Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Статья на тему конструирование приемов активизации познавательной деятельности студентов

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Социально-экономические и политические изменения в обществе выдвигают новые требования к подготовке специалистов по всему кругу социально-экономических специальностей в системе высшего образования. Современное образование должно обеспечивать будущим специалистам процесс получения систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Однако современные педагогические технологии, средства и формы обучения не обеспечат высокой эффективности учебно-познавательной деятельности студента, если он не займет активную личностную позицию, а его познавательная деятельность не будет целевой и целенаправленной. Поэтому активизация учебно-познавательной деятельности студентов является одним из основных направлений улучшения учебно-воспитательного процесса высших учебных заведений. Цель данной статьи — определить направления конструирования приемов активизации познавательной деятельности студентов для повышения эффективности обучения и качества подготовки специалистов, в частности – в рамках изучения дисциплины «География мирового хозяйства». Современной системе отечественного высшего образования познавательная деятельность определяется специалистами как форма общечеловеческой деятельности, содержанием которой является освоение системы знаний и методов деятельности, культурных ценностей и общественных отношений. Так, с точки зрения Л.И. Ульяновой, познавательная деятельность студента обеспечивает освоение способов и опыта профессионального решения практических задач, овладение профессиональным мышлением и творчеством, то есть она является профессионально направленной, или другими словами — учебно-профессиональной деятельностью [7]. В учебно-познавательном процессе студент выступает объектом педагогической деятельности, продуктом которой, в свою очередь, является формируемый у студента индивидуальный опыт. Результатом педагогической деятельности, как выполнения ее основной цели, является развитие студента: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление его как индивидуума, как субъекта учебной деятельности. Объектом деятельности студента является научная, теоретическая и практическая информация, которой он должен овладеть. Продуктами его деятельности выступают ответы (демонстрация знаний, умений, навыков), которые оцениваются на экзаменах, зачетах, при иных формах контроля обучения [1]. Таким образом, у студента, как субъекта учебно-профессиональной деятельности, есть своя цель, свой объект, свои способы достижения цели, свои возможности. Одна из задач преподавателя на всех этапах становления студента — помочь ему найти себя. При организации преподавателем воздействия на объект нужно учитывать то, что студент никогда не развивается в прямой зависимости от педагогического воздействия на него, а совершенствует систему знаний по своим законам, присущими его психике — особенностям восприятия, понимания, запоминания, становления воли, характера, формирования общих и специфических способностей. Студент не рождается субъектом учебно-профессиональной деятельности, а становится им под влиянием воспитания. Именно преподаватели должны помочь студенту стать субъектом учебно-профессиональной деятельности, в основе которой лежит сущность саморазвития личности [2]. Под активностью студентов Рахимов З.Т. предлагает понимать степень углубления ними в предмет деятельности: готовность выполнять учебные задания, попытки действовать самостоятельно, извлекать необходимую научную информацию из разных источников, расширять познавательные интересы [6]. Современный признак методической подготовки учащихся по направлению «География мирового хозяйства», как отмечает Потоцкая Т.И., ‑ это широкое внедрение в учебный процесс систематической самостоятельной познавательной деятельности студентов. Одним из дидактических условий успешной организации и осуществления такой работы является соответствующее конструирование приемов активизации познавательной деятельности студентов на базе структурирования учебного материала по дисциплине на логически завершенные модули, которые охватывают определенное количество тем и отражены в содержании нормативной учебной программы по методике обучения «География мирового хозяйства» [5]. География мирового хозяйства как курс относится к блоку основных географических дисциплин, а именно является составной частью экономической географии. Предметом обучения являются территориальные и отраслевые особенности структуры современного мирового хозяйства как сложной организованной экономически территориальной системы с прямыми и обратными связями. Мировое хозяйство имеет отраслевую, функциональную, территориальную структуру, функционирующую под влиянием экономических, политических, научно-технических процессов и явлений. Мировое хозяйство является сложной системой, выступает подсистемой единой глобальной социо-геосистемы мира и характеризуется множеством составляющих элементов, иерархичностью, многоуровневостью, структурностью. На современном этапе социально-экономического развития мира, включая процессы глобализации, география мирового хозяйства приобретает большое значение и статус мировоззренческой дисциплины, формирует понимание структурной и территориальной организации современного мирового хозяйства, тенденций в мировых хозяйственных связях. Цель учебной дисциплины — освещение особенностей, закономерностей развития и функционирования отраслевой, территориальной структуры современного мирового хозяйства. Задачи данной учебной дисциплины состоят в следующем: раскрыть структуру мирового хозяйства как составляющей глобальной социально-экономической системы; сформировать практические навыки по исследованию территориальных различий экономического развития инфраструктуры мирового хозяйства; показать возможность применять полученные знания и навыки в решении глобальных проблем современной цивилизации [4]. В настоящее время используются различные формы конструирования системы активизации познавательной деятельности, которые включают разнообразие форм, методов, средств обучения, оправданный и сознательный выбор которых в условиях умелого и педагогически правильного сочетания существенно влияет на эффективность учебной деятельности, стимулирует активность и самостоятельность студентов. По нашему мнению, активизации познавательной деятельности студентов в большой степени способствуют игровые формы и методы обучения, самостоятельная работа, а также проблемный метод обучения. Значение выбора игровых форм и методов в преподавании дисциплины «География мирового хозяйства» преувеличить сложно, ведь именно они позволяют оптимально учитывать требования выбранной студентами специальности, создавать ситуации, позволяющие быстро и эффективно решать управленческие задачи, развивать экономическое, географическое (пространственное) мышление. Использование игровых форм обучения обеспечивает такую постановку задачи, которая предполагает не одно, а целый ряд профессиональных решений [3]. Это вызывает интерес у студентов, а, следовательно, побуждает к активности. Задача преподавателя — правильно сконструировать содержание игровых занятий и разработать методические рекомендации по их подготовке, организации, внедрению и проведению на примере изучения определенных тем учебной дисциплины. Влияние игровых форм обучения на повышение уровня профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений разных уровней аккредитации будет эффективным при следующих условиях: профессионально ориентированное содержание игровых форм обучения; дифференцированное использование игровых занятий с учетом уровня подготовленности студентов; развитие мотивации учебной деятельности студентов; обеспечение развития инициативности, самостоятельности и творчества студентов; налаживание партнерского взаимодействия и сотрудничества участников игровых занятий на основе субъект-субъектных отношений. Важное место в учебном процессе должно быть отведено самостоятельной работе как методу обучения и самообразования. Содержание вузовской учебной дисциплины «География мирового хозяйства» разделено на несколько модулей. В рамках каждого модуля и конкретной темы с целью конструирования приемов активизации познавательной деятельности студентов нами определены элементы содержания для самостоятельной работы студентов и составлен перечень ключевых вопросов для организации самостоятельной учебной деятельности. Системообразующим фактором, обеспечивающим целостный характер усвоения учебной информации, является общее направление самостоятельной работы на максимальное использование связей с дисциплинами географического и экономического профиля, а также с соответствующими курсами международной экономики и имеющимися внутренними связями в рамках дисциплины. Вынесенные на самостоятельную проработку студентами теоретические вопросы по содержанию учебной дисциплины должны быть обеспечены современными информационными источниками на печатной или электронной основе. Поэтому для выполнения студентами заданий самостоятельной работы по методике обучения географии мирового хозяйства должны быть составлены подробные перечни современных информационных источников с использованием печатных изданий, электронных пособий и сайтов (Интернет-ресурсов). Для удобства их применения студентами источники целесообразно разделить на базовые, вспомогательные и информационные ресурсы. В аудиторной самостоятельной работе студентов в рамках лекционных и практических занятий следует выделить два-три элемента содержания для организации самостоятельной учебной работы. Для обеспечения внеаудиторной самостоятельной познавательной деятельности студентов целесообразно отбирать содержание для разработки заданий самостоятельной работы студентов по тематике лекционных и практических занятий. Важным при этом является определение оптимальных количественных показателей для составления заданий самостоятельной работы студентов: для одной темы лекционного занятия предлагается два обязательных для выполнения задания и одно дополнительное творческого характера по выбору студента; для практического занятия, в зависимости от степени сложности и объема работы — от одной до трех задач. Применение проблемного метода обучения позволяет осуществлять творческое развитие познавательной активности личности студента. Основой проблемного обучения является моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. В таких условиях происходит активизация умственной деятельности студентов [8]. Прежде всего, решение подобных задач вызывает интерес студента к предмету и изучаемого явления. В методике обучения географии мирового хозяйства широкое применение получили задания адаптивного типа, которые требуют от студентов проявления ответственности и творчества во время самостоятельного принятия решений. Такими задачами являются: создание и решение проблемных ситуаций, моделирование развития учебных ситуаций, выполнение групповых проектов, творческая разработка содержания дидактических материалов для совершенствования направления образования. Форма самостоятельной работы по анализу и поиску решений ситуационной задачи очень сложная, но эффективная и требует основательной подготовки студентов и преподавателя. Из сказанного выше следует, что только комплексный, системный учет всех сторон процесса обучения в высших учебных заведениях позволит правильно выбрать и апробировать конструирование приемов активизации познавательной деятельности студентов с целью повышения эффективности обучения и качества подготовки специалистов. И, безусловно, исключительное значение имеет педагогическое мастерство преподавателя, в основе которого лежит высокий уровень профессионализма деятельности и личности.

Список использованной литературы

  1. Алиева Г.С. Компоненты активизации познавательной деятельности студентов // Вестник Таджикского национального университета. 2018. № 4. С. 242-246.
  2. Габеркорн И.И. Интерактивное обучение как способ активизации познавательной деятельности студентов // Педагогический вестник. 2018. № 1. С. 10-12.
  3. Гладкая Е.Ф. Игра как средство активизации познавательной деятельности студентов // Высшее образование в России. 2018. Т. 27. № 10. С. 161-167.
  4. Колосов В.А., Гречко Е.А. Горизонты исследований в области географии мирового хозяйства / В.А Колосов, Е.А. Гречко, К.В. Мироненко, Е.Н. Самбурова, Н.А. Слука, И.Н. Тикунова, Т.Х. Ткаченко, А.В. Федорченко, П.Ю. Фомичев // Вестник Московского университета. Серия 5: География. 2016. № 1. С. 3-12.
  5. Потоцкая Т.И. География мирового хозяйства: современный взгляд на науку // Известия Российской академии наук. Серия географическая. 2018. № 5. С. 132-134.
  6. Рахимов З.Т. Активизация познавательной деятельности и развитие критического мышления студентов в процессе обучения // Проблемы современной науки и образования. 2019. № 3 (136). С. 42-47.
  7. Ульянова Л.И. Активизация познавательной деятельности студентов // Образование и воспитание. 2018. № 5 (20). С. 62-64.
  8. Цуркан Н.В. Использование методов проблемного обучения для активизации познавательной деятельности студентов // Мир педагогики и психологии. 2019. № 4 (33). С. 49-56.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://isma.ivanovo.ru/
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru