Самостоятельная работа студентов
«Психологические факторы устного выступления: оратор и аудитория»
СРС на тему «Психологические факторы устного выступления: оратор и аудитория»
Вопросы для изучения:
- Какие 4 правила необходимо соблюдать, начиная речь?
- Причины возникновения скованности и страха перед выступлением. Пути их преодоления.
- Каковы ораторские приемы привлечения и удержания внимания аудитории?
- Что не должен делать выступающий?
- Как установить контакт с аудиторией?
- Что делает речь яркой и выразительной?
Методические указания:
Цель самостоятельной работы – получить основные сведения об психологических факторах устного публичного выступления, определяющих успех выступления оратора, сформировать умения подготовки публичного выступления, гибко использовать систему экстралингвистических и лингвистических приемов для достижения прогнозируемого результата коммуникации.
Подготовку к выполнению самостоятельной работы необходимо начинать с изучения предлагаемой к теме учебной и научной литературы, а также интернет-ресурсов, рекомендованных преподавателем, и лишь затем переходить к выполнению практических зданий. Данный порядок работы существенно облегчает освоение содержания темы и подготовку к промежуточной и итоговой аттестации.
Задания для самостоятельного выполнения предполагают индивидуальную работу студента. Форма представления результатов – электронная.
Вопросы для самоконтроля предполагают устный ответ обучающегося.
Глоссарий по теме:
Апелляция (от лат. аppellatio – обращение) – 1) обращение за поддержкой (напр., апелляция к общественному мнению); 2) обжалование какого-либо решения в вышестоящую инстанцию; 3) в праве – обжалование судебных приговоров и решений, не вступивших в законную силу. Апелляционный суд заново исследует имеющиеся в деле и вновь представленные доказательства и либо утверждает обжалованное решение, либо выносит новое.
Аффирмация – это краткое и позитивное утверждение, направленное на конкретный аспект сознания и закладывающее новую программу, согласно которой подсознание строит свою работу и создает жизненные ситуации, соответствующие данной аффирмации по смыслу.
Интрига – (фр. intrigue, от лат. intrico – «запутываю») – заинтересованность вокруг события, явления или личности за счёт неопределённости события, явления или личности.
Пафосность – воодушевленность, страстность, возбужденность, эмоциональность, патетичность.
Логическое ударение – перенос ударения с последнего в синтагме на любое другое слово в целях усиления смысловой нагрузки.
Адресат – лицо, которому адресовано почтовое отправление, сообщение.
Адресант – 1) Лицо, адресующее кому-нибудь почтовое отправление; отправитель. 2) Лицо, выдающее вексель (торг.).
Интонация – совокупность звуковых средств языка, организующих речь.
Теоретический материал для самостоятельного изучения студентом:
- Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение : Учебное пособие / О.А. Баева. – 4-е изд., испр. М.: Новое знание, 2003. – С. 320 – 323.
- Риторика / отв. Ред. С. И. Володина : учебное пособие для бакалавров. – Москва : Проспект, 2014. – С. 103 – 111.
- Введенская Л. А. Деловая риторика : учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – 6-е изд., перераб. – М. : КРОНУС, 2012. – С. 287 – 289.
- Поль Л. Сопер. Основы искусства речи – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1995. – С.163-198.
- Савкова З. В. Искусство оратора : Учебное пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Знание, 2003. – С. 151 – 161.
- Седнев А. Блестящее выступление: как стать успешным оратором. – СПб.: Питер, 2014. – С. 46 — 51.
- Каверин Б. И., Демидов И. В. Ораторское искусство : Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004. – С. 194 – 212.
Задания для самостоятельного выполнения:
Задание 1.
Найдите ложное высказывание
- Для того чтобы ваше стремление стать хорошим оратором быстро и успешно претворилось в жизнь, вам крайне важно соблюдать 4 правила:
- Начинать речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели.
- Произносить речь экспромтом.
- Проявлять уверенность.
- Практиковаться!
- К причинам возникновения скованности и страха перед выступлением относятся следующие:
- Чрезмерное погружение в собственные переживания.
- Недооценка собственных возможностей.
- Недостаток опыта.
- Самоуверенность оратора.
- Ораторские приемы привлечения и удержания внимания аудитории:
- Логическая организация речи (последовательность, обоснованность).
- Прием создания проблемной ситуации.
- Содержательность выступления.
- Создание состояния интенсивной тревоги перед реальной или предполагаемой угрозой.
- Ораторские приемы привлечения и удержания внимания аудитории:
- Привести примеры, затрагивающие непосредственные интересы слушателей, рассказать короткую забавную историю.
- Невыразительность речи оратора.
- Доступность изложения.
- Изменение звучания голоса (повышение или понижение тона голоса, изменение его громкости, темпа речи, интонации, силы звука и т.п.).
- Для привлечения и удержания внимания аудитории считается приемлемой
- Апелляция к речи предыдущего оратора (выступающий соглашается или не соглашается с мнением предыдущего оратора по обсуждаемому вопросу, цитирует его и т.п.).
- Апелляция к событиям (оратор обращается к известным или неизвестным событиям, имеющим определенную значимость для аудитории, которые помогают осмыслить суть рассматриваемой проблемы).
- Апелляция к погодным условиям (оратор, говоря о каких-то событиях, ссылается на дождливый или солнечный день, ветреную погоду и т.п.). К примеру, «Даже погода радуется вместе с нами».
- Апелляция к эмоционально-бессознательной сфере человека (например, заражение паникой).
- Юмористическое, шутливое замечание украшает речь
- Шуток должно быть много, ведь хороший, доброжелательный юмор и шутки уместны практически всегда.
- Во всем необходимо соблюдать меру: шуток должно быть немного (одна-две), но к месту.
- Юмор и шутка должны быть уместными, отвечать предмету разговора и составу слушателей.
- Нельзя завоевывать благосклонность аудитории плоской шуткой или пошлой остротой.
- Правила аргументации в устном выступлении.
- Яркое доказательство или существенное возражение полезно сделать кратко и произнести сжато.
- Не упускать случая изложить сильный довод в виде рассуждения: «если…, то…»
- Использовать аргументы прежде всего для обоснования своей позиции, а не для критики мнений оппонентов.
- Недостаточно обосновать преимущества собственного мнения. Необходимо убеждать оппонентов в ошибочности их точек зрения.
Задание 2.
Найдите истинное высказывание
- Д. Карнеги писал: «Многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь …
- настроиться психологически перед выступлением.
- подготовить свою речь.
- захватить внимание слушателей.
- бороться с утомлением внимания».
- Как нельзя начинать свою речь?
- Вопросительная форма вступления. Оратор начинает свое выступление с совокупности вопросов, раскрывающих сущность проблемы, о которой пойдет разговор.
- Публичное извинение, оправдание перед аудиторией в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно…»
- Интригующее начало речи. Во всех случаях срабатывает вступление, которое содержит элементы интриги, неожиданности, когда вроде бы знакомая тема разговора вдруг выглядит сложной, запутанной, противоречивой, а не банально известной, как вначале могло казаться.
- Прямой подход: сообщение причины данной встречи и переход к обсуждению конкретных вопросов. Это холодный, рациональный прием начала речи, который больше подходит для кратковременной рабочей встречи людей.
- Качества убеждающей речи. Наибольшей силой воздействия на современную аудиторию обладают те речи, которые,
- бездоказательны(рассуждения оратора не требуют доказательств),
- мало информативны(содержат немного нового интересного материала),
- теорию не связывают с жизнью(наука должна быть ради науки),
- логически стройны(изложение одного вопроса с необходимостью подводит мысль слушателей к восприятию следующего).
- Фразы («К этой же группе явлений относятся…», «Кроме рассмотренного события следует…», «Обобщая сказанное, можно отметить…», «Менее известными являются…», «Таким образом, сделан анализ… Переходим к следующему, более сложному вопросу» и др.) используются
- для убедительности;
- для связи теории с жизнью;
- для логически стройной речи;
- для информативности.
- Правила аргументации в устном выступлении:
- Приводя в качестве аргументов цифровой материал, следует называть приблизительные, а не точные цифры.
- Не следует стремиться подкреплять одно доказательство другим.
- Необходимо убеждать оппонентов в ошибочности их точек зрения.
- Использовать активное, а не пассивное построение фразы: вместо слова «надо» — «это может осуществиться…» «мы это осуществим…».
Задание 3. Раскройте содержание предложенных понятий.
Признаки доказательности устной речи:
1) обоснованность ____________________________________________;
2) логическая принудительность выводного знания ________________;
3) ясность восприятия аудиторией логических связей в речи оратора _________________________________________________________________;
4) конкретность доказательности _______________________________;
5) единство чувственного (эмоционального) и рационального в речи оратора __________________________________________________________.
Задание 4.
Логическое ударение, в отличие от грамматического, выделяет не отдельный слог, а целое слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания. Прочитайте пословицы. Подчеркните голосом важные по смыслу слова. Объяснить смысл пословиц.
Верному другу цены нет. Хороша помощь вовремя. Друзья познаются в беде. Мал золотник, да дорог. Что посеешь, то и пожнешь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. Не красна изба углами, а красна пирогами. Под лежачий камень и вода не течет. Жить — людям служить. Хорошо тот воспитан, кто трудом испытан.
Задание 5.
Приведите примеры пословиц о труде. Подчеркните голосом важные по смыслу слова. Объяснить смысл пословиц.
Задание 6.
Литературовед, мастер устного рассказа, И. Андроников писал: «…интонация…не только ярко выражает отношение говорящего к тому, о чём идёт речь, но одним и тем ж е словам может придать совершенно различные оттенки, бесконечно расширить их смысловую ёмкость. Вплоть до того, что слово обретает прямо обратный смысл. Скажем, разбил человек что-нибудь, пролил, запачкал, а ему говорят: «Молодец!» Опоздал, а его встречают словами «Ты бы ещё позже пришёл!» Но раздражённо-ироническая интонация или насмешливо-добродушная переосмысливает эти слова (…) простое слово «здравствуйте» можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, ласково, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных ладов. А написать? Для этого понадобится на одно «здравствуйте» несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово».
Произнесите слово «здравствуйте» с указанными интонациями.
Задание 7.
Напишите характеристики: 1) хорошего голоса, 2) плохого голоса.
Хороший голос | Плохой голос |
Приятный | Резкий, скрипучий |
Вопросы для самоконтроля:
- Какие правила необходимо соблюдать, начиная речь?
- Пути преодоления скованности и страха перед выступлением.
- Каковы ораторские приемы привлечения и удержания внимания аудитории?
- Что не должен делать выступающий?
- Как установить контакт с аудиторией?
Информационное обеспечение по теме практического занятия:
Рекомендуемая литература:
- Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение : Учебное пособие / О.А. Баева. – 4-е изд., испр.- М.: Новое знание, 2003. – С. 320 — 323.
- Риторика / отв. Ред. С. И. Володина : учебное пособие для бакалавров. – Москва : Проспект, 2014. – С. 103 – 111.
- Введенская Л. А. Деловая риторика : учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – 6-е изд., перераб. – М. : КРОНУС, 2012. – С. 287 – 289.
- Поль Л. Сопер. Основы искусства речи – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1995. – С.163-198.
- Савкова З. В. Искусство оратора : Учебное пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Знание, 2003. – С. 151 – 161.
- Седнев А. Блестящее выступление: как стать успешным оратором. – СПб.: Питер, 2014. – С. 46 — 51.
- Каверин Б. И., Демидов И. В. Ораторское искусство : Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004. – С. 194 – 212.
- Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. – М., 2004 г. – С. 267 – 288.
Открытые электронные ресурсы по теме:
- Школа молодого оратора. Методические рекомендации для обучающихся и преподавателей / Автор-составитель: Хмаро Наталья Владимировна. — Ярославль, 2012. — 26 стр. MyLektsii.ru [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа: https://mylektsii.ru/8-66089.html)/
- Л. Смехов [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа: https://thequestion.ru/questions/20729/answer-anchor/answer/32624?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer32624-anchor)
- Олег Российский [Электронный ресурс]: официальный сайт ( Режим доступа: https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/22210/ © Shkolazhizni.ru)
- Open Library –открытая библиотека учебной информации [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа: http://oplib.ru/random/view/466505).
с дистанционным обучением?