Практическое задание по дисциплине «Логика и основы критического мышления» для ТОГУ



Практическое занятие 1 по теме «Типология культуры и краткая характеристика культурно-цивилизационных типов»

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие типологии культуры. Основные подходы к типологизации культур. 2. Восток и Запад как культурные типы.
  2. Историческая типология культур.
  3. Понятия культурно-исторического типа в теории локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое типология культуры? Назовите ее отличительные признаки. 2. Что мешает процессу типологизации культур?
  2. Какие типологии культуры вы знаете?
  3. В чем причина многозначности понятия «цивилизация»?
  4. Насколько правомерно заявление Н.Я. Данилевского о том, что не существует всемирной истории, есть лишь история конкретных культурно-исторических типов? Какова структура культурно-исторического типа?
  5. Что представляет собой     «душа    культуры»,     «символ    культуры»     у О. Шпенглера?
  6. Дайте подробную характеристику понятиям «вызов-ответ» А. Тойнби. Приведите примеры.
  7. Возможна ли единая культура всего человечества?

 

Методические указания к проведение практического занятия:

Используя основную и дополнительную литературу уточнить понятие «типология культур», определяя критерии, по которым осуществляется выделение тех или иных типов культур, уточнить отличия классификация культурных феноменов от типологии, выделить причины многообразия типологий культуры.

Рассматривая западный и восточный типы культур дать характеристику каждого типа культуры и затем провести сравнительный анализ основных черт по основополагающим для каждой культуры направлениям: например, понимание человека, его место в мире, отношения человека и природы, отношения человека и общества.

По     вопросу     3,     проанализировав     характеристики     традиционного     и современного обществ, привести примеры и оформить их в таблицу культурных различий.

Особое внимание следует уделить теориям так называемых «локальных цивилизаций» и наиболее значительным авторам соответствующих концепций, т. к. эти идеи сыграли важную роль в становлении культурологической мысли, способствовали пониманию специфики различных культур.

 

 

Практическое занятие 2 по теме «Типология культуры и краткая характеристика культурно-цивилизационных типов»

 

Вопросы для обсуждения:

  1. Определение понятие «цивилизация». Соотношение понятий культура и цивилизация.
  2. Типология цивилизаций по С. Хантингтону.
  3. Особенности современной цивилизации. Глобализация культуры и ее влияние на межкультурную коммуникацию.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое «цивилизация»? Назовите ее отличительные признаки. 2. В чем специфика типологизации С. Хантингтона?
  2. Дайте определение понятия «глобализация».
  3. Что обозначает понятие     «глобализация    культуры?»    Какие     примеры глобализации культуры приводит К. Клакхон?
  4. Приведите примеры глобализации в сфере экономики, спорта, науки, киноискусства, одежды (моды), питания (пищи).
  5. Какое влияние оказывает глобализация на национальные культуры?
  6. Почему Хантингтон утверждал неизбежность «столкновения» цивилизаций?

 

Методические указания к проведение практического занятия:

По первому вопросу рекомендуется рассмотреть специфику понятия «цивилизация», его пониманияв различные исторические этапы. Посколькупонятие «цивилизация» является столь же многозначным, как и понятие «культура», используя основную и дополнительную литературу выписать варианты его интерпретации.

Понятие «цивилизация» имеет очень общий характер и охватывает самые различные виды обществ, следовательно, при подготовке второго вопроса, используя материалы лекции, основную и дополнительную литературу, а также интернет-источники, необходимо                                           указать             основные признаки     и                    критерии (географические границы, истоки и краткий исторический экскурс, экономический строй общества, организация политической власти, господство определенной религии, сходство природных условий и т.д. главные ценности (стереотипы). Данные занести в таблицу.

При подготовке к третьему вопросу следует уделить внимание влиянию противоречивости          процессов          социокультурной          коммуникации           в глобализирующемся обществе (конфликты и сотрудничество). Необходимо рассмотреть типичное поведение представителей различных культур в быту, семье, на работе и определить из этого особенности их межкультурного общения.

 

Форма представления результатов – устный ответ на вопрос.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X