Самостоятельная работа по дисциплине «Риторика и академическое письмо» для ТОГУ



Самостоятельная работа

«Постановка исследовательского вопроса»

 

Вопросы для изучения:

  1. Тема и проблема исследования.
  2. Стратегии проблематизации.
  3. Методологические основания исследовательского вопроса.
  4. Типы исследовательских вопросов.
  5. Конкретизация исследовательского вопроса.
  6. Источниковая база, предполагаемая постановкой исследовательского вопроса.
  7. Позиция исследователя и условия производства знания как аспекты постановки проблемы.
  8. Объективность и субъективность в академическом тексте

 

Задание 1.

Прочитайте рассуждения современных ученых и преподавателей относительно постановки исследовательского вопроса. Согласны ли вы с утверждением В.В. Радаева о том, что нет ничего более сложного, чем постановка проблемы?

А) Проблема – это некое несоответствие наших знаний об объекте другим знаниям о нем, обыденным представлениям, здравому смыслу. Это некий парадокс, если угодно, загадка, которую предлагается разгадать, противоречие в понимании, нестыковка смыслов и интерпретаций. Оно возникает тогда, когда исследователь сталкивается с препятствием, которое он не может с легкостью преодолеть или обойти. Приходится предпринимать определенные целенаправленные действия – разбирать завалы, карабкаться вверх и вниз, искать обходные пути.

Очень часто формулирование проблемы подменяется указанием на нехватку данных или неполное знание о каком-то явлении. Дескать, первое, второе и третье уже изучено, а четвертое и пятое еще нет, посему это «проблема». Вновь повторим, что, подменяя предмет (проблему) ссылкой на объект исследования (пусть даже он весь представляет сплошное белое пятно), мы облегчаем себе жизнь, но не продвигаемся к смыслу. И каждый раз нам придется отвечать на неумолимый и жесткий вопрос: «Белых пятен много, зачем нам изучать именно это?» Ибо исследовательская проблема – это не пустое, необжитое место, где можно поставить палатку и начать строить здание новой теории. Это препятствие на нашем пути. На земном шаре еще немало неосвоенных территорий, однако это не означает, что именно там необходимо селиться. Поэтому важно зацепиться за неоднозначность и начинать растягивать смысловое пространство, а не гордо указывать пальцем на бесцветную пустоту [5].

Б) Исследовательская проблема всегда формулируется в контексте проверки некоторой теории, даже если эта теория находится в неразвитом, «донаучном» виде. В противном случае решаемая проблема является не научной, а, к примеру, житейской, досужей, выдуманной. В науке такого рода проблемы получают холодное наименование неактуальных. Проблематизация означает, что какой-либо фрагмент теории или вся теория в целом могут быть опровергнуты новыми фактами. В социальных науках иногда бывает нелегко установить, насколько обоснована постановка той или иной проблемы [2].

Задание 2.

Познакомьтесь с рекомендациями известного писателя В.Р. Ружиэйро относительно формулирования проблем и спорных вопросов. Согласны ли вы с выводом автора о «выгоде тщательных формулировок»?

  1. Определите задачу. В тот момент, когда вы понимаете, что событие, которое вы пережили или о котором прочли, вас беспокоит либо что вы разочарованы в том или ином человеке, предмете или ситуации (этап 1), проанализируйте ситуацию и выведите свои отрицательные чувства из подсознания. Спросите себя: «Что именно я чувствую? Печаль? Злость? Разочарование? Каков источник этого чувства?» Затем решите, лучше ли подходить к тому, что беспокоит вас, как к проблеме или как к спорному вопросу.
  2. Сформулируйте проблему или спорный вопрос. Используя подходящий вид вопросительного предложения «Как можно?» для проблемы, «Является ли?», «Делает ли?» или «Должен ли?» для спорного вопроса – сформулируйте проблему или спорный вопрос на бумаге, а не просто в уме. Есть два важных довода в пользу записи своих формулировок. Во-первых, объединение умственного и физического усилий и «проговаривание» идей часто помогает прояснить их. Во-вторых, что подтвердит любой преподаватель письменной композиции, сам процесс письменного изложения идеи имеет свойство инициировать другие идеи. Заставьте себя создать как можно больше формулировок данной проблемы или спорного вопроса.
  3. Доработайте свою формулировку. После того как вы сформулировали проблему или спорный вопрос всеми возможными способами, доработайте эти формулировки. То есть замените расплывчатость точностью, а общие слова конкретными. Формулировка получается слишком расплывчатой или общей тогда, когда вы не уверены, на решение какого вида она указывает. Например, «Как можно решить проблему снижения числа учащихся?» и «Как можно устранить проблему наркотиков?» не указывают никуда конкретно и, следовательно, должны быть пересмотрены [7].

