Самостоятельная работа по дисциплине «Сценарно-режиссерские основы» для ХГИК, пример оформления



Предмет «Сценарно –режиссерские основы культурно-досуговой деятельности
Выполнила

Конспект
Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы. ч.1. Компоненты композиции.
Драму можно понять как систему действий, которые в своем единстве образуют процесс становления. Драматургическая композиция может быть определена как способ, с помощью которого упорядочивается драматическое произведение.
Структура пьесы:
 Экспозиция
 Завязка
 Развитие действия
 Решение кульминации
 Развязка
Композиционное построение сценария может содержать следующие структурные элементы:
 Пролог
 Экспозиция
 Завязка
 Основное действие
 Кульминация
 Катастрофа (перелом)
 Развязка
 Финал
 Авторское послесловие (эпилог)
Экспозиция –
 вступительная, исходная часть сценария – даёт необходимые сведения о предстоящем действии, его героях, обстоятельствах.
 Вводит аудиторию в тему предстоящего зрелища.
 Часто совпадает с прологом.
Пролог (предисловие) – это композиционный прием, суть которого заключается в показе идей автора, его отношения к событию, которому посвящена программа. Существенным отличием является то, что пролог не связан с основным сюжетным действием, в то время как в экспозиции сюжетное действие берет свое начало. Использование данного приема дает возможность режиссеру-постановщику осуществить красочное и зрелищное начало представления.
Тема –
Два значения:
 Тема в широком смысле – очерченный в произведении круг жизненных явлений, общий характер событий, без конкретизации.
 Тема, формирующая сюжет, конкретна и индивидуальна.
Тема отвечает на вопрос: О чём будем говорить со зрителем?
Идея – Что хотел сказать автор по поводу этой темы?
Под идеей понимается главный вывод, основная мысль, имеющая целью «жизненный урок», естественно вытекающая из целостного постижения произведения.
Завязка — момент выявления (вскрытия) исходного противоречия сценария, начало драматургического конфликта.
Основное действие (его развитие, нарастание напряженности) является самой обширной частью сценария. Это изображение процесса борьбы и её перипетий, цепи событий и столкновений, в которых решается конфликт.
 Строгая лаконичность построения.
 Нарастание действия.
 Законченность каждого отдельного эпизода.
 Контрастность построения.
Кульминация — наивысшая точка в развитии действия.
В момент кульминации концентрированное выражение находит идея.
РАЗВЯЗКА — окончание драматургического конфликта, разрешение противоречий.
Три формы разрешения противоречий:
 примирение конфликтующих сторон (в комедийной, шуточной, сказочной, игровой программе);
 снятие противоречий в случае гибели или устранения (изгнание, заточение) героя, т.е. вывода его из борьбы (в трагедии, публицистических программах);
 противоречия остаются неразрешенными («открытый финал»).
Открытый финал –
1. такой, который разрешает конфликт, но не исчерпывает его полностью;
2. такой, в котором присутствует неоднозначность, создаваемая посредством введения в текст смысловых противоречий и недоговорённостей.
Задание:
Попробуйте определить, какие моменты сценария запечатлены на следующих фотографиях.
27 — экспозиция
28 — завязка
29 — развязка
30 — кульминация
31 — финал
32 — финал
33 – финал
34 — развязка
35 — финал
36 — эпилог

 

Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы. ч.2. Сценарный ход.
СЦЕНАРНЫЙ ХОД —
 образно-смысловой стержень, который пронизывает весь сценарий в его логическом развитии, определяет степень эмоционального воздействия каждого эпизода;
 принцип соединения номеров путем их образного осмысления под углом определённой темы;
 ход, двигающий развитие сюжета.
Сюжет (от франц. sujet — предмет) в литературе — развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях.
Сюжет — форма развертывания темы, характерная главным образом для драматических и повествовательных произведений; в них сюжет составляет динамический стержень композиции.
Способы построения сюжета
 Последовательно-повествовательное, когда события развиваются непрерывно, как в пьесе (по такому принципу, например, строятся сюжеты новогодних утренников)
 Хроникальное или историко-хронологическое, когда раскрываются отдельные этапы какого-то периода истории (например, так зачастую строятся сюжеты праздничных программ к Дню Победы)
 Ретроспективное или инверсионное, когда мы как бы возвращаемся из дня сегодняшнего в прошлое
Таким образом, выявляется логическая цепочка построения сценария:
1 шаг – определение темы и идеи будущей постановки;
2 шаг – определение сценарного хода, то есть системы основных образов (например, сценарный ход праздника посвящения в студенты – прибытие поезда;
3 шаг — разработка сюжета, то есть основных событий (например, в случае со сценарным ходом «прибытие поезда» это могут быть станции «детство» и «взрослость», может быть вагон-ресторан и т.д.).

 

Идейно-тематический анализ. День студента
Тема: «О Студенчестве против Школы»
Идея: Путешествие в прошлое, чтобы оценить преимущества настоящего. Студент должен почувствовать, что как бы тяжело не давался ему процесс учебы, самое главное – это молодость, свобода и открытый мир, который дарит нам время проведенное в стенах университета.
Сценарный ход: Эксперимент с пультом времени который переносит главного героя в прошлое.
Сюжет: Студент Паша, проводя заданный ему эксперимент, неправильно соединяет провода и происходит короткое замыкание. Этот выброс энергии переносит Пашу на несколько лет назад, как раз в то время, когда он еще учился в школе.
Экспозиция: Действие разворачивается в актовом зале университета. Студенты раздают буклеты и открытки о своих факультетах всем пришедшим.
Пролог: Лабораторные эксперименты с пультом времени. В котором главный герой студент Павел случайно соединяет не те провода.
Завязка: Провоцируется короткое замыкание. Этот выброс энергии переносит Пашу на несколько лет назад, как раз в то время, когда он еще учился в школе.
Развитие действия: В этом путешествии по прошлому, Паша побывал на уроках и побродил по классам. Послушал выступление студенческих ансамблей, в рамках ностальгии, появившейся у главного героя.
Конфликт : Студент глядя на школьников, осознает что детства не вернуть и внутри него созревает конфликт. Он хочет к своим друзьям, в свою студенческую жизнь. Обратно в будущее.
Кульминация: Уронив пульт будущего, в нем снова происходит замыкание. И происходит возвращение «блудного сына» домой. Его встречают его друзья.
Развязка: Ребята приглашают на сцену других ребят с разных факультетов, и исполняют финальную песню вместе.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X