Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Правовое регулирование деятельности средств массовой информации

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Введение 3 1 Общие положения о правовом регулировании деятельности средств массовой информации 5 1.1 Правовые основы функционирования отечественных СМИ 5 1.2 Понятие и сущность СМИ 8 2 Ограничения деятельности средств массовой информации и ответственность за нарушение законодательства в сфере деятельности 12 2.1 Правовые ограничения деятельности средств массовой информации 12 2.2 Основные положения об ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации 25 Заключение 27 Список использованных источников и литературы 29

Введение

Актуальность темы. На сегодняшний день, знание своих прав необходимо. Люди часто сталкиваются с проблемами, решить которые, а также выйти победителем можно только при знании собственных прав. Не надо забывать и об обязанностях. Ведь выполнение своих обязанностей напрямую оказывает воздействие на возможность обладания правами. Журналист каждый день попадает в ситуации, в которых действовать уверенно, а также проявить себя как профессионала сможет только при владении знаниями о своих правовых возможностях. Знание прав необходимо и в ходе сбора материала, и в беседе с теми, у кого берут интервью и при освещении тех либо других событий в письменной либо устной форме. Средства массовой информации включают телевидение, радио, фильмы, газеты, журналы и Интернет-сайты. В РФ также не стоит упускать музыкальную индустрию. Многие средства массовой информации контролируются крупными коммерческими корпорациями, которые получают доход от рекламы, подписки и продажи материалов, защищенных авторским правом. Медиа-конгломераты, как правило, считаются ведущими глобальными игроками, генерируя большие доходы, обладая сильной оппозицией. Продолжается дерегулирование и конвергенция, которые ведут к концентрации собственности на СМИ и появлению многонациональных медиа-конгломератов. Критики утверждают, что местные новости, расходы СМИ и освещение пострадали в результате концентрации СМИ. Цель работы – изучить правовое регулирование деятельности средств массовой информации. Задачи работы — 1. Ознакомиться с общими положениями о правовом регулировании деятельности средств массовой информации; 2. проанализировать ограничения деятельности средств массовой информации и ответственность за нарушение законодательства в сфере деятельности. Предмет работы – общественные отношения, возникающие при правовом регулировании деятельности средств массовой информации. Методы исследования — синтез, сравнение и систематизация материалов. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Методологическая база – труды российских ученых и нормативно-правовые акты.

1 Общие положения о правовом регулировании деятельности средств массовой информации

1.1 Правовые основы функционирования отечественных СМИ

Главным законодательным актом, который регулирует российские средства массовой информации, считается Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации» (с изменениями и доп., вступившими в силу с 01.08.2021) . Следующие законодательные акты также принимают участие в регулировании работы средств массовой информации: ФЗ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июня 2006 г., ФЗ №38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 г., ФЗ №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г., ФЗ №135-ФЗ «О внесении изменений в ст.5 ФЗ «О защите детей от информации, которая причиняет вред их здоровью и развитию» и определенные законодательные акты РФ для того, чтобы защитить детей от информации, которая пропагандирует отрицание традиционных семейных ценностей» от 29 июня 2013 г., ФЗ №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от влияния окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013 г., а кроме того многие иные. Вместе с ними используются международные соглашения, к примеру Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция по правам человека, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе и Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека. Главным полномочным государственным органом в сфере СМИ и коммуникаций считается Федеральная служба по надзору в области связи, информационных технологий, а также массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Он регистрирует продукцию СМИ и выпускает лицензии на работу, которая связана с телевизионным вещанием и радиовещанием. Еще одним государственным органом в сфере средств массовой информации считается Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), которое оказывает государственные услуги и управляющее государственным имуществом в области средств массовой информации. В терминологии Закона о средствах массовой информации под СМИ подразумевается периодическое печатное издание; радиопрограмма, телепрограмма либо видеопрограмма, кинохроникальная программа либо другая форма периодического распространения массовой информации . Под периодическим печатным изданием подразумевается газета, журнал, альманах, бюллетень, другое издание, которое имеет постоянное наименование и выходит в свет не реже одного раза в год. Журналистская этика и стандарты описывают принципы этики и передового опыта журналистов в ответ на конкретные вызовы. Исторически и по сей день, журналисты считают этику средств массовой информации своим профессиональным «этическим кодексом» либо «канонами журналистики». Такие главные кодексы и каноны обычно возникают в заявлениях, которые составлены профессиональными ассоциациями журналистов и определенными печатными, радиовещательными и новостными онлайн-организациями. Невзирая на то, что разные кодексы, которые существуют обладают некоторыми различиями, многие из них имеют общие составляющие: в частности, принципы правдивости, точности, объективности, беспристрастности, справедливости и общественной ответственности, так как они используются для получения информации, которая заслуживает освещения в печати, и ее дальнейшему распространению среди общественности .

