Самостоятельная работа по дисциплине «Риторика и академическое письмо» для ТОГУ



Самостоятельная работа

«Внешность оратора. Мимика и жесты. Ораторская поза и пантомимика. Ораторский такт и престиж оратора. Продолжительность речи. Реплики. Ответы на вопросы»

Тема 7: Внешность оратора. Мимика и жесты. Ораторская поза и пантомимика. Ораторский такт и престиж оратора. Продолжительность речи. Реплики. Ответы на вопросы

 

Цель самостоятельной работы – рассмотреть особенности образа оратора и манеры его поведения перед аудиторией.

 

Задание 1.

Найдите правильные утверждения.

  1. Около 50% информации в публичной речи передается через зрительный канал.
  2. Около 25% информации в публичной речи передается через зрительный канал.
  3. Яркая индивидуальность оратора понижает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.
  4. Яркая индивидуальность оратора повышает эффективность его речевого воздействия на аудиторию.
  5. Позиция советчика – лучшая ораторская позиция в любой аудитории.
  6. Позиция советчика – лучшая ораторская позиция в подготовленной аудитории.
  7. Внешность оратора должна быть привлекательной в пределах нормы.
  8. Одежда ярких цветов снижает доверие к оратору.
  9. Очки снижают доверие к оратору.
  10. Двигаться по аудитории надо как можно меньше.
  11. Двигаясь по аудитории, не следует заходить вглубь аудитории.
  12. Не следует задерживаться в аудитории после завершения выступления.
  13. Оратор не должен сидеть, он должен стоять и двигаться.
  14. Надо выбрать симпатичное лицо и смотреть на этого человека во время выступления.
  15. Смотреть надо на отдельные сектора аудитории, не задерживая взгляд на отдельных людях.
  16. Жесты должны быть немногочисленными и разнообразными.
  17. Жесты оратора должны быть взволнованными и высоко эмоциональными.
  18. Громкость и тембр речи оратора должны сохраняться на протяжении всего выступления.
  19. Громкость выступления должна быть такой, чтобы оратор чувствовал, что он говорит громче, чем в обычной речи.

 

Задание 2.

Как необходимо реагировать оратору в следующих ситуациях:

  1. В аудиторию все время заглядывают посторонние.
  2. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору.
  3. Некоторые слушатели встают и уходят.
  4. Слушатели зевают.
  5. По раздраженным лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами.
  6. С места раздаются громкие реплики несогласия.
  7. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики.
  8. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, ответ на который отвлечет вас от темы.
  9. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, на который вы не можете сразу ответить.

 

Задание 3.

Прочитайте отрывок статьи Джеймса Хьюмза «Сила вступительной паузы». Ответьте на вопрос: как удалось Бенито Хуаресу завоевать внимание своих слушателей? Насколько «рискованным» был его метод?

 

Для большинства будущих лидеров внешний облик – это актив номер один. Еще Бенито Хуарес, первый демократически избранный президент Мексики (и первый, который не был диктатором) был ростом меньше пяти футов и отличался на редкость непривлекательной внешностью. «Бедняга Хуарес похож на жабу», – говорили друг другу мексиканские богачи. Кроме того, Хуарес был первым президентом – не испанцем по происхождению, а чистокровным индейцем.

В возрасте 26 лет Хуарес попал в законодательное собрание Мексики. Когда этот невзрачный низенький индеец поднялся, чтобы произнести свою первую речь, большинство слушателей смотрели на него с презрением. Однако у него уже был собственный стиль выступлений. Он не сразу начал говорить, а какое-то время молча стоял, всматриваясь в лица слушателей, спокойно встречая взгляды тех, кто глядел на него снисходительно и недоброжелательно. Шум в зале постепенно стих, установилась полнейшая тишина. Хуарес, зная, что многие из его слушателей сомневаются в том, что он свободно владеет испанским, специально начал с длительной паузы, подогревая ожидание зала, потом произнес первые слова своей речи: Libertad, Dignidad, Humanidad

Эти громкие слова ясно и четко прозвучали в притихшем зале.

 

Задание 4.

Слово харизма имеет следующее толкование в «Кратком словаре современных понятий и терминов»: (греч. charisma – божественный дар, милость) – бытующее представление об особой одаренности, исключительности, непогрешимости кого-либо. Харизматический лидер – это человек, наделенный в глазах своих последователей авторитетом, основанным на исключительных качествах его личности – героизме, мудрости, святости и др. Опишите образ известного вам харизматического лидера. Какие грани его одаренности обращают на себя общественное внимание?

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как должен выглядеть оратор?
  2. Как характеризуется невербальное общение оратора?
  3. Какие основные жесты используют ораторы? Как они помогают или мешают при выступлении? Приведите примеры.
  4. Какие из неречевых средств выражения кажутся вам наиболее важными, если оценивать их с позиции риторики? Почему?
  5. Какова оптимальная продолжительность речи в разных жанрах?
  6. Каким требованиям должна отвечать манера оратора?
  7. Как должен оратор реагировать на реплики аудитории в момент выступления?

 

Рекомендуемая литература:

 

  1. Голуб, И. Б. Русская риторика и культура речи : учебное пособие / И.Б. Голуб, В.Д. Неклюдов. – М.: Логос, 2011. – 328 с.
  2. Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово / А.К. Михальская. – М.: Просвещение, 1996. – 416 с.
  3. Риторика : учебник для бакалавров : учебник для вузов / И. А. Мартьянова, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева, [и др.]. – М.: Юрайт, 2013. – 430 с.
  4. Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить / И.А. Стернин. – Воронеж: «Истоки», 2011. – 169 с.

 

 

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X