Самостоятельная работа по дисциплине «Риторика и академическое письмо» для ТОГУ



Самостоятельная работа студентов

«Поведение оратора в аудитории. Ораторская индивидуальность. Риторические позиции оратора в ходе выступления.

Внешний вид оратора. Манера выступления. Движение. Взгляды. Жесты. Приемы борьбы с волнением»

СРС по теме «Поведение оратора в аудитории. Ораторская индивидуальность. Риторические позиции оратора в ходе выступления. Внешний вид оратора. Манера выступления. Движение. Взгляды. Жесты. Приемы борьбы с волнением»

Вопросы для изучения:

  1. Поведение оратора в аудитории.
  2. Ораторская индивидуальность.
  3. Риторические позиции оратора в ходе выступления.
  4. Внешний вид оратора.
  5. Манера выступления.
  6. Движение. Взгляды. Жесты.
  7. Приемы борьбы с волнением.

 

Методические указания:

Цель самостоятельной работы – получить основные сведения о приемлемости поведения оратора в аудитории (внешний вид оратора, манера выступления, движения, взгляды, жесты), изложении риторической позиции оратора в ходе выступления, сформировать умения использования приемов борьбы с волнением оратора во время публичного выступления для достижения прогнозируемого результата коммуникации.

Подготовку к выполнению самостоятельной работы необходимо начинать с изучения предлагаемой к теме учебной и научной литературы, а также интернет-ресурсов, рекомендованных преподавателем, и лишь затем переходить к выполнению практических зданий. Данный порядок работы существенно облегчает освоение содержания темы и подготовку к промежуточной и итоговой аттестации.

Задания для самостоятельного выполнения предполагают индивидуальную работу студента. Форма представления результатов – электронная.

Вопросы для самоконтроля предполагают устный ответ обучающегося.

 

Глоссарий по теме:

Манера выступления – 1. Образ или способ действия. 2. Совокупность приёмов, характерных черт, особенностей творчества или исполнения художественных произведений.

Жест (от лат. gestus – движение тела) – некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл, то есть являющееся знаком или символом.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, в том числе отдельного человека.

Коммуникативная позиция – это влиятельность и авторитет того, кто говорит в отношении собеседника, то есть степень его влиятельности и авторитетности для тех, кто его слушает.

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения студентом:

  1. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1995. – С. 25 – 27.
  2. Рождественский Ю. В. Теория риторики : учеб. пособие /Ю. В. Рождественский; под ред. В. И. Аннушкина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ФЛИНТА : Наука, 2015. – C. 142 – 157.

 

Задания для самостоятельного выполнения:

Задание 1.

Составьте конспект «Поведение оратора в аудитории».

 

Задание 2.

Найдите ложные высказывания.

  1. Как быть, если в помещении народу немного, но все сели в задние ряды, а передняя часть зала пуста?
  2. Перед началом вашего выступления собрать всех слушателей вместе, пересадить всех вперед: «пустые кресла негативно действуют на слушателей, аудиторию не расшевелить, если она рассеяна по залу».
  3. Оратору лучше подойти к тем, кто сел вдали от него. Необходимо подойти к основной массе слушателей и начать выступление перед ними.

 

  1. П. Сопер писал, что манера выступления важнее, чем внешность оратора – манера заставляет забыть о внешности, и в этом он, несомненно, прав. П. Сопер выделял пять основных, с его точки зрения, составляющих манеры выступления, которые позволяют расположить к себе слушателей:

1) уверенность в себе,

2) деловитость,

3) дружеское отношение к слушателям,

4) скромность,

5) подъем,

6) модная одежда и прическа.

 

  1. Укажем на то, чего нельзя допускать в манере выступления:
  2. Оратор не должен выглядеть уставшим; спешащим; недовольным (помещением, задержкой начала работы, числом собравшихся, опаздывающими и т. д.);
  3. Оратор не должен демонстрировать беспомощность; нерешительность;
  4. Оратор ни в коем случае не должен извиняться перед

аудиторией за свою миссию («извините, что задерживаю вас», «потерпите, я скоро закончу» и т. д.).

  1. Стойте прямо, не наклоняясь; смотрите в глаза слушателям.

 

  1. Оптимальная манера выступления должна удовлетворять следующим требованиям.
  2. Энергичность изложения. Все ваше выступление должно быть энергичным от начала до конца. Энергия выступления передается слушателям, она держит их в напряжении и повышает доверие к содержащейся в выступлении информации.
  3. Физическая бодрость, подвижность. Аудитория должна видеть, что оратор бодр, в хорошей физической форме, и это ощущение передается самой аудитории.
  4. Уверенный внешний вид. Уверенность оратора очень быстро передается аудитории, и аудитория начинает воспринимать то, что говорит оратор, все менее и менее критически, все с большим доверием.
  5. Дружеский, интимный тон. Аудитория ждет от оратора дружеской, интимной беседы. Нужно пойти ей навстречу. Разговаривать с аудиторией надо как с одним человеком, в такой же непринужденной манере.
  6. Убежать из аудитории сразу после выступления. Это тоже оставляет у аудитории положительное «послевкусие».

 

  1. Можно дать следующие рекомендации:
  2. Оратор должен смотреть на одного слушателя, выделив его из массы.
  3. Отводить взгляд от аудитории можно ненадолго – при формулировании некоторой мысли, затем необходимо вновь устанавливать зрительный контакт со слушателями.
  4. Не выступать, глядя в «пространство», это вызывает недоверие и раздражение слушателей.
  5. Не смотреть в процессе выступления на пол, на ноги, окно, в потолок, не рассматривать посторонние предметы.

 

  1. Выступая перед аудиторией, следует использовать такие жесты оратора:
  2. указательные жесты;
  3. описательные жесты;
  4. выразительные жесты;
  5. подражательные жесты.

 

  1. Речь без жестов настораживает слушателей, «оставляет осадок предубеждения и недоверия» (П. Сопер). Жестикуляция оратора должна удовлетворять следующим требованиям:
  2. Жестикуляция должна быть естественной, следовать естественным импульсам к жестам.
  3. Следует делать намеренные жестов, они всегда легко опознаются слушателями и вызывают радость.
  4. Жесты не должны быть непрерывными.
  5. Жесты необходимо разнообразить, одни и те же (или один и тот же) жесты раздражают аудиторию.
  6. Нельзя пальцами теребить одежду, украшения, дотрагиваться до часов и т. д. Это рассматривается аудиторией как проявление вашей неуверенности.

 

  1. О внимании аудитории к оратору говорят:
  2. Взгляды слушателей, направленные на оратора;
  3. Положение тела: корпус наклонен в сторону оратора; слушатель подвинулся на краешек стула, как бы хочет быть ближе к оратору;
  4. Наклон головы (если голова наклонена вбок, это говорит о заинтересованности слушателя).
  5. Ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед.

 

9. В процессе выступления каждый оратор занимает определенную коммуникативную позицию, выступает в определенной роли, которую он сам на себя принимает. Наиболее типичные и часто используемые:

  1. Позиция информатора. Такая позиция предполагает чистое изложение некоторого материала, сопровождающееся предупреждением о возможных ошибках в понимании. С этой позиции обычно излагается инструктивная или директивная информация.
  2. Позиция комментатора. Эту позицию обычно занимают, если аудитория основное знает и ждет дополнительных сведений и личных оценок.
  3. Позиция собеседника. Эта позиция предполагает, что оратор разделяет интересы и заботы аудитории, выступает «на равных». Данная позиция предполагает, что оратор обращается к аудитории с просьбой высказать свое мнение, широко использует вопросы.
  4. Позиция советчика. Позицию советчика обычно занимают, если слушатели хорошо подготовлены в базовой области. Оратор в таком случае лишь как бы «расставляет акценты».
  5. Позиция эмоционального лидера. Эту позицию занимают в том случае, если в аудитории приподнятое настроение, если самого оратора хорошо знают и ждут с интересом и нетерпением. В позиции эмоционального лидера оратор чувствует себя достаточно свободно, допустимы импровизированные отступления от темы.
  6. Позиция наставника (оратор нравоучителен, категоричен); позиция трибуна (преувеличенный пафос), позиция просителя («потерпите, я скоро закончу»).

10. Наталия Махно, тренер по ораторскому искусству, приводит несколько правил (советов) по внешнему виду оратора.

Правило 1. Одежда соответствует месту и ситуации. Совет № 1 будь «своим» среди своих.

Правило 2. Опрятность. Совет № 2 обращайте внимание на детали.

Правило 3. Одевайтесь со вкусом. Совет № 3 найдите свою «фишку» в одежде.

Правило 4. Цвет одежды не влияет на аудиторию. Совет № 4 подбирать цвет – зря терять время. Нужно сосредоточиться на других проблемах.

Правило 5. Аксессуары. Совет № 5 используйте аксессуары, это придаст завершенность образу.

 

  1. Для того чтобы раскрыть свою манеру выступления, необходимо придерживаться нижеприведённых правил:
  2. Пробейте скорлупу своей застенчивости. Очень важно освободиться от закрепощённости людей.
  3. Не пытайтесь подражать другим – будьте собой. Нет на свете другого такого человека как вы. Другими словами, вы обладаете индивидуальностью.
  4. Беседуйте со своей аудиторией. Такой приём прерывает монотонное течение речи, придаёт ей разговорный характер, делая её проще и приятнее.
  5. Вложите в выступление своё сердце. Вам также поможет искренность, эмоциональность и энтузиазм. Когда человек находится под влиянием своих чувств, его истинная душа выходит наружу.
  6. Заставляйте свой голос звучать тихо, спокойно. Пусть аудитория прислушивается к сказанному вами.

 

  1. Чтобы отлично смотреться на сцене и производить хорошее впечатление на аудиторию, оратор должен обладать этими навыками:

1. Оратор-мастер следит за положением рук;

2. Оратор-мастер выразительно жестикулирует;

3. Оратор-мастер двигается непрерывно;

4. Оратор-мастер разнообразит свои жесты;

5. Оратор-мастер жестикулирует раскрытой ладонью;

6. Больше аудитория – шире жест;

7. Оратор-мастер улыбчив.

13. Чтобы успокоиться и держаться уверенным во время выступления,

воспользуйтесь следующими приемами:

  1. Расслабьтесь. Когда организм напряжен невольно хочется сжаться и не быть в центре внимания. Расслабьте тело, чтобы не подкреплять психологический дискомфорт физическим напряжением.
  2. Важно нормализовать дыхание, чтобы организм не был в стрессе. Для этого сделайте вдох, досчитайте до 4-х, затем резко выдохните. Повторите 10 раз.
  3. Если вы чувствуете, что голос срывается от волнения, заранее сделайте речевую гимнастику. Рассказывайте выступление не открывая рта. Проговаривайте буквы как можно четче и выразительнее. Такое упражнение расслабит мышцы лица и гортани и поможет справиться с волнением. Возьмите с собой воду, иначе в неподходящий момент вы лишитесь голоса и придется вынуждено прервать выступление.
  4. Смотрите в глаза слушателям, чтобы поддерживать с ними контакт. Так вы покажите, что выступление направлено на их интерес и отдачу.
  5. Если вы сделали ошибку, верным решением будет акцентировать на ней внимание, извиниться.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каким должно быть поведение оратора в аудитории?
  2. Как проявляется ораторская индивидуальность в публичном выступлении?
  3. Какие риторические позиции оратора в ходе выступления возможны, а какие – недопустимы?
  4. Какие требования к внешнему виду оратора существуют?
  5. Что такое «манера выступления»? Приведите свои примеры.
  6. Каких правил необходимо придерживаться для того чтобы, раскрыть свою манеру выступления?
  7. Какие движение, взгляды, жесты понадобятся оратору, чтобы отлично смотреться на сцене и производить хорошее впечатление на аудиторию?
  8. Почему важно понимать язык телодвижений?
  9. Почему язык телодвижений неоднозначен?
  10. Как с помощью соответствующих жестов и позы можно попытаться снять напряженное состояние партнера?
  11. Какие приемы помогут убрать волнение перед выступлением на публике?

 

Информационное обеспечение по теме практического занятия:

Рекомендуемая литература:

  1. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1995. – С. 25 – 27.
  2. Рождественский Ю. В. Теория риторики : учеб. пособие /Ю. В. Рождественский; под ред. В. И. Аннушкина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ФЛИНТА : Наука, 2015. – C. 142 – 157.

 

Открытые электронные ресурсы по теме:

  1. StudFiles [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5851854/page:5/) с.34 – 51.
  1. Наталия Махно. Внешний вид оратора. Золотые правила. [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа:megaorator.com.ua).
  2. СПИКЕРКЛУБ-VIP [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа: https://speakerclub.ru/2015/12/30/9-zhestov-i-dvizhenij-oratora-mastera/).
  3. Yourspeech [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа: http://yourspeech.ru/eloquence/performance/kak-ne-volnovatsya-pered-vystupleniem.html).

 

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X