Самостоятельная работа
«Диспозиция. Планы и их виды. Композиция и жанры речевых выступлений. Виды схем. Аргументация в публичном выступлении. Типы и приемы аргументации»
Тема 8: Диспозиция. Планы и их виды. Композиция и жанры речевых выступлений. Виды схем. Аргументация в публичном выступлении. Типы и приемы аргументации
Цель самостоятельной работы – рассмотреть понятие диспозиции как этапа подготовки публичного выступления; показать особенности основных композиционных элементов публичного выступления.
Задание 1.
Составьте обычное вступление для речи на тему «Проблемы наркомании» для выступления в кругу единомышленников.
Задание 2.
Подготовьте описание какой-либо достопримечательности города как фрагмент речи гида, выступающего перед группой туристов. В описание включите признаки объекта, на которые нужно обратить внимание, объясните, чем они примечательны.
Задание 3.
Опровергните следующие суждения:
- Свобода слова нужна не всегда, и не всем ее надо предоставлять.
- В науке, на производстве нужно делать главную ставку не на молодежь, а на зрелых людей, на сложившихся специалистов.
- Дедовщину изжить невозможно: она всегда была и будет.
Задание 4.
Речь какого вида и содержания можно закончить следующими высказываниями?
- Как выразился Д.И. Фонвизин: «Вот злонравия достойные плоды!»
- И чуть изменив выражение А.С. Пушкина, мы все зададим себе вопрос: «Что день грядущий нам готовит?»
Вопросы для самоконтроля:
- Дайте определение диспозиции.
- Перечислите основные виды планов.
- Дайте определение композиции.
- Назовите жанры речевых выступлений.
- Перечислите приемы аргументации.
Рекомендуемая литература:
- Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить / И.А. Стернин. – Воронеж: «Истоки», 2011. – 169 с.
- Филиппов А.В. Риторика: Понятия и упражнения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Филлипов, Н. Н. Романова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160с.
- Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика / Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384 с.
с дистанционным обучением?