Самостоятельная работа по дисциплине «Риторика и академическое письмо» для ТОГУ



Тема 7: Этапы риторического канона. Инвенция

 

Вопросы для изучения:

  1. Понятие риторического канона.
  2. Инвенция. Понятие. Содержание первого этапа риторического канона.
  3. Характер деятельности ритора на этапе инвенции.
  4. Мотивы отбора «фрагмента действительности».
  5. Топика. Механизмы «размножения идей».
  6. Возбуждение интереса слушателя (практические советы).

 

         Методические указания

Цель практического занятия – дать основные сведения о создании содержания высказывания, сформировать умения анализировать проблемную ситуацию, определять предмет речи и формулировать тему высказывания.

Подготовку к практическому занятию необходимо начинать с повторения содержания лекции, изучения предлагаемой к теме учебной и научной литературы, а также интернет-ресурсов, рекомендованных преподавателем, и лишь затем переходить выполнению практических зданий. Данный порядок работы существенно облегчает освоение содержания темы и подготовку к промежуточной и итоговой аттестации.

Задания для самостоятельного выполнения предполагают индивидуальную работу студента. Форма представления результатов – электронная.

Вопросы для самоконтроля предполагают устный ответ обучающегося.

 

Глоссарий по теме

Изобретение (инвенция) – создание высказывания на уровне замысла; создание замысла целесообразного высказывания, предназначенного конкретной аудитории в конкретных обстоятельствах.

Нравственные нормы – ответственность ритора за выбор предмета речи и за последствия решений, которые могут быть приняты.

Разделение предмета – вид не перечисления, исходящий из целесообразности и порядка изложения, основанный на конкретном содержании высказывания. Разделение предмета отражает в формулировках основное содержание делимого материала; элементы деления желательно повторять в ходе изложения.

Расположение – создание высказывания на уровне композиции.

Риторический канон – свод правил, который описывает последовательность этапов разработки речи. Следование риторическому канону обеспечивает эффективное и правильное составление речи, как в стилистическом, так и в логическом аспекте. Риторический канон включает в себя следующие этапы работы над речью: инвенция (изобретение), диспозиция (расположение), элокуция (словесное выражение), меморио (запоминание), акцио (произнесение).

Риторическое построение – метод создания высказывания. Включает три основные части: начало, середину и конец. В начале речи ритор концентрирует этос, чтобы вызвать доверие аудитории, в середине речи использует логос, в конце речи применяется пафос, если решение требует волевого усилия.

Топика – это учение о совокупности общих мест, которые проявляют аспекты разработки какой-либо темы.

Тема – главная мысль речи, доклада, беседы, разговора; при актуальном членении – та часть высказывания, которая содержит известное и служит отправной точкой нового.

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения

  1. Изобретение / Волков А. А. Курс русской риторики. – М.: Изд-во храма св. Муч. Татианы, 2001. – С. 44-134.
  2. Изобретение содержания речи / Анисимова Г. В. Риторика. – Владивоток: Изд-во Дальневост. фед. ун-та. 2004. – С. 28-36.
  3. Инвенция. Таксономия. Топика / Матвеева А. И. Основы риторики. – «Бук», 2017. – С. 15-26.
  4. Инвенция. Топика. Виды топов / Токмина Т. А. Речевая культура будущего специалиста: учебное пособие по риторике для студентов технического вуза / Т. А. Токмина, С. Ю. Токмин, О. Б. Миронова. – Изд. 1-е. –Тверь, 2003. – С. 58-64. (Режим доступа: http://window.edu.ru/
    resource/640/58640/files/tstu-tver43.pdf).
  5. Основы ораторского искусства/ Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Изд. 26-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – С. 211-267 (Режим доступа: http://professor.rosnou.ru/sites/default/files/dopfiles/ВВЕДЕНСКАЯ.%20
    РУССКИЙ%20ЯЗЫК%20И%20КУЛЬТУРА%20РЕЧИ.pdf).
  6. Риторический канон: изобретение содержания речи (инвенция) / Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. – Москва: Просвещение, 1996. – С. 121-175.

