Помощь с заданиями для самостоятельной работы по дисциплине «Теории личности в клинической психологии» для КПМИП



Задания для самостоятельной работы по дисциплине:
«Теории личности в клинической психологии» курса профессиональной переподготовки «Клиническая психология»

1. Психолог центра занятости консультирует женщину среднего возраста, которая недавно потеряла работу в связи с закрытием предприятия. Женщина решила освоить новую, востребованную ныне профессию, но какая сфера деятельности её привлекает, пока не определилась. Психолог предложил ей анкету для определения предпочтительного типа профессии, а потом неожиданно попросил рассказать о самом раннем детском воспоминании.
В какой теории личности был предложен этот метод?
* Какие личностные особенности позволяет определить метод ранних детских воспоминаний?
** Как может помочь метод ранних детских воспоминаний в выборе профессии?

Ответ
а. Метод ранних детских воспоминаний предложен в индивидуальной психологии А. Адлера. Согласно его теории личности в человеческой памяти бессознательно откладываются переживания по поводу событий, происходящих в раннем детстве. Они накладывают отпечаток на стиль жизни личности. В любой период жизни эти события могут вербализоваться в связи с происходящими событиями и актуальным состоянием.

б. Метод ранних детских воспоминаний используется в диагностических и психотерапевтических целях. Метод позволяет изучить особенности индивидуального стиля жизни человека, который является стержнем его личности. Согласно А. Адлеру, воспоминания никогда не могут вступать в противоречие со стилем жизни. Если стиль жизни меняется, воспоминания тоже изменятся: человек будет вспоминать другие случаи или по-другому интерпретировать те случаи, которые он помнит. Стиль жизни, по Адлеру, основан на усилиях преодоления комплекса неполноценности, он включает значение, которое человек предает миру и самому себе, его цели, направленность устремлений, способы решения жизненных проблем. Критериями для оценки стиля жизни выступают степень активности и социальный интерес.
Используя понятия современно психологии, метод ранних детских воспоминаний помогает определить такие личностные особенности как мотивационную сферу, ценностно-смысловую, особенности эмоционального реагирования, особенности самоотношения и самооценки, лидерские качества, коммуникативные качества, особенности построения межличностных отношений, невротические паттерны, характер защитных механизмов, степень зрелости личности в целом.

в. Метод ранних детских воспоминаний может помочь в выборе профессии тем, что помогает человеку осознать движущие силы своего поведения, особенности своей личности, сильные и слабые стороны. Профессиональный выбор не является чем-то отдельным от жизни человека, он вписывается в стиль его жизни. Через профессиональную деятельность человек движется по пути достижения своих жизненных целей, реализует свои способности, преодолевает комплексы. Ранние детские воспоминания для выбора профессии имеют не прямое значение, а напоминающее. Через них личность сосредотачивается на специфических для нее паттернах деятельности, отношений, индивидуальных комплексов. Через ранние детские воспоминания кристаллизуются установки личности о том, на что она вправе рассчитывать, чего необходимо избегать, к чему нужно стремиться. Все это важно для профессионального самоопределения.
Когда психолог-консультант попросил женщину, решившую освоить новую профессию, рассказать о самом раннем детском воспоминании, он обоснованно предполагал, что они помогут определить сферу интересов, предпочтений в деятельности, выявить ограничивающие установки. Это поможет направить размышления о выборе профессии.

2. Уборщица Вера Петровна уважает всех сотрудников центра психологической помощи, где она работает, но больше всех ценит Роберта Ивановича из кабинета №9. «Устраиваются же люди», — восхищается Вера Петровна. Клиенты обычно очень хвалят Роберта Ивановича, а он, с точки зрения Веры Петровны, особо не напрягается: из его кабинета обычно слышится голос клиента, тот как бы рассуждает сам с собой, а психолог только иногда повторяет последнюю фразу клиента с его же интонацией.
Как называется техника, применяемая данным психологом?
* К какому направлению принадлежит этот психотерапевт?
** В чём состоит психотерапевтический эффект описанной техники?

Ответ
а. Роберт Иванович из кабинета №9 применяет эхо-технику (или отражение эхом). Ее суть состоит в повторении отдельных слов или словосочетаний клиента без каких-либо изменений. Эта техника относится к методу активного слушания, предполагающего наличие обратной связи на слова высказывающегося. С помощью эхо-техники можно отражать эмоции и содержание.

б. Метод активного слушания, к которому относится эхо-техника, применяемая Робертом Ивановичем из кабинета №9, привнес в психотерапевтическую практику психолог гуманистического направления К. Роджерс. Свой подход он назвал клиент-центрированная психотерапия. Поэтому Роберт Иванович принадлежит к направлению клиент-центрированной терапии. В этом направлении направлена на высвобождение, активизацию собственных ресурсов личности для разрешения своих трудностей, саморазвития и личностного роста. Роль психотерапевта – поддерживающая, фасилитирующая взаимоотношения.

в. Эхо-техника дает клиенту возможность почувствовать, что он услышан и понят. Иногда эхо-техника полезна во время продолжительных пауз, она как бы приглашает клиента продолжить рассуждения, не сбивая его с нужной мысли. Если клиент выражается сумбурно, говорит не совсем ясные для него самого вещи, то получая отражение своих слов, проясняет для себя смысл собственных высказываний, высказывается точнее. Таким образом, психотерапевтический эффект эхо-техники состоит в том, что эхо-техника побуждает клиента продолжать рассуждения и довести его до какого-то вывода, важного для клиента.
Важно, чтобы эхо-техника использовалась для отражения не любых слов или словосочетаний, а тех, которые несут для клиента особую смысловую нагрузку, значимы для клиента. Определить эти значимые слова можно по сопровождающим их эмоциям (даже, если эхо-техника применяется к содержанию). Иначе она из действенного побуждающего к осмыслению метода превратиться раздражающее бесполезное повторение. Также эхо-технику не стоит применять слишком часто.

3. Первого сентября за ужином семья Петровых обсуждала впечатления от первого дня учебного года. Мама Галина Васильевна рассказывала о первом уроке в 5″В». Класс ей определённо нравился, только одна девочка вызвала опасения: она то что-то жевала, то грызла карандаш, то болтала с соседкой по парте. «Да это же эти … оральные привычки! Нам сегодня на психологии рассказывали,» — неожиданно выпалил сын, второкурсник педагогического университета Вова.
С какой теорией личности познакомился студент Вова?
* Какой возраст охватывает оральная стадия психосексуального развития?
** Как объясняют описанное выше поведение пятиклассницы сторонники теории, где описываются «оральные привычки»?

Ответ
а. Студент Вова познакомился с психоанализом, с классической его версией – теорией З. Фрейда. В данной теории личности динамика развития личности представляет собой последовательное прохождение стадий психосексуального развития.

б. Оральная стадия психосексуального развития охватывает возраст с рождения до полутора лет (0-18 месяцев). Это самая первая стадия психосексуального развития человека. Главной зоной получения удовлетворения и удовольствия на оральной стадии выступает раздражение зоны рта в виде сосания, чуть позже кусания. Само слово оральный произошло из латинского языка и означает «относящийся ко рту». Рот – первая зона организма, которой человек способен управлять.

в. В норме человек последовательно проходит все стадии психосексуального развития в ходе онтогенеза. Каждая телесная зона, из которой получили названия стадии, нуждается в определенном количестве стимуляции для нормального развития. Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт характера. Благополучное прохождение стадии зависит от опыта отношений с близкими фигурами, на оральной стадии, прежде всего, с матерью. Успешное прохождение позволяет спокойно перейти на следующий этап развития. В результате травматического опыта происходит фиксация на той или иной стадии, то есть застревание на определенных паттернах поведения. В результате фиксации уже выросший человек в минуты тревоги или слабости бессознательно возвращается к периоду, когда имел место травматический опыт. Соответственно, он проявляет свойственное для раннего возраста поведение и определенные черты характера. Фиксация на оральной стадии проявляется в том, что в моменты стресса, тревоги, сильных переживаний, человек регрессирует до стадии младенца с характерным для него оральным поведением. Оральное поведение включает в себя все то, что раздражает зону рта – сосание пальца, обгрызание ногтей или каких-то предметов, жевание жевательной резинки, обжорство, курение. К этому же можно отнести болтливость.
Вова обратил внимание на то, что описанные Галиной Васильевной привычки пятиклассницы все относятся к раздражению ротовой зоны.
На основании психоаналитического подхода можно также сделать предположения о характерологических особенностях девочки, о которой шла речь.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X