Тема практического занятия: «Оценка рисков»
Требуется выявить наиболее значимые риски для проекта. Для этого команда проекта проводит групповую работу: разрабатывает проект с привязкой к реальным условиям его реализации.
Описание проекта должно включать в себя следующие данные: 1) название проекта;
2) потребитель проекта (целевая аудитория)
3) другие данные, которые команда обучающихся посчитают необходимыми.
На основе этих сведений составляют список возможных рисков, которым подвержено данный проект методом мозгового штурма. Каждый риск оценивается с точки зрения вероятности его реализации и возможного ущерба. Берутся приблизительные значения этих показателей. Рекомендуется оценка вероятности и ущерба по 10-балльной шкале. На данном этапе рекомендуется установить минимальное число выявленных рисков: обучающиеся должны определить не менее 20 рисков.
На следующем этапе отсекаются наименее вероятные риски, а также риски, связанные с незначительными потерями. Т. е. все те риски, которые, по мнению обучающихся, не требуют каких-либо управляющих воздействий. По оставшимся рискам разрабатываются меры по их управлению (предотвращению либо снижению).
Таким образом, результат работы включает следующее: 1) описание смоделированного проекта;
2) список наиболее существенных для него рисков, вероятности их реализации, возможный ущерб, меры по управлению ими;
3) список наименее существенных рисков, которые не заслуживают внимания.
Для идентификации и оценки факторов риска для конкретного предприятия использовать следующие инструменты: SWOT анализ, PEST анализ.
Шаблон для проведения SWOT анализа
Шаблон для проведения PEST анализа
- Из разработанного командой перечня возможных рисков впишите в первый столбец таблицы те факторы риска, которые могут оказать влияние на реализацию проекта.
- Оцените степень влияния каждого риска на проект по 3-бальной шкале, где:
1 балл — влияние фактора мало, любое изменение фактора практически не влияет на реализацию проекта;
2 балла — только значимое изменение фактора влияют на реализацию проекта;
3 балла — влияние фактора высоко, любые колебания вызывают значимые изменения в реализации проекта.
- Самостоятельно или с привлечением экспертов оцените вероятность изменения каждого фактора по 5-ти бальной шкале, где: 1 — низкая вероятность, 5 — высокая вероятность.
- В столбце 4 рассчитать среднее арифметическое по сделанным оценкам
- В столбце 5 рассчитать значимость фактора для реализации проекта с учетом веса (влияния фактора)
1 2 | 3 | 4 5 | ||||||
Описание фактора |
Влияние фактора |
Экспертная оценка |
Средняя оценка |
Оценка с поправкой на вес | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ | ||||||||
Фактор риска 1 |
1 |
5 |
4 |
3 |
5 |
4 |
4,2 (5+4+3+5+4) /5 | 0,10 [(4,2 / 41)х1] |
Фактор риска 2 | 2 | 1 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2,4 | 0,12 |
Фактор риска 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 3 | 2,0 | 0,05 |
… | ||||||||
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ | ||||||||
Фактор риска 1 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5,0 | 0,37 |
Фактор риска 2 | 3 | 5 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4,0 | 0,29 |
Фактор риска 3 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 1,6 | 0,08 |
… | ||||||||
СОЦИАЛЬНО — КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ | ||||||||
Фактор риска 1 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2,4 | 0,18 |
Фактор риска 2 | 1 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5,0 | 0,12 |
Фактор риска 3 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4,2 | 0,20 |
… | ||||||||
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ | ||||||||
Фактор риска 1 | 3 | 3 | 1 | 3 | 1 | 2 | 2,0 | 0,15 |
Фактор риска 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 4 | 5 | 4,6 | 0,34 |
Фактор риска 3 | 3 | 3 | 4 | 5 | 2 | 4 | 3,6 | 0,26 |
… | ||||||||
ОБЩИЙ ИТОГ | 41,0 |
с дистанционным обучением?