Самостоятельная работа по дисциплине «Риторика и академическое письмо» для ТОГУ



СРС по теме «Внимание аудитории как условие восприятия речи. Произвольное и непроизвольное внимание. Интересы слушателей и «постпроизвольное» внимание. Установление психологического контакта с аудиторией. Обращение. Психологическая функция вступления. Приемы привлечения внимания слушателей в ораторской практике».

 

Вопросы для изучения:

  1. Виды внимания. Произвольное и непроизвольное внимание.
  2. Установление контакта с аудиторией.
  3. Обращение и вступление. Функция вступления.
  4. Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории.

 

Методические указания:

Цель самостоятельной работы – получить основные сведения о факторах, способствующих установлению психологического контакта с аудиторией, определяющих успех выступления оратора, сформировать умения гибко использовать психологические функции вступления, приемы привлечения внимания слушателей в ораторской практике.

Подготовку к выполнению самостоятельной работы необходимо начинать с изучения предлагаемой к теме учебной и научной литературы, а также интернет-ресурсов, рекомендованных преподавателем, и лишь затем переходить к выполнению практических зданий. Данный порядок работы существенно облегчает освоение содержания темы и подготовку к промежуточной и итоговой аттестации.

Задания для самостоятельного выполнения предполагают индивидуальную работу студента. Форма представления результатов – электронная.

Вопросы для самоконтроля предполагают устный ответ обучающегося.

 

Глоссарий по теме:

Непроизвольное внимание – это вариация внимания, возникающая по причине воздействия на анализаторы раздражителя и заключающаяся в воспроизведении образа, явления, предмета без приложения волевого усилия.

Произвольное внимание – это один из видов внимания человека, проявляющийся свободной направленностью при использовании волевых усилий, направляющих его на необходимую, обязательную деятельность или объект, его отдельные качества или проявления, не вызывающие природного интереса.

Послепроизвольное внимание – это внимание, возникающее на основе произвольного, после него, когда для его поддержания уже не требуется волевых усилий.

Периоды внимания –  промежуток времени, в течение которого мы можем сфокусировать наше внимание на отдельном стимуле или мысли.

Авансирование — нарочитое затягивание сообщения важной или интересной мысли, идеи, некоторых подробностей, которые наверняка интересуют слушателей.

Закон края: в достаточно длинном ряду последовательно воспринимаемых единиц информации человек лучше всего запоминает то, что появилось в начале и в конце ряда, т. е. как бы с его краёв, и хуже запоминает то, что оказалось в середине ряда.

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения студентом:

  1. Седнев А. Блестящее выступление: как стать успешным оратором. – СПб.: Питер, 2014. – С. 29 — 45. , С. 80 – 87.
  2. Введенская Л. А., Павлова Л.Г. Деловая риторика : Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д : издательский центр «МарТ», 2002. – С. 317 – 324.

 

Задания для самостоятельного выполнения:

Задание 1.

Составьте конспект «Виды внимания».

 

Задание 2.

Составьте конспект «Приемы поддержания внимания аудитории».

 

Задание 3.

Выпишите практические рекомендации, которыми полезно руководствоваться, выступая публично.

 

Задание 4. Найдите ложное высказывание

  1. Внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, – это
  2. Непроизвольное внимание;
  3. пассивное внимание;
  4. произвольное внимание.

 

  1. Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:
  2. Неожиданность раздражителя.
  3. Новизна раздражителя.
  4. Движущиеся предметы.
  5. Статичность предметов.

 

  1. Внимание аудитории легче поддерживать, если
  2. аудитория большая, красиво и современно оборудована;
  3. аудитория небольшая;
  4. присутствующие не могут расположиться в помещении с комфортом.

 

  1. Внимание слушателей падает
  2. к 5-й, 10-й, 12-й минуте выступления.
  3. к 15-й, 30-й, 45-й минуте выступления оратора.

 

  1. Лучшим выступлением считается такое, которое укладывается в минимальный «период внимания», то есть
    1. В 5 минут;
    2. в 10–15 минут.

 

  1. Приемы поддержания внимания:
  2. Монологизация выступления. Оратор говорит само собою, высказывает самому себе вслух свои чувства и мысли.
  3. Диалогизация выступления. Выступление можно построить по вопросно-ответной схеме: задавать себе вопрос и отвечать на него.
  4. Вопросы к аудитории. Вопросы способны очень существенно активизировать аудиторию, пробудить ее от спячки.
  5. Организация дискуссии.

 

  1. Необходимо делать более увлекательной, разнообразной и легко воспринимаемой
  2. первую половину своего выступления,
  3. вторую половину своего выступления.

 

  1. При оценке аудитории, так называемого фактора адресата, необходимо учитывать следующие параметры:
  2. возраст собравшихся;
  3. гендерную характеристику аудитории;
  4. подготовленность слушателей к теме речи;
  5. уровень образования;
  6. профессиональную принадлежность;
  7. уровень доходов населения.

 

  1. 9. Выступая публично,
  2. Заранее определите стратегию выступления. Поставьте перед собой четкие задачи, которые нужно реализовать в речи. Продумайте композицию выступления.
  3. Настройтесь на аудиторию. Перед выступлением понаблюдайте, как взаимодействуют с аудиторией другие выступающие. Учтите не только их успешные приемы и тактики, но и неудачные, вызвавшие недовольство слушателей реплики, позы, жесты. На основе наблюдений постарайтесь определить, чтоможет способствовать благоприятному началу вашего выступления.
  4. Соотнесите цели и задачи своего выступления с интересами слушающих.Устраните несоответствия, «наведите мосты». Используйте известные и понятные слушателям слова и выражения, яркие и привлекательные образы, темы, связанные с интересами аудитории.
  5. Начинайте говорить сразу. Дорога каждая минута. Вам нужно уложиться в регламент. У людей мало времени вас слушать. Быстрый темп речи покажет вашу эмоциональность, энергичность.

 

  1. Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это
  2. личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами);
  3. глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.),
  4. обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои),
  5. использование обобщенно-личныхи безличных конструкций (считается, известно, есть основания полагать, предположительно, можно сказать, следует подчеркнутьи т.п.).

 

Задание 5.

Напишите, что такое

Естественное вступление —

Искусственное вступление —

Внезапное вступление

Открытая концовка — .

 

Задание 6. 

Запишите сначала вежливые формы обращения с просьбой (например: прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем — вежливые формы отказа (например: к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих си­лах и т.п.).

Объясните предпочтительность в определенных ситуациях просьбы в сослагательном наклонении («хотелось бы…»), ответа по формуле «да, но…». Назовите формулы просьбы и отказа, уместные в общении: с коллегой; с вышестоящим лицом; с клиентом фирмы.

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем отличие произвольного и непроизвольного внимания?
  2. Как связаны интересы слушателей и «постпроизвольное» внимание?
  3. Как установить психологический контакт с аудиторией?
  4. Какова психологическая функция вступления?
  5. Перечислите приемы привлечения внимания слушателей в ораторской практике.

 

Информационное обеспечение по теме практического занятия:

Рекомендуемая литература:

  1. Седнев А. Блестящее выступление: как стать успешным оратором. – СПб.: Питер, 2014. – С. 29 – 45, С. 80 – 87.
  2. Введенская Л. А., Павлова Л.Г. Деловая риторика : Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д : издательский центр «МарТ», 2002.– С. 317 – 324.

 

Открытые электронные ресурсы по теме:

  1. ЭФЕСТОN [Электронный ресурс]: официальный сайт ( Режим доступа: https://effecton.ru/263.html)
  2. Стернин И.А. Практическая риторика. [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа:https://studfiles.net/preview/5851854/).
  3. Студопедия [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа: https://studopedia.ru/).
  4. Studme.org Учебные материалы для студентов [Электронный ресурс]: официальный сайт ( Режим доступа: https://studme.org/).

Самостоятельная работа студентов

«Внимание аудитории как условие восприятия речи. Произвольное и непроизвольное внимание. Интересы слушателей и «постпроизвольное» внимание. Установление психологического контакта с аудиторией. Обращение. Психологическая функция вступления. Приемы привлечения внимания слушателей в ораторской практике»

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X