Самостоятельная работа студентов
«Поведение оратора в аудитории. Ораторская индивидуальность. Риторические позиции оратора в ходе выступления.
Внешний вид оратора. Манера выступления. Движение. Взгляды. Жесты. Приемы борьбы с волнением»
СРС по теме «Поведение оратора в аудитории. Ораторская индивидуальность. Риторические позиции оратора в ходе выступления. Внешний вид оратора. Манера выступления. Движение. Взгляды. Жесты. Приемы борьбы с волнением»
Вопросы для изучения:
- Поведение оратора в аудитории.
- Ораторская индивидуальность.
- Риторические позиции оратора в ходе выступления.
- Внешний вид оратора.
- Манера выступления.
- Движение. Взгляды. Жесты.
- Приемы борьбы с волнением.
Методические указания:
Цель самостоятельной работы – получить основные сведения о приемлемости поведения оратора в аудитории (внешний вид оратора, манера выступления, движения, взгляды, жесты), изложении риторической позиции оратора в ходе выступления, сформировать умения использования приемов борьбы с волнением оратора во время публичного выступления для достижения прогнозируемого результата коммуникации.
Подготовку к выполнению самостоятельной работы необходимо начинать с изучения предлагаемой к теме учебной и научной литературы, а также интернет-ресурсов, рекомендованных преподавателем, и лишь затем переходить к выполнению практических зданий. Данный порядок работы существенно облегчает освоение содержания темы и подготовку к промежуточной и итоговой аттестации.
Задания для самостоятельного выполнения предполагают индивидуальную работу студента. Форма представления результатов – электронная.
Вопросы для самоконтроля предполагают устный ответ обучающегося.
Глоссарий по теме:
Манера выступления – 1. Образ или способ действия. 2. Совокупность приёмов, характерных черт, особенностей творчества или исполнения художественных произведений.
Жест (от лат. gestus – движение тела) – некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, в том числе отдельного человека.
Коммуникативная позиция – это влиятельность и авторитет того, кто говорит в отношении собеседника, то есть степень его влиятельности и авторитетности для тех, кто его слушает.
Теоретический материал для самостоятельного изучения студентом:
- Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1995. – С. 25 – 27.
- Рождественский Ю. В. Теория риторики : учеб. пособие /Ю. В. Рождественский; под ред. В. И. Аннушкина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ФЛИНТА : Наука, 2015. – C. 142 – 157.
Задания для самостоятельного выполнения:
Задание 1.
Составьте конспект «Поведение оратора в аудитории».
Задание 2.
Найдите ложные высказывания.
- Как быть, если в помещении народу немного, но все сели в задние ряды, а передняя часть зала пуста?
- Перед началом вашего выступления собрать всех слушателей вместе, пересадить всех вперед: «пустые кресла негативно действуют на слушателей, аудиторию не расшевелить, если она рассеяна по залу».
- Оратору лучше подойти к тем, кто сел вдали от него. Необходимо подойти к основной массе слушателей и начать выступление перед ними.
- П. Сопер писал, что манера выступления важнее, чем внешность оратора – манера заставляет забыть о внешности, и в этом он, несомненно, прав. П. Сопер выделял пять основных, с его точки зрения, составляющих манеры выступления, которые позволяют расположить к себе слушателей:
1) уверенность в себе,
2) деловитость,
3) дружеское отношение к слушателям,
4) скромность,
5) подъем,
6) модная одежда и прическа.
- Укажем на то, чего нельзя допускать в манере выступления:
- Оратор не должен выглядеть уставшим; спешащим; недовольным (помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т. д.);
- Оратор не должен демонстрировать беспомощность; нерешительность;
- Оратор ни в коем случае не должен извиняться перед
аудиторией за свою миссию («извините, что задерживаю вас», «потерпите, я скоро закончу» и т. д.).
- Стойте прямо, не наклоняясь; смотрите в глаза слушателям.
- Оптимальная манера выступления должна удовлетворять следующим требованиям.
- Энергичность изложения. Все ваше выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации.
- Физическая бодрость, подвижность. Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение передается самой аудитории.
- Уверенный внешний вид. Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и аудитория начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием.
- Дружеский, интимный тон. Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере.
- Убежать из аудитории сразу после выступления. Это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие».
- Можно дать следующие рекомендации:
- Оратор должен смотреть на одного слушателя, выделив его из массы.
- Отводить взгляд от аудитории можно ненадолго – при формулировании некоторой мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт со слушателями.
- Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей.
- Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы.
- Выступая перед аудиторией, следует использовать такие жесты оратора:
- указательные жесты;
- описательные жесты;
- выразительные жесты;
- подражательные жесты.
- Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» (П. Сопер). Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям:
- Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам к жестам.
- Следует делать намеренные жестов, они всегда легко опознаются слушателями и вызывают радость.
- Жесты не должны быть непрерывными.
- Жесты необходимо разнообразить, одни и те же (или один и тот же) жесты раздражают аудиторию.
- Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов и т. д. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности.
- О внимании аудитории к оратору говорят:
- Взгляды слушателей, направленные на оратора;
- Положение тела: корпус наклонен в сторону оратора; слушатель подвинулся на краешек стула, как бы хочет быть ближе к оратору;
- Наклон головы (если голова наклонена вбок, это говорит о заинтересованности слушателя).
- Ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед.
9. В процессе выступления каждый оратор занимает определенную коммуникативную позицию, выступает в определенной роли, которую он сам на себя принимает. Наиболее типичные и часто используемые:
- Позиция информатора. Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация.
- Позиция комментатора. Эту позицию обычно занимают, если аудитория основное знает и ждет дополнительных сведений и личных оценок.
- Позиция собеседника. Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных». Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы.
- Позиция советчика. Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы «расставляет акценты».
- Позиция эмоционального лидера. Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы.
- Позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен); позиция трибуна (преувеличенный пафос), позиция просителя («потерпите, я скоро закончу»).
10. Наталия Махно, тренер по ораторскому искусству, приводит несколько правил (советов) по внешнему виду оратора.
Правило 1. Одежда соответствует месту и ситуации. Совет № 1 – будь «своим» среди своих.
Правило 2. Опрятность. Совет № 2 – обращайте внимание на детали.
Правило 3. Одевайтесь со вкусом. Совет № 3 – найдите свою «фишку» в одежде.
Правило 4. Цвет одежды не влияет на аудиторию. Совет № 4 – подбирать цвет – зря терять время. Нужно сосредоточиться на других проблемах.
Правило 5. Аксессуары. Совет № 5 – используйте аксессуары, это придаст завершенность образу.
- Для того чтобы раскрыть свою манеру выступления, необходимо придерживаться нижеприведённых правил:
- Пробейте скорлупу своей застенчивости. Очень важно освободиться от закрепощённости людей.
- Не пытайтесь подражать другим – будьте собой. Нет на свете другого такого человека как вы. Другими словами, вы обладаете индивидуальностью.
- Беседуйте со своей аудиторией. Такой приём прерывает монотонное течение речи, придаёт ей разговорный характер, делая её проще и приятнее.
- Вложите в выступление своё сердце. Вам также поможет искренность, эмоциональность и энтузиазм. Когда человек находится под влиянием своих чувств, его истинная душа выходит наружу.
- Заставляйте свой голос звучать тихо, спокойно. Пусть аудитория прислушивается к сказанному вами.
- Чтобы отлично смотреться на сцене и производить хорошее впечатление на аудиторию, оратор должен обладать этими навыками:
1. Оратор-мастер следит за положением рук;
2. Оратор-мастер выразительно жестикулирует;
3. Оратор-мастер двигается непрерывно;
4. Оратор-мастер разнообразит свои жесты;
5. Оратор-мастер жестикулирует раскрытой ладонью;
6. Больше аудитория – шире жест;
7. Оратор-мастер улыбчив.
13. Чтобы успокоиться и держаться уверенным во время выступления,
воспользуйтесь следующими приемами:
- Расслабьтесь. Когда организм напряжен невольно хочется сжаться и не быть в центре внимания. Расслабьте тело, чтобы не подкреплять психологический дискомфорт физическим напряжением.
- Важно нормализовать дыхание, чтобы организм не был в стрессе. Для этого сделайте вдох, досчитайте до 4-х, затем резко выдохните. Повторите 10 раз.
- Если вы чувствуете, что голос срывается от волнения, заранее сделайте речевую гимнастику. Рассказывайте выступление не открывая рта. Проговаривайте буквы как можно четче и выразительнее. Такое упражнение расслабит мышцы лица и гортани и поможет справиться с волнением. Возьмите с собой воду, иначе в неподходящий момент вы лишитесь голоса и придется вынуждено прервать выступление.
- Смотрите в глаза слушателям, чтобы поддерживать с ними контакт. Так вы покажите, что выступление направлено на их интерес и отдачу.
- Если вы сделали ошибку, верным решением будет акцентировать на ней внимание, извиниться.
Вопросы для самоконтроля:
- Каким должно быть поведение оратора в аудитории?
- Как проявляется ораторская индивидуальность в публичном выступлении?
- Какие риторические позиции оратора в ходе выступления возможны, а какие – недопустимы?
- Какие требования к внешнему виду оратора существуют?
- Что такое «манера выступления»? Приведите свои примеры.
- Каких правил необходимо придерживаться для того чтобы, раскрыть свою манеру выступления?
- Какие движение, взгляды, жесты понадобятся оратору, чтобы отлично смотреться на сцене и производить хорошее впечатление на аудиторию?
- Почему важно понимать язык телодвижений?
- Почему язык телодвижений неоднозначен?
- Как с помощью соответствующих жестов и позы можно попытаться снять напряженное состояние партнера?
- Какие приемы помогут убрать волнение перед выступлением на публике?
Информационное обеспечение по теме практического занятия:
Рекомендуемая литература:
- Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1995. – С. 25 – 27.
- Рождественский Ю. В. Теория риторики : учеб. пособие /Ю. В. Рождественский; под ред. В. И. Аннушкина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ФЛИНТА : Наука, 2015. – C. 142 – 157.
Открытые электронные ресурсы по теме:
- StudFiles [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5851854/page:5/) с.34 – 51.
- Наталия Махно. Внешний вид оратора. Золотые правила. [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа:megaorator.com.ua).
- СПИКЕРКЛУБ-VIP [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа: https://speakerclub.ru/2015/12/30/9-zhestov-i-dvizhenij-oratora-mastera/).
- Yourspeech [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа: http://yourspeech.ru/eloquence/performance/kak-ne-volnovatsya-pered-vystupleniem.html).
с дистанционным обучением?