Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Статья на тему самооценка детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Аннотация: Автор статьи рассматривает подходы к определению термина «самооценка», анализирует её значение для формирования личности ребёнка в младшем школьном возрасте. Основное внимание направлено на рассмотрение особенностей самооценки младших школьников с ЗПР и способы её формирования. У школьников с задержанным психическим развитием (ЗПР) процесс формирования самооценки протекает более остро, и имеет специфические закономерности развития, обусловленные дизонтогенезом. Ключевые слова: самооценка, задержка психического развития, ЗПР церебрально-органического генеза, ЗПР конституционального характера, ЗПР соматогенного и психогенного генеза, самоконтроль, ситуация успеха. Самооценка представляет собой комплекс убеждений и чувств человека относительно самого к себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с окружающими. Эта значимая личностная инстанция, дающая возможность контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных рамок, управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами. По мнению Г.А. Цукерман, «самооценка – это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, его успехов и неудач» (Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности. / Г. А. Цукерман. — М.: ОИРО, 2010. – 432 с.) Так как человек является самооценивающимся существом, как отмечает А.Г. Спиркин, он постоянно характеризует и анализирует свои поступки и сравнивает их с поступками и действиями окружающих его людей [5]. Самооценка может касаться различных аспектов деятельности индивида, важных для него и значимых в его жизни. Так, например, для младших школьников самооценка зависит не только от успешной учёбы, но и от успехов в детском коллективе, поскольку в этом возрасте им присуще уже чувство собственного достоинства. Так Л.С. Выготский считает, что: «именно в младшем школьном возрасте начинает формироваться самооценка, когда ребёнок способен проявлять дифференцированное отношение к себе» [2, с. 205]. Младший школьный возраст является периодом физического и психофизиологического развития ребенка. Начало школьной жизни ведет к изменению социальной ситуации развития ребенка, который обретает важные социальные обязанности, становится публичным субъектом. В результате, учебная деятельность становится основной деятельностью этого периода развития ребенка. Под влиянием новых видов деятельности у младших школьников проходит становление более устойчивой структуры, в которой преобладающими становятся мотивы учебной деятельности. Они, в свою очередь, делятся на общие социальные мотивы (хорошо учиться, поступить в дальнейшем в колледж или ВУЗ и т. д.) и личные, отражающие стремление к собственному благополучию (одобрение взрослых, хороший рейтинг). Так успех в обучении определяет отношение школьника к себе, и самооценка формируется под влиянием учебной деятельности и во многом определяется успешностью в ней [4]. Как подчёркивает А.И. Липкина: «развитие самооценки влияет на процесс становления самоконтроля. Младшие школьники, например, могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе и есть основа самооценки младших школьников» [3, с.64]. Таким образом, можно утверждать, что самооценка носит общественный характер и находится в прямой зависимости от социальных условий, и становление самооценки у детей младшего школьного возраста достаточно важный и значимый процесс в развитии личности ребёнка. У школьников с задержанным психическим развитием (ЗПР) этот процесс проходит ещё более остро, поскольку подчинён специфическим закономерностям развития, обусловленным дизонтогенезом и нуждается в коррекционной поддержке специалиста. Задержка психического развития определяется нарушением нормального темпа психического развития, при котором психические процессы (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Такое отставание выражается в недостаточной сформированности внимания: его концентрации, распределении и произвольности; памяти: её объёме, воспроизведении информации; мышления: отсутствие скорости и устойчивости мыслительных операций; в отсутствии целостности восприятия картинки, что проявляется в нарушенной целенаправленности и поэтапности исследования предмета. У детей этой категории ярко выражена низкая активность речи, наличие сочетанных нарушений в виде дизартрии и общего недоразвития речи, как следствие речь отстает. Лексический запас младших школьников с ЗПР небольшой, при этом пассивный словарный запас преобладает над активным [1]. Перечисленные особенности в развитии младшего школьника с ЗПР оказывают влияние на формирование адекватной самооценки. Поскольку задержка психического развития классифицируется на отдельные группы, согласно исследованиям К. С. Лебединской, целесообразно рассмотреть особенности самооценки каждой из них. Так, эмоционально-волевая сфера ребенка при ЗПР конституционального характера находится на более раннем этапе физического и психического развития. Наблюдается преобладание игровой деятельности, представления поверхностны. В данном случае следует отметить, что сущность самооценки у младших школьников с ЗПР конституционального характера определяется психофизическим инфантилизмом, иначе говоря, соответствует более младшему возрасту. К этому можно дополнить, что критерии оценивания нестабильны, успешность или не успешность обучения не несут существенной нагрузки при самооценке детей данной категории [1]. При ЗПР соматогенного генеза причиной могут быть различные хронические заболевания, инфекции, неврозы, врожденные и приобретенные пороки развития соматической системы. Основные критерии, определяющие этот вид ЗПР является стойкое астеническое проявление, при котором снижается физический и психологический статус ребёнка. Для таких детей присущи боязнь, страх перед неизвестным, застенчивость и неуверенность в себе. Родители чрезмерно опекают детей, поэтому они испытывают дефицит общения с детьми своего возраста, вследствие чего, порог межличностного общения резко снижен [1]. Самооценка младших школьников соматогенного генеза определяется чувством соматической неполноценности, тревожностью, социальными фобиями, присущими детям данной категории. Следовательно, как правило, самооценка детей этой категории неадекватно занижена. Дети не берут на себя трудные задачи, ставят простые цели, воспринимают достижения сверстников с некоторым восторгом и уверены, что их собственные достижения намного ниже, их успехи не так весомы, как успехи их товарищей [1]. При ЗПР психогенного генеза основным ядром является неблагополучная семья или психические травмы. В этом случае, на психику ребенка оказывается отрицательное воздействие неблагоприятных социальных условий, что в дальнейшем может привести к серьезному нарушению нервно-психической деятельности ребенка и, как результат, к сдвигам вегетативной и психической функций [1].  Очевидно, здесь следует говорить об аномалии в развитии личности. Поэтому самооценка, являясь социальным приобретением и результатом воспитания при ЗПР психогенного генеза, отражает нарушенные представления ребенка о реальной жизни, изменённые «социальной матрицей», что, безусловно, искажает формирование оценочных эталонов и определение ребенком собственного места в окружающем мире. Дети с ЗПР церебрально-органического генеза. У детей этой категории нарушения эмоционально-волевой и познавательной сфер самые яркие и стойкие. У них отмечается наличие негрубой органической недостаточности нервной системы. Причинами возникновения этого вида ЗПР являются: токсикозы беременных, инфекционные заболевания, травмы, резус-конфликт и т. п. [1]. Дети с ЗПР церебрально-органического генеза характеризуются эмоционально-волевой незрелостью, вследствие чего на формирование самооценки оказывают влияние такие факторы, как личностная незрелость, интеллектуальная недостаточность, проявление церебральной астении и др. Мы можем предположить наличие у них как недоразвития самооценки, так и её искажения [1]. Таким образом, у большинства детей с ЗПР проблема самооценки является достаточно острой и злободневной: осознание себя как личности, собственных качеств, отношение окружающих к себе, как к личности. Самооценка для таких детей является способом определения успешности их интеграции в общество. Итак, у детей младшего школьного возраста с ЗПР могут иметь место все виды самооценки:
  • адекватная устойчивая самооценка, которая выражается в активности, бодрости, находчивости, общительности и чувстве юмора. Представители этой самооценки выбирают задания адекватные своим возможностям;
  • высокая адекватная самооценка. Дети при этом активны и максимально самостоятельны, с оптимистичным настроем, всегда правильно оценивают свои возможности и способности;
  • неадекватная заниженная самооценка проявляется в общении и характере детей. Такие дети, как правило, переоценивают возможности других;
  • неадекватная завышенная самооценка выражается в незнании своих возможностей, неумении самостоятельно решать проблемы и добиваться успешного результата. Однако, не решив поставленные задачи, эти дети не станут искать новых способов их решения.
Итак, теоретический анализ специальной научной литературы свидетельствует о том, что дети с ЗПР обнаруживают особенности самооценки, обусловленные спецификой психического развития, что развитие самооценки у детей с ЗПР происходит с задержкой и отклонениями. Существующая проблема требует организованного коррекционного подхода в её решении. Педагоги (психологи), работающие с детьми начального звена обучения призваны осуществлять такую работу. Прежде всего педагог (психолог) должен составить программу психолого-педагогической коррекции самооценки на основе результатов проведённой диагностики уровня самооценки детей. В рамках этой программы возможно применение различных способов и технологий, способствующих формированию адекватной самооценки младших школьников:
  • создание ситуации успеха путём осуществления дифференцированного и индивидуального подходов в обучении;
  • вовлечение в общественную жизнь класса и школы;
  • тренинги личностного роста;
  • исключение ситуации социальной изоляции детей с ЗПР путём совместной продуктивной деятельности;
  • поддержание самостоятельности путём воспитания воли;
  • сопоставление успехов детей с прежними достижениями, констатация правильности выполнения задания;
  • использование основ народной педагогики.
Таким образом, следует сказать, что формирование адекватной самооценки является важным направлением в работе педагога (психолога), важно своевременно и грамотно проводить эту работу с младшими школьниками с ЗПР, чтобы не допустить отклонений в развитии самооценки появления коммуникационных и личностных проблем у детей.

Список литературы

  1. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей / Т.А. Власова, К.С. Лебединская // Дефектология. — — № 6. — С. 8-17.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991. — 205 с.
  3. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М.: Знания, 1976. – 64 с.
  4. Сергеева Б. В. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте / Б. В. Сергеева, Т. К. Габелия. // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 9-12.
  5. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. / А. Г. Спиркин. — М.: Политиздат, 1972. — 303с.
  6. Цукерман Г.А., Венгер, А.Л. Развитие учебной самостоятельности. / Г. А. Цукерман. — М.: ОИРО, 2010. — 432 с.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
https://www.miocedu.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru