Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Самовоспитание как фактор развития личности старшеклассника. Часть 1

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

1 2


Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретический анализ самовоспитания как характеристики личностного становления старшеклассников 6 1.1. Самовоспитание – важный фактор личностного становления 6 1.2. Самовоспитание как активная внутренняя сила развития старшеклассников 10 1.3. Теоретическое обоснование методов самовоспитания старшеклассников 13 Глава 2. Практическое исследование самовоспитания старшеклассников 21 2.1. Этапы, методы и методики исследования 21 2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 23 2.3. Программа формирования самовоспитания у старшеклассников 28 2.4. Психолого-педагогические рекомендации по формированию самовоспитания у старшеклассников 37 Заключение 43 Список использованной литературы 46 Приложения 50

Введение

Актуальность исследования. В век стремительного прогресса всего человечества, где общество «диктует свои правила», становится все более необходимым формирование активной, целеустремленной личности, которая легко контролирует свое поведение и четко определяет свои планы на будущее, а также пути и средства их реализации. Личность, которая умеет адекватно оценивать свои поступки и действия, анализировать отношение к себе и взаимоотношения с окружающими, непременно будет успешна. Уверенность в себе, объективное оценивание своих достоинств и недостатков, а также желание достичь более высоких целей и задач для собственного развития – те качества, которые будут полезны каждому человеку. Следовательно, чтобы запрос общества был удовлетворен, большое внимание должно уделяться вопросу самовоспитания личности. Общеизвестно, что самовоспитание – это процесс целенаправленной работы над развитием и самосовершенствованием человека – от подросткового возраста до зрелости. Самовоспитание в интеллектуальной, духовной сфере приобретает вид самообразования, которое может быть организованной (обучение на заочном отделении) или спонтанной формой (чтение специальной или научно популярной литературы, участие в экспедициях, в постановке экспериментов под руководством ученого и т.д.). Самовоспитание в морально-психологической сфере заключается в самоконтроле за выявленными у себя недостатками и недостатками характера (здесь самовоспитание может превратиться в перевоспитание). Самовоспитание в физически-спортивной или гигиенической сфере заключается в тренировках, проведении оздоровительных процедур, наблюдении за своим здоровьем и внешностью, выполнении врачебных советов. Самоформирование личности является одной из сложнейших проблем психолого-педагогической науки. Однако если она стала предметом глубокого исследования в отечественной и зарубежной психологии, в педагогической науке и практическом опыте еще не нашла соответствующего изучения и применения. Первопроходцами в изучении данной проблемы стали представители зарубежной психологии Уильям Джемс, Чарльз Кули, Джордж Мид, Роберт Берне. Прогнозируемые модели структуры «Я» Уильяма Джемса (первым из психологов начал разрабатывать проблему «Я»-концепции) и Роберта Бернса, сумевшего интегрировать психологические и педагогические знания о человеке в единую науку о воспитании, берут за основу современные психологи: свой вариант создали чешские специалисты Карел Блага и Михаэл Шебак, системные само формирование личности посвятили свои труды польские ученые Я. Рейковский и Збигнев Петрасинский, отечественные психологи А. И. Кочетов, В. Леви, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, Л.И. Рувинский и др. Сегодня самовоспитанием в той или иной степени занимаются большинство юношей и девушек. Многие из них придают самовоспитанию решающее значение как цели жизни. Известно, что подростковый возраст является одним из значимых этапов в жизни людей. Каждый человек проходил этот период сомнений и значимых перемен, когда, принятые случайно или же намеренные, решения влияют на дальнейшую судьбу. Это сложный переход от беззаботного детства к серьезной взрослой жизни, когда подросток начинает сам выстраивать свою жизненную модель. И что важнее всего, это сенситивный период для развития самосознания и самовоспитания. Именно поэтому считаем, что данная тема чрезвычайно актуальна среди старшеклассников. Объект исследования – самовоспитание старшеклассников. Предметом исследования является самовоспитание как характеристика личностного становления старшеклассников. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально исследовать уровень самовоспитания у старшеклассников. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: 1) определить самовоспитание как важный фактор личностного становления; 2) рассмотреть самовоспитание как активную внутреннюю силу развития старшеклассников; 3) теоретически обосновать методы самовоспитания старшеклассников; 4) обозначить этапы, методы и методики исследования; 5) охарактеризовать выборку и результаты констатирующего эксперимента; 6) разработать и реализовать программу формирования самовоспитания у старшеклассников; 7) составить рекомендации по формированию самовоспитания у старшеклассников. Методы и методики исследования: 1.Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; моделирование; обобщение; метод целеполагания; 2.Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент; тестирование по методикам: методика Т.В. Дембо — С.Я. Рубинштейн в мод. А.М. Прихожан; методика «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси; методика «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой. Базой исследования являлась МАОУ СОШ №7. Исследование проводилось в 8 классе. Выборку составили 30 человек, среди которых 9 юношей и 21 девушка. Возраст испытуемых от 14 до 15 лет. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и пришложений.

Глава 1. Теоретический анализ самовоспитания как характеристики личностного становления старшеклассников

1.1. Самовоспитание – важный фактор личностного становления

Самовоспитание было присуще и многим предыдущим поколениям наших предков. История самовоспитания гораздо более древняя, чем история цивилизованного воспитания. Еще при первобытнообщинном строе были такие традиции, которые заставляли подростков овладевать всем, что умеют взрослые мужчины и женщины. Цивилизация древнего мира, начиная от Египта и Вавилонии, Индии и Китая, занимавшей три-четыре тысячелетия до нашей эры, также основывалась на самосовершенствовании человека, хотя уже тогда существовали школы, храмы, религиозные учения философов, многие жрецы, которые были своеобразными «научными» работниками», но держали свои знания в тайне как источник своего могущества и поклонения населения. Свою карьеру они делали благодаря большой наблюдательности, а затем, доверив своему предшественнику способности и возможности, заслуживали того, чтобы старшие жрецы передавали свою мудрость преемнику [8, c.63]. В русской народной педагогике существовало много традиций, которые пришли с древности и свидетельствовали о необходимости ребенка заниматься самосовершенствованием, чтобы занять во взрослом возрасте достойное место среди односельчан, не отстать от других в исконном крестьянском труде, в накоплении определенного благосостояния, а в лучшем случае: в подъеме своего социального положения. Ни один великий человек не стал бы велик без обучения и воспитания, но решающую роль в его формировании сыграло самовоспитание. История самовоспитания свидетельствует, что в начале жизненного пути каждого из великих и мудрых корифеев было осознание мотивов, за ним выработка программы своего саморазвития, строгое следование ей, жесткий самоконтроль, тренировка воли и характера. Только так (другого пути нет), считал человек, можно сделать определенные шаги к успеху в жизни. А.С. Макаренко ввел в теорию воспитания следующие понятия: «ближайшая перспектива» – перспектива, как он ее называл, «завтрашней радости»; «средняя перспектива» – перспектива вплоть до выпуска в самостоятельную жизнь; «дальняя перспектива» – перспектива взрослой жизни. Последняя и была для колонистов мотивом самовоспитания [26, c.13]. В современной возрастной психологии также понятие «жизненный план старшеклассника», что означает его готовность к послешкольной жизни. Эффективность реализации целей воспитания и прогнозирующих целей, каждой из составляющих систем воспитания, можно сказать, зависит от условий, объективно влияющих на процесс формирования личности. Влияющих факторов немало: природные, материальные, природа самой личности, макро- и микросреда, условия семьи, учебного заведения и т.д. Чтобы более ясно представить их спектр, целесообразно все объединить в ведущие блоки. На основе родства можно выделить три группы факторов: естественные, социальные, духовные. Но важнейшим фактором формирование личности есть она сама, ее собственная природа. Самовоздействие является важным условием ее саморазвития, самосовершенствования, т.е. самоформирование, самовоспитание. Понятие саморазвитие в психолого-педагогической литературе рассматривается в двух аспектах: саморазвитие как объективный процесс, присущий всем природным явлениям и существам (принцип развития), и как самовоздействие, осуществляемое личностью с целью усовершенствования самой себя. Идею о возможности развития природы и человека по направлению к наиболее совершенным формам встречаем, в научной литературе, впервые у Аристотеля, затем в трудах Я.А. Коменского, в которых говорится о свойственном человеку от рождения стремлении к знаниям. Позднее Пестолоцци, под влиянием Канта, вносит нравственное начинание в идею саморазвития, создав теорию «воспитания сердца», то есть нравственного воспитания. А. Дистервег распространил идею саморазвития задатков по всем направлениям формирования личности. Задача воспитания, по его утверждению, состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для возбуждения и развития задатков, потому что «воспитывать – значит возбуждать». Теория воспитания есть теория возбуждения [28]. Большое внимание природоответственному обучению и воспитанию как важной педагогической проблеме подобно Пестолоцци и Дистервегу уделял известный педагог А. В. Духнович, утверждавший, что все задатки человека имеют тенденцию к саморазвитию как в обучении, так и воспитании. Задания и суть воспитания, по Духновичу, состоят в том, чтобы «силы человеческие, телесные и духовные, от природы даны, с молодости… сохранять и совершенствовать… Для этого наставники пусть следуют природе». Принцип природосоответствия воспитания, обоснованный выдающимися философами, психологами и педагогами от Аристотеля до Ушинского и Сухомлинского, учитывает многогранную природу ребенка – не только его анатомо-физиологические, психологические и возрастные, но и генетические, национальные, региональные и другие особенности. Когда в процессе обучения и воспитания пренебрегается или частично учитывается природа детей, она «мстит» людям, обществу упущенными возможностями: неразвитыми задатками и наклонностями, утерянными талантами, неиспользованными средствами познания, заторможенными психическими процессами и т.д. Реализация этого базового принципа просит учесть и целостную природу дитя. «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы вырастим скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не заставят себя испортиться: у нас получатся юные врачи и старики», – писал в свое время Жан-Жак Руссо. Особое внимание развитию принципа природосоответствия уделял известный философ и педагог Г.С Сковорода, который человека рассматривал как частицу природы, ею рождаемую. Его принцип природосоответствия («сродства») воспитания приобрел особенно яркое социальное звучание. Ведь с точки зрения Сковороды, каждый человек должен занимать определенное место в обществе не по богатству или способности, а по «сродности», то есть в соответствии со своими природными задатками, выявляемыми и развивающимися в процессе деятельности [26]. На основе принципа саморазвития осуществляется и процесс самоформирования как объективный подсознательный и осознанный процессы. Самовоспитание, самосовершенствование – довольно давняя и вечно новая проблема, которая волнует человека с тех пор, как он стал осознавать себя, углубляться в свою сущность. Самовоспитание – это внутреннее становление человека, восходящим компонентом которого является саморазвитие, усиливающееся самонахождением, самоотношением, самоутверждением. Становление личности – постоянная работа души человека. Главный критерий воспитательного педагогического воздействия определяется уровнем сформированности у ребенка стремления к самосовершенствованию, самовоспитанию. Духовное развитие школьника зависит от того, считал В. А. Сухомлинский, столь глубоко происходит его самоутверждение во всех сферах деятельности и отношений в коллективе – в интеллектуальной жизни, в труде, в формировании нравственной убежденности. Самовоспитание – это систематическая работа над собой, это процесс самосовершенствования, объектом которого является сама личность; в ее же лице выступают и проектировщик, и исполнитель, результат работы только в новом качественном состоянии. Самовоспитание является интегрированной системой, которая в психолого-педагогической системе Роберта Бернса синтезирована в «Я-концепции». Первичные, богатые чувственным содержанием образы самого себя интегрируются в единое целостное образование – в представление, а затем в понимание собственного «Я» как субъекта, отличающегося от других. Обобщенный образ своего «Я» выражается и в соответствующем понятии о себе, не являющемся раз и навсегда определенным, застывшим. Ему присуще постоянное внутреннее движение. Его зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Понятие о себе, о своей стоимости и подлинной сущности в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятие в целом, обуславливает главную линию поведения человека даже в тяжелых жизненных ситуациях [12, c.91]. Основой самовоспитания является самосознание, которое является интегративным, постоянно развивающимся процессом и в основе которого положена все более усложняющаяся деятельность самопознания, эмоционально-ценностные отношения к себе и способность регулировать свое поведение и деятельность. Анализ проблемы самосовершенствования личности, ее самоформирование побуждает в процессе развития национального воспитания решить немало задач: определить и свести к единому минимуму объем знаний по этому вопросу, которые необходимы каждому человеку в организации внутренней жизни; изучить и обобщить опыт, связанный с процессом самоформирования личности, который веками практиковался людьми разных эпох и поколений; создать и апробировать соответствующую систему учебно-воспитательной работы со школьной и студенческой молодежью; во всех сферах воспитательной практики формировать у молодых людей потребность в самопознании, самоконтроле, самодисциплине, самообладании, учить производить у себя эти качества, стремиться к тому, чтобы они применялись на практике, а процесс самосовершенствования стал необходимым элементом духовной культуры личности, народа, государства.

1.2. Самовоспитание как активная внутренняя сила развития старшеклассников

Самоактуализация, самореализация и самоутверждение личности происходит на протяжении всей жизни. Важным путем их осуществления является самовоспитание. Концепция самовоспитания в педагогической психологии связана, в первую очередь, с пониманием процесса развития психики питомца. Анализ этого процесса показывает, что самовоспитание – активная внутренняя сила развития личности в юношеском возрасте; оно зависит от воспитания в целом и развивается по своим законам. «…Духовное развитие школьника зависит от того, насколько глубоко происходит его самоутверждение во всех областях деятельности и отношений в коллективе – в интеллектуальной жизни, в труде, в формировании моральной убежденности. Юноша становится настоящим человеком только тогда, когда он научится пристально вглядываться не только в окружающий его мир, но и в самого себя, когда он стремится познать не только вещи, явления вокруг себя, но и свой внутренний мир, когда силы его души направлены на то, чтобы сделать самого себя лучше, совершеннее». Еще по словам Сухомлинского, «в воспитании личности одна из ведущих мелодий принадлежит самовоспитанию». Оно «вынуждает очень важный, мощный стимул – чувство собственного достоинства, уважения к самому себе, желание стать сегодня лучше, чем был вчера. Самовоспитание возможно только при условии, когда душа человека очень чувствительна к тончайшим, чисто человеческим средствам воздействия – доброму слову, совету. Не может быть и речи о самовоспитании, если человек привык к грубости и реагирует только на «сильное» слово, окрик, принуждение. По сути своей самовоспитание предполагает веру человека в человека, обращение к чести и достоинству личности. Педагогическое руководство самовоспитанием – это, прежде всего, отношения между педагогом и воспитанником, проникнутые глубокой взаимной верой в добрые намерения» [29, c.71-72]. Самовоспитание в юности следует рассматривать как саморазвитие, в котором согласно требованиям общества, общечеловеческими, национальными и моральными ценностями, целями и интересами самого старшеклассника творчески формируются и постоянно развиваются спроектированные им силы и способности и одновременно нивелируются недостатки. Главной целью самовоспитания на современном этапе является достижение старшеклассником согласия с самим собой, поиска смысла жизни, самоактуализация и самореализация потенциальных возможностей и активное самоутверждение в общественной жизни. Поиск смысла жизни – это ответственный этап в развитии и в становлении старшеклассника, когда происходит формирование и развитие личностных ценностных ориентаций, их согласование с общечеловеческими национальными и профессиональными ценностями. Основные этапы процесса самовоспитания у юношей и девушек: 1) осознание ими требований к своей деятельности; 2) самопознание, критическая самооценка юношей и девушек в своей деятельности и поведении; 3) планирование работы над собой, выработка программы и правила поведения; 4) практическая реализация программы самовоспитания с учетом всего сложности последующего просмотра намеченных позиций; 5) самоконтроль, самооценка и самокорректировка действий и поведения. Основные принципы юношеского самовоспитания: — единство воспитания и самовоспитания; — целеустремленность, ценностная ориентация на воспитание и самовоспитание; — демократичность самовоспитания, воспитание устойчивой общественной и гуманистической морали, формирование активной жизненной позиции; — единство самовоспитания и научного мировосприятия; — активность и положительное направление самовоспитания; — единство воспитания, самовоспитания и профессиональной деятельности [18, c.123]. Важнейшие внутренние предпосылки, определяющие эффективность самовоспитания юношей и девушек: — убеждение, самосознание и самокритичность; — потребности и мотивы, жизненные наставления; — самоуважение и мужество; — навыки и умение самоконтроля и волевого саморегулирования; — знание теоретических основ самовоспитания и владения методикой самосовершенствования; — сознательная установка на гармоничное и разностороннее самовоспитание; — психологическая готовность к активной, целенаправленной и систематической работы над собой.

1.3. Теоретическое обоснование методов самовоспитания старшеклассников

Метод самопознания Самопознание – это процесс открытия юношеского себя, познания своего внутреннего мира, сильных и слабых сторон своей личности. Важным этапом в процессе самопознания является самоопределение юношами своей направленности, темперамента, характера, способностей. Самоопределение направленности предполагает уяснение жизненных целей, идеалов, ценностных ориентаций. В таком случае молодые люди задают себе важные вопросы: «В какой отрасли считаю себя знатоком?», «Какие блага хочу иметь, какое положение занять?», «Чего не хватает для удовлетворения жизнью?», также они должны решить ряд ведущих. потребностей «Чего больше всего стремлюсь?», «Какие у меня интересы, привычки?» и мотивов поведения Самоопределение темперамента у юношей осуществляют по системе показателей, разработанных на основе учения И. Павлова, считая темпераментом индивидуально-типологическую характеристику человека, проявляющуюся в силе, напряженности, скорости и уравновешенности течения психических процессов. Каждый юноша может найти тип характера, внести коррективы в свое поведение. Анализируя темперамент, следует обращать внимание на то, что препятствует ученику в обучении, общении с людьми. Самоопределение характера у молодых людей предполагает уяснение самых общих его свойств: силы (умение добиваться поставленной цели, преодолевать трудности, отстаивать убеждения, проявлять мужество), слабости (легкодушие, колебания, нерешительность, неустойчивость взглядов, податливость), оригинальности (своеобразие личности), цельности (комплекс отношений человека к разным проявлениям жизни, единство слова и дела), твердости (последовательность, настойчивость в достижении цели, отстаивание взглядов) [8]. Напомним, характер – это комплекс особенностей человека, проявляющихся в его поведении и деятельности, отношении к обществу, труду, коллективу, к себе. Самоопределение способностей у юношей и девушек охватывает уяснение особенностей и видов мышления прежде всего технического оно способствует решению технических задач, далее научного, проявляющегося в решении теоретических, научных проблем, а также художественного подразумеваемого художественного отражения окружающего мира; выявление умственных действий, обостряющихся над анализом, синтезом, абстрагированием, обобщением и т.п.; действенности знаний это умение применять, обогащать знания; вида памяти: двигательной, где проходит воспроизведение движений, музыкальной, воспроизводящей музыкальные произведения, эмоциональной, влияющей на память и чувства, образной, влияющей на память на представления, картины природы, звуки, запахи и т.д. Также мы должны упомянуть способности. Способности – это потенциальные возможности молодого человека, которые обеспечивают ему более высокие, чем у других людей, показатели в деятельности. Обогащение знаний у юношей и девушек происходит через самообразование, чему способствуют систематическое чтение, опора на результаты образования, получение новых знаний, усовершенствование умственных способностей, умений и навыков путем самостоятельной работы. Также сюда отнесем самообразование. Самообразование – это процесс получения знаний, молодых людей в процессе самостоятельной работы вне систематического обучения в стационарном учебном заведении. Она не только обогащает знаниями юношей и девушек, но и способствует выработке навыков эффективного их использования. При самообразовании источниками получения знаний является научная литература, познавательное общение с друзьями, взрослыми, средства массовой информации, экскурсии, работа на компьютере. Заметим, что самопознание как сложный процесс внутренней работы над собой предполагает такие его методы, как самонаблюдение, самокритика, самоанализ. 1. Самонаблюдение проявляет себя как наблюдение индивида за своими действиями, поступками, мыслями, чувствами. Основывается на общей наблюдательности. С учетом этого педагог должен формировать у учащихся способность видеть переживания людей (как проявляется горе, радость, замысел и др.), понимать их. Психологи различают следующие виды самонаблюдения: — ретроспективное – это восстановление в памяти произошедших событий. Поскольку полнота впечатления сохраняется 3-4 часа, а затем происходит искажение памятью пережитого и услышанного, во время самонаблюдения следует обратить внимание на то, что придется упомянуть. — прямое – это наблюдение происходящих событий. Оно наиболее субъективно, требует умения прогнозировать деятельность, событие, предусматривать ход разговора, встречи, конфликта и т.п.; — повторное – восстановление событий с целью уточнения, дополнения впечатлений личности от своих действий [31]. В целях достижения четкости в процессе самонаблюдения используют самоопрос (ответы на вопрос: «Что произошло?», «Когда именно?», «В какой последовательности развивались события?», упоминание (сравнение того, что запомнилось, с заметками в дневнике, воспоминаниями), самоанкетирование, самотестирование это ответы на собственные вопросы, сравнение это сопоставление сказанного другими с собственными воспоминаниями и заметками, мысленное повторение произошедшего (мысленное моделирование ситуации, подобной той, при которой произошло событие). 2. Самокритика означает процесс проработки результатов самонаблюдения посредством самоанализа и самооценки, человек не только размышляет, но и критически оценивает себя, свое положение в обществе, природе, коллективе, в семье, в отношениях с учителями. Критическая самооценка бывает эмоциональной, недостаточно объективной. В одних случаях она вообще отсутствует, в других превалирует комплекс неполноценности. Молодежь критически осмысливает свое поведение и внутренний мир с помощью внутреннего монолога (интроверты), беседы с друзьями (экстраверты). В результате самокритики происходит приближение индивида к объективной самооценке. 3. Самоанализ включает анализ собственных мыслей, чувств и т.д. Он является эффективным методом уяснения причинно-следственных связей в действиях и поступках. Ведь одно и то же действие может быть результатом разных побудительных сил (качеств личности, образа жизни, стрессового состояния). Молодежь всегда должна сосредоточиться на главной причине, которая обуславливает определенное поведение. Стремление к самоанализу помогает каждой молодой личности ориентироваться в жизненной среде, самоутверждаться, усиливает в поведении власть разума над эмоциями, комплексами, инстинктами. Метод самоотношения Самоотношение – это отношение молодой личности к самой себе. Отношение к себе может быть глобальным, что означает самоуважение и частичным, что означает аутосимпатия, самосимпатия. Рассмотрим, что же такое самоуважение и, следовательно, это личное оценочное суждение, выраженное в положительном отношении индивида к самому себе. Будучи следствием мыслительных операций при анализе, синтезе, сравнении, оно формируется на основе осознания личностью своих добродетелей, результатов деятельности, отношения окружающих, проявляющихся в самооценке. Самооценка – это оценка молодой личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Она является важным регулятором поведения. От самооценки зависят отношения молодежи с ее окружением, ее самокритичность, самотребовательность, отношение к своим успехам и неудачам. Влияет на эффективность деятельности молодого человека и дальнейшее развитие его личности [22, c.68-69]. Самооценка бывает правильной, а значит адекватной, когда мысль юноши о себе совпадает с тем, кем она на самом деле является и неправильной, а значит неадекватной, когда молодой человек оценивает себя не объективно, его мысли о себе резко расходятся с тем, каким его считают другие. По степени адекватности самооценка бывает объективной, заниженной, завышенной. Зная тип самооценки, учитель может ее регулировать, а юноши и девушки приобретать навыки саморегуляции. Такие молодые люди с заниженной самооценкой чувствуют себя неспособными к серьезным делам, неудачникам, не хотят браться ни за что новое, поскольку боятся, что у них ничего не получится. Они избегают риска, не верят в успех, не пытаются что-то изменить в своей жизни. Такую молодежь характеризуют занижение чувства собственного достоинства, боязни ошибок, мечтательность о физическом совершенстве. В общении с другими беспокоятся о впечатлении, которое они производят, бывают иногда чрезмерно болтливыми и высокомерными, иногда подавленными и робкими, склонными к самогубному поведению (употребление наркотиков, алкоголя). Многие из них неспособны воспринимать критику, впадают в нее в отчаяние. Молодежь с высокой самооценкой видит себя хозяином положения, считает себя неповторимой личностью. Она часто решается на риск, потому что стремятся к насыщенной жизни, новым знаниям, впечатлениям, опыту, что поможет им самоутвердиться на новом качественном уровне. ее трудно обидеть, выбить из равновесия, сбить с избранного пути. Она целенаправленно и упорно будет идти к цели. Зная себе цену, она уравновешенно относится к чьим-либо успехам. Соперничество личностей рассматривает как средство саморазвития, самомобилизации на высшем уровне, что неизбежно обеспечит новые результаты. Характерные особенности: уверенность в своей исключительности, способность учиться на собственных и чужих ошибках, уравновешенное восприятие комплиментов и критики, непосредственность в общении с другими, чувство внутренней гармонии, забота о своем физическом и эмоциональном здоровье, духовном росте. Способы выявления самооценки у молодежи делят на: – прямые: ранжирование юношей и девушек класса на основе их значимости (по успеваемости, личностным качествам), определение учеником своего места среди одноклассников. Правильность самооценки определяют, сопоставляя результаты ранжирования и оценки учителя; – опосредованные: это независимое оценивание учителем или одноклассниками, оценивающими ученика по определенной шкале, после чего предлагают ему сделать самооценку, и тогда полученные результаты сравнивают, определение уровня претензий они разлагают карточки с заданием разной степени сложности – самые легкие, средние, сложные. Учащиеся предлагают выбрать любую из задач, выполнить ее, результаты продемонстрировать уровень претензий и самооценки [22, c.73-76]. Метод – саморегуляция Саморегуляция в переводе с лат. reguläre – налаживать – способность человека управлять собой на основе восприятия и осознания актов своего поведения и психических процессов. Контроль педагога за психическими состояниями молодых людей должен перерастать в самоконтроль питомца. Педагогическое влияние достигает цели, если превращается в самовоздействие, саморегуляцию ребенком эмоциональной сферы и физического состояния организма. В процессе организации саморегуляции молодежь обучают специальным приемам работы над собой таким как: – самоободрение – это обращение к себе с целью укрепления уверенности в себе. При этом используют самоуспокоение, внушение уверенности в достижении цели, ориентацию на любимого героя, авторитетных людей; – самоодобрение это убеждение себя в чем-нибудь благодаря подбору соответствующих доказательств и аргументов. С помощью этого регулируют психические состояния, поступки через осуждение себя, проявления своего поведения и побуждение к изменениям. Это дискуссия с самим собой – выдвижение, сравнение аргументов и контраргументов в пользу того, чего хочется и что необходимо; — самоприказ это повеление самому себе как средство выработки самообладания и умение управлять собой. Эффективность его повышается при сочетании с убеждением, когда обретают новые доказательства и аргументы в пользу самоприказа; — самообладание – это способность молодежи к самонаблюдению и контролю за внутренними интеллектуально-эмоциональными и психофизиологическими процессами. Оно укрепляет волю, организует поведение, провоцирует сознательное выявление смелости, отваги; — самоограничение проявляется в способности отказаться от желаемого личного удовлетворения, удобства, когда это обусловлено внешней потребностью, или в пользу чего-либо другого. Это способствует приобретению опыта человечности, получению власти над собой, преодолению алчности, эгоизма; — самовнушение так процесс внушения, адресованный самому себе, при котором субъект и объект внушающего воздействия одно и то же лицо. Повышает уровень саморегуляции, позволяет субъекту вызывать за собой определенные ощущения, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными реакциями. От эффективности самовнушения зависит уверенность, вера человека в себя; — самостимулирование это превращение реального в желаемое с помощью собственных усилий. Стимулируя себя, ребенок стремится открыть новое, опирается на самолюбие, самосознание, свободу, радость от общественного признания своих поступков; — самоконтроль проявляет сознательное регулирование поведения, мотивов, на основе выявления отклонений в мыслях, чувствах, поступках, действиях общепринятых требований. Предусматривает самоанализ, самооценку, самокритику, самоограничение. Превратившись в привычку, он становится особенно эффективным. Поэтому роль педагога состоит в формировании у молодежи систематического самоконтроля за внешним видом, культурой языка, поведения и т.д. [21, c.89-94] Таким образом, самовоспитание – это такой процесс, который будет сопровождать на последующих этапах саморазвития и самосовершенствования не только в юношеском возрасте. Умение адаптироваться, ориентироваться в непредвиденных жизненных ситуациях, вступать в борьбу, с казалось бы непреодолимыми обстоятельствами или сознательно обходить опасности, разрешать конфликтные ситуации с помощью компромиссов, не теряться в экстремальных жизненных ситуациях.

1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://www.mubint.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru