Практическая работа по дисциплине «Основы философии» для НСПК, пример оформления



Практическое занятие № 2

 

Цель занятия: формирование умения ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, ценностей, свободы и смысла жизни в основных философских концепциях современности как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

Задание 1. Заполните таблицу.

Специфические черты Западно-европейской и русской (идеалистической) философии конца XIX – нач. ХХ вв.

Философия Основные направления Ведущие представители Обсуждаемые проблемы
Западно-европейская Иррационализм Шопенгауэр Шопенгауэр доказывает, что мир зависит от познавательных способностей субъекта. Однако, интеллект при этом неосознанно работает по указке мировой воли, которая признает себя единственной энергийной основой всех личностных проявлений и даже объективного мира. Мир как вещь-в-себе можно познать. Феномены видимого мира указывают на то, что мир сам по себе есть Мировая Воля. Воля и движение едины, акт воли и действие тела – это не причина и следствие, а одно и то же действие. Воля составляет внутреннюю сущность не только психических явлений. Сила тяготения, сила магнитного поля также рассматриваются как Воля. Воля как вещь-в-себе ничем не ограничена, безосновательна, беспричинна, существует вне времени, проявляется при благоприятных условиях. Борьба в природе обусловлена расщеплением Воли.
Марксизм Карл, Маркс, Фридрих, Энгельс Философия марксизма исследует фундаментальные классичес-кие проблемы взаимоотношений человека и мира, людей между собой и сущности человека вообще. На решении этих проблем в марксистской философии основаны ее важнейшие концепции: о законах истории, о значении материального произ-водства в жизни общества, о классовой борьбе, социальной революции и т.д.
Философия жизни Ницше, Бергсон Волюнтаризм – философское направление, рассматривающее волю как высший принцип бытия.

Внимание сосредоточено на проблемах этики и эстетики. Принципиальная асистематичность делает творчество Ницше протестным по отношению к философской традиции. Мир с точки зрения Ницше – это постоянное бесцельное становление, т.е вечное повторение одного и того же. Миром управляет Воля-как-порыв, воля к власти, воля к расширению собственного я, воля-как-экспансия. Мир представляет противоборство двух начал: Апполонического и Дионисийского.

Позитивизм и неопози-тивизм Конт, Рассел, Витгенштейн Основатель позитивизма, социаль-ный реформатор. Определял по-зитивизм как нечто среднее между эмпиризмом и мистицизмом. По-лагал, что философия и наука не имеют права ставить вопрос о при-чинах явлений или о сущности вещей. Размышлять следует о том, как то или иное явление возникает.

Позитивное по Конту: реальное в отличии от иллюзорного, исследует лишь то, что доступно разуму.

Полезное в отличии от негодного («Необходимое предназначение всех наших мыслей беспрерывно улучшать условия нашего существования…»).

Достоверное в отличии от сомни-тельного. То есть, способное создать логическую гармонию.

Точное в отличии от туманного. («Достичь везде степени точности, которая совместима с природой явления и отвечает нашим настоящим потребностям»).

Противоположное негативному, пытается не разрушать, а организовывать.

Философия прагматизма Пирс, Дьюи Прагматизм (от греческого pragma, действие) – философское учение, которое рассматривает целенап-равленную человеческую деятель-ность, как определяющую харак-теристику человеческой сущности. Любой вид нашего знания всегда не завершен, гипотетичен.

Принцип Пирса (прагматическая максима) – мы постигаем предмет нашего мышления, рассматривая те его качества, которые предположительно имеют практическое значение; наши представления об этих качествах создают представление о предмете в целом. Пирс отрицает механистический детерминизм, придает особое значение творчеству случайного. Истина – это ясное, непротиворечивое на данном этапе развития знание. Истинность знания является залогом успешной практики. Ценность истины в ее полезности.

Феноменология Гуссерль Научная философия о феноменах сознания как чистых сущностях, которые создают мир идеального бытия. Рассматривая логику и математику, как наиболее достоверные науки, Гуссерль считал задачей философии теоретическое обоснование конкретных наук и науки в целом. Феноменология стала методом, который был направлен на реализацию данной задачи.
Герменевтика Гадамэр Направление философии, рассмат-ривающее понимание как условие социального бытия. Предмет гер-меневтики – сфера выражения, воп-лощающая неповторимость инди-видуальности ее и проявлений. Это метод интерпре-тации, который ос-новывается на эмпатии. Эмпатия – чувствование субъективности ав-тора и воссоз-дание его творческой мысли. Задача философии – понять жизнь исходя из нее самой. Понимание – это постижение духовного мира благодаря сопереживанию. Гадамер видел задание герменевтики не в разработке метода понимания, а в том, чтобы прояснить природы понимания и условия в которых оно способно случиться. Он противопоставляет понятие опыта теоретико-познавательным установкам.
Экзистенциализ Хайдегер, Сартр, Ясперс Экзистенциализм — философия су-ществования. Направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, сущес-твования в окружающем мире. Экзистенциализм как направ-ление философии начал зарождаться еще в середине ХХ в., а в 20-е – 70-е годы ХХ в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе.
Структурализм Леви-стросс Междисциплинарное направление в социальных науках ХХ века, объединившее различные течения на основе изучения структур, использования лингвистических моделей для анализа общества и культуры, на принципах объективизма и холизма. Структу-

рализм включал общефилософские, эпистемологические и социально-критические аспекты, его разновидности различались в зависимости от дисциплин. Основные идеи структурализма: культура рассматривается как совокупность знаковых систем (язык, наука, искусство, мода, религия и т.п.); необходимо искать принципы и способы культурной организации человеческого опыта существования, совместной жизни и деятельности, понимаемого как построение знаковых и символических систем

Критический рационализм Карл Поппер Рационализм — это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Основные идеи этого течения: проблема демаркации — отделения научного знания от ненаучного; принцип фальсификации — принцип, требующий  принципиальной опровержимости любого  постулата, принцип фаллибилизма — принцип, утверждающий, что любое научное знание подвержено ошибкам. Теория «трех миров» — теория философской концепции, утверждающая существование первого мира — мира объектов, второго мира — мира субъектов и третьего мира — мира объективного знания.  Ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний.  Активное обращение к истории науки и изучение его роста, изменения, развития. Стремление представить общий механизм развития знания как единство количественных и качественных изменений. Отказ от всяких жестких демаркаций. Подчеркивание роли философии как одного из важных факторов научного исследования. Учет и анализ социокультурных факторов возникновения и развития науки.
Психоанализ Зигмунд Фрейд, Юнг Психоанализ – это вид психической терапии, который основа на идее о том, что проблемы человека связаны с его неудовлетворенными желаниями.

В психоаналитической философии, следовательно, отстаивается точка зрения, согласно которой человеческая деятельность подчиняется определенным закономерностям, а психические процессы имеют свою детерминацию, выявление и понимание сути которой должно стать объектом пристального внимания исследователей.

Русская идеалисти-ческая Идеалисти-ческое направление Ф.М.Достоев-ский,

Л.Н.Толстой, Н.Я.Данилев-ский

В центре внимания идеалистов  — человек с нравственными и духовными поисками. Источник и цель его развития находится внутри него — это Бог. Свобода выбора человека обусловлена его личной ответственностью за свои помыслы, устремления, поступки, и это свобода всецело отдавать себя людям.

Достоевский считал, что идеалом, к которому стремится человек, является Христос. Критерий бытия человека — счастье, содержанием которого является жертвенность, сострадание, служение людям, преобразование зла в добро, осознанное стремление к идеалу.

С идеями Ф.М. Достоевского в определенном смысле сходны философские взгляды, которые выдвигал другой великий русский писатель и мыслитель Лев Николаевич Толстой (1828-1910).

Но его мнению, цель человека, ориентир социального развития — установление царства Божьего на Земле, отречение от собственных интересов ради служения Богу и ближнему. Л.Н. Толстой выдвинул свой вариант концепции ненасилия. Он считал, что с помощью насилия невозможно устраивать жизнь людей, решать возникающие в обществе проблемы. Напротив, насилие только усугубляет проблемы.

Существенный вклад в развитие отечественной и мировой философии внес русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Несомненной заслугой Н.Я. Данилевского исследователи признают разработанную им концепцию социального развития, основные идеи которой в наиболее завершенном виде изложены в книге «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869).

Согласно этой концепции история человечества представляет собой взаимодействие, борьбу и смену одних крупных социальных систем — культурно-исторических типов — другими. Сущность и неповторимость культурно-исторического типа проявляется в его религиозных, культурных, политических и социально-экономических особенностях.

Русская религиозная философия В.С. Соловьев,

Н. Бердяев

С.Булгаков

П.Флоренский

Русскую религиозную философию отличали идеи соборности, всеединствакосмизма, связанные между собой. В концепциях русских религиозных философов немало общего, но особую ценность им придает их оригинальность, неповторимость.

В. Соловьев — автор идеи «русской идеи». «Русская идея, – писал он, – это признание социальной троицы, где каждый из трех главных органических единств: церковь, государство и общество, безусловно свободно не в отъединении от других, поглощая ли истребляя их, но в утверждении безусловно внутренней связи с ними. Восстановить на земле этот верный образ божественной троицы – русская идея». Соловьев выдвигал также идею

Всеединства. Он считал, что люди должны объединиться и тем самым избавиться от всяких конфликтов, споров. Это антиплюралистическая идея. В чем-то человечество едино, а в чем-то нет, поэтому нельзя в целом говорить о единстве или неединстве человечества.

Центральное место во взглядах С.Н. Булгакова занимает софиология (наука о мудрости). София (мудрость), с одной стороны — идеальная нетварная основа реального тварного мира, мудрость Божья или Душа Мира, пронизывающая бытие или  четвертая божественная ипостась. С другой стороны, софия – это порядок в мире, который имеет вполне земное происхождение. Именно он определяет все сущее в мире.

Н.А. Бердяев в центр философии ставил человека, проблему его свободы, отношения к Богу. Онтологические позиции восходят к идеям Платона о двух мирах. Бытие по Бердяеву делится на две идеалистические реальности: мир призрачный и мрачный и мир добра, мир подлинный и идеальный. Человек оказался в материальном миру из-за грехопадения, которое он совершил. Его связь с этим миром и есть несвобода, преодолев это, он станет свободным. Человек обречен на творчество и на свободу, постоянно занимаясь деятельностью и совершенствуясь.

Ученый-энциклопедист  П. Флоренский был одновременно очень склонен к христианским ценностям. Для него природа являет собой творческое бытие, обладающее неисчерпаемым бытием, руководит которой божественная сила.  Природа является не мнимым, не феноменальным бытием, не «тенью» какого-то иного бытия, а живой реальностью.

 

Задание 2. Заполните таблицу

Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.

Представитель Философская концепция, идея Основные категории Произведения
П.Л.Лавров (1823-1900) Один из первых в России последователей позитивизма. Он был сторонником «практической философии». Человек, по его мнению, имеет право на собственный субъективный идеал, и в своих поступках он нравственно обязан следовать этому идеалу. Лаврову принадлежит идея «критически мыслящей личности», которая оказала сильное влияние на умы современников. критически мыслящая личность, человек, история «Исторические письма»
Н. Ф. Федоров (1829–1903)  осуждал преклонение не только перед теоретическим разумом, но и перед природой. Он считал природу врагом человека и призывал людей управлять ею. Федоров много рассуждал о смерти и эгоистическом отношении людей к умершим. Учение Федорова считается русской утопией, в которой он стремился соединить идеи спасения с реальностью жизни. Природа, теоретический разум «О конце истории», «Бессмертие как привилегия человека»
И. Ильин (1883–1954)  Ильин отстаивал идею существования самостоятель-ного философского опыта, который состоит в система-тическом созерцании предмета. Предмет философии, по мнению Ильина, есть Бог. Философия находится выше религии, потому что «раскрывает  Бога не в образах, а в понятиях». Ильин в своих работах много рассуждал о зле и проблеме ответственности человека. Бог, человек, история «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека»
Л.И. Шестов (1866—1938) Главной задачей философии Шестов считал выявление основ человеческой жизни. Пытаясь осмыслить трагическое положение человека в мире, он разрабатывал «философию трагедии», обращаясь к Священному Писанию. Считая, что разум и наука равнодушны к страданиям человека и поэтому не представляют подлинной ценности для личности, он обратился к религии, видя в откровении путь к личному спасению, к подлинной истине и свободе. Разум, наука, личность «Апофеоз беспочвен-ности», «Афины и Иерусалим»»
Н.А. Бердяев

(1874—1948)

Н.А. Бердяев в центр философии ставил человека, проблему его свободы, отношения к Богу. Онтологические позиции восходят к идеям Платона о двух мирах. Бытие по Бердяеву делится на две идеалистические реальности: мир призрачный и мрачный и мир добра, мир подлинный и идеальный. Бог, человек, свобода «О назначении человека», «О смысле творчества», «О рабстве и свободе человека».
П.А. Флоренский (1882—1937)  П. Флоренский был одновременно очень склонен к христианским ценностям. Для него природа являет собой творческое бытие, обладающее неисчерпаемым бытием, руководит которой божественная сила.  Природа является не мнимым, не феноменальным бытием, не «тенью» какого-то иного бытия, а живой реальностью. Бог, природа, разум «Столп и утверждение истины (Опыт православной теодицеи в 12 письмах)».
Толстой Л.Н. (1828-1910).

 

Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им истинная религия. В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни. Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. По Толстому, царство божие внутри нас и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское понимание Бога неприемлемо для него.

Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства.

Бог, человек, любовь, история, исторический прогресс «Исповедь», «В чем моя Вера?», «Путь жизни», «Царство божие — внутри нас», «Критика догматическо-го богословия»
Соловьев В.С. (1853—1900) В. Соловьев — автор идеи «русской идеи». «Русская идея, – писал он, – это признание социальной троицы, где каждый из трех главных органических единств: церковь, государство и общество, безусловно свободно не в отъединении от других, поглощая ли истребляя их, но в утверждении безусловно внутренней связи с ними. Восстановить на земле этот верный образ божественной троицы – русская идея». Русская идея, троица, Бог, человек, разум, вечная женственность, абсолют «Кризис запад-ной филосо-фии», «Исто-рия и будущ-ность теокра-тии», «Теоре-тическая фи-лософия»,  «Критика отвлеченных начал», «Оп-равдание добра»

 

Задание 3.  «Не стоит она (высшая гармония) слезинки хотя бы только того замученного ребёнка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «Боженьке». (Ф.М.Достоевский. Роман «Братья Карамазовы»). Проведите анализ этого высказывания, дайте свою оценку. 

 

В данном вопросе заключается неразрешимая дилемма, высказанная в размышлении Ивана Карамазова, одного из главных героев романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»  о том, что вся гармония мира не стоит слезинки одного замученного ребенка», приходя к выводу о том, что мир несовершенен, а благого Бога нет. Возможность существования Бога не исключается, но он совсем не добр к людям. Эта дилемма так же свидетельствует о соотношении цели и средства, о том, какими жертвами эти благие цели достигаются, оправданы ли они, есть ли в них смысл. Почему ребенка, потому что он не винен, и не должен страдать от нищеты,   агрессии других. За образом невинного ребенка стоит любая жертва, которая страдает неправомерно. Если столько жертв страдает ради социального прогресса и счастья всеобщего, то такая благая гармония мира Карамазову не нужна, и он со всем пылом своего характера и горячностью это высказывает:  «Нет! Мне ничего от этого Бога не нужно! Я такой Рай не принимаю и не приемлю! Я не могу принять мировую гармонию, ибо дети уже плакали!». И никакое прекрасное будущее этого не искупит. Этот гнев разночинной интеллигенции высказан как протест всей думающей интеллигенции конца XIX века против системы социального устройства [3, 78].

 

Задание 4. С точки зрения Толстого, нравственнее, человечнее простить врага, чем ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощенный враг должен быть нравственно воспитан. Иначе он вас снова ударит, решит, что вы струсили. Как же быть? Ждать, когда все будут нравственно воспитанными или не ждать, а начать с себя – несмотря ни на что отказаться от насилия?

Объясните, почему учение Л. Толстого (1828—1910) о смысле жизни, нравственном совершенствовании и ненасилии оказало существенное влияние на мировую культуру. В чем противоречивость и ограниченность толстовской модели общества будущего? 

Принцип непротивления злу у писателя, который всю свою жизнь посвятил поискам нравственности и источников духовности и доброты, тождественен с христианством, действительно, Л.Н. Толстой считал, что нравственнее простить врага, чем ответить ударом на удар. В этом смысле, писатель призывает к тому, что общество должно совершенствоваться, если кто-то первый покажет этому пример, и перестанет поднимать руку на другого. Только с одного какого-либо яркого примера общество начнет становиться гуманнее, а человек нравственнее и совершеннее. Чтобы изменить общество нужно начать с себя. Писатель сам являл собой пример такого нравственного преображения и очищения. И все его величайшие  произведения принизаны этой идеей. Преображение происходит с героем романов «Воскресенье», «Война и мир». Людям необходимо дарить прощение, даже если они этого совсем не заслуживают, так мы учимся понимать природу другого. Это говорит об уважении к достоинству человека, и стремлению начать диалог с дикарем и преступником с одной целью – переломить его взгляды, принципы и поведение.  Не смотря на их недостатки и совершенные ошибки, нужно любить и уважать своих близких и приучать к этому детей.

В первых древних кодифицированных законах часто действовал принцип «око за око», чаще всего на насилие люди отвечают насилием. Это приводило к частым конфликтам, войнам, истреблению человечества. И только христианский принцип «если тебя ударили по щеке, подставь другую» привел к тому, что человечество увеличилось в численности на земле. Дело не в слабости и всепрощении, безнаказанности, мазохизме и других психологических странностях. Дело в силе духа. У этой проблемы есть обратная сторона. Простить друг друга могут одинаковые по силе духа, воспитанию люди, люди разные и не понимающие друг друга простить друг руга часто не могут. Зло обязательно должно наказываться, в этом должны убеждаться те, кто не может простить и не уверен, что закон будет справедлив. Только общество сильных людей, где действуют правовые механизмы, способные регулировать и охранять общественный порядок, сможет перевоспитать преступников и агрессивно настроенных людей.

 

Задание 5. Охарактеризуйте философские воззрения А. Герцена (1812—1870), ответив на вопросы:

К какому философскому направлению принадлежит мыслитель?

Как обосновывается им принцип материальности мира природы и истории, принцип их диалектического развития?

Каково отношение мыслителя к проблеме познаваемости мира, взаимоотношениям философии и естествознания?

Как Вы понимаете его высказывание: «Личность создается средой и событиями, но и события осуществляются личностями и носят на себе их печать; тут — взаимодействие» (А. Герцен). 

 

Александр Герцен является представителем русской школы материализма или русского реализма, как о сам себя называл. Это написано в его работе «Письма об изучении природы», в которой он поднимает проблему  между естествознанием и философией. Познание этого мира возможно, по Герцену, путем познания за счет изучения науки естествознания. Таким образом, философия и естествознание связаны между собой, так как они не могут развиваться без опоры друг на друга и изучают одно и то же – окружающий нас фактический мир. Естествознание без овладения философской диалектикой не сможет создать истинную картину мира, и философия без опоры на естествознание не сможет развиваться.

Природа развивается до духа, что «сознание вовсе не постороннее для природы, а высшая степень ее развития», дух же развился позже. Герцен называет идеализм «не чем иным, как схоластикой протестантского мира», логика – только «отвлеченная разумность природы и истории…законы мышления – сознанные законы бытия». Дух – это воплощение разума, то есть человеческого сознания, ведь без человека «природа не заключает в себе смысла своего,…именно мышление и дополняет, развивает его;…мышление делает не чуждую добавку, а продолжает необходимое развитие, без которого вселенная не полна…». Герцен рассматривает человека как часть природы и подчиненным ее законам [2, c. 98].

О методе познания А. И. Герцен писал, что метод «не есть дело личного вкуса или какого-нибудь внешнего удобства»,…что он «есть самое развитие содержания, — эмбриология истины, если хотите». Подлинно научный метод, по его мнению, включает в себя три момента изучение явлений во всех изменениях при всевозможных условиях; вывод образа или формы действия их (закона), связи с другими явлениями и зависимости от явлений более общих (причины); нисхождение от общего начала к явлениям, служащее проверкой и показывающее необходимость такого существования явлений. Знание и познание в целом возможно через опыт, но просто одномерный эмпиризм, опираясь на чувственный опыт, хотя и правильно описывает факты, но бессилен раскрыть единство в многообразии, постигнуть сущность и внутреннюю закономерность природы. Необходим диалектический подход, чтобы преодолеть  крайности как эмпиризма, так и рационализма. Данные опыта человек подвергает рациональному обобщению, всякое истинное знание, отмечает он, есть результат диалектического единства чувственного и логического. Источником знания является опыт, впечатления, которые передают нам образы и вместе с тем моральное убеждение, верование, что они соответствуют предметам сущим, возбудившим их в нашем сознании…». Так пишет А.Герцен, для него реальность принципиальна познаваема [2, c. 211].

Антропология Герцена реалистична и материалистична, он твердо стоял на защите русского мужичества, исходя из необходимости освобождения трудящегося человека. В вопросе о формировании личности он стоял на позиции ее взаимодействия с социальной средой, его антропология рационалистична. Он считал, что человек вышел из «животного сна» именно благодаря разуму, и чем больше соответствие между разумом и деятельностью, тем больше он чувствует себя свободным.

 

Задание 6. Объясните сущность онтологии, гносеологии, эстетики Н. Г. Чернышевского (1828—1889). В чем смысл такого утверждения о нем: «Чернышевский стал «крестным отцом» материализма в русском мировоззрении»? Используйте для этого собственные суждения мыслителя: «…отвлеченной истины нет; истина конкретна». «Практика — этот непреложный пробный камень всякой теории — должна быть руководительницею нашей и здесь».

 

В двадцатилетнем возрасте Чернышевский стал материалистом, атеистом, республиканцем-демократом и социалистом. Чернышевский верил, что неограниченная наследственная монархия особенно предназначена для защиты угнетенных и носит надклассовый характер. Незаслуженные страдания людей вообще и хороших людей в частности являлись для него доказательством несуществования Бога. Основной целью его жизни было свержение монархии посредством безжалостной крестьянской революции.

Чернышевский высоко ценил диалектический метод, сущность которого состоит в том, что «все в мире изменяется» ввиду существования противоположных сил и качеств. Материалистам чрезвычайно трудно объяснить, как материальный процесс может вызвать психический. Чернышевский разрешает эту проблему ссылкой на учение Гегеля, согласно которому количественные изменения приводят на определенной стадии к возникновению нового качества. Аргументация Чернышевского относительно колебаний эфира и цветовых впечатлений особенно интересна.

В письме к своему сыну из Сибири Чернышевский писал: «…натуралисты напрасно и воображают, будто световые колебания эфира превращаются в цветовые впечатления. Цветовые впечатления — это те колебания, продолжающие идти по зрительному нерву, доходящие до головного мозга и продолжающие совершаться в нем. Превращения тут никакого нет» [7, c. 123]. Если бы это утверждение не заключало в себе абсурдного отождествления между волнами эфира и цветами, то его следовало бы понимать в том смысле, что даже вне человеческого организма материальные процессы содержат чувственно воспринимаемые качества цвета, звука и т. д. Отсюда можно было бы сделать вывод, что эти качества являются материальной, а не психической действительностью. Эта теория довольно широко распространена в современной философии.

В биологии Чернышевский был сторонником учения трансформизма, но относился с величайшим презрением к теории Дарвина о борьбе за существование как факторе эволюции. Он утверждал, что борьба за существование вследствие чрезмерного размножения и недостатка пищи является злом для организма и приводит к дегенерации, а не к усовершенствованию. Если бы борьба за существование являлась главным фактором эволюции, то органическая жизнь, как полагает Чернышевский, исчезла бы вообще и была замещена неорганическими соединениями, которые более устойчивы, чем организмы.

В области этики Чернышевский был сторонником теории «разумного эгоизма». Разумная личность понимает, что ее личное счастье сочетается с общим благополучием. Наиболее убедительно Чернышевский излагает свои этические теории в романе «Что делать?». Один из персонажей этого романа — Лопухов,— жертвуя собой ради блага других, говорит: «Не такой человек, чтобы приносить жертвы. Да их и не бывает, никто и не приносит, это фальшивое понятие: жертва — сапоги всмятку. Как приятнее, так и поступаешь». Некоторые рассматривают этот аргумент как неопровержимое доказательство истинности даже гедонических теорий этики. В действительности, однако, он таит в себе заблуждение малообзервации. Целью всякого нашего действия является какая-то действительная или воображаемая ценность, которую мы любим, а чувство удовольствия, которое нами переживается, — это только признак достижения цели, но, конечно, не цель сама по себе. Материалисты не могут объяснить бескорыстную любовь к таким объективным ценностям, как правда, красота или ценности другого существа, поэтому пытаются истолковать всякое действие человека как следствие его стремления к удовольствию. То, что такие люди, как Чернышевский, посвятившие всю жизнь бескорыстному служению безличным ценностям, стремились объяснить свое поведение мотивами эгоизма, часто является следствием того, что называется скромностью, которая не позволяла им прибегать к таким высокопарным словам, как «совесть», «честь», «идеал» и т. д. [5, c. 117]

В 1854 г. в Петербургском университете Чернышевский представил на соискание степени магистра философских наук диссертацию по эстетике («Эстетические отношения искусства к действительности»). Однако главным предметом научных занятий Чернышевского была политическая экономия. В своей диссертации Чернышевский подверг резкой критике идеалистические немецкие теории эстетики, «…прекрасное, — он понимал,— как полноту жизни…». Цель искусства суть воспроизведение действительности и объяснение ее. Красота живой действительности выше произведений искусства. Отрицание традиционных устоев общественной жизни, выраженное в работах Чернышевского и его единомышленника Добролюбова (1836—1861), удачно названо нигилизмом.

По мысли Чернышевского, содержание и характер философской деятельности передовых общественных сил должны определяться не отвлеченным содержанием самих философских вопросов — как бы значительны они ни были сами по себе,— но прежде всего тем практическим значением, которое постановка и разрешение этих вопросов должны иметь в деле революционного раскрепощения общества и его подъема — а высшую ступень развития.

В идейных стремлениях, в теоретическом творчестве необходимо, по Чернышевскому, строго отличать стремления, вытекающие из «действительных и законных потребностей человеческой натуры, которые необходимо требуют удовлетворения», от стремлений, которые представляют лишь замаскированную форму ухода от «соприкосновения с действительною жизнью» в «отвлеченное царство мечтаний».

Критерием для различения обоих этих видов стремлений Чернышевский признал практику: «Практика», этот непреложный пробный камень всякой теории, должна быть руководительницею нашею и здесь». При этом практика — что особенно знаменательно — выступает у Чернышевского как критерий не только в вопросах собственно практических, но также и в вопросах, которые кажутся достоянием одной лишь теории: «Практика — великая разоблачительница обманов и самообольщений не только в практических делах, но также в делах чувства и мысли. Потому-то в науке ныне принята она существенным критерием всех спорных пунктов. «Что подлежит спору в теории, начистоту решается практикою действительной жизни» [6, c. 113].

Этот свой взгляд на главенство практики Чернышевский возводил к традиции великого английского материалиста XVII столетия Бэкона «Смеем уверить,— пояснял Чернышевский,— что истинно современные мыслители понимают «теорию» точно так же, как понимает ее Бэкон, а вслед за ним астрономы, химики, физики, врачи и другие адепты положительной науки» [6, c. 198].

Список использованной литературы

 

  1. Алексеев, П. В. История философии. Учебник / П.В. Алексеев. — М.: Проспект, 2017. — 240 c.
  2. Герцен. А. И. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1948. С. 314.
  3. Замалеев, А. Ф. Летопись русской философии. 862-2002 / А.Ф. Замалеев, А.В. Малинов, Т.В. Орлова. — М.: Летний сад, 2017. — 348 c.
  4. Западная философия XIX века. Учебник. — М.: Проспект, 2015. — 504 c.
    Зотов, А. Ф. Современная западная философия / А.Ф. Зотов. — М.: Проспект, 2017. — 608 c.
  5. Иванов, О. Е. История философии. Курс лекций. Учебное пособие / О.Е. Иванов. — М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2016. — 608 c.
  6. Иконникова, Г. И. История философии XIX — начала ХХI века / Г.И. Иконникова, Н.И. Иконникова. — М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2018. — 304 c.
  7. История русской философии. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 640 c.

Самыгин, С. И. История философии / С.И. Самыгин, А.М. Старостин, И.В. Тумайкин. — М.: Феникс, 2017. — 192 c.

  1. Свергузов, А. Т. Философия. Учебное пособие / А.Т. Свергузов. — М.: Альфа-М, Инфра-М, 2015. — 192 c.
  2. http://doc.knigi-x.ru/22istoriya/229824-7-dialektika-istorii-dialektika-istorii-chelovechestva-chelovechestva-kniga-dvadcataya-perm-2016-kniga-dvadcataya-perm.php
Узнать сколько стоит решение этого задания
(ответ в течение 5 мин.)
X