Самостоятельная работа студентов
«Психология устного выступления: интересы, внимание, память как факторы восприятия устной речи; факторы эмоционального воздействия на слушателей; приемы поддержания внимания аудитории»
СРС по теме «Психология устного выступления: интересы, внимание, память как факторы восприятия устной речи; факторы эмоционального воздействия на слушателей; приемы поддержания внимания аудитории»
Вопросы для изучения:
- Психология устного выступления: интересы, внимание, память как факторы восприятия устной речи.
- Типы слушания: пассивное, активное, эмпатическое, ритуальное слушание.
- Факторы эмоционального воздействия на слушателей.
- Приемы поддержания внимания аудитории.
Глоссарий по теме:
Закон края: в достаточно длинном ряду последовательно воспринимаемых единиц информации человек лучше всего запоминает то, что появилось в начале и в конце ряда, т. е. как бы с его краёв, и хуже запоминает то, что оказалось в середине ряда.
Закон восприятия, согласно которому в любом объекте восприятия мы выделяем нечто главное, а все остальное служит фоном.
Теоретический материал для самостоятельного изучения студентом:
- Введенская Л. А., Павлова Л.Г. Деловая риторика : Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д : издательский центр «МарТ», 2002. – С. 317 – 324.
- Седнев А. Блестящее выступление: как стать успешным оратором. – СПб.: Питер, 2014. – 208 с. – С. 46 – 51.
Задания для самостоятельного выполнения:
Задание 1.
Напишите, что такое
Пассивный тип слушания – …
Активное слушание – …
Эмпатическое слушание – …
Ритуальное слушание – …
Задание 2.
Составьте конспект «Приемы поддержания внимания аудитории».
Задание 3.
Найдите ложное продолжение высказывания.
- Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Для этого не обходимо следующее:
- Уважать собеседника, каким бы он ни был.
- Стараться понять, чем вызвано поведение человека, которое нам неприятно.
- Иметь чувство собственного достоинства.
- Уметь контролировать себя в общении.
- Так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер.
- Постараться четко, бескомпромиссно изложить свою позицию.
- Почему человека, который хочет нам что-то сообщить, мы не должны выслушать пассивно? Вот причины:
- вследствие многозначности слов и выражений возможно неправильно истолковать сообщение;
- собеседник не всегда умеет четко и определенно выразить свои мысли;
- собеседник может избегать открытого самовыражения или намеренно скрывать информацию;
- Важно умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
- Стимулировать беседу можно
- наводящим вопросом, который заставит рассказать собеседника о каких-то не затронутых им сторонах дела.
- побуждением – прямой просьбой остановиться на таком-то моменте.
- перефразированием – новая формулировка сообщения для проверки его точности.
- перебиванием собеседника – это один из способов продемонстрировать силу в межличностных коммуникациях;
- резюмированием – подытоживание основных идей и чувств собеседника, например: «Итак, если я вас правильно понял…».
Задание 4.
Определите, владеете ли вы навыками человека, приятного в общении. Ниже приведены вопросы из книги А. Б. Добровича «Общение: наука и искусство».
- Умеете ли вы поздороваться так, чтобы вам улыбнулись в ответ?
- Умеете ли вы так прервать затянувшийся разговор, чтобы собеседник на вас не обиделся?
- Умеете ли вы шуткой разрядить обстановку, остудить закипевшие страсти?
- Умеете ли вы так отказать человеку, обратившемуся к вам с бестактной или несвоевременной просьбой, чтобы не прервать с ним отношения?
- Если с вами грубы, можете ли вы не отвечать грубостью? Способны ли вы спокойно ответить грубияну или другим способом осадить его?
- Умеете ли вы попрощаться так, чтобы вас захотелось видеть снова?
Задание 5.
Слушатели по очереди рассказывают о диалоге с незнакомым пассажиром. Преподаватель и остальные слушатели оценивают полноту и остроту наблюдений, обоснованность предположений, причины ошибок стереотипизации.
Задание 6.
Произнести одну и ту же фразу, придавая ей прямой и прямо противоположный смысл средствами интонирования:
Рад вас видеть. Спасибо за работу. Приходите завтра. Я в восторге.
Спасибо, мне очень приятно ваше внимание. Приятно было с вами поговорить.
Спасибо за комплимент.
Задание 7.
Подготовьте выступление (речь) на тему
- Как связаны понятие имиджа и смысл поговорки: «По одежде встречают, по уму провожают»?
- Что конкретно может стоять за выражением: «Умеет пыль в глаза пустить»?
Вопросы для самоконтроля:
- Как определить и учитывать интересы аудитории при выступлении оратора?
- Назовите типы слушания.
- Внимание, память как факторы восприятия устной речи.
- Перечислите факторы эмоционального воздействия на слушателей.
- Назовите приемы поддержания внимания аудитории.
Информационное обеспечение по теме практического занятия:
Рекомендуемая литература:
- Введенская Л. А., Павлова Л.Г. Деловая риторика : Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д : издательский центр «МарТ», 2002. – С. 317 – 324.
- Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение : Учебное пособие / О.А. Баева. – 4-е изд., испр. М.: Новое знание, 2003. – С. 320 – 323.
- Седнев А. Блестящее выступление: как стать успешным оратором. – СПб.: Питер, 2014. – С. 46 – 51.
Открытые электронные ресурсы по теме:
- StudFiles [Электронный ресурс]: официальный сайт ( Режим доступа: https://studfiles.net/preview/1905712/page:12/ ).
- OZlib.com [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа: https://ozlib.com/800663/literatura/faktory_vliyayuschie_uspeshnost_vospriyatiya_rechi_sluh).
- 4brain [Электронный ресурс]: официальный сайт (Режим доступа: https://4brain.ru/blog/attentive-audience/).
с дистанционным обучением?