 

Задания для самостоятельного выполнения

 

Задание 1. Определите основные параметры аудитории, в которой состоялись выступления, фрагменты которых даны ниже

 

  1. …Я бы сегодня предложил сосредоточиться не столько на праздничных торжественных мероприятиях, которые, наверное, мы своим вниманием не обойдем, сколько на социально-экономической ситуации в Петербурге и области (с учетом того, что здесь присутствует губернатор Ленинградской области), поговорить о текущих проблемах, которые, безусловно, вырастают в вопросы, связанные и с юбилеем. Мне кажется, будет правильно, если мы вспомним о том, о чем говорили в Москве: за внешним блеском этих мероприятий, мы не должны забывать про жителей. Не должны забывать про то, что город получит в результате подготовки к 300-летию, что останется городу от этого. Мы вообще должны просто использовать это (я позволю себе выразиться подобным образом) для того, чтобы улучшить ситуацию в городе и области. Вопросов, к сожалению, больше чем ответов. Но есть такие, на которые мы должны обратить особое внимание…[1]

 

  1. … Некоторые из вас уже знают, а другие узнают на протяжении жизни, что Истина мгновенно ускользает, как только ослабится напряжённость нашего взора, – и при этом оставляет нас в иллюзии, что мы продолжаем ей следовать. От этого вспыхивают многие разногласия. И ещё: истина редко бывает сладкой, а почти всегда горькой. Этой горечи не избежать и в сегодняшней речи, – но я приношу её не как противник, но как друг. Три года назад в Соединённых Штатах мне тоже пришлось говорить такое, от чего отталкивались, не хотели принять, – а сейчас согласились многие. Раскол сегодняшнего мира доступен даже поспешному взгляду. Любой наш современник легко различает две мировые силы, каждая из которых уже способна нацело уничтожить другую. Но понимание раскола часто и ограничивается этим политическим представлением: иллюзией, что опасность может быть устранена удачными дипломатическими переговорами или равновесием вооружённых сил. На самом деле мир расколот и глубже, и отчуждённей, и большим числом трещин, чем это видно первому взгляду, – и этот многообразный глубокий раскол грозит всем нам разнообразной же гибелью. (…). Если бы сегодняшнюю речь я произносил в своей стране, я в этой общей схеме раскола мира сосредоточился бы на бедствиях Востока. Но поскольку я уже четыре года вынужденно нахожусь здесь и аудитория передо мною западная, – думаю, будет содержательней сосредоточиться на некоторых чертах современного Запада, как я их вижу.[2]

 

  1. В жизни любому человеку, где бы он ни находился и ни работал, дана безграничная возможность делать людям добро. Помочь старику перейти в опасном месте шумную улицу, уступить место в транспорте женщине с ребенком, подать руку прохожему на обледенелом тротуаре, сходить в аптеку за лекарством для больного соседа – в нашей жизни так много случаев, когда один человек может помочь другому! Главное – не проходить мимо, не отворачиваться, не отводить в сторону глаз, если кому-то рядом нужна ваша помощь: ведь завтра в трудной ситуации можете оказаться вы сами. Важно, что даже самое скромное доброе дело оставит след прежде всего в вашей душе, и вы поймете, как это приятно – помогать людям.[3]

 

Задание 2. Смоделируйте возможные ситуации, где можно выступить с речами на указанные ниже темы. Сформулируйте риторический тезис по каждой из предложенных проблем в зависимости характеристик предполагаемой аудитории. Обоснуйте, какими параметрами аудитории вы руководствовались при формулировке тезиса.

  1. Роль интернета в нашей жизни.
  2. Молодежь и театр.
  3. Реклама в жизни современного человека.
  4. Образованный человек – полезный человек.

 

Задание 3. Составьте тезисную схему текста

 

Речь А. А. Ширвиндта[4] на юбилее З. Е. Гердта[5]

 

Друзья! Разрешите поднять, в данном случае умозрительно, этот символический бокал за очаровательное украшение нашей жизни – за Зиновия Гердта.

В эпоху великой победы дилетантизма всякое проявление высокого профессионализма выглядит архаично и неправдоподобно. Гердт – воинствующий профессионал-универсал. Я иногда думаю, наблюдая за ним: кем бы Гердт был, не стань он артистом?

Не будь он артистом, он был бы гениальным плотником или хирургом. Гердтовские руки, держащие рубанок или топор, умелые, сильные мужские – археологическая редкость о наш инфантильный век. Красивые гердтовские руки – руки мастера, руки артиста.

