Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Статья на тему организационно-педагогические условия использования театрализованной деятельности дошкольников в качестве средства предупреждения негативных проявлений в их поведении

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Аннотация. В статье определены и проанализированы организационно-педагогические условия использования театрализованной деятельности дошкольников в качестве средства предупреждения негативных проявлений в их поведении. Ключевые понятия: негативные проявления в поведении, отклонения в поведении, педагогическая профилактика, первичная, вторичная, третичная профилактика, профилактическая деятельность, театр, театрализованная деятельность, актёрский тренинг, средства образной выразительности, средства эмоциональной выразительности. Annotation. The article outlines and analyzes organizational and pedagogical conditions for using creative drama activities of preschool-age children as a means of negative behavior prevention. Key words: negative behavior, delinquent behavior, pedagogical prevention, initial, secondary and tertiary prevention, preventive measures, theater, creative drama activities, drama course, means of creative expression, means of emotional expressiveness. Актуальность. В условиях социально-экономического кризиса в России, объективно обусловило разрушение ценностных ориентиров и моральных норм, негативно повлияла на психологию людей, посеяла напряженность, жестокость, насилие в обществе, проблема предупреждения негативных проявлений в поведении детей приобретает особую остроту. Ее актуальность обосновывается выводами ученых (Т. Федорченко, В. Оржеховский, А. Потапова) о том, что негативные поведенческие проявления возникают преимущественно в старших дошкольников и у детей младшего школьного возраста как реакция на неблагоприятные условия ближайшего социального окружения (семьи, образовательного учреждения, сверстников) психологическую детерминации и имеют ситуативный характер. Само формирование негативных проявлений в поведении детей является начальным этапом в возникновении педагогической запущенности, трудновоспитуемости, других устойчивых девиаций в будущем [3]. Проблемой изучения отклонений в поведении детей, их предупреждение и преодоление занимались М. ​​Заостровцева, А. Змановская, И. Козубовский, В. Оржеховский, А. Пилипенко, Т. Федорченко, А. Потапова и др. исследователи. Известно, что важным этапом развития ребенка является дошкольный возраст. Именно в этот период дети усваивают общественные нормы и правила поведения, устанавливают отношения со взрослыми и сверстниками. Игра в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности, поэтому интересным в научном и прикладном аспектах является изучение образовательно-воспитательных возможностей театрализованной деятельности детей. Поскольку она имеет положительное влияние на развитие познавательной, эмоционально-чувственной сферы личности ребенка, можно утверждать, что средствами театра решаются важные воспитательные задачи: театр способствует воспитанию нравственных качеств ребенка, помогает поверить в свои возможности, учит быть организованным и внимательным, совершенствует психические процессы, дает возможность к самореализации и самовыражению. Театрализованная деятельность рассматривается учеными и практиками как средство, которое способствует развитию, воспитанию и обучению детей. Эту проблему освещают в своих трудах Л. Артемова, А. Богуш, Н. Водолага, Р. Жуковская, Л. Макаренко и др. Мы предполагаем, что театрализованную деятельность можно рассматривать как эффективное средство предупреждения и преодоления негативных проявлений в поведении детей. Поэтому научно-практический поиск аргументов для подтверждения выдвинутого предположения и обусловил написания данной статьи. Это потребовало решения следующих исследовательских задач: 1) проанализировать наиболее распространенные негативные проявления в поведении детей дошкольного возраста; 2) теоретически обосновать и практически проверить организационно-педагогические условия использования театрализованной деятельности как средства предупреждения негативных проявлений в поведении детей дошкольного возраста.

Изложение основного материала

Исследователи в области медицинской психологии определяют негативные проявления в поведении детей дошкольного возраста как социальное средство, психологическую защиту, которые демонстрирует ребенок в случаях аномалий в его психическом развитии. Психологической основой возникновения негативных поведенческих реакций у ребенка есть недовольство из-за каких-то чрезвычайно существенных для него потребностей социального характера: потребности в общении, одобрении, уважении, потребности в эмоциональном контакте – эмоциональному созвучии со значимым другим человеком (сверстником или близким взрослым). Блокировка необходимости может стать источником глубоких переживаний, которые в соответствии с их осознанием ребенком могут способствовать возникновению у него негативных тенденций в поведении. Как реакция на неуспех (в достижении желаемого) отрицательная реакция является компенсаторной, защитной. Она помогает ребенку выстоять в сложной для него жизненной ситуации: в одних случаях за счет внешнего обесценивания существенной для него потребности, в других – путем утверждение себя за счет намеренной недисциплинированности, шутовство, агрессивности и т.д. [6]. В. Верцинская, А. Кочетов, Т. Лембрик, В. Оржеховский, Т. Федорченко к наиболее распространенным негативным проявлениям в поведении детей дошкольного возраста относят: непослушание, капризы, упрямство, агрессивность, гиперактивность. На основе анализа психолого-педагогических исследований мы условно сгруппировали факторы негативных поведенческих проявлений в четыре группы: І группа: факторы, связанные с дефицитом внимания к ребенку со стороны родителей и других значимых взрослых. Они обусловливают преимущественно агрессивность, гиперактивность, капризы, нечестность. II группа: факторы, связанные с кризисами психовозрастного развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста — кризисами трех и семи лет. Факторы этой группы вызывают упрямство, непослушание, гиперактивность. III группы: факторы, связанные с неправильным воспитанием ребенка в семье. Они обуславливают возникновение у детей капризов, невоспитанности, эгоизма. IV группы: факторы, связанные с неблагоприятной адаптацией ребенка к образовательному учреждению: дошкольного образования. Они могут вызывать тревожность, страхи, застенчивость, упрямство. Термин «профилактика» применяется в медицинской отрасли, распространенный для использования в психолого-педагогической отрасли для определения процессов воспитания и перевоспитания детей с отклонением в поведении. В системе профилактической работы ранняя профилактика рассматривается учеными в широком и узком смысле. В широком смысле, профилактику определяют как систему коллективных и индивидуальных воспитательных воздействий, направленных на выработку иммунитета к негативным воздействиям окружающей среды. В узком смысле ранняя профилактика — это система специальных мер, направленных на преодоление незначительных отклонений в поведении личности дошкольников [5]. В. Оржеховский, Т. Федорченко выделяют следующие функции профилактики: — диагностическую (выявление причин и факторов отклонений в поведении); — реабилитирующую (направлена ​​на преодоление негативных проявлений в поведении, восстановление утраченных навыков конструктивного поведения); — координирующую (координация усилий всех заинтересованных воспитательных институтов в предупреждении и преодолении социального поведения); — прогностическую (предвидение возможных негативных явлений в поведении исследователей) [6]. В психолого-педагогической литературе представлены такие направления профилактики отклонений в поведении детей: а) профилактическая работа с семьями, которая предусматривает общую информационно-просветительскую работу, индивидуальное консультирование, работа с семьями «группы риска»; б) создание в образовательно-воспитательном заведении среды, которая препятствует отклонениям в поведении детей: внедрение соответствующих педагогических технологий, обеспечивающие формирование у детей ценностей здорового образа жизни, технологий ранней диагностики негативных проявлений в поведении; в) превентивное обучение и воспитание детей, осуществляется на основе сочетания достижений современной педагогики, практической психологии, медицинской профилактики и сочетает в себе просветительскую работу по формированию у дошкольников установок и навыков соответствующего поведения [7]. Психолого-педагогический анализ проблемы предупреждения отклонений в поведении детей предоставил возможность рассматривать превентивную деятельность на трех уровнях: первичной, вторичной, третичной профилактики. Целью первичной профилактики является целенаправленная деятельность учреждений дошкольного образования по воспитанию и развитию физической, психической, моральной и социально-здоровой личности. Вторичная профилактика позволяет как можно раньше выявить негативные изменения в поведении ребенка, дает возможность предупредить их дальнейшее развитие. Она базируется на результатах массовой диагностики различных аспектов жизнедеятельности детей. Третичная профилактика заключается в реконструкции социокультурного окружения для различных категорий детей и предусматривает меры педагогической коррекции, реабилитации устойчивых негативных проявлений в поведении детей дошкольного возраста [6]. Результаты системного анализа особенностей профилактики наиболее распространенных проявлений в поведении дошкольников представлены в табл. 1.
Негативные проявления Поведения Первичная профилактика Вторичная профилактика Третичная профилактика
Непослушание — проявляется как непокорность, нежелание подчиняться любому; постоянное возмущение на действия взрослых; негативная оценка других и пренебрежение к ним. Капризы – преходящие необоснованные желания, проявления неоправданного недовольства.           Упорство — сознательная попытка ребенка делать вразрез с целью достижения необоснованных желаний.             Агрессивность — реакция борьбы, что выражается в неудовлетворенности, протесте, злобе, насильственности. — Личный положительный пример взрослого; упражнения детей в положительных поступках; единственная линия воспитания; сочетание требовательности и уважения к ребенку. — создание для ребенка ситуаций успеха; закрепление положительных переживаний от выполненного дела; переключение внимания; укрепления здоровья, закалки.   — справедливая мотивированная педагогическая оценка действий ребенка; умение взрослого убеждать, идти на разумные компромиссы.         — проявление безусловной любви к ребенку; внимание к нему со стороны значимых взрослых и сверстников — Диагностика факторов, которые Обусловливают детерминацию негативных проявлений: неправильные типы воспитания в семье; недостаточность эмоционального контакта с ребенком; отрицательный статус в коллективе.   — посильные требования к ребенку, корректировки психоэмоциональных нагрузок; нарушение жизнедеятельности детей; неправильное воспитание. — самостоятельность ребенка недостаточность развития эмоционально-волевой сферы; физического переутомления, нервной перегрузки; гипер- и гипоопеки.       — недовольство базовых  потребностей ребенка в виду и любви; социально-психологического климата в семье; неправильных типов воспитание в семьи. Коррекция: — индивидуальная профилактическая работа; — групповые тренинги; — терапевтические мероприятия: сказкотерапия, арттерапия, игровая терапия.   Реабилитация: — четкая организация режима дня; Терапия: игровая терапия, сказкотерапия, арттерапия.       Реабилитация: переключение на другую деятельность, отвлечение от конфликтной ситуации, педагогическая пауза — удаленная во времени реакция на отрицательный поступок. Реабилитация: сочетание требований и уважения к ребенку. Терапия: двигательная активность, физические упражнения, трудотерапия, психотерапия, сказкотерапия
С целью определения роли театрализованной деятельности в предупреждении негативных проявлений в поведении детей дошкольного возраста мы проанализировали психолого-педагогические исследования Л. Артемовой, А. Аматьевой, А. Богуш, Н. Гавриш, Л. Макаренко и других исследователей на предмет определения сущности театрализованной деятельности, ее развивающе-воспитательных возможностей, особенностей применения ее в соответствии с возрастом детей. Поэтому на основе анализа научно-методической литературы нами выделены следующие образовательно-воспитательные возможности применения театрализованной деятельности: — творчески-игровая форма ознакомления с окружающим миром (сюжетно-ролевая игра); — активное умственное развитие детей; — влияние театрализованной деятельности на физическое развитие ребенка; — формирование нравственной направленности дошкольников; — развитие чувственной и эмоциональной сфер ребенка; — формирование социальных навыков поведения ребенка в дошкольном возрасте; — влияние на формирование психического состояния детей [1, 4]. Это позволило определить соответствующие превентивные возможности театрализованной деятельности в предупреждении негативных проявлений в поведении дошкольников, а именно: а) театрализованная деятельность является эффективным средством в реализации мероприятий первичной профилактики. Она предоставляет возможности комплексного целенаправленного воздействия педагога на сознание ребенка, его чувства, воли, воспитание психически и физически здорового ребенка, способствует развитию духовности и морали, предупреждает неблагоприятное влияние негативных явлений; б) в пределах задач вторичной профилактики, театрализованная деятельность дает возможность осуществлять диагностику условий и факторов, обусловливающих негативные проявления. Во время наблюдений за детскими театрализованными играми можно прогнозировать особенности воспитания детей в семье, отношения ребенка с другими взрослыми и сверстниками; наблюдать за негативными проявлениями в его поведении. Через игровой сюжет, роли, правила игры педагог имеет возможность влиять на эмоции, сознание и поведение, предупреждая дальнейшее развитие этих проявлений, корректируя поведение ребенка через театрализованную деятельность; в) широкие превентивные возможности имеет театрализованная деятельность в рамках мероприятий третичной профилактики, где осуществляется педагогическая коррекция поведенческих отклонений и психолого-педагогическая реабилитация лиц с негативными проявлениями в поведении средствами театрализованной деятельности, а именно: — в проигрывании детьми ролей отрицательных и положительных персонажей; — в разыгрывании различных жизненных и игровых ситуаций, ситуаций из сказок, литературных произведений; — в игровой терапии.

Выводы

На основе теоретического анализа психолого-педагогических исследований проблемы предупреждения отклонений в поведении дошкольников определены наиболее распространенные негативные проявления поведения и факторы их возникновения; обоснованно и проверены организационно-педагогические условия использования театрализованной деятельности как средства предупреждения негативных проявлений в поведении детей дошкольного возраста. Наиболее распространенными побочными эффектами поведения у детей дошкольного возраста являются: непослушание, капризы, упрямство, агрессивность, гиперактивность. Факторами их возникновения могут быть: неправильная направленность семейного воспитания; дефицит внимания; кризис психовозрастного развития; неблагоприятная адаптация к условиям ДОУ. Анализ исследований отечественных ученых о сущности и особенностях театрализованной деятельности дает основание утверждать о ее широких превентивных возможностях.  Выделенные условия могут выступать как эффективное средство предупреждения негативных поведенческих проявлений у детей.

Список использованных источников

  1. Артемова Л. Театр и игра / л Артемова. — М.: ООО «Томирис», 2002.
  2. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. — СПб. Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 512 с.
  3. Кочетов А. Работа с трудными детьми / А. Кочетов, Н. Верцинская. — М., 1986. -160 с.
  4. Макаренко Л. Все о театре и детской театрализованной деятельности / Л. Макаренко. — М.: Школьный мир, 2008.
  5. Оржеховская В. Превентивная педагогика: учеб. пособие. / В. Оржеховский, А. Пилипенко. — Черкассы: Изд. Чабаненко Ю., 2007. — 284 с.
  6. Оржеховская В. М. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних: учеб. пособие. / В. Оржеховская, Т. Е. Федорченко. — Черкассы: Изд. Чабаненко Ю., 2008. — 376 с.
  7. Menninger, W. Recreation and mental health / W. Menninger // Psychological Review. – 1948. – V. 42. – Р. 340–346.236 с

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
=HYPERLINK("http://ipiso.ru/")
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru