План для самостоятельной подготовки к практическому занятию
- Вербальная коммуникация
1.1. Язык как элемент культуры. Теории связи языка, мышления и культуры
1.2. Контекстуальность коммуникации
1.3.Стиль коммуникации (прямой и непрямой; личностный и ситуационный; инструментальный и аффективный и т. д.).
- Специфика невербальной коммуникации
2.1. Физиологические и культурно-специфические основы невербальной коммуникации
2.2. Невербальные элементы коммуникации (кинесика, такесика, проксемика и т.п. в разных типах культур)
Задания для выполнения на занятии (предварительной подготовки не требуют)
Задание 1 Понаблюдайте за позами и жестами людей во время занятия, совещания, на остановке, перед началом спектакля, в транспорте. Сравните свою оценку внутреннего состояния объекта наблюдения с оценкой своего товарища. Обсудите отличия.
Задание 2 Попробуйте в течение 15 минут посмотреть латиноамериканский телесериал без звука и попытайтесь по жестам и позам героев понять, что происходит на экране.
Задание 3 Попробуйте определить настроение близкого вам человека, приняв его позу.
Задание 4 Разбейтесь на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они провели вчерашний день. У слушающих задание – в течение первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзеркаливать» его жесты. Затем принять произвольную позу и перестать «отзеркаливать» партнера. Потом поменяйтесь ролями. Результаты и ощущения обсудите в группе.
Задание 5 Выполняется в группах по три человека. Первый участник (А) принимает какую-то позу стоя или сидя. Второй участник (Б) встает или садится напротив и полностью «отражает», воспроизводит позу партнера А. Третий участник (В) будет «режиссером»: после того, как Б решит, что он уже в точности воспроизвел позу А, «режиссер» подойдет и своими руками исправит ошибки. Потом роли меняются.
Задание 6 Выполняется в парах. Сначала в каждой паре определите две темы для разговора, в одной из них вы должны быть изначально согласны друг с другом, в другой – не согласны.
Теперь начните обсуждать в парах тему, где вы друг с другом не согласны, все время сохраняя подстройку к позе собеседника.
Вторая часть упражнения. Обсуждайте тему, где вы были согласны с партнером, но подстройки быть не должно, проследите за этим.
Задание 7
Рассмотрите картинки. Что вы можете рассказать об изображенных на них людях
с дистанционным обучением?