Самостоятельная работа по дисциплине «Риторика и академическое письмо» для ТОГУ



Самостоятельная работа студентов

«Психология устного выступления: интересы, внимание, память как факторы восприятия устной речи; факторы эмоционального воздействия на слушателей; приемы поддержания внимания аудитории»

 

СРС по теме «Психология устного выступления: интересы, внимание, память как факторы восприятия устной речи; факторы эмоционального воздействия на слушателей; приемы поддержания внимания аудитории»

Вопросы для изучения:

  1. Психология устного выступления: интересы, внимание, память как факторы восприятия устной речи.
  2. Типы слушания: пассивное, активное, эмпатическое, ритуальное слушание.
  3. Факторы эмоционального воздействия на слушателей.
  4. Приемы поддержания внимания аудитории.

 

Глоссарий по теме:

Закон края: в достаточно длинном ряду последовательно воспринимаемых единиц информации человек лучше всего запоминает то, что появилось в начале и в конце ряда, т. е. как бы с его краёв, и хуже запоминает то, что оказалось в середине ряда.

Закон восприятия, согласно которому в любом объекте восприятия мы выделяем нечто главное, а все остальное служит фоном.

 

Теоретический материал для самостоятельного изучения студентом:

  1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г. Деловая риторика : Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д : издательский центр «МарТ», 2002. – С. 317 – 324.
  2. Седнев А. Блестящее выступление: как стать успешным оратором. – СПб.: Питер, 2014. – 208 с. – С. 46 – 51.

 

Задания для самостоятельного выполнения:

Задание 1.

Напишите, что такое

Пассивный тип слушания – …

Активное слушание – …

Эмпатическое слушание – …

Ритуальное слушание – …

 

Задание 2.

Составьте конспект «Приемы поддержания внимания аудитории».

 

Задание 3.

Найдите ложное продолжение высказывания.

  1. Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Для этого не обходимо следующее:
  2. Уважать собеседника, каким бы он ни был.
  3. Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно.
  4. Иметь чувство собственного достоинства.
  5. Уметь контролировать себя в общении.
  6. Так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.
  7. Постараться четко, бескомпромиссно изложить свою позицию.

 

  1. Почему человека, который хочет нам что-то сообщить, мы не должны выслушать пассивно? Вот причины:
  2. вследствие многозначности слов и выражений возможно неправильно истолковать сообщение;
  3. собеседник не всегда умеет четко и определенно выразить свои мысли;
  4. собеседник может избегать открытого самовыражения или намеренно скрывать информацию;
  5. Важно умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

 

  1. Стимулировать беседу можно
  2. наводящим вопросом, который заставит рассказать собеседника о каких-то не затронутых им сторонах дела.
  3. побуждением – прямой просьбой остановиться на таком-то моменте.
  4. перефразированием – новая формулировка сообщения для проверки его точности.
  5. перебиванием собеседника – это один из способов продемонстрировать силу в межличностных коммуникациях;
  6. резюмированием – подытоживание основных идей и чувств собеседника, например: «Итак, если я вас правильно понял…».

 

Задание 4.

Определите, владеете ли вы навыками человека, приятного в общении. Ниже приведены вопросы из книги А. Б. Добровича «Общение: наука и искусство».

  1. Умеете ли вы поздороваться так, чтобы вам улыбнулись в ответ?
  2. Умеете ли вы так прервать затянувшийся разговор, чтобы собеседник на вас не обиделся?
  3. Умеете ли вы шуткой разрядить обстановку, остудить закипевшие страсти?
  4. Умеете ли вы так отказать человеку, обратившемуся к вам с бестактной или несвоевременной просьбой, чтобы не прервать с ним отношения?
  5. Если с вами грубы, можете ли вы не отвечать грубостью? Способны ли вы спокойно ответить грубияну или другим способом осадить его?
  6. Умеете ли вы попрощаться так, чтобы вас захотелось видеть снова?

 

Задание 5.

Слушатели по очереди рассказывают о диалоге с незнакомым пассажиром. Преподаватель и остальные слушатели оценивают полноту и остроту наблюдений, обоснованность предположений, причины ошибок стереотипизации.

 

Задание 6.

Произнести одну и ту же фразу, придавая ей прямой и прямо противоположный смысл средствами интонирования:

Рад вас видеть. Спасибо за работу. Приходите завтра. Я в восторге.

Спасибо, мне очень приятно ваше внимание. Приятно было с вами поговорить.

Спасибо за комплимент.

 

Задание 7.

Подготовьте выступление (речь) на тему

  1. Как связаны понятие имиджа и смысл поговорки: «По одежде встречают, по уму провожают»?
  2. Что конкретно может стоять за выражением: «Умеет пыль в глаза пустить»?

 

Вопросы для самоконтроля:

  1. Как определить и учитывать интересы аудитории при выступлении оратора?
  2. Назовите типы слушания.
  3. Внимание, память как факторы восприятия устной речи.
  4. Перечислите факторы эмоционального воздействия на слушателей.
  5. Назовите приемы поддержания внимания аудитории.

 

Информационное обеспечение по теме практического занятия:

Рекомендуемая литература:

  1. Введенская Л. А., Павлова Л.Г. Деловая риторика : Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д : издательский центр «МарТ», 2002. – С. 317 – 324.
  2. Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение : Учебное пособие / О.А. Баева. – 4-е изд., испр. М.: Новое знание, 2003. – С. 320 – 323.
  3. Седнев А. Блестящее выступление: как стать успешным оратором. – СПб.: Питер, 2014. – С. 46 – 51.

 

Открытые электронные ресурсы по теме:

  1. StudFiles [Электронный ресурс]: официальный сайт ( Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1905712/page:12/ ).
  2. OZlib.com [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа: https://ozlib.com/800663/literatura/faktory_vliyayuschie_uspeshnost_vospriyatiya_rechi_sluh).
  3. 4brain [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа: https://4brain.ru/blog/attentive-audience/).

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X