1.2 Понятие и сущность СМИ

Понятие СМИ в 21 веке знакомо даже ребенку. С точки зрения социологии, средства массовой информации – это социальные институты, которые заняты сбором, обработкой, анализом, а также распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, СМИ – это еще и метод политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения. Первые средства массовой информации возникли еще в древности, когда глашатай выходил на центральную площадь оглашать новый королевский указ и последние события королевства. С развитием современных технологий, развились и СМИ. У классической прессы (газеты, журналы, а также иная периодика) возникли конкуренты – радио, телевидение, а потом и интернет. К видам СМИ причисляются : 1. пресса (газеты, журналы); 2. книжные издательства; 3. агентства печати; 4. радиовещание; 5. телевидение; 6. кино-, видео-, звукозапись; 7. интернет. Функция формирования общественного мнения к разным явлениям любой из областей общества (здесь уже начинают прослеживаться элементы навязывания точки зрения). Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (в особенности интернета) когда люди обладают возможностью со всех сторон исследовать информацию, получать ее из различных источников с различными точками зрения, данное воздействие пропаганды, агитации и рекламы должно понизиться. Однако это не так. Причиной этому могут быть такие факторы, как: Лень и не желание людей копаться в информации. По телевидению сказали, что кто-то преступник, а также диктатор, значит так и есть. Зачем копаться в источниках, чтобы найти синонимичную информацию? Незнание того, что есть альтернативные точки зрения. Когда технологии успешно проникли во все сферы жизни, дискуссии в общественной сфере и их актуальность на сегодняшний день усложняется. Поскольку в СМИ преобладают информационные и коммуникационные технологии, ощутимы изменения в аспекте рекламы, на которой делают упор с высоким чувством ответственности. Виртуальное общение и его использование в образовании доминируют в современном мире, и такие вопросы, как коммерциализация, коммодификация, СМИ, обучающие технологии иногда рассматриваются как вызов обществу, рациональному мышлению и свободе слова. Этот век цифровизации определенно становится более зависимым от киберпространства по тем или иным причинам, но на что необходимо обратить внимание, так это на то, как влияет эта зависимость на свободу демократического слова . Что касается дискуссии о публичной сфере, то аналитические исследования публичной сферы в гражданском обществе, нельзя игнорировать. Много работ посвящены возникновению публичных мнений. То, как мнения формировались синхронно с социокультурными потребностями, как был сделан упор на коммерциализацию всей концепции участия и обсуждения. Появление средств массовой информации сделало публику более пассивной, и этот доминирующий политический характер участия сменился развлечениями и коммерциализмом. Важные моменты теории СМИ осуждают смешение литературы и журналистики, которые СМИ сменили на взаимность, что немаловажно культуре потребления. Демократическая власть простого человека в высказывании своего мнения, отошла на второй план. Истинная суть критической дискуссии также потеряла свою суть, поскольку журналистика предлагает индивидуальный подход к отбору и представлению фактов. Освещая электронные СМИ, можно утверждать, что информация начала предлагаться люди в красивой упаковке, и грань между фактом и вымыслом часто стирается. Для сравнения — печатные СМИ с точки зрения эффективности часто выигрышней чем электронные. Обычный человек, не имеет права не соглашаться или что то оспаривать, а может только быть пассивным участником и принимать то, что дают электронные СМИ. То, как новости публикуются, фальсифицируются, стали часто прибегать к сенсационности и уделять меньше внимания изложению фактов с важными деталями. Можно отметить, что изменяющийся характер коммуникационной среды сделал публичную сферу помостом для рекламы. Между рекламодателями и отделом по связям с общественностью (PR) есть жирная черта. Единственный мотив, которым наполнена реклама, — это обратиться к целевой аудитории, поднять ее любопытство и интерес, побуждающие их принять призыв к действию с коммерческой подачей. PR создают и формулируют факты и события таким образом, чтобы влиять на общественное мнение. Их работа заставлять людей соглашаться с тем что они предлагают, что приводит к инсценировке общественного мнения. Основная цель СМИ — действовать как орган, способствующий дебатам и дискуссиям в обществе. Тем немение, СМИ служат для управления и достижения консенсуса, что, в свою очередь, способствует развитию капиталистической культуры. Можно утверждать, что не только привилегированный класс но и обычные люди тоже должны пользоваться своими правами. Когда общественное мнение имеет размытый характер, аргументы теряют свою актуальность. критическое обаяние. Средства массовой информации выводят культуру монополистического капитализма на новый уровень. СМИ должны просвещать и информировать людей, распространяя правдивую и надежную информацию активно участвовать в формировании общественного мнения. Подчеркну важность критической гласности, демократичности. Обсуждения преобладают в открытом обществе, а мнения должны формироваться, а не сфабриковаться.

2 Ограничения деятельности средств массовой информации и ответственность за нарушение законодательства в сфере деятельности

2.1 Правовые ограничения деятельности средств массовой информации

В последнее время можно наблюдать резкий рост числа правовых ограничений, которые касаются распространения СМИ. Запретительная политика страны в области СМИ нуждается в обобщении, а также анализе. Статья 29 Конституции РФ дает гарантию свободы СМИ и запрещает цензуру . По статье 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в ред. от 8 марта 2015 г.) «О СМИ», в РФ поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, которые предназначены для производства и распространения продукции СМИ, не подлежат ограничениям, за исключением тех, что предусмотрены законодательством РФ о СМИ. Не меньшим значением для свободы СМИ обладает и статья 3 Закона о средствах массовой информации, которая устанавливает положения о недопустимости цензуры, под которой закон подразумевает «требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений либо общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (помимо случаев, когда должностное лицо считается автором либо интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их определенных частей». По этой же статье, не допускается формирование и финансирование организаций, учреждений, органов либо должностей, в задачи или функции которых входит реализация цензуры массовой информации. Но свобода СМИ не может быть абсолютной . Правовые гарантии свободы слова, а также свободы информации должны быть соотнесены с требованиями государственной и общественной безопасности, уважением прав и свобод человека и гражданина. Понимание связи информации и национальной безопасности нашего государства отражено в Доктрине информационной безопасности: «Современный этап развития общества характеризует себя высокой ролью информационной области, которая представляет из себя комплекс информации, информационной инфраструктуры, субъектов, которые реализуют сбор, формирование, распространение и применение информации, а кроме того системы регулирования, которые появляются при этом общественных отношений. Информационная область, считаясь системообразующим фактором жизни общества, активно оказывает воздействие на состояние политической, экономической, оборонной и иных компонентов безопасности РФ. Национальная безопасность РФ существенным образом находится в зависимости от обеспечения информационной безопасности, и в процессе технического прогресса данная зависимость будет расти». В Доктрине информационной безопасности информационная безопасность РФ объясняется как «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной области, которые определяются комплексом сбалансированных интересов личности, общества и страны». Интересы личности в информационной области состоят в осуществлении конституционных прав человека. Возможность беспрепятственного выражения собственных мнений и убеждений по любым вопросам, то есть пользование свободой слова, налагает особенные обязанности и сопровождается конкретными ограничениями, которые устанавливает закон. Речь идет о безусловном уважении и соблюдении законных прав, личного достоинства и репутации иных лиц вне зависимости от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, о поддержании государственной безопасности и общественного порядка. Статья 4 Закона о средствах массовой информации указывает на «недопустимость злоупотребления свободой массовой информации» и устанавливает запреты на распространение информации некоторого характера . Проследим эволюцию сферы действия этих ограничений за последние десять лет — с момента внесения первых изменений в ст. 4 Закона о СМИ. Интересно, что первоначальный вариант ст. 4 Закона от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» был достаточно сжатым, представляя собой два абзаца: «Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную тайну, которая специально охраняется законом, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя целостности страны, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости либо розни, для пропаганды войны. Запрещается применение в теле-, видео-, а кроме того кинохроникальных программах скрытых вставок, которые оказывают влияние только на подсознание людей». Первые изменения в данной статье возникли в 1995 г., и с тех пор она изменялась примерно 14 раз десятью ФЗ. ФЗ от 19 июля 1995 г. № 114-ФЗ «О внесении изменения и дополнения в ст. 4 Закона РФ “О СМИ”» страна запретила применять СМИ для распространения передач, которые пропагандируют порнографию, культ насилия и жестокости. Следующее изменение в статье 4 Закона о средствах массовой информации было внесено ФЗ от 20 июня 2000 г. № 90-ФЗ. В связи с принятием ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» статья 4 была дополнена частью 3 такого содержания: «Запрещаются распространение в СМИ, а кроме того в компьютерных сетях информации о способах, методах разработки, изготовления и применения, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-нибудь преимуществ применения определенных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, кроме рекламы наркотических средств, а также психотропных веществ, которые внесены в списки II и III в соответствии с ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”, в СМИ, которые рассчитаны на медицинских и фармацевтических работников, а кроме того распространение другой информации, распространение которой запрещено ФЗ» . В итоге, в 2006 г., слова «за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, которые внесены в списки II и III в соответствии с ФЗ “О наркотических средствах и психотропных веществах”, в СМИ, которые рассчитаны на медицинских и фармацевтических работников», из части 3 статьи 4 были исключены. Естественно важными представляются изменения закона, которые связаны с противодействием экстремизму и терроризму. По информации МВД РФ, в январе – декабре 2014 г. зарегистрировано 1 127 преступлений террористического характера (+70,5 %) и 1 024 преступления экстремистской направленности (+14,3 %). Высокий характер экстремистских и террористических угроз не мог не найти своего отражения в Законе о средствах массовой информации. Таким образом, ФЗ от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ в Закон о средствах массовой информации был внесен чисто технический на первый взгляд корректив, немаловажный, но, с содержательной точки зрения: в части 1 статьи 4 слова «призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности страны, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости либо розни, для пропаганды войны» были заменены словами «осуществления экстремистской деятельности». По пункту 1 статьи 1 Закона «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская деятельность – более обширное понятие, чем формулировка статьи 4 в прошлой редакции . Помимо этого, в части 2 статьи 4 Закона о средствах массовой информации добавлен запрет на распространение информации об общественном объединении либо другой организации, которые включены в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, других организаций, в отношении которых судом принято решение, которое вступило в законную силу о ликвидации либо запрете деятельности по основаниям, которые предусмотрены ФЗ от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что соответствующее общественное объединение либо другая организация ликвидированы либо их деятельность запрещена. Ст. 16 Закона о средствах массовой информации в редакции ФЗ от 25 июля 2002 г. № 112-ФЗ была дополнена положением, по которому работа СМИ может быть, кроме иных оснований, также прекращена в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Ряд изменений, которые внесены в Закон о средствах массовой информации, связан с противодействием терроризму. Большой объем дополнений был внесен в статью 4 анализируемого закона ФЗ от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в определенные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ “О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма” и ФЗ “О противодействии терроризму”» . Таким образом, в части 1 статьи 4 Закона о средствах массовой информации в перечень целей, для достижения которых не допускается применять средства массовой информации, добавлена цель «распространения материалов, которые содержат публичные призывы к реализации террористической деятельности либо публично оправдывающих терроризм, иных экстремистских материалов». Кроме этого, статья 4 Закона о средствах массовой информации расширилась с помощью дополнения частями 4 и 5 такого содержания: «Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции. При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в СМИ информации о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения данной операции, если их распространение может мешать проведению контртеррористической операции либо поставить под угрозу жизнь, а также здоровье людей. Информацию о сотрудниках специальных подразделений, лицах, которые оказывают содействие в проведении данной операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей лиц, которые указаны. могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами РФ о государственной тайне и персональной информации» . Можно констатировать, что в действующем законодательстве данные положения возникли по инициативе правоохранительных органов после захвата заложников на Дубровке, когда некоторые телекомпании транслировали в прямом эфире проведение контртеррористической операции, что негативным образом сказалось на ее итогах. Естественно, теракт на Дубровке поднял проблему освещения контртеррористических операций в средствах массовой информации, но обращает на себя внимание явно запоздалый характер внесения определенных поправок в Закон о средствах массовой информации . Стоит напомнить, что данных террористический акт, также известный как «Норд-Ост», который сопровождался захватом заложников, длился в Москве с 23 по 26 октября 2002 г. Несколько поправок, которые внесены в закон, показывают высокий рост компьютерных и информационных технологий. Надобность соответствующих изменений вызвана расширением информационно-технологических возможностей влияния на сознание человека в противоправных целях. Таким образом, часть 2 статьи 4 была расширена с помощью включения в нее указания: – на информационные компьютерные файлы и программы обработки информационных текстов, которые относятся к специальным СМИ, и на запрет скрытых вставок, оказывают влияние не только «исключительно на подсознание» (как было уже сформулировано), однако и «на подсознание людей и (либо) которые оказывают вредное воздействие на их здоровье» (ФЗ от 19 июля 1995 г. № 114-ФЗ); – на радио и «другие технические приемы и методы распространения информации» (ФЗ от 16 октября 2006 г. № 160-ФЗ). ФЗ от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ в части 3 статьи 4 слова «компьютерные технологии», а также «телекоммуникационные» были заменены понятием «информационно-телекоммуникационные технологии». Использование СМИ в качестве метода совершения преступления упоминается в 12 статьях Особенной части УК Российской Федерации, при этом в своем большинстве из них деяния, «которые совершены с применением СМИ или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети “Интернет“», причисляются к так называемым квалифицирующим признакам состава преступления, то есть считаются обстоятельствами, которые отягчают наказание, и, в соответствии с этим, предусматривают более строгие санкции. Введение многих из запретов и ограничений для средств массовой информации сопровождается бурной общественной дискуссией, часто – резкой критикой со стороны самих СМИ и журналистского сообщества. Положительное либо отрицательное их влияние на политические, а также социально-экономические процессы, которые происходят в обществе, безусловно, заслуживает отдельного серьезного исследования . 30 апреля 2021 г. президент Российской Федерации Владимир Путин подписал недавно принятые поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Поправки предусматривают штрафы за распространение в средствах массовой информации материалов, подготовленных организацией, признанной и зарегистрированной в качестве иностранного агента в России, если такие публикации не имеют специального знака, обозначающего издателя как «иностранного агента». Ограничения распространяются на публикации и сообщения, распространяемые онлайн или через социальные сети. (Федеральный закон № 102-ФЗ «О внесении изменений в § 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Закон следует за другими поправками в Кодекс об административных правонарушениях, касающихся работы так называемых иностранных агентов в России. Эти поправки, вступившие в силу 1 марта 2021 года, запрещают любое упоминание лица или организации, признанных иностранным агентом, без информирования об этом факте. Штраф, налагаемый за нарушение поправок, может достигать эквивалента 5000 долларов США. (Федеральный закон № 14-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».) Определение «иностранный агент» было введено в 2012 году в качестве поправки к Закону о некоммерческих организациях России и изменено в 2014, 2016 и 2019 годах (Федеральный закон № 121-ФЗ от 20 июля 2012 года о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в отношении регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.) Закон предусматривает, что любая неправительственная организация, участвующая в политической деятельности, или физическое лицо или средство массовой информации, получающие финансирование из-за границы, считается иностранным агентом и подлежит особым правилам регистрации и мониторинга. Минюст России может внести такие организации в список иностранных агентов. (Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 426-ФЗ «О внесении изменений в Федеральные законы о средствах массовой информации, об информации, информационных технологиях и защите информации, ст. 1 (2)». ) Регистрация в качестве иностранного агента прямо не запрещает организации работать в России, но накладывает дополнительные требования. Большинство этих требований связано с финансовой отчетностью. Организация, получающая финансовую или любую другую помощь из-за границы, должна ежеквартально отчитываться перед государственным регистрирующим органом о целях и фактических расходах иностранных средств и подлежит обязательному ежегодному аудиту. Отчет об аудите должен быть представлен в регистрирующий орган и опубликован на его веб-сайте. Общий бухгалтерский учет должен вестись отдельно по внутренним и иностранным средствам, полученным организацией. (Федеральный закон № 121-ФЗ, статья 2.5 (а).) Государственным органам разрешается проводить внеплановые экстренные проверки финансовых документов организации, если они подозревают или были проинформированы о правонарушениях организации. Кроме того, отчеты о старшем составе иностранных агентов должны предоставляться каждые шесть месяцев. Если правительство обнаружит, что организация не полностью выполнила процедуру регистрации, оно может приостановить деятельность организации на срок до шести месяцев. (Статья 2.5). ) Нарушение правил регистрации карается штрафом в размере до 6000 долларов США или двухлетним тюремным заключением. (Ст. 3.2.) Поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс России, принятые в декабре 2019 и декабре 2020 года, предусматривают увеличение штрафов до эквивалента 100 000 долларов США за многократное нарушение требований, связанных с назначением иностранного агента. (Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 443-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 1 (2) (3)»). В зависимости от обстоятельств лица, признанные иностранными агентами и должностными лицами Судебные лица, являющиеся иностранными агентами, подлежат лишению свободы на срок до пяти лет. (Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 525-ФЗ «О внесении изменений в статью 330-1 УК РФ, ст. 1»). Все организации, зарегистрированные в качестве иностранных агентов, обязаны маркировать все свои публикации и другие материалы, включая онлайн-контент, со ссылкой, что «эти материалы были произведены и / или распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента». (Федеральный закон № 121-ФЗ, ст. 2.4.) По мнению Роскомнадзора, государственного надзорного органа в сфере массовых коммуникаций, размер шрифтов для этой разметки должен быть в два раза больше размера шрифтов, используемых для текста публикация. Причем маркировка должна располагаться по центру страницы или изображения и занимать не менее 20% места, отведенного для публикации. Для аудио- и видеопродукции объявление о том, что материалы были подготовлены иностранным агентом, должно быть не короче 15 секунд и транслироваться в начале презентации и в начале каждого нового сегмента трансляции после рекламных пауз. (Приказ Роскомнадзора № 124 от 23 сентября 2020 г.) Доступ к содержанию СМИ может быть ограничен Роскомнадзором, если суд установит, что СМИ нарушили требования иностранного агента. (Федеральный закон № 426-ФЗ, ст. 2 (2).) В 2014 году Конституционный суд Российской Федерации отклонил возражение Уполномоченного по правам человека в России и региональной НПО о том, что регистрация организации в качестве иностранного агента нарушает ее права, заклеймив ее. По мнению суда, тот факт, что организация зарегистрирована в качестве иностранного агента, не означает, что государство негативно относится к этой организации, и общественный имидж такой организации не должен быть неблагоприятным. (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. № 10-П). Закон № 102-ФЗ от 30 апреля 2020 года также ввел особые единые требования для всех журналистов и других представителей СМИ, если они освещают массовые мероприятия или присутствуют на массовых собраниях. Репортеров необходимо опознавать по «четко видимому отличительному знаку, который будет установлен федеральной полицией по согласованию с федеральным агентством по надзору за СМИ и Союзом журналистов». Любой, кто использует такой знак обманным путем, наказывается 50 часами обязательных работ или штрафом в размере до 500 долларов США. (Федеральный закон № 102-ФЗ § 3.) Основные права журналистов, основанные на общепризнанных стандартах прав человека, — это право на свободу выражения мнений и право на информацию. Особые исключительные права журналистов и работников СМИ : 1. право пользоваться помощью информаторов; 2. право на профессиональную тайну; 3. авторское право в сфере авторского права (соблюдение личных и имущественных авторских прав, право использовать и управлять работой, право на гонорары и официальные похвалы, право использовать чужие тексты на основании законного использования, заявлять официальные претензии в отношении авторских прав нарушение); 4. право на пенсию журналиста . В то же время юридическая ответственность СМИ и законные ограничения свободы выражения мнения требуют дальнейшего изучения. Профессия журналиста сопряжена с большим риском: человек, недовольный содержанием материала, может подать на него в суд. В результате журналист может потерять работу, а иногда и здоровье и даже жизнь. Журналисты неоднократно задаются вопросом в ходе своей профессиональной практики: имею ли я право на это или как я должен действовать в соответствии с правилами? Стоит отметить, что права журналистов вытекают из множества правовых актов. Некоторые из этих прав носят универсальный характер, то есть те, которые распространяются на всех граждан РФ, независимо от пола, расы, профессии, возраста и т. Д. Однако реализация этих прав журналистами напрямую связана с конкретными проблемами в профессии. Надо сказать, что журналист — это лицо, занимающееся редактированием, созданием или подготовкой материалов для прессы. Он (она) состоит в трудовых отношениях с издателем или занимается деятельностью, которая осуществляется от имени и под руководством редакции. Итак, с юридической точки зрения, журналист предоставляет услуги по гражданско-правовому договору, а иногда, в зависимости от обстоятельств дела, он (она) может быть студентом, волонтером или профсоюзным деятелем, который готовит материалы для прессы для небольшого информационного бюллетеня. Статус журналиста приобретается на основании самого закона. Регулирование медиа-контента в РФ вращается в основном вокруг кодексов практики, составленной различными органами, которые полностью или в значительной степени независимы. В некоторых случаях эти кодексы были разработаны органами, имеющими законодательные полномочия СМИ. В дополнение к кодексам, указанным выше, вещательные СМИ должны соблюдать определенное количество конкретных правил содержания, и все СМИ подчиняются законам. Общее применение, например, касающееся диффамации, непристойности и ненависти. И так, свобода печати — это основная свобода, гарантированная первой поправкой к Конституции . Суды и законодательные органы не решались посягать на свободу прессы. Фактически, существует множество законов законов, направленных на защиту свободы прессы, таких как закон о свободе информации и закон о конфиденциальности.

2.2 Основные положения об ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации

Рассмотрим характерные черты, а также причины наступления ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации. Учредители, редакции, издатели, журналисты, распространители, государственные органы и должностные лица, учреждения, компании и другие лица несут ответственность за нарушения законодательства РФ о средствах массовой информации. Ограничение и нарушение СМИ, то есть воспрепятствование легальной работе средств массовой информации и журналистов приводит к наложению уголовной, административной и другой ответственности по законодательству РФ. Злоупотребление свободой средств массовой информации и правами журналиста, что выражается в нарушении законодательства (в том числе, Закона «О средствах массовой информации»), влечет уголовную, административную и другую ответственность . Наступление уголовной, административной, дисциплинарной либо иной ответственности происходит при нарушении положений законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, что может быть выражено в: – формировании средств массовой информации посредством подставного лица; – получении разрешительных документов на работу средств массовой информации посредством обмана либо подлога; – незаконном изготовлении и распространении продукции средств массовой информации без прохождения его регистрации; – формировании препятствий для законного распространения продукции средств массовой информации; – нарушении правил проведения предвыборной агитации, которые установлены законом; – формировании искусственных препятствий для того, чтобы обеспечить уверенный прием радио- и телепрограмм. По гражданскому, а также гражданско-процессуальному законодательству РФ в суде могут быть обжалованы: – отказ в регистрации средств массовой информации и иные незаконные действия регистрирующего органа; – решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти об отзыве лицензии на вещание; – отказ или отсрочка в предоставлении информации, которая запрашивается должностными лицами государственных органов и другими субъектами; – отказ в аккредитации, отзыв аккредитации, а кроме того нарушение прав и свобод аккредитованного журналиста. В случае если конкретное решение либо действие будет признано судом неправомерным, то допущенное нарушение подлежит устранению, а убытки, которые понесены – возмещению . Моральный вред, который был причинен человеку из-за распространения в средствах массовой информации ложных сведений, которые опорочили его честь, возмещается по решению суда соответствующим средствами массовой информации и виновными лицами.

Заключение

В заключение, можно сделать вывод, что в первую очередь, надо подчеркнуть важность исследуемой проблемы для формирования, а также развития демократических основ деятельности страны и формирования основных принципов организации гражданского общества. Информационно-коммуникативные технологии считаются одним из самых важных факторов, которые оказывают воздействие на развитие информационного общества. Их революционное влияние касается образа жизни людей, их образования и работы, а кроме того взаимодействия правительства и гражданского общества. Чем более прописаны, более равноправны системы взаимоотношений власть-общество – средства массовой информации, которые сформированы властью, тем в большей степени можно говорить о соблюдении демократии в стране. По этой причине, такое большим значением, в особенности в век новых информационно-коммуникативных технологий, обладают те законы, которые регулируют деятельность средств массовой информации. История становления и формирования демократических СМИ в РФ показывает потребность разработки настоящего механизма осуществления норм права, которые регулируют эту деятельность. Невзирая на актуальность и важность для государственного и общественного развития проблемы совершенствования правового регулирования на демократические институты, которые ранее не действовали, к которым также причисляются и средства массовой информации, уделяется мало внимания Это объясняется тем, что на протяжении долгого времени, регулирование этой деятельности реализовывалось законами косвенно, напрямую только ведомственными нормативными актами. Как уже было сказано ранее, разные поправки вызвали огромное количество споров, однако, как говорится, «в споре рождается истина». Чем «грозят» СМИ разные нововведения, покажет время, однако то, что они давно назрели, это очевидно. Роль средств массовой информации, играет важную роль в реализации и осуществлении права на свободу выражения мнений. Регулирование СМИ осуществляется в соответствии с законом, правилами или процедурами и варьируется во всем мире. Они существуют для защиты свободы выражения мнений и свободы СМИ и регулирования медиа-рынков, собственности, инфраструктуры и технических стандартов и, что важно, защиты общественных интересов, таких как плюрализм и разнообразие в СМИ. Региональные инструменты – помогают понять то, какие области должны быть защищены национальным законодательством и регулироваться для защиты права на свободу выражения мнений и свободу СМИ. Право на выражение мнения не может быть ограничено косвенными методами или средствами, такими как злоупотребление государственным или частным контролем над печатными выпусками, радио или другими используемыми для распространения информации источниками, или любыми другими средствами, имеющими тенденцию препятствовать общению и распространение идей и мнений. Различные составляющие медиа пространства можно регулировать по-разному: Саморегулирование: система саморегулирования, при которой средства массовой информации (коллективно) составляют свои собственные правила и берут на себя полную ответственность за мониторинг соблюдения этих правил через совет по СМИ. Законодательное регулирование: государство устанавливает соответствующие законодательные или нормативные правила, а также контролирует и обеспечивает соблюдение прозрачным образом. Совместное регулирование — это гибридная форма, при которой саморегулирование в конечном итоге сдерживается законодательным регулированием.

Список использованных источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации. — М.: Издательство «АЙРИС ПРЕСС «, 2015. 2. Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31866/ 3. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37867/ 4. Закон РФ «О государственной тайне» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481/ 5. Закон РФ «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс] /КонсультантПлюс – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ 6. Федеральный закон «О персональных данных» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ 7. Закон СССР от 12 июня 1990 г. N 1552-I «О печати и других средствах массовой информации» (прекратил действие). Режим доступа: https://base.garant.ru/6321206/ 8. Решение Верховного Суда Российской Федерации 13.10.2015г. по делу N АКПИ15-1021 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=444325#0498160 9. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебное курс: учебное пособие: в 2 т. / С. А. Авакьян. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРАМ, 2018. С. 802-803. 10. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М. В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. С. 192-199. 11. Елин В. М., Жарова А. К. О выделении информационных объектов в самостоятельную категорию объекта преступления // Труды Института государства и права Российской академии наук / отв. ред. И. Л. Бачило. 2009. № 5. С. 205-229. 12. Гришина М. В., Головин А. Г. Средства массовой информации и выборы: вопросы и ответы. – М.: РЦОИТ, 2018. – С. 43 13. Киселев А. Г. Теория и практика массовой информации: Общество – СМИ – власть: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» / Киселев А.Г. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 431 с. 14. Основы теории коммуникации: Учебник /Под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2003. – 615 с. 15. Набокова Л. С. Теория и практика массовой информации: Учебное пособие / Набокова Л.С., Ноздренко Е.А., Набоков И.А. – Краснояр.: СФУ, 2016. – 242 с. 16. Савина С. В. Роль средств массовой коммуникации в процессе усвоения молодежью социокультурных ценностей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2015. – №4. – С. 245-250 17. Радченко И. А. Учебный словарь терминов рекламы и паблик рилейшенз / Под ред. Е. Е. Топильской. – Воронеж: ВФ МГЭИ, 2007. – 114 с. 18. Руденко А.М., Котлярова В.В. Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество // Медиаобразование. – 2017. – №3. – С. 134-142.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://bgsha.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru