Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Теоретические основы психологической готовности к обучению к школе

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

1 2


Содержание

  ВВЕДЕНИЕ 4 Глава I. Теоретические основы психологической готовности детей 6-7 лет к обучению к школе 7 1.1. Особенности психического развития  ребенка, определяющие психологическую готовность к обучению в школе 7 1.2. Описание мотивационного компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 13 1.3. Критерии оценки развития мотивационного компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе 18 Выводы по первой главе 21 Глава II.  Диагностика и развитие мотивационного компонента  психологической готовности  детей 6-7 лет Государственного Бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №2116» «Зябликово» к обучению к школе 23 2.1 Характеристика выборки и методов исследования 23 Для оценки мотивационного компонента психологической готовности была использована Методика «Цветик-семицветик» (Приложение) 24 2.2 Проведение диагностики и анализ результатов обследования мотивационного компонента сформированности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста 25 2.3. Программа по развитию мотивационного компонента психологической готовности ребенка к обучению в школе 30 Выводы по второй главе 43 Заключение 44 Список литературы 46  

 ВВЕДЕНИЕ

  Проблема готовности и подготовки дошкольников к школе и к будущему школьному обучению не нова, она обычно находится в центре внимания исследователей с момента появления государственных школ. Однако ее решение постоянно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые, в свою очередь, отражают изменения в науке и общественном сознании. Позитивное отношение ребенка к учебе, особенности саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных учебных задач считаются наименее необходимыми для успешного овладения учебной работой. Развитие ребенка продолжается — непосредственно в учебной деятельности, в освоении учебных предметов, а также в игре. Как результат, одна из ведущих целей образовательной деятельности дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода — организация подготовительного процесса для обеспечения готовности ребенка к школе. Подготовка детей к школе — многогранная задача, охватывающая все сферы жизни ребенка. Одной из важнейших составляющих готовности к школе, как отмечают некоторые авторы (Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов, Т. В. Пуртова, Г. Б. Яскевич), В. Д. Шадриков, Н.В. Нижегородцева и другие, является социально-психологическая готовность, как достаточный уровень сформированности мотивации к дошкольному образованию, произвольности в общении со взрослыми, со сверстниками и коммуникативных навыков, основы внутренней позиции школьника. Этому элементу психологической готовности, как показывает анализ литературы и педагогической практики, уделяется наименьшее внимание в процессе подготовки детей к школе. В центре внимания находится обеспечение физиологической, психической, морально-волевой (личностной) готовности ребенка к школе. В этом случае наличие проблем у детей в процессе привыкания к условиям школьного образования и снижение вероятности, с точки зрения успешного освоения учебной программы. Вопрос о средствах формирования психологической готовности начал исследоваться только в последние годы, а потому, считается мало изученным в реальном времени. Выявленная актуальность рассматриваемого вопроса позволила отметить проблему исследования: особенности диагностики и развития мотивационного компонента  психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Цель: провести диагностику и развитие мотивационного компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Объектом исследования является мотивационный компонент психологической готовности детей 6-7 лет. Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития мотивационного компонента психологической готовности детей 6-7 лет. В соответствии с обозначенной целью исследования, были поставлены следующие задачи:
  1. Рассмотреть сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению, выделить и изучить основные компоненты готовности ребенка к школе.
  2. Определить место, роль и структуру психологической готовности ребенка к школе.
  3.  Выявить особенности возрастного становления детей 6-7 лет.
  4.  Осуществить подбор диагностического оборудования, позволяющего выявить формирование у ребенка мотивационного компонента психологической готовности к школе.
  5. Провести диагностику мотивации детей к обучению в школе.
  6. Подобрать методику развития мотивационного компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Гипотеза исследования: мотивационный компонент психологической готовности ребенка к школе является ведущим направлением подготовки дошкольника, осуществляемой на основании разработанной программы. Теоретико-методологическую базу исследования составляют: работы передовых исследователей, рассматривающих особенности формирования готовности к школе, среди которых можно выделить: Л. А. Венгера, А. В. Запорожца, Н .И. Гуткину, Г. Г. Кравцову, С. Л.Новоселова Н. В. Нижегородцеву, В. Д. Шадрикова и др. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, анкетирование родителей и воспитателей, диагностика детей, исследование, обработка и анализ результатов исследования, синтез. Практическая значимость работы определяется возможностью  использования материала для организации работы детского сада при подготовке старших дошкольников к школе. В работе  представлен диагностический материал, использование которого позволяет определить психологическую готовность ребенка, а также мотивационную сферу дошкольника. Базой исследования явилось Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №2116» «Зябликово». Работа состоит из введения, 2 глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы и приложений.  
  • Глава I. Теоретические основы психологической готовности детей 6-7 лет к обучению к школе

