Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Статья на тему информационно-психологическая безопасность субъектов позднего периода в эпоху цифровизации

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Аннотация. В статье рассматривается проблема информационно-психологической безопасности субъектов позднего периода в эпоху цифровизации. Автор делает акцент на необходимости учета психологических особенностей индивида данной возрастной группы, его возможностей адаптации к современным реалиям, возможности освоения психологии индивидуальной защиты. Summary. The article discusses the problem of information and psychological security of the subjects of the late period in the digitalization era. The author focuses on the need to take into account the psychological characteristics of an individual of a given age group, his ability to adapt to modern realities, and the possibility of mastering the psychology of individual defense. Ключевые слова: информационно-психологическая безопасность, субъект позднего периода, эпоха цифровизации, психологическая защита, адаптация, компетенции, цифровые технологии. Key words: information and psychological security, the subject of the late period, the era of digitalization, psychological defense, adaptation, competencies, digital technologies. Проблема информационной безопасности, а особенно ее психологической составляющей, является актуальной благодаря своей новизне и важности изучения ценностных предпочтений субъектов позднего периода в условиях трансформирующейся реальности. Изучение данной темы важно для понимания самой специфики информационно-психологической безопасности и ее влияния на дальнейшее развитие общества. Степень изученности темы. Вторая половина ХХ в. отмечена появлением первых разработок в данной области. Они были связаны с вопросами компьютерной безопасности в странах Запада. Можно выделить работы, посвященные рассмотрению различных аспектов воздействия информации на экономические, политические, военные, культурные процессы в международных отношениях. Авторами данных трудов являются Д. Альбертс, Г. Джоуэт, М.  Либицкий, Р.  Шульц, А.  Эдельштейн и др. В России проблемы информационной безопасности начали рассматривать только в 90-х гг. ХХ в. Исследования проблемы информационной безопасности в гуманитарном аспекте основываются на рассмотрении закономерностей развития информационной среды как значимого фактора в жизни современного общества. Среди отечественных исследователей в сфере данной проблематики можно отметить A.А. Антопольского, И.Л. Бачило, В.Д. Попова, А.А. Фатьянова (правовая защита), Ю.А. Ермакова, И.Н.  Панарина, Г.В. Грачева, В.Н. Лопатина, И.К. Мельника, В.Д. Цыганкова (психотропное направление), Л.В. Астаховой, Г.А. Атаманова, М.Ю. Захарова, А.В. Поликарпова, В.Ю. Триняка (социально-философское направление). В настоящее время можно отметить разносторонность изучаемых аспектов данной темы. При этом, наступление эпохи цифровизации увеличивает поле научных интересов. Под рассмотрение попадают различные категории населения. В основном объектом исследования выступают дети и молодежь как достаточно восприимчивая аудитория, средний возраст попадает в поле зрения в большей степени в вопросах профессиональной занятости [5, 8]. Наименьшее внимание уделяется пожилым людям, которых относят к субъектам позднего периода жизни. Внедрение цифровых технологий во все сферы жизни в настоящее время сильно затронуло и эту возрастную группу. Цель исследования – выявить потенциал использования субъектами позднего периода цифровых технологий и разработать формат обеспечения их информационно-психологической безопасности. Для этого необходимо решить следующие задачи: — проанализировать социально-психологические особенности субъектов позднего периода, их запросы и потребности; — выявить потенциал использования ими цифровых технологий, степень взаимодействия с информационной средой; — определить проблемы, возникающие при освоении цифровых технологий; — сформировать основу обеспечения информационно-психологической безопасности субъектов позднего периода в эпоху цифровизации. Объектом исследования является информационно-психологическая безопасность субъектов позднего периода в эпоху цифровизации. Предмет исследования – социально-психологические аспекты информационно-психологической безопасности субъектов позднего периода. Следует отметить, что психологии взрослых до недавнего времени практически не уделялось внимание. Эта тема является слабо разработанной [4]. Период взрослости делится на ряд стадий развития, которые корректнее было бы назвать изменениями. Главной особенностью этих процессов является минимальная зависимость происходящих изменений от хронологического возраста. В значительно большей степени они определяются обстоятельствами жизни человека – его опытом, характером деятельности, сформировавшимися жизненными установками и т.д. Здесь также следует учитывать особенности эпохи, диктующей определенные культурные, социальные ориентиры, распределение ролей в обществе. В XXI в. продолжительность жизни людей увеличилась, в развитых странах их доля в составе населения составляет до 20 % [3, c. 151]. Это обусловило активную интеграцию пожилых людей в общественную жизнь. Использование цифровых технологий даже в повседневной жизни требует координирования значительного количества новых действий, связано с получением динамических нагрузок (высокий процент интеграции визуальных, аудиальных, тактильных зон). Большая часть субъектов позднего периода в настоящее время сохраняют свой интеллектуальный потенциал, работоспособность, организацию памяти, что позволяет им достаточно активно осваивать цифровые технологии. Причины освоения субъектами позднего периода цифрового пространства различны. В первую очередь – это стремление к общению с родственниками и друзьями, получение доступа к новостям, что повышает их вовлеченность в социальную жизнь современного общества, препятствует возникновению ощущения психологической изоляции. Использование цифровых технологий для решения вопросов оплаты коммунальных услуг, совершения покупок и т.д. наименее востребованы в этом возрасте из-за достаточно высокой степени недоверия. Опасения связаны с возможностью совершения ошибки самим пользователем при вводе данных, боязнь не разобраться в запросах системы, в возможности утечки информации и т.д. В данном случае интерес представляет разработанная российскими исследователями психологическая концепция цифровой компетенции. Она включает в себя не только определение уровня компетенции индивида в выборе и применении цифровых технологий в разных сферах жизни, но и готовность к этому процессу. Важной особенностью данной концепции является возможность прогнозирования поведения человека при столкновении в интернете с новыми возможностями и опасными ситуациями [9]. Современное информационное пространство на основе цифровых технологий активно внедряется во все сферы человеческой жизни и оказывает значительное влияние на формирование мотивационно-ценностных и морально-нравственных установок индивида. Поэтому возникает проблема защиты личности, психологической безопасности субъекта, его способностей адекватно воспринимать действительность [10]. Термин «информационно-психологическая безопасность» (ИПБ) имеет разные трактовки, однако в целом ее определяют как состояние, которое переживает человек, как защищенность его сознания от разного рода деструктивной информации, которая может представлять угрозу для жизни и психического и/или соматического здоровья индивида, а также потенциально способной нанести вред его социальной адаптации [2]. Понятие информационно-психологической безопасности личности очень объемно, имеет различные аспекты. Поэтому его следует рассматривать с разных позиций: психологии личности, социологии, политологии и информационного права. При этом следует разделять информационно-психологическую и информационно-техническую безопасность, которая включает в себя программно-технические способы и средства защиты персональных данных. В данном случае огромный практический жизненный смысл имеет мировоззрение. Оно оказывает значительное влияние на нормы поведения, отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его вкусы и интересы. Субъекты позднего периода имеют свое сложившееся мировоззрение, что в определенном смысле является защитой от информационно-психологических угроз. Мировоззрение может рассматриваться как «духовная призма», через которую воспринимается и переживается окружающая человека действительность [2, с. 100]. С помощью формирования мировоззрения можно корректировать движение каждого человека и общество в целом по определенному жизненному пути. Современное мировоззрение должно быть ориентировано на высокий духовно-нравственный уровень.  Для этого должна быть разработана обширная программа воспитательно-просветительных мероприятий, охватывающих сферы образования, искусства, литературы, средств массовой информации, т.е. все возможные каналам информационно-психологического воздействия на сознание населения страны. В 2017 г. ВЦИОМ были проведены исследования зависимости от Интернета и его безопасности в РФ. Были получены следующие результаты: 54% группы субъектов позднего периода имеют сложности в освоении новых технологий, 71% указал отсутствие значимости Интернета в их жизни (недостаточность включения в современное цифровое пространство). В отношении безопасности пользования цифровыми технологиями в повседневной жизни 77% опрошенных ответили, что не сталкивались в сети с кражей денег с банковских карт и счетов, персональных данных, с иного рода мошенничеством. При этом 56% не считают себя защищенными от противоправных действий. Объяснением этому может служить отсутствие уверенных навыков безопасной работы, что способствует появлению страхов перед новыми технологиями [6; 7]. Междисциплинарной группой Лаборатории социального и экономического поведения Института социально-экономических проблем народонаселения РАН было проведено исследование для выявления характера влияний, оказываемых информационно-коммуникационными технологиями на субъекты позднего периода. В результате исследователи среди людей старшего возраста выделили три группы в зависимости от выбора формата общения: преимущественно электронное общение, настойчивое предпочтение живого общения, дополнение живого общения электронным [1]. Вопросы обучения пожилых людей цифровым технологиям также должны включать в себя психологический аспект, который будет охватывать не только проблемы упрощения освоения новых компетенций, но и приобретение навыков индивидуальной информационно-психологической защиты личности. Выводы. Исследованиями было подтверждено позитивное влияние цифровых технологий на качество жизни пожилых людей. Освоение цифровых технологий способствует личностному и социальному развитию, что выражается в повышении уверенности в жизни (повышение уровня знания своих прав, чувство достижения и независимости, экономия времени и денег), активное поведение в социуме (поддержка и развитие социальных отношений, мобильность). Не смотря на перечисленные «бонусы», получаемые субъектами позднего периода от освоения цифровых технологий, существует ряд проблем, обусловленных спецификой психологических изменений. Значительная часть пожилых людей не готова принять нововведения по разным причинам: опасения нарушить повседневный порядок, отсутствие интереса либо совместимости с ценностями и потребностями. Кроме того, отрицание может быть обусловлено образом жизни, уровнем образования, личными обстоятельствами, экономическим и социальным статусом. Поэтому востребованными на данный момент являются разработки в сфере приобщения к новшествам в цифровой сфере и обучения пользования ими субъектов позднего периода. В данном случае акцент должен ставиться на обязательном психологическом сопровождении данных процессов, учет их возрастных и индивидуальных особенностей. Обеспечение информационно-психологической безопасности в данном случае, помимо общих законодательных мер, должен строится на основе психологической подготовки, что также возможна в процессе обучения. Данная группа населения с одной стороны меньше подвержена зависимости от Интернета, чем подрастающее поколение, с другой стороны бывает склонно к большому доверию в восприятии информации. Именно правильное позиционирование себя в информационном поле в установках современного мировоззрения способствует адекватному отношению к глобальной цифровизации и освоению основ психологической безопасности.

Литература

  1. Алексеева О.А., Бестужева О.Ю., Вершинская О.Н., Скворцова Е.Е. Адаптация пенсионеров к интернет-среде // Социальная психология и общество. – 2018. – Т.9, № 2. – С. 150-164.
  2. Баришполец В.А. Информационно-психологическая безопасность: основные положения // Радиоэлектроника. Наносистемы. Информационные технологии. — 2013. — № 2. — С. 62-104.
  3. Даринская Л.А., Молодцова Г.И., Москвичева Н.Л. Пожилой человек и цифровое пространство: точки соприкосновения // Человек и образование. – 2016. – № 3 (48). — C. 151-157.
  4. Ильин Е.П. Психология взрослости. — Издательский дом «Питер», 2012. – 542 с.
  5. Ким Б.М. Психологическое воздействие информационной среды на современного человека // Наука, образование и культура. – 2017. – С. 101-104.
  6. Пресс-выпуск ВЦИОМ «А если без Интернета?!». — 2017. — № 3346. -07.04. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116148
  7. Пресс-выпуск ВЦИОМ «Безопасность в информационном обществе: вызовы нового века». — 2017. — № 3282. — 11.01. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116024
  8. Федорова О.Н. Информационно-психологическая безопасность личности в информационном обществе // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. – 2011. — № 2 (7). – С. 21-34.
  9. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / Г. У. Солдатова, Т. А. Нестик, Е. И. Рассказова, Е. Ю. Зотова. – М.: Фонд Развития Интернет, 2013. – 144 с.
  10. Чемоданова М.В. Проблема информационно-психологической безопасности личности в современных психологических исследованиях // Вестник Марийского государственного университета. – 2017. – N/ 11. — № 4 (28). – С. 98-104.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://www.vaiu.ru/
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru