом может быть избран гражданин РФ, не моложе 35 лет и постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Избрание происходит на всенародных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При вступлении в должность Президент, в присутствии членов Федерального Собрания и судей Конституционного суда, в торжественной обстановке, приносит присягу народу. Срок полномочий Президента — 6 лет, причем одно лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Однако до истечения срока полномочия могут быть прекращены в случае отставки, стойкой неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои обязанности либо отрешения от должности (импичмента).
Процедура отрешения от должности
При отрешении от должности Государственная Дума должна выдвинуть против Президента обвинение в государственной изменили ином тяжком преступлении. Это обвинение подтверждается заключениями Верховного Суда и Конституционного Суда о наличии в действиях Президента состава преступления и о соблюдении порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении от должности в течение трех месяцев принимает Совет Федерации. За выдвижение обвинения и за отрешение от должности должно проголосовать не менее двух третей депутатов соответствующей палаты.
Основные полномочия Президента охватывают целый ряд сфер государственной деятельности. При его участии проходит назначение высших должностных лиц государства — Председателя Правительства, Председателя Центробанка, заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, судей, Генерального Прокурора. Президент возглавляет Совет Безопасности, формирует Администрацию Президента, назначает и освобождает высшее командование вооруженных сил, полномочных представителей Президента и дипломатических представителей в иностранных государствах. Президент назначает референдум, выборы и распускает Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы. Он является Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры. В порядке, установленном законом, он вводит чрезвычайное положение. В ведении Президента — решение вопросов гражданства, награждений и помилования.

IV.2. Федеральное собрание
1. Федеральное собрание, или парламент РФ, является законодательным органом России. Принадлежность Федерального Собрания к законодательной ветви власти определяет круг его полномочий: они касаются деятельности по рассмотрению и принятию законопроектов, вопросов назначения высших должностных лиц государства и других проблем политического значения (согласие на введение чрезвычайного положения, объявление амнистии и др.).
Федеральное собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, заседающих, как правило, раздельно. Такая структура парламента, именуемая «бикамеральной», прежде всего, позволяет обеспечить представительство наиболее широкого круга влиятельных политических сил, чье мнение нельзя не учитывать при принятии законов. С другой стороны, в основу формирования нижней и верхней палаты парламента положены разные принципы. Традиционно верхнюю палату формируют из консервативно настроенных элементов, которые уравновешивают радикализм отдельных депутатов, а порой и целых групп нижней палаты. Используя эти различия в политических симпатиях и антипатиях,
Президент и правительство, действуя по принципу «разделяй и властвуй», могут обеспечивать прохождение через парламент нужных им законов (нужное большинство голосов депутатов позволит преодолеть отклоняющее решение верхней палаты) и блокировать неугодные законодательные инициативы (например, если нижняя палата принимает «невыгодный» законопроект, его прохождение легко можно остановить еще на стадии одобрения в верхней палате).
2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Являясь постоянно действующим органом, Совет Федерации регулярно проводит свои заседания. Для ведения заседаний и обеспечения внутреннего распорядка избирается Председатель Совета Федерации и его заместители. К ведению Совета Федерации относятся:
•одобрение или отклонение законопроектов, принятых Государственной Думой
•утверждение изменения границ между субъектами
•утверждение указа Президента о введении чрезвычайного или военного положения
•решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории
•отрешение Президента от должности
•назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда
•назначение выборов Президента.
•назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора и др.
По вопросам, отнесенным к его ведению, Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией.
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 5 лет.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
К ведению Государственной Думы относятся:
• рассмотрение и принятие законопроектов;
• дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ;
• решение вопроса о доверии Правительству;
• назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центробанка, Уполномоченного по правам человека;
• объявление амнистии;
• выдвижение против Президента обвинения для отрешения его от должности.
Государственная Дума действует в период сессий (с 12 января по 20 июня и с 1 сентября по 25 декабря). Как и Совет Федерации, по вопросам, отнесенным к ее ведению, она принимает постановления. Ведение заседаний и вопросы внутреннего распорядка возложены на Председателя Думы и его заместителей.
Комитеты и комиссии палат Федерального собрания являются постоянно действующими органами соответствующих палат. Комитеты осуществляют разработку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют парламентские слушания, к их ведению относят и другие вопросы. Комиссия отличается от комитета тем, что ее деятельность ограничивается определенным сроком или конкретной задачей (например, Государственная Дума может образовать комиссию для дачи заключения о выдвижении обвинения против Президента).