 

Задание 3.

А) Познакомьтесь с рассуждениями социолога Г.С. Батыгина относительно необходимости создания источниковой базы научной работы. Почему для грамотного построения исследовательского вопроса важно досконально изучить литературные источники?

Итак, что мы хотим узнать? Для опытного исследователя, досконально знающего свою область, ответ на такой вопрос не вызывает затруднений. Он непосредственно вытекает из предшествующих результатов и, как правило, представляет собой последовательное развитие определенной исследовательской программы. Чем глубже и подробнее разработана проблема, чем больше знаний накоплено в рамках определенной отрасли науки, тем больше нерешенных вопросов стоит перед исследователем. В буквальном смысле: чем больше знаем, тем больше не знаем. И наоборот: для человека, малоосведомленного в своей дисциплинарной области, не существует проблем, у него на все имеются готовые ответы. Во всяком случае корректная формулировка вопроса «Что мы хотим узнать?» оказывается в данном случае задачей непосильной [2].

Б) Согласны ли вы с мнением В.Р. Ружейро: «Чем меньше фактов имеется, тем проще представляется проблема» [7]?

 

Задание 4.

Рассмотрите, как характеризует Г.С. Батыгин понятие «тема». Сопоставьте научный подход Г.С. Батыгина с определениями других авторов, известных вам.

Комплекс проблем, решаемых исследователем, образует тему – более или менее отчетливо определенную область знания. Тематизация означает признание определенной области исследований значимой для научной дисциплины. Обычно признание выражается в публичном одобрении либо опровержении полученных результатов. Критика, в том числе отрицательное заключение, являет собой признание проблемы, заслуживающей экспертизы. Последующие этапы тематизации связаны с институциональной организацией исследований: утверждением темы в качестве предмета диссертационных работ, направлений деятельности лабораторий, журналов, институтов, научных школ.

Кроме институционального, научная тема обладает еще и «этнологическим» содержанием – она заключает в себе глубинные, часто невысказанные предубеждения ученого, порождающие «проблемное поле» науки [2].

 

Источники:

  1. Ярская-Смирнова Е. Создание академического текста: учебное пособие / Е. Ярская-Смирнова. – М.: ООО «Вариант», ЦСПГУ, 2013. – С. 16-33. (https//docviewer.yandex.ru/view/0/).
  2. Батыгин Г.С. Курс лекций по методологии социологического исследования: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов [Электронный ресурс] / Г.С. Батыгин. – М.: Аспект-Пресс. – 1995. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/ (дата обращения 9.10.2019).
  3. Бут У., Коломб Г.Дж., Уильямс Дж.М. Исследование: 16 уроков для начинающих авторов / У. Бут, Г.Дж. Коломб, Дж.М. Уильямс / авт. пер. с англ. А. Станославского. – М.: Флинта, 2004.
  4. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформления / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и Ко, 2006.
  5. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил [Электронный ресурс] / В.В. Радаев. – М.: ГУ ВШЭ : ИНФРА-М, 2001. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/0/ (дата обращения 9.10.2019).
  6. Радаев В.В. Как написать академический текст / В.В. Радаев // Вопросы образования. – 2011. – № 1. – С. 271-293.
  7. Ружиэйро В.Р. Мышление: пятнадцать уроков для начинающих авторов [Электронный ресурс] / В.Р. Ружиэйро – М.: Флинта: Наука, 2006. – Режим доступа: https://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1027150/Ruzhieyro_-_Myshlenie_pyatnadcat_urokov_dlya_nachinayuschih_avtorov.html (9.10.2019).

 

 

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X