Самостоятельная работа по дисциплине «Сценарно-режиссерские основы» для ХГИК, пример оформления



Предмет «Сценарно-режиссерские основы культурно- досуговой деятельности»
Выполнила

Конспект
Общее понятие о сценарии. Сходство и различие сценарной и театральной драматургии.
Основной вид культурно-досуговой драматургии – сценарий.
Сценарий – это подробная литературная разработка содержания мероприятия, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, показаны авторские переходы от одной части к другой, вносятся используемые художественные произведения, оформление.
Саспенс – момент, когда аудитория максимально вовлечена.
Сценарная драматургия – особый специфический вид драматургии.
Главное, что сближает сценарий с произведениями драматургии — и сценарий, и пьеса пишутся для последующего воспроизведения средствами других искусств.
Общая задача: внушить идею способом эмоционального воздействия, потрясения, сопереживания.
Выделяют два основных вида построения конфликта:
 внешний («герой — герой», две противостоящие группы (но их, как правило, представляют конкретные герои), «герой — среда»);
 внутренний (когда борьба происходит у героя в душе).
Виды конфликтов в сценарной драматургии
Сценарий клубного представления или массового праздника строится на иных началах, его публицистическая задача обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального
конфликта в его масштабном значении (например, в программах к Дню Победы могут противостоять советский народ и фашизм).
В публицистических произведениях конфликт может представлять собой полемический диалог двух условных групп (представители разных поколений, мужчины и женщины, «физики» и «лирики» и т.п.).
В ткань народных праздничных обычаев (например, свадебного обряда), бывают вплетены конфликты мнимые, шуточные, пародирующие несогласия, возникающие в «непраздничной» жизни. Скажем, притворный отказ пришедшим сватам или «купцам» — дружкам жениха отдать «товар», то есть невесту за данную «цену».
В игровых программах разнообразные виды конфликтов: конфликт ведущего с одним игроком (или двумя), а все остальные являются зрителями игрового соревнования; конфликт ведущего с группой; конфликт равных сторон (две или несколько команд).
Средства эмоционального воздействия культурно-досуговой драматургии на зрителя
1. Опираются на готовое, уже заранее сложившееся отношение зрителя — участника праздника к данному факту (ситуации), на живую заинтересованность данной общности людей. То есть на объективно существующую праздничную ситуацию, на «готовую» узнаваемость героев.
2. Сценарист массового представления имеет возможность запрограммировать в своем сценарии использование таких больших пространств, как арена стадиона и купол неба, может запрограммировать выступление массового числа исполнителей — спортсменов, оркестрантов, артистов цирка, может использовать технические средства познавательной (табло) и художественной (художественный фон) информации.
Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ
Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ нагляднее будет представить в сравнительном анализе деятельности учреждения культуры и театра.
В учреждении культуры
В театре:
1.драматургическое творчество осуществляется как коллективно, так и индивидуально;
1. творчество драматурга носит индивидуальный характер;
2. драматургия культурно-досуговых программ динамична и оперативна (обычно к.-д.п. является откликом на т.н. «социальный заказ»); отсюда одна из главных особенностей драматургии культурно-досуговых программ
2. пьесы пишутся на «вечные темы»;
3. драматургия культурно-досуговых программ документальна (включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории); Для того чтобы положить конкретные факты в основу сценариев, надо хорошо знать жизнь данного коллектива или района, черпать из нее сюжеты и факты. Документальная основа нужна для того, чтобы на близком и понятном материале раскрыть важные проблемы, отразить общие процессы в судьбах реальных людей, придать действию особую эмоциональную окраску и убедительность. Следует, разумеется, обращаться и к художественному замыслу, и к использованию обобщенных образов героев прошлого и будущего.
3. использование документального материала бывает крайне редко, но в основном, творчество драматурга представляет собой художественный вымысел;
4. многогранность и оперативность решаемых учреждением культуры задач дает им право использования в сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов;
4. написание пьесы требует оригинального творчества;
5. построение сценария осуществляется по эпизодам (использование документального и художественного материала осуществляется на основе метода монтажа);
5. пьеса строится по актам;
6. в сценарии культурно-досуговой программы герой – либо конкретный,
6. герой пьесы — художественный обобщенный образ;
реальный человек, либо художественный образ;
7. в сценарии используется все многообразие выразительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а так же и специальных выразительных средств;
8. задача сценариста — оказать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию, создать идеальное проектирование будущей программы,
8. задача драматурга наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ, создать пьесу как художественную ценность (произведение искусства);
9. которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме и т.д.
9. театральная драматургия сценична (только для сцены).
Виды сценариев
Условно сценарии можно разделить на три вида: простейшие, иллюстрированные, театрализованные.
Простейшие сценарии или сценарные планы представляют собой набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории.
В иллюстративном сценарии соединяется информационный материал и искусство. Тема является основным стержнем.
Театрализованный сценарий предполагает идейно-тематическое, сюжетное, композиционное единство.
Вопросы
Дайте определение сценария
Сценарий – это подробная литературная разработка содержания мероприятия, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, показаны авторские переходы от одной части к другой, вносятся используемые художественные произведения, оформление.
Что сближает сценарную и театральную драматургию?
И сценарий, и пьеса пишутся для последующего воспроизведения средствами других искусств. Также у них общая задача — внушить идею способом эмоционального воздействия, потрясения, сопереживания.
Сопереживание герою возникает у зрителя, когда…
Зритель наиболее полно погружен в атмосферу происходящего и проецирует события «на себя».
Момент, в котором вовлечение аудитории проявляется наиболее полно, называется …
Саспенсом.
Какова задача сценария культурно-досуговой программы?
Внушить идею способом эмоционального воздействия, потрясения, сопереживания.

Задание
1. Попробуйте определить, какую идею хотели донести до зрителя через частный конфликт конкретных героев авторы фильмов, кадры из которых представлены на слайде 6.
Как мне кажется, основной конфликт, отражённый в народно-культовом шедевре про иронию судьбы – это конфликт системы с хаосом. Хаос в лице доктора Лукашина, который врывается в чужую жизнь, походя ломает, оставляя после себя живописные руины. Стабильность – Ипполит – статуя, памятник правильности.
«Ирония судьбы» – о превращении труса в хулигана, который напился, разбуянился, расхрабрился и ворвался в чужую квартиру к чужой женщине. Перерождение героя остро чувствуется, когда появляется Ипполит, как образ советской власти. Герой Юрия Яковлева – человек старой закалки, строгий, ревнивый, серьезный, старомодный, а герой Андрея Мягкова – бросающий вызов вольнодумец, раскольник в буквальном смысле слова. «Искатель приключений» – именно так называет его Ипполит: «Для вас нет ничего святого. Такие, как вы, всюду суют свой нос. Верят не в разум, а в порыв. Вы неуправляемы! Для вас главное не разум, а чувство, импульс. Вы угроза для общества». Неудивительно, что Женя твердит, что он не Ипполит, когда Надя знакомит его с подругами, потому что люди вроде Ипполита живут, как положено, как предписано, «а жизнь нельзя подогнать под выгодную схему», нельзя превратить человека в заводной механизм, в «типовую», безликую, узнаваемую панельку. Для Жени счастье там, где свобода и мама, а семейная жизнь в одной из таких привычных новостроек – это кошмар, который для него может обернуться реальностью, если бы не посиделки в бане.
Счастье через познание боли, страха, смеха и печали находят наивные и душевные Женя и Надя, люди творческие (оба играют на гитаре и поют грустные песни), а страдают «правильные» Ипполит и Галя, призывающие покончить с холостым положением, окончательно и бесповоротно встроиться в скучный, предсказуемый, «типовой» уклад жизни. Женись Женя на Гале, то
непременно бы спился, а Ипполит не дал бы Наде продыху, если бы они
остались вместе, и диктовал бы, как жить положено.
«Ирония судьбы» – о конфликте прошлого и будущего, неотличимых
друг от друга мертвых и живых, разрушающих старое, чтобы построить новое.
2. Приведите примеры основных видов традиционного конфликта
из театра или кино.
Конфликт — это столкновение персонажей, сил, образов. Очень важно
обратить внимание на последнее слово — «образов». Есть фильмы, в которых
конкретных персонажей нет, а конфликт все равно есть. Например, старый
немой фильм немецкого режиссера Вальтера Руттманна «Опус № 1» (1921).
Конфликт является средством глубокого и масштабного
художественного воспроизведения жизни, динамичного развития сюжета,
многостороннего и яркого раскрытия человеческих характеров. В зависимости
от специфики каждого из искусств (театра и кинематографа) конфликт
принимает форму столкновения характеров (постановки пьес Бальзака и
Стендаля), борьбы страстей, идейного противоборства, трагических
состояний («Граждане Кале» Родена) и т. д.
Конфликты проявляются в различных эстетических модификациях:
собственно, драматических, которые разрешаются социальной или
нравственной победой одной и поражением другой борющейся стороны
(«Мещане» М. Горького, «Жестокие игры» Арбузова), трагических
(«Оптимистическая трагедия» Вишневского), сатирических («Двенадцать
стульев» Ильфа и Петрова), трагикомических («Дон Кихот» Сервантеса) и т.
д.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X