Не будь он артистом, он был бы поэтом, потому что он не только глубоко поэтическая натура, он один из немногих знакомых мне людей, которые не учат стихи, а впитывают их в себя, как некий нектар (когда присутствуешь на импровизированном домашнем поэтическом вечере – Александр Володин, Булат Окуджава, Михаил Козаков, Зиновий Гердт – синеешь от белой зависти).

Не будь он артистом, он был бы замечательным эстрадным пародистом, тонким, доброжелательным, точным, Недаром из миллиона «своих» двойников Л. О. Утесов обожал Гердта.

Не будь он пародистом, он был бы певцом или музыкантом. Абсолютный слух, редкое вокальное чутье и музыкальная эрудиция дали бы нам своего Азнавура, с той только разницей, что у Гердта еще и хороший голос.

Не будь он музыкантом, они был бы писателем или журналистом. Что бы ни писал Гердт, будь то эстрадный монолог, которыми он грешил в молодости, или журнальная статья, – это всегда индивидуально, смело по жанровой стилистике.

Не будь он писателем, он мог бы стать великолепным телевизионным шоуменом, но, увы, уровень наших телешоу не позволяет пока привлекать Гердта в этом качестве на телеэкраны.

Не будь он шоуменом, он мог бы стать уникальным диктором- ведущим. Гердтовский закадровый голос – эталон этого еще мало изученного, но, несомненно, труднейшего вида искусства. Его голос не спутаешь с другим по тембру, по интонации, по одному ему свойственной иронии, будь то наивный мультик, «Двенадцать стульев» или рассказ о жизни и бедах североморских котиков.

Не будь он артистом… Но он Артист! Артист, Богом данный, и слава Богу, что при всех профессиональных «совмещениях» этой бурной натуры ему (Богу) было угодно отдать Гердта Мельпомене и другим сопутствующим искусству богам.

Диапазон Гердта-киноактера велик, Поднимаясь до чаплиновских высот в володинском «Фокуснике» или достигая мощнейшего обобщения в ильфовском Паниковском, Гердт всегда грустен, грустен – и все тут, как бы ни было смешно то, что он делает. Тонкий вкус и высокая интеллигентность, конечно, мешают его кинокарьере в нашем попмире, но поступиться этим он не может. «Живой» театр поглотил Гердта сравнительно недавно, но поглотил до конца. Его Костюмер в одноименном спектакле – это чудеса филигранной актерской техники, бешеного ритма и такой речевой скорости, что думалось: вот-вот устанет и придумает краску-паузу, чтобы взять дыхание, – не брал, несся дальше, не пропуская при этом ни одного душевного поворота.

Наивно желать Гердту творческих успехов – он воплощение успеха. Пошло ратовать за вечную молодость – он моложе тридцатилетних. Надо пожелать нам всем помогать ему, не раздражать его, беречь его, чтобы он, не дай Бог, не огорчился, разочаровавшись в нас, тех, ради которых он живет и творит.

 

Задание 4. Выберите тему выступления. Смоделируйте основные параметры аудитории и характеристики оратора (например, выступление мэра перед жителями города, менеджера по продажам перед потенциальными покупателями и т.п.). Составьте тезисную схему данного выступления с учетом параметров аудитории и возможностей оратора. «Вырастите» риторическое древо, используя разнообразные способы размножения идей.

 

Вопросы для самоконтроля

  1. Почему в риторике предложен образец создания речи, определяющийся как классический?
  2. Какова роль первого этапа риторического канона?
  3. Какие факторы влияют на нахождение речи?
  4. В чем суть деятельности оратора на этапе инвенции?

 

[1] Выступление Президента Российской Федерации В. В.Путина на совещании, посвященном подготовке к 300-летию Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, 8 июня 2002 года)

[2] СолженицынА. И. Речь в Гарварде на ассамблее выпускников университета (8 июня 1978 года)

[3] Радиопередача для младших школьников (1992)

[4] Ширвиндт Александр Анатольевич (род. в 1934 г.) – актер театра и кино, художественный руководитель Московского академического театра Сатиры.

[5] Гердт Зиновий Ефимович (1916 – 1996) – актер театра и кино.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X