Самостоятельная работа по дисциплине «Мировая художественная культура» для ХГИК, пример оформления



Задания студентам:
1 Прочитайте лекционный материал.
2 Познакомьтесь с презентацией.
3 Посмотрите анимационные фильмы:
— Ю. Норштейна «Ежик в тумане»: https://youtu.be/IRWQMxpNmJg
— Е. Скворцовой «Еврейская колыбельная» из сериала «Колыбельные мира:
https://youtu.be/4KkLSQUdA-I
4 Проанализируйте основные идеи одного из этих мультфильмов 9на
выбор) через образ Древа Мирового в них. Анализ можно выполнить в
письменном или печатном варианте.

 

Анализ основной идеи мультфильма «Ежик в тумане», через образ Древа Мирового в нем.

«Ежик в тумане»

Этот шедевр Юрия Норштейна невозможно воспринимать однозначно. В нем нет четкого сюжета, явно рассказанной истории. Каждая сцена — метафора, каждый кадр — визуальный диалог со зрителем.
Композиция сказки «Ёжик в тумане» построена на пространственном перемещении главного героя вдоль границы двух миров – реального и потустороннего. Ёжик отправляется в путь в сумерках, в период перехода от дневного света к ночной тьме.
Самое главное существо, ради которого Ёжик спускается в туман, – Белая Лошадь, утонувшая в тумане по грудь. Она имеет белую масть, что сразу переводит её в систему образов загробного мира. Конь не только в религии, но и в сказках представляется заупокойным животным. Основная функция коня – посредничество между двумя царствами. Поэтому стремление Ёжика узнать, что происходит с лошадью, можно оценивать как интерес к явлениям потустороннего мира, а само путешествия героя сказки – как Путь познания, проходящий через границу двух миров.
Символом такого знания становится встреченное Ёжиком дерево – огромный Дуб. Это яркий образ Мирового Древа, которое топографически проходит сквозь границы трех миров – хтонического, земного и небесного, являя собой структуру Космоса.
Величие дерева так потрясает Ёжика, что он теряет узелок с малиновым вареньем для Медвежонка – волшебный предмет, символизирующий связь героя с реальным миром. Характерно, что находит и приносит узелок Собака – существо, являющееся проводником в царство мёртвых (египетский Анубис).
На пути в тумане Ёжику встречается Река – важный мифологический символ, элемент сакральной топографии. Ёжик падает в воду, переживая своего рода смерть (его понесло вниз по течению). Но и в реке обнаруживается добрый дух – безмолвно говорящая невидимая Рыба, как некий эквивалент нижнего мира, царства мертвых. Рыба выносит Ёжика на другой берег, на землю – средний мир, центр космоса и начало жизни.
Целью путешествия Ёжика была встреча с Медвежонком – они вместе считали звёзды (символ верхнего мира в архаической мифологии). В этом виден мотив познания, и одновременно подтверждение другого сакрального знания – о бессмертии. Ярким подтверждением такого знания являются постоянно сгорающие в огне можжевеловые веточки, на которых Медвежонок (ещё один архаичный хтонический символ) ставит самовар. С можжевельником в мифологических представлениях устойчиво связывается символика смерти и её преодоления как начала вечной жизни. Ёжик настолько потрясён открывшейся для него картиной вселенной, что остается безучастным к действиям Медвежонка и продолжает размышлять о действиях Белой Лошади в тумане, т.е. его сознание продолжает оставаться на границе двух миров, на зыбкой грани сознательного и бессознательного осмысления бытия.

Мировое дерево— мифологический архетип, вселенское дерево, объединяющее все сферы мироздания. Как правило, его ветви соотносятся с небом, ствол — с земным миром, корни — с преисподней.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X