Система «сдержек и противовесов», лежащая в основе демократической структуры разделения властей, активно работает не только в условиях конструктивного взаимодействия различных государственных органов. В арсенале инструментов политического воздействия на соперничающих субъектов высшего эшелона государственных органов есть и механизмы давления, которые можно Применить в случае возникновения неустранимых разногласий по принципиальным вопросам. Таким инструментом, находящимся в Руках Президента и применяемым против Государственной Думы, является роспуск нижней палаты парламента, а принципиальным противоречием, делающим необходимым задействование данного Инструмента, — разногласия по поводу Правительства.
Государственная Дума может быть распущена в случае, если она:
а) Выразила недоверие кабинету министров после постановки этого вопроса самим Правительством;
б) Сделала это дважды в течение 3 месяцев по собственной инициативе.
Роспуск Государственной Думы неизбежен, если нижняя палата трехкратно отклонила кандидатуру Председателя Правительства, предложенную Президентом.
Правовые механизмы, обеспечивающие восстановление нормальной структуры государственных органов и ограничивающие злоупотребление правом роспуска, закреплены в ст. 109 Конституции РФ. Во-первых, Государственная дума, выразившая недоверие Правительству, не может быть распущена в течение 1 года после ее избрания, а также в период осуществления процедуры импичмента. Аналогичный запрет установлен на период действия военного и чрезвычайного положения на всей территории РФ и в 6-месячный период до окончания полномочий Президента. Во-вторых, распустив нижнюю палату, Президент обязан назначить дату выборов с тем, чтобы новая Государственная Дума собралась не позднее, чем через 4 месяца с момента роспуска.
4. Законодательный процесс — процедура принятия законов — начинается с внесения законопроекта на рассмотрение в Государственную Думу.
1) Этим правом (правом законодательной инициативы) обладают Президент, палаты Федерального Собрания, отдельные депутаты Федерального Собрания, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов. Высшие органы судебной власти обладают правом законодательной инициативы по вопросам, отнесенным к их ведению. Затем идет предварительное рассмотрение законопроекта в одном или нескольких комитетах Государственной думы.
Подготовленный законопроект выносится на рассмотрение всех депутатов. Как правило, проект проходит рассмотрение в трех чтениях, с внесением поправок и редактированием в промежутках между чтениями. После принятия закона в третьем чтении (в поддержку законопроекта должно высказаться более половины от общего числа депутатов), он в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. При отклонении законопроекта Советом Федерации палаты парламента могут создать согласительную комиссию для преодоления разногласий, после чего законопроект вновь направляется в Думу.
Отклонение проекта Советом Федерации может быть преодолено, если законопроект повторно поддержало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной думы. Законопроект, одобренный Советом Федерации или не рассмотренный им в течение 14 дней, направляется Президенту для подписания и обнародования. Если Президент в течение 14 дней отклонит этот законопроект, то он подлежит рассмотрению в установленном порядке. Если же Государственная дума и Совет Федерации при повторном рассмотрении отклоненного Президентом законопроекта одобрят его большинством голосов в две трети от общего числа депутатов палат — Президент обязан подписать и обнародовать этот закон в течение 7 дней.
По вопросам, предусмотренным Конституцией, принимаются Федеральные конституционные законы (например, Федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде», «Об арбитражных судах», «О референдуме»). Ввиду их особой важности, Федеральные конституционные законы считаются принятыми, если они одобрены 2/3 депутатов Государственной думы и 3/4 членов Совета Федерации. Президент не вправе отклонить такой закон и в течение 14 дней обязан подписать и обнародовать его.

2) Особая процедура установлена для изменения Конституции РФ. Существуют 3 способа пересмотра ее положений:
а) на Конституционном Собрании;
б) путем всенародного голосования (референдума);
в) при помощи федерального конституционного закона, одобренного субъектами, входящими в состав РФ (последним способом можно изменить только 3-8 главы Конституции).
Предложить поправку к Конституции могут Президент РФ, палаты Федерального Собрания, Правительство, законодательные (представительные) органы субъектов или группа депутатов численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы.

3) Согласно Федеральному закону «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 4 марта 1998 года:
а) Поправка в форме проекта федерального конституционного закона вносится в Государственную Думу с обоснованием необходимости ее принятия и приложением перечня законов, изменение, отмена или принятие которых потребуется после одобрения вносимой поправки. Предложение проверяется в соответствующем комитете Государственной Думы, и если все требования закона соблюдены — нижняя палата принимает проект закона к рассмотрению;
б) Если проект, пройдя 3 чтения, получил одобрение не менее 2/3 от общего числа депутатов, его направляют в Совет Федерации, где он подлежит обязательному рассмотрению (то есть не допускается вариант, при котором нерассмотрение проекта закона будет считаться молчаливым одобрением его со стороны Совета Федерации). Если в Совете Федерации за поправку высказались не менее 3/4 от общего числа членов — закон считается принятым и подлежит опубликованию для всеобщего сведения (не путать с официальным опубликованием!). Затем его направляют в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для рассмотрения;
в) Законодательный (представительный) орган субъекта должен рассмотреть закон о поправке к Конституции в срок не позднее 1 года со дня его принятия. По результатам рассмотрения закона в субъектах Совет Федерации ведет учет данных и по истечении годичного срока, отведенного для рассмотрения закона в субъектах на своем заседании издает постановление, в котором устанавливает результаты рассмотрения. Президент РФ или законодательные органы субъектов вправе обжаловать это постановление в Верховный Суд Российской Федерации, имеющий право своим решением потребовать пересмотра постановления;
г) В течение 7 дней со дня установления результатов рассмотрения закон направляется Пре¬зиденту РФ, который в 14-дневный срок подписывает его и осуществляет официальное опубликование. Если закон не получил одобрения как минимум в 2/3 субъектах РФ, он не поступает к Президенту, и повторное внесение предложения о данной поправке допускается не ранее, чем через год, после установления результатов рассмотрения Советом Федерации;
д) Закон о поправке к Конституции, как правило, вступает в силу с момента его официального опубликования. Кроме того, в месячный срок с момента вступления поправки в силу официально публикуется весь текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками и указанием даты вступления их в силу. При этом если поправкой исключается какое-либо положение Конституции, то номера и наименования исключенных глав, статей или их частей сохраняются.

5. Депутатом высшего органа представительной власти может быть гражданин России, достигший к моменту выборов установленного возраста (для Государственной Думы — 21 года). Одно и то же лицо не может быть членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы одновременно.
Порядок избрания депутатов в нижнюю палату парламента определяется Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания» от 24 июня 1999 года.
Депутат Государственной Думы работает на постоянной профессиональной основе — за выполнение своих обязанностей он получает плату и не может совмещать депутатскую деятельность с иными занятиями, кроме преподавания, науки и иного творчества Депутат осуществляет свою деятельность в следующих формах:
• участие в заседаниях своей палаты или совместных заседаниях;
• участие в работе соответствующих комитетов и комиссий, фракций и депутатских групп;
• выполнение поручений палат Федерального Собрания;
• участие в парламентских слушаниях;
• обращение с депутатским запросом;
• работа с избирателями.
Осуществление депутатской деятельности подкреплено следующими гарантиями:
1. Право законодательной инициативы (депутат может вносить законопроекты на рассмотрение Государственной думы, а группа, численностью не менее одной пятой от числа депутатов палаты — предложения о поправках и пересмотре положений Конституции).
2. Депутатский запрос — обращение депутата или депутатской группы к государственным органам и должностным лицам должно быть рассмотрено ими. Ответ дается в течение 15 дней.
3. Неприкосновенность депутата — в течение срока полномочий депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут обыску без согласия соответствующей палаты парламента, кроме случаев задержания на месте преступления. Для привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, в соответствующую палату вносится представление Генерального прокурора для получения согласия на лишение неприкосновенности.
4. Материальное обеспечение. Помимо денежного вознаграждения за выполнение обязанностей депутата, ему возмещаются расходы по проживанию в гостинице, по переезду в Москву как самих депутатов, так и членов их семей, прочие расходы, связанные с депутатской деятельностью (бесплатный проезд и др.). Эти и другие гарантии депутатской деятельности закреплены в законе «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 3 мая 1994 года.

IV.3. Правительство Российской Федерации
Единую систему государственных органов исполнительной власти возглавляет Правительство Российской Федерации. Его деятельность регулируется специальным Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации».
В состав этого коллегиального органа входят: Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы, а заместители председателя и федеральные министры — Президентом по представлению Председателя Правительства. В структуре Правительства по предложению Председателя может создаваться Президиум. Это подразделение, включающее узкий круг членов Правительства, образовывается для рассмотрения оперативных вопросов, и любые решения Президиума могут быть отменены Правительством. Функции обеспечения деятельности Правительства и контроля над исполнением принятых решений выполняет Аппарат Правительства.
Будучи назначенными на должность, члены Правительства обязаны регулярно представлять в налоговые органы сведения о своих доходах и находящихся в их собственности других объектах налогообложения, а также не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме творческой, преподавательской или научной, использовать в личных интересах средства и ресурсы, предоставленные для служебных целей, и получать вознаграждение из источников, не предусмотренных федеральным законодательством для членов Правительства. В целях соблюдения принципа разделения властей члены Правительства не могут занимать должности в выборных представительных органах.
Правительство РФ наделено полномочиями в различных сферах внутренней и внешней политики.
В сфере экономики:
— осуществляет регулирование экономических процессов;
— управляет государственной собственностью;
— составляет планы и прогнозы экономического развития;
— принимает меры по защите отечественных производителей.
В кредитно-финансовой сфере:
— разрабатывает, представляет Государственной Думе бюджет и отчитывается о его исполнении;
— разрабатывает и реализует налоговую политику;
— осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
— разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
В социальной сфере:
— обеспечивает реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения;
— принимает меры по реализации трудовых прав граждан, сокращению и ликвидации безработицы;
— обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
— взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями.
В сфере науки, культуры, образования:
— разрабатывает меры государственной поддержки науки;
— обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования;
— развивает систему бесплатного образования;
— обеспечивает государственную поддержку культуры.
В сфере законности и правопорядка:
— участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества, государства;
— осуществляет меры по охране прав и свобод граждан и борьбе с общественно опасными явлениями;
— содействует развитию и укреплению правоохранительных органов;
— осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.
В сфере обороны и государственной безопасности:
— организует оснащение и обеспечение Вооруженных Сил;
— обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих;
— принимает меры по охране государственной границы;
— руководит гражданской обороной.
В сфере внешней политики и международных отношений:
-обеспечивает присутствие РФ в иностранных государствах и международных организациях;
— заключает международные соглашения и следит за их выполнением;
— отстаивает геополитические интересы РФ и защищает граждан РФ за пределами ее территории;
— осуществляет государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности и международного научно-культурного сотрудничества.
Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство издает постановления и распоряжения, подписываемые Председателем Правительства, и обязательные для исполнению в Российской Федерации. Как и другие нормативно-правовые акты, постановления правительства подлежат опубликованию в одно из официальных изданий (например, газете «Российские вести») не позднее 15 дней со дня их принятия и вступают в силу, как правило, со дня их подписания (постановления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу не ранее дня их официального опубликования). В случае, когда правовых актов Правительства Конституции РФ противоречат федеральным законам или указам Президента, они могут быть отменены Президентом РФ. Кроме того, акты Правительства могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Закон не ограничивает полномочия Правительства точным сроком, но устанавливает ряд правил, касающихся этого вопроса.
Прежде всего, Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом. В отставку могут подать отдельные члены Правительства. Отставка Правительства может произойти:
•по инициативе самого Правительства;
•в результате решения Президента;
•после выражения недоверия в Государственной Думе.
Инициатива отставки, проявленная самим Правительством, отнюдь не означает автоматического прекращения его полномочий. Здесь окончательное решение за Президентом, который принимает или отклоняет заявленную отставку. Если судьба Правительства решается Президентом, то после подписания соответствующего указа кабинет министров будет сменен новым.
Наиболее сложен процесс отставки Правительства с участием Государственной Думы. Его первый этап — принятие нижней палатой решения о выражении недоверии Правительству большинством голосов депутатов. После выражения недоверия вопрос о судьбе Правительства должен быть решен Президентом, который вправе объявить об отставке Правительства или не согласиться с решением Государственной Думы. Второй этап также связан с инициативой нижней палаты парламента. В случае повторного в течение 3 месяцев выражения недоверия Правительству, Конституция РФ обязывает Президента либо объявить об отставке Правительства, либо распустить Государственную думу.
Если голосование в нижней палате о недоверии проходит по инициативе самого Правительства, которое вправе поставить перед депутатами этот вопрос, то процедура значительно сокращается. Согласно ст. 117 Конституции РФ, Президент в течение 7 дней после решения нижней палаты об отказе в доверии Правительству распускает Государственную думу либо отправляет в отставку Правительство.
Конфликт властей не должен нарушать функционального единства исполнительной ветви государственного аппарата. Поэтому в случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового кабинета. Этот процесс должен начаться не позднее двухнедельного срока с момента прекращения полномочий прежнего Правительства путем внесения Президентом кандидатуры Председателя Правительства на рассмотрение Государственной Думы. После утверждения (если таковое состоится) Председатель предлагает на утверждение Президенту кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров.

Ответ V. Основы правового статуса человека и гражданина в РФ
Понятие и содержание правого статуса личности
Термин «правовой статус» широко применяется в правовой теории и нормативно-правовых актах. Он употребляется как по отношению к физическим, так и к юридическим лицам, органам государственной власти, субъектам Федерации и так далее.
Под правовым статусом подразумевается юридически закрепленное положение лица в обществе, выражающееся в определенной системе его прав и обязанностей.
Содержание правого статуса человека и гражданина включает в себя несколько элементов:
1. Порядок его приобретения и утраты. Возможность реализации правового статуса законодательство России связывает с понятием правосубъектности – возможностью и способностью своими действиями приобретать права и нести обязанности, а также быть субъектом юридической ответственности. В понятие правосубъектности входит, как более подробно описано ранее в теме «Право», правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. При этом если правоспособность принадлежит всем находящимся на территории России индивидам, дееспособность некоторых из них может быть ограничена или отсутствовать вовсе.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Кроме того, приобретение статуса гражданина России может быть связано с результатом гражданина России может быть связано с результатом приема в гражданство, восстановления в гражданстве или с иными основаниями, предусмотренными Федеральным законом от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором России.
Утрата правосубъектности человека наступает с момента его смерти. Утрата правосубъектности гражданина может наступить как с его смертью, так и в результате утраты им такого статуса. Гражданство РФ прекращается:
1) вследствие выхода из гражданства РФ;
2) по основаниям, предусмотренным Федеральным законом или международным договором РФ.
2. Права и обязанности. К ним относятся субъективные права, представляющие собой гарантированная государством мера возможного поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса; и обязанности, являющиеся видом и мерой должного или требуемого поведения, означающие целесообразное, социально необходимое поведение человека в обществе.
В правах и обязанностях фиксируются образцы, стандарты поведения, которые государство берет под защиту, считая их обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы; раскрываются основные юридические принципы взаимоотношений государства, права и личности.
3. Ответственность как элемент правового статуса человека и гражданина предполагает возможность применения к нему государственного принуждения в том случае, если он совершает противоправное деяние, предусмотренное законодательством России в качестве основания ответственности.
4. Гарантии соблюдения прав и свобод являются одним из важнейших элементов правового статуса, прежде всего потому, что они обеспечивают саму возможность его существования и реализации. Поэтому гарантии – это меры, обеспечивающие возможность реализации человеком принадлежащих ему прав и свобод. Гарантии могут быть политическими, экономическими, социальными и юридическими. Они следует отнести к определенным условиям жизни общества, мерам, предпринимаемым в соответствующей сфере жизни.
Политические гарантии зависят от уровня политического развития страны, организации власти в обществе, ее эффективности, осуществляемой ею политики. Они включают в себя демократический характер государства, народовластие, обеспечение соблюдения прав и свобод со стороны государства. Экономическими гарантиями являются меры, зависящие от экономического развития государства, его благосостояния, а также степенью предпринимательской свободы, развития рыночных отношений, уровень налогового бремени, доходов общества, развития социальной инфраструктуры, производственных мощностей и так далее. Социальные гарантии относятся непосредственно к жизнедеятельности самого общества, зависят от уровня развития гражданского общества, менталитета граждан и так далее.
Более того, правовой статус человека и гражданина включает в себя только юридические гарантии. Юридические гарантии представляют собой правовые средства реализации и защиты прав человека и гражданина, юридические меры обеспечения выполнения обязанностей. Они закрепляются в нормативно-правовых актах (прежде всего, в Конституции) и в зависимости от этого могут иметь различный уровень – конституционный, законодательный и подзаконный.
5. Правовое состояние – это юридические факты (факты, имеющие юридические последствия), не зависящие от действия конкретного физического лица, т.е. происходящие помимо его воли: рождение, вступление в брак и так далее. Гражданство, с правовой точки зрения, также является правовым состоянием, причем наиболее важным для конституционного права.

Принципы и виды правового статуса личности
Принципы правового статуса – наиболее общие, основополагающие положения, закрепленные в главе 2 Конституции РФ, на которые опирается законодатель в процессе регламентации правового статуса человека и гражданина.
К ним относятся следующие принципы:
1. Принцип гуманизма правового статуса человека и гражданина находит свое выражение в норма ст.2 Конституции РФ, устанавливающей, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
2. Принцип неотчуждаемости прав и свобод (ч.2 ст.17 Конституции РФ) имеет два значения. Во-первых, государство не вправе изъять или ограничить без веских оснований конституционные права и свободы. Во-вторых, человек не может взять на себя обязательство не осуществлять свои права.
3. Принцип самостоятельного осуществления человеком принадлежащих ему прав и свобод заключается в отказе государства и общества от детальной регламентации в законе того, что может делать человек, какие позитивные действия он вправе содержать. Конституция РФ устанавливает ограничения свободы действий человека, закрепляя перечень тех действий, которые он не должен совершать.
4. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина включает в себя закрепление в нормативно-правовых актах гарантии государством и международным сообществом возможности их реализации личностью.
5. Принцип равноправия предусматривает равенство прав и равенство людей перед правом.
6. Принцип взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человек и гражданина действует в конституционном праве в нескольких аспектах. Первый заключается во взаимосвязи прав и обязанностей субъектов правоотношений. Если одна сторона правоотношения (физическое лицо или государство) обладает закрепленными законом правами, то другая выполняет по отношению к ней определенные обязанности, и наоборот.
Второй аспект взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина состоит в следующем. Невозможно жить в обществе и быть свободным от этого общества: для нормального его развития требуется совершение определенных действий, направленных на поддержание благосостояния и защиту этого общества от неправомерных посягательств отдельных лиц. Таким образом, каждый человек обременен обязанностями, выполнение которых необходимо для нормального развития общества. Перечень этих обязанностей закреплен Конституцией РФ, а также текущим законодательством.
Правовой статус личности имеет различные виды в зависимости от ряда оснований. Так выделяют:
а) общий или конституционный статус гражданина;
б) специальный или родовой статус определенных категорий граждан;
в) индивидуальный правовой статус;
г) правовой статус физических и юридических лиц;
д) правовой статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством, беженцев;
е) правовой статус российских граждан, находящихся за рубежом;
ж) отраслевые правовые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и др.;
з) профессиональные и должностные правовые статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора);
и) правовой статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов).
Из всех перечисленных статусов наибольшее значение имеют первые три вида. Общий (конституционный) правовой статус – статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности, выполняемых функций), является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительным постоянством, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированны Конституцией РФ. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица. Общий правовой статус не в состоянии учесть всего многообразия субъектов права, их особенностей, отличий, специфики. Поэтому в него входят многочисленные субъективные права и обязанности, которые постоянно возникают и прекращаются у субъектов в зависимости от их трудовой деятельности, характера правоотношений, в которые они вступают, других ситуаций. Общий правовой статус является базовым для всех остальных.
Специальный или родовой правовой статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (например, пенсионеров, студентов, военнослужащих, вузовских работников, крестьян, рабочих, инвалидов, участников войны и т.д.). Указанные слои, группы, базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности, льготы, предусмотренные текущим законодательством.
И, наконец, индивидуальный правовой статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполнимая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.
Правовой статус личности характеризуется также и обязанностями человека и гражданина. Конституция Российской Федерации закрепляет основные обязанности человека и гражданина, в которых выражены наиболее важные требования государства к человеку и гражданину, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства и жизнедеятельность общества. В их число входят:
1. Соблюдение конституции и законов (ч.2 ст.15);
2. Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57);
3. Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58);
4. Защита Отечества (ст. 59);
5. Получение основного общего образования;
6. Уважение прав и свобод других лиц;
7. Забота о детях и нетрудоспособных родителях;
8. Забота о памятниках истории и культуры.

Ответ VI. Гражданство РФ
VI.1. Понятие и принципы гражданства
Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимосвязанных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Необходимо различать граждан и физических лиц, проживающих на территории страны. Нельзя сказать, что любой человек, находящийся в границах Российской Федерации, является ее гражданином, поэтому комплекс прав и обязанностей, характеризующих его статус, будет отличаться от статуса гражданина РФ.
К основным принципам гражданства относятся следующие положения:
1. Равенство. Закон устанавливает несколько способов приобретения гражданства, что не должно означать различия в характере и объеме приобретаемых прав и обязанностей. Это можно сравнить с ситуацией, когда у тебя есть билет на поездку в купейном вагоне фирменного поезда. В этом случае тебе (на основании этого билета) должны оказать все услуги, причем не важно, купил ли ты его за всю стоимость, за полцены, или он достался тебе бесплатно.
2. Единство. Поскольку федеративное устройство предусматривает наличие государствен¬ных образований (например, республик) в составе Российской Федерации, то проживание гражданина РФ на территории соответствующей республики автоматически означает гражданство этой республики (гражданство России как бы охватывает, «вбирает» в себя правовые связи с республиками в ее составе, следовательно, какое-либо дополнительное оформление для приобретения статуса гражданина здесь не требуется).
3. Открытый и свободный характер гражданства. Он дает возможность приобретать его на достаточно льготных основаниях (например, российским гражданином становится ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства). В то же время государство дает право на прекращение или приобретение двойного гражданства.
4. Добровольность решения вопросов о гражданстве. Лицо по своей инициативе обращается в соответствующие органы с целью приобретения гражданства. С другой стороны, никто в принудительном порядке не может быть лишен гражданства РФ. Даже утрата территориальной связи с государством из-за перемены места жительства не означает потери правовых уз гражданства.
5. Гражданин РФ может обладать двойным гражданством.
6. РФ защищает своих граждан за пределами территорией государства, за исключением случаев совершения кем-либо их них уголовно-наказуемого преступления на территории другого государства.
Нормативная база, регулирующая вопросы гражданства, основывается на статьях Конституции, развиваемых положениями Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года. На его основе действует Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента от 10 июня 1992 года.

VI.2. Оснований приобретения и прекращения гражданства
1. Любой человек может получить российское гражданство в том случае, если у него есть одно из следующих оснований:
1) Признание. В связи с распадом СССР признание гражданства осуществлялось в отношении всех граждан бывшего Советского Союза, которые постоянно проживали на территории РФ и в течение года не изъявили желания отмежеваться от правовой связи с Россией. Штамп прописки на территории РСФСР в паспорте означал автоматическое приобретение российского гражданства путем признания.
2) Приобретение гражданства по рождению (филиация). По «праву крови» если хотя бы один из родителей – гражданин РФ, то при отсутствии разногласий между ними, ребенок становится гражданином РФ. Если же гражданство родителей неизвестно, то ребенок, родившийся на территории РФ (по «праву почвы»), становится гражданином России.
3) Приобретение в порядке регистрации. Для обеспечения справедливой возможности получить гражданство в РФ в упрощенном порядке, данный способ распространяется на граждан бывшего СССР и других лиц, которые не могли приобрести его по основанию признания, но каким-либо образом (через родственников либо территориально) связаны с Россией. Регистрация осуществляется ОВД.
4) Прием в гражданство охватывает остальных лиц, желающих получить его впервые, но лишенных привилегий, которые давало в этом отношении проживание в бывшем СССР.
Как правило, обязательное условие для них – длительное (пять лет с перерывами или три года непрерывно) проживание на территории РФ, дееспособность, достижение 18-летнего возраста.
5) Восстановление в гражданстве – специфическое основание для тех, кто по каким-либо причинам утратил (добровольно или без свободного волеизъявления) гражданство РФ.
6) Приобретение гражданства в результате приема гражданства, осуществляется только президентом РФ по личному заявлению лица желающего стать гражданином России.
7) Оптация, или выбор гражданства, возможна в случае территориального изменения, а так же по другим основаниям, предусматриваемым международными договорами.
2. Прекращение гражданства происходит в следующих случаях:
1) Выход (гражданин сам принимает решение о намерении выйти из гражданства), кроме следующих случаев:
а) после получения повестки о призыве на срочную службу и до ее окончания;
б) в случае возбуждения уголовного дела и в течение действия обвинительного приговора.
в) в случае, если гражданину известны сведения составляющие государственную тайную.
2) Отмена решения о приеме в гражданство возможна в том случае, когда лицо представило заведомо ложные документы, то решение о предоставлении гражданства может быть отменено. Однако отмена невозможна, если с момента вынесения решения прошло более 5 лет.
3) Оптация.

Узнать сколько стоит решение этого задания
(ответ в течение 5 мин.)
X