Самостоятельная работа по дисциплине «Риторика и академическое письмо» для ТОГУ



Самостоятельная работа студентов

«Психологические факторы устного выступления: оратор и аудитория»

СРС на тему «Психологические факторы устного выступления: оратор и аудитория»

 

Вопросы для изучения:

  1. Какие 4 правила необходимо соблюдать, начиная речь?
  2. Причины возникновения скованности и страха перед выступлением. Пути их преодоления.
  3. Каковы ораторские приемы привлечения и удержания внимания аудитории?
  4. Что не должен делать выступающий?
  5. Как установить контакт с аудиторией?
  6. Что делает речь яркой и выразительной?

 

Методические указания:

Цель самостоятельной работы – получить основные сведения об психологических факторах устного публичного выступления, определяющих успех выступления оратора, сформировать умения подготовки публичного выступления, гибко использовать систему экстралингвистических и лингвистических приемов для достижения прогнозируемого результата коммуникации.

Подготовку к выполнению самостоятельной работы необходимо начинать с изучения предлагаемой к теме учебной и научной литературы, а также интернет-ресурсов, рекомендованных преподавателем, и лишь затем переходить к выполнению практических зданий. Данный порядок работы существенно облегчает освоение содержания темы и подготовку к промежуточной и итоговой аттестации.

Задания для самостоятельного выполнения предполагают индивидуальную работу студента. Форма представления результатов – электронная.

Вопросы для самоконтроля предполагают устный ответ обучающегося.

 

Глоссарий по теме:

Апелляция (от лат. аppellatio – обращение) – 1) обращение за поддержкой (напр., апелляция к общественному мнению); 2) обжалование какого-либо решения в вышестоящую инстанцию; 3) в праве – обжалование судебных приговоров и решений, не вступивших в законную силу. Апелляционный суд заново исследует имеющиеся в деле и вновь представленные доказательства и либо утверждает обжалованное решение, либо выносит новое.

Аффирмация – это краткое и позитивное утверждение, направленное на конкретный аспект сознания и закладывающее новую программу, согласно которой подсознание строит свою работу и создает жизненные ситуации, соответствующие данной аффирмации по смыслу.

Интрига – (фр. intrigue, от лат. intrico – «запутываю») – заинтересованность вокруг события, явления или личности за счёт неопределённости события, явления или личности.

Пафосность – воодушевленность, страстность, возбужденность, эмоциональность, патетичность.

Логическое ударение – перенос ударения с последнего в синтагме на любое другое слово в целях усиления смысловой нагрузки.

Адресат – лицо, которому адресовано почтовое отправление, сообщение.

Адресант – 1) Лицо, адресующее кому-нибудь почтовое отправление; отправитель. 2) Лицо, выдающее вексель (торг.).

Интонация – совокупность звуковых средств языка, организующих речь.

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения студентом:

  1. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение : Учебное пособие / О.А. Баева. – 4-е изд., испр. М.: Новое знание, 2003. – С. 320 – 323.
  2. Риторика / отв. Ред. С. И. Володина : учебное пособие для бакалавров. – Москва : Проспект, 2014. – С. 103 – 111.
  3. Введенская Л. А. Деловая риторика : учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – 6-е изд., перераб. – М. : КРОНУС, 2012. – С. 287 – 289.
  4. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1995. – С.163-198.
  5. Савкова З. В. Искусство оратора : Учебное пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Знание, 2003. – С. 151 – 161.
  6. Седнев А. Блестящее выступление: как стать успешным оратором. – СПб.: Питер, 2014. – С. 46 — 51.
  7. Каверин Б. И., Демидов И. В. Ораторское искусство : Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004. – С. 194 – 212.

 

Задания для самостоятельного выполнения:

Задание 1.

Найдите ложное высказывание

  1. Для того чтобы ваше стремление стать хорошим оратором быстро и успешно претворилось в жизнь, вам крайне важно соблюдать 4 правила:
  2. Начинать речь с сильным и настойчивым стремлением достичь своей цели.
  3. Произносить речь экспромтом.
  4. Проявлять уверенность.
  5. Практиковаться!

 

  1. К причинам возникновения скованности и страха перед выступлением относятся следующие:
  2. Чрезмерное погружение в собственные переживания.
  3. Недооценка собственных возможностей.
  4. Недостаток опыта.
  5. Самоуверенность оратора.

 

  1. Ораторские приемы привлечения и удержания внимания аудитории:
  2. Логическая организация речи (последовательность, обоснованность).
  3. Прием создания проблемной ситуации.
  4. Содержательность выступления.
  5. Создание состояния интенсивной тревоги перед реальной или предполагаемой угрозой.

 

  1. Ораторские приемы привлечения и удержания внимания аудитории:
  2. Привести примеры, затрагивающие непосредственные интересы слушателей, рассказать короткую забавную историю.
  3. Невыразительность речи оратора.
  4. Доступность изложения.
  5. Изменение звучания голоса (повышение или понижение тона голоса, изменение его громкости, темпа речи, интонации, силы звука и т.п.).

 

  1. Для привлечения и удержания внимания аудитории считается приемлемой
  2. Апелляция к речи предыдущего оратора (выступающий соглашается или не соглашается с мнением предыдущего оратора по обсуждаемому вопросу, цитирует его и т.п.).
  3. Апелляция к событиям (оратор обращается к известным или неизвестным событиям, имеющим определенную значимость для аудитории, которые помогают осмыслить суть рассматриваемой проблемы).
  4. Апелляция к погодным условиям (оратор, говоря о каких-то событиях, ссылается на дождливый или солнечный день, ветреную погоду и т.п.). К примеру, «Даже погода радуется вместе с нами».
  5. Апелляция к эмоционально-бессознательной сфере человека (например, заражение паникой).

 

  1. Юмористическое, шутливое замечание украшает речь
  2. Шуток должно быть много, ведь хороший, доброжелательный юмор и шутки уместны практически всегда.
  3. Во всем необходимо соблюдать меру: шуток должно быть немного (одна-две), но к месту.
  4. Юмор и шутка должны быть уместными, отвечать предмету разговора и составу слушателей.
  5. Нельзя завоевывать благосклонность аудитории плоской шуткой или пошлой остротой.

 

  1. Правила аргументации в устном выступлении.
  2. Яркое доказательство или существенное возражение полезно сделать кратко и произнести сжато.
  3. Не упускать случая изложить сильный довод в виде рассуждения: «если…, то…»
  4. Использовать аргументы прежде всего для обоснования своей позиции, а не для критики мнений оппонентов.
  5. Недостаточно обосновать преимущества собственного мнения. Необходимо убеждать оппонентов в ошибочности их точек зрения.

 

Задание 2.

Найдите истинное высказывание

  1. Д. Карнеги писал: «Многие совершают роковую ошибку, не удосуживаясь …
  2. настроиться психологически перед выступлением.
  3. подготовить свою речь.
  4. захватить внимание слушателей.
  5. бороться с утомлением внимания».

 

  1. Как нельзя начинать свою речь?
  2. Вопросительная форма вступления. Оратор начинает свое выступление с совокупности вопросов, раскрывающих сущность проблемы, о которой пойдет разговор.
  3. Публичное извинение, оправдание перед аудиторией в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно…»
  4. Интригующее начало речи. Во всех случаях срабатывает вступление, которое содержит элементы интриги, неожиданности, когда вроде бы знакомая тема разговора вдруг выглядит сложной, запутанной, противоречивой, а не банально известной, как вначале могло казаться.
  5. Прямой подход: сообщение причины данной встречи и переход к обсуждению конкретных вопросов. Это холодный, рациональный прием начала речи, который больше подходит для кратковременной рабочей встречи людей.

 

  1. Качества убеждающей речи. Наибольшей силой воздействия на современную аудиторию обладают те речи, которые,
  2. бездоказательны(рассуждения оратора не требуют доказательств),
  3. мало информативны(содержат немного нового интересного материала),
  4. теорию не связывают с жизнью(наука должна быть ради науки),
  5. логически стройны(изложение одного вопроса с необходимостью подводит мысль слушателей к восприятию следующего).

 

  1. Фразы («К этой же группе явлений относятся…», «Кроме рассмотренного события следует…», «Обобщая сказанное, можно отметить…», «Менее известными являются…», «Таким образом, сделан анализ… Переходим к следующему, более сложному вопросу» и др.) используются
  2. для убедительности;
  3. для связи теории с жизнью;
  4. для логически стройной речи;
  5. для информативности.

 

  1. Правила аргументации в устном выступлении:
  2. Приводя в качестве аргументов цифровой материал, следует называть приблизительные, а не точные цифры.
  3. Не следует стремиться подкреплять одно доказательство другим.
  4. Необходимо убеждать оппонентов в ошибочности их точек зрения.
  5. Использовать активное, а не пассивное построение фразы: вместо слова «надо» — «это может осуществиться…» «мы это осуществим…».

 

Задание 3. Раскройте содержание предложенных понятий.

Признаки доказательности устной речи:

1) обоснованность ____________________________________________;

2) логическая принудительность выводного знания ________________;

3) ясность восприятия аудиторией логических связей в речи оратора _________________________________________________________________;

4) конкретность доказательности _______________________________;

5) единство чувственного (эмоционального) и рационального в речи оратора __________________________________________________________.

 

Задание 4.

Логическое ударение, в отличие от грамматического, выделяет не отдельный слог, а целое слово и может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания. Прочитайте пословицы. Подчеркните голосом важные по смыслу слова. Объяснить смысл пословиц.

Верному другу цены нет. Хороша помощь вовремя. Друзья познаются в беде. Мал золотник, да дорог. Что посеешь, то и пожнешь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. Не красна изба углами, а красна пирогами. Под лежачий камень и вода не течет. Жить — людям служить. Хорошо тот воспитан, кто трудом испытан.

 

Задание 5.

Приведите примеры пословиц о труде. Подчеркните голосом важные по смыслу слова. Объяснить смысл пословиц.

 

Задание 6.

Литературовед, мастер устного рассказа, И. Андроников писал: «…интонация…не только ярко выражает отношение говорящего к тому, о чём идёт речь, но одним и тем ж е словам может придать совершенно различные оттенки, бесконечно расширить их смысловую ёмкость. Вплоть до того, что слово обретает прямо обратный смысл. Скажем, разбил человек что-нибудь, пролил, запачкал, а ему говорят: «Молодец!» Опоздал, а его встречают словами «Ты бы ещё позже пришёл!» Но раздражённо-ироническая интонация или насмешливо-добродушная переосмысливает эти слова (…) простое слово «здравствуйте» можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, ласково, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных ладов. А написать? Для этого понадобится на одно «здравствуйте» несколько слов комментария, как именно было произнесено это слово».

Произнесите слово «здравствуйте» с указанными интонациями.

 

Задание 7.

Напишите характеристики: 1) хорошего голоса, 2) плохого голоса.

Хороший голос Плохой голос
Приятный Резкий, скрипучий
   

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие правила необходимо соблюдать, начиная речь?
  2. Пути преодоления скованности и страха перед выступлением.
  3. Каковы ораторские приемы привлечения и удержания внимания аудитории?
  4. Что не должен делать выступающий?
  5. Как установить контакт с аудиторией?

 

Информационное обеспечение по теме практического занятия:

Рекомендуемая литература:

  1. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение : Учебное пособие / О.А. Баева. – 4-е изд., испр.- М.: Новое знание, 2003. – С. 320 — 323.
  2. Риторика / отв. Ред. С. И. Володина : учебное пособие для бакалавров. – Москва : Проспект, 2014. – С. 103 – 111.
  3. Введенская Л. А. Деловая риторика : учебное пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – 6-е изд., перераб. – М. : КРОНУС, 2012. – С. 287 – 289.
  4. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи – Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1995. – С.163-198.
  5. Савкова З. В. Искусство оратора : Учебное пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Знание, 2003. – С. 151 – 161.
  6. Седнев А. Блестящее выступление: как стать успешным оратором. – СПб.: Питер, 2014. – С. 46 — 51.
  7. Каверин Б. И., Демидов И. В. Ораторское искусство : Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2004. – С. 194 – 212.
  8. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. – М., 2004 г. – С. 267 – 288.

 

Открытые электронные ресурсы по теме:

  1. Школа молодого оратора. Методические рекомендации для обучающихся и преподавателей / Автор-составитель: Хмаро Наталья Владимировна. — Ярославль, 2012. — 26 стр. MyLektsii.ru [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа: https://mylektsii.ru/8-66089.html)/
  2. Л. Смехов [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа: https://thequestion.ru/questions/20729/answer-anchor/answer/32624?utm_source=yandex&utm_medium=wizard#answer32624-anchor)
  3. Олег Российский [Электронный ресурс]: официальный сайт ( Режим доступа: https://shkolazhizni.ru/psychology/articles/22210/ © Shkolazhizni.ru)
  4. Open Library –открытая библиотека учебной информации [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа: http://oplib.ru/random/view/466505).

 

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X