  • 1.1. Особенности психического развития  ребенка, определяющие психологическую готовность к обучению в школе

  А. С. Акопян констатировал, что проблема подготовки дошкольников к будущему школьному обучению находится в центре внимания педагогов и психологов с момента появления образовательных учреждений для детей младшего возраста. Однако взгляды на решение этой проблемы, позиции и мастерство ученых меняются с каждым днем в зависимости от свежих научных данных, тенденций и изменений в системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании [2,4]. В современной психологии и дошкольной педагогике существуют всевозможные трактовки определения мнения о готовности к школьному образованию. Так, Лидия Ильинична Божович заметила, по сути, что готовность к обучению в школе складывается из определенной ценности формирования умственной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции собственной познавательной деятельности и к социальной позиции ученика. Главный аспект готовности ребенка к школе. Особое новообразование — ”внутренняя позиция школьника“, включающая познавательную потребность и потребность в общении на новом уровне, указывается в работах Лидии Ильиничны Божович, резюмирует она, «что ребенок, став школьником, занимает новое пространство в обществе по сравнению с дошкольником. Ребенок наделен прямыми обязанностями, которые общество налагает на него, а за собственную воспитательную деятельность несет серьезный долг перед школой и родителями”. Переход от дошкольного образования к школе характеризуется изменением места ребенка в системе общественных отношений и всего его вида жизни. Для ученика обучение — это не просто деятельность по обучению и метод подготовки себя к будущему — оно понимается и переживается ребенком как его личный трудовой долг. Александр Владимирович Запорожец придерживается таких взглядов, заявив, собственно, что готовность ребенка к школе обеспечивает целостную систему взаимосвязанных свойств детской личности, включая особенности ее мотивации, важность развития познавательной, аналитической деятельности, степень сформированности устройств волевой регуляции действий [10]. Идеи этого сценария отражены в работах Нины Иосифовны Гуткиной, отмечена решающая роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. При этом особое внимание автор уделяет произвольности интереса, слабое формирование которого рассматривается как основная предпосылка трудностей, возникающих в процессе школьного образования [7]. Разработкой трудности подготовки детей к школе занимались Е. Е. Кравцова, Г. Е. Кравцов. Они считали, по сути, что подготовка готовности дошкольников к обучению в школе является групповой, многогранной задачей, охватывающей все сферы жизни ребенка [14]. В частности, Е. Е. Кравцова выделяет 4 ведущие руки на задание. К первому макету она относит направленность, связанную с формированием у детей дошкольного возраста конкретных навыков и умений, важных для обучения в школе. Второй сценарий заключается в том, что, не обращая внимания на конкретные запросы, предъявляемые к ребенку школой, изучаются новообразования и изменения в психике ребенка, которые имеются к концу дошкольного возраста. Суть третьего сценария заключается в исследовании генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования на специально организованных учебных занятий. А в рамках четвертого сценария изучаются характеристики готовности к школьному обучению, которые выступают как способность ребенка сознательно подчинять этому правилу свои действия, попеременно выполняя устные указания взрослого. В работах вышеуказанных исследователей выделен такой компонент готовности ребенка к школьному обучению, как социально-психологический. По мнению Валерии Сергеевны Мухиной, важным аспектом готовности к школе является достаточный уровень волевого становления ребенка. У разных детей этот уровень, как оказалось, может быть разным, но характерной чертой, отличающей семилетних детей, является подчиненность мотивов, которая дает ребенку возможность контролировать собственное поведение и которая ему необходима, чтобы он мог сразу включиться в совместную деятельность системы требований, предъявляемых школой и учителем [34]. По словам Василия Васильевича Давыдова, младший школьный возраст-это определенный этап в жизни ребенка. Особенностью позиции студента является, по сути, то, что его учеба считается обязательной, общественно значимой деятельностью. Для нее у него есть долг перед учителем, школой, семьей. Жизнь студента подчинена системе строгих правил, которые одинаковы для всех студентов. Ее основное содержание-усвоение знаний, кумулятивных для всех детей. [9]. По словам Татьяны Александровны Монастыревой, субъективная готовность к школе растет с неизбежностью 1 сентября пойти в среднюю школу. В случае здоровых, нормальных отношений, близких к школе, к обучению, ребенок охотно готовится к школе [13]. Готовность к школе в современных условиях рассматривается, прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Такое выравнивание обусловлено взглядом на проблему с точки зрения периодизации психологического становления ребенка и смены основных видов деятельности. При всех различиях в формулировках, создатели снижают осознание психолого-педагогической готовности к школьному обучению как комплекса специфических психологических свойств, так и системы специфических знаний и умений, что более актуально обещает переход к систематическому организованному школьному обучению. Различные авторы предлагают всевозможные виды готовности ребенка к школе, но пока нет единого мнения “готовность к школе”. В своей работе мы обсуждали типы готовности, описанные Л. В. Коломийченко, или Ворошниной. Психическая готовность-это способность ребенка вычленять задачи из Совместного контекста работы, обдумывать и обобщать способы их решения, осмысливать и контролировать; наличие у него представлений о мире людей, вещей, о природе. Психическая готовность ребенка к школе предполагает наличие у него мировоззрения, запаса определенных знаний. Ребенок должен обладать системным и рассеченным восприятием, отношением абстрактного дела к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и ведущими логическими операциями, смысловым запоминанием [18]. Эмоционально — волевая готовность-эмоционально-волевая готовность входит в структуру эмоционально-волевой готовности. Волевая готовность — это достаточно высокий уровень контроля над произвольно контролируемым поведением, произвольной регуляцией психологических процессов и действий; овладение такой структурой работы и поведения, в которой выясняются мотивы и цели, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психологическая энергия. Необходимым аспектом волевой готовности к школе является совокупность нравственно-волевых свойств: энергичность, дисциплинированность, ответственность и трудолюбие, целеустремленность, умение преодолевать проблемы. [11.] Эмоциональная готовность-это способность ребенка испытывать положительные впечатления, связанные с воспитательной работой, по сути, которая создает подходящий фон для обучения, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию. Формирование эмоциональной готовности к школе необходимо в связи с тем, что при возникновении всевозможных ситуаций в школьной жизни ребенок обязан регулировать собственные аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Социально-психологическая готовность-по определению Е. Е. Кравцовой и Е. В. Проскуры, готовность ребенка к школе в области общения или социально-психологическая готовность-это способность ребенка строить отношения со взрослыми и сверстниками. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность взять на студента, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также способность коммуникативной инициативы и самопрезентации. Общественная, или личностная, готовность к обучению в школе дает ребенку готовность к новым формам общения, новое отношение к окружающему миру и самому себе, обусловленное ситуацией школьного обучения. Родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально однозначный образ, то есть говорят о школе только в положительном или только плохом ключе. Родители считают, что таким образом они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебной деятельности, что будет способствовать успеху в школе. В реальности студент, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав, среди прочего, незначительные негативные впечатления (обиду, ревность, зависть, досаду), имеет возможность надолго потерять интерес к учебе. Ни положительный, ни однозначно плохой имидж школы не идет на пользу будущему студенту. Родителям следует сконцентрировать собственные усилия на более детальном ознакомлении ребенка со школьными требованиями, а главное — с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами [27]. Знание личностных особенностей учащихся может помочь педагогу верно реализовать основы системы развивающего обучения: быстрый темп прохождения материала, высокий уровень сложности, ведущая роль теоретических знаний, развитие всех детей. Не зная ребенка, учитель не сможет определить подход, заключающийся в соответствующем развитии каждого ученика и формировании его знаний, умений и навыков. Кроме того, определение готовности ребенка к школе позволяет предупредить некоторые проблемы в обучении, значительно сгладить процесс привыкания к школе. Общественная готовность включает в себя потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика и выполнять правила, установленные в коллективе. Общественная готовность состоит из навыков и умения общаться с одноклассниками и учителями. Важными показателями социальной готовности являются: — желание ребенка учиться, получать новые знания, мотивация к началу учебы работы; — умение понимать и выполнять распоряжения и задания, которые дают ребенку взрослые; — умение считаться с другими, уступать и подчиняться им при необходимости; — навык сотрудничества ; — стремление довести начатую работу до конца; умение адаптироваться и адаптироваться; — умение самостоятельно решать простейшие задачи, обслуживать себя; — элементы волевого поведения — поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия [50]. Все перечисленные свойства обеспечат ребенку безболезненную адаптацию к новой социальной среде и помогут создать благоприятные условия для его последующего обучения. Ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, в том числе если он умственно развит. Социальным навыкам, столь важным в школе, родители должны уделять особое внимание. У них есть все шансы воспитать ребенка в отношениях со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно и хотел ходить в школу. Таким образом, формирование готовности ребенка к школе является одной из задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Сегодня общепризнано, что готовность к школьному образованию-это многокомпонентное образование, развивающееся из определенного уровня развития умственной деятельности, познавательных интересов, готовности к общественной позиции учащегося, обладающего комплексом прав и обязанностей, и школьных ситуаций [14].  
  • 1.2. Описание мотивационного компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

    Говоря о готовности к обучению предполагают  наличие сформированности  различных психических процессов у дошкольников, при этом характеристики и качества психических процессов дошкольников должны способствовать успешной адаптации в обучению в школе.  Не смотря на тот факт, что подходы к процессу обучения и программы начальной школы могут отличаться в различных учебных заведениях, требования предъявляемые к личности ребенка  позволяют оценивать готовность ребенка к обучению. В данном контексте большое значение играет мотивация ребенка к обучению. Отношения детей к самому процессу обучения в школе, его желание и стремление  свидетельствует о форсированности  мотивационной сферы, а она, в свою очередь, является ведущим компонентом в оценке готовности ребенка  к школе.  Не секрет, в доставочной мере развитые познавательные процессы, не говорят в полном объеме о готовности к школе.  При  отсутствии желания учиться   но при наличие познавательной и коммуникативной готовности можно предположить о возможности развития мотивационного компонента в первые месяцы учебы. [16]. Говоря о обучении в школе можно выделить несколько  видов воздействия на мотивацию учебы. Наиболее эффективным  способом является  работа с помощью образовательной деятельности.  Психологические исследования проводимые П.Я.Гальпериным, П.Голу, Д.Б. Эльконином, В.В.Давыдов доказывают      что характер мотивации можно анализировать посредствам анализа типа учения.  Так, например, организация учебного процесса, где приходится решать детям  самостоятельно задачи для получения учебной информации. В данном случае как раз и формируется устойчивая мотивация к процессу обучения к возможности и желанию получать новые знания, в том числе самостоятельно. Знакомясь с научно-методической и психолого-педагогической литературой по вопросам мотивационного компонента готовности ребенка к школе  можно увидеть, что психологическое изучение мотивации и ее формирование – это взаимодополняющие процессы, которые направлены на развитие мотивационной сферы дошкольника и младшего школьника [46]. Выделяют различные  пути и методы формирования устойчивой мотивации дошкольников к обучению в школе.  К традиционным методам повышения и формирования мотивации дошкольников относятся   использование различных  источников информации, использование иллюстраций, проведение экскурсий, тематические и сюжетные игры и пр. В современных исследованиях и практических разработках большое внимание уделяется  инновационным технологиям позволяющим также формировать мотивационный компонент.  Новые информационные технологии  позволяют  активизировать процесс обучения, разнообразить  процесс обучения, и как следствие повысить мотивацию детей к обучению и учебной деятельности. В связи с этим  многие исследователи считают   что современные технологии   помогают решать проблему мотивации дошкольников, что является важным компонентом современного образования. Данные исследования говорят о том, что современные иллюстрационные и диалоговые возможности  в значительной степени влияют на мотивационную сферу дошкольников  [28]. Современные инновации в образовании позволяют разнообразить работу  с детьми,  активизировать деятельность, повысить творческий потенциал личности.  На занятиях с дошкольниками  целесообразно использовать различные  кроссворды, иллюстрации, рисунки,  занимательные задания, которые позволяют формировать интерес к учебной деятельности и делают ее интересной и привлекательной для детей. Для активизации детей и повышения мотивации можно использовать различные методы, которые качественно и содержательно отличаются  от ранее применяемых.  Так например ранее знакомясь с чем-то новым воспитатель мог использовать путешествие по страница книги, а теперь  можно изготавливать какой-либо конечный продукт: подарок, коллаж, совершить покупки и т.д. При этом выполнение одного задания помогает выполнять последующие, задания все отслеживаются и  дети могут самостоятельно оценивать свою деятельность  [14]. Формирование мотивационного компонента в дошкольный период является одним из основных направлений воспитания и развития детей.  Актуальность данного вопроса  обуславливается основными целями и содержанием образовательного процесса. Данное направление деятельности  способствует формирования познавательных процессов, формированию коммуникативных и социальных компетенций. Причины  обращения  к данному вопросу обуславливаются   рядом факторов: — неудовлетворенностью взаимодействия в процессе образовательной деятельности между участниками образовательного процесса; —  проявление пассивности  ряда детей в ходе различных образовательных мероприятий; —  совершенствование программ и методического обеспечения образовательного процесса; —  трудности при реализации творческого потенциала педагога, которые могут быть связаны с  недостаточным уровнем использования различных современных образовательных технологий  [11]. Н.В.Нижегородцев,  В.Д.Шадринов,  рассматривая готовность к обучению в школе выделяли  три аспекта: — физиологический, — личностный, — психологический. Требования, которые предъявляются к психике ребенка, определяют структуру психологической готовности к обучению. Готовность характеризуется умственной, личностной, анатомо-физиологической  показателями. Умственная готовность подразумевает определенную зрелость познавательных процессов, владение определенными знаниями и умениями, навыками обучения и сформированность общих интеллектуальных умений. Например, сформированность необходимого уровня памяти, характеризуется  способностью  к произвольному запоминанию, к отсроченному воспроизведению различной информации, к опосредованному запоминанию.   Речевая готовность характеризуется  возможностью воспринимать речь других людей, наличие определенного словесного запаса и грамотной речи, способности внятно воспринимать  и произносить речевые звуки  [5]. Речевая готовность предполагает наличие у ребенка кругозора и знаний в различных областях.   Ребенок должен  уметь воспринимать информацию, обобщать  информацию и производить логические операции.  При этом данный возрастной период характеризуется образным мышлением и опирается на  настоящие действия с предметами. Умственная деятельность не  говорить однозначно о сформированности умений в учебной деятельности, то есть это не значит что ребенок умеет определить задачу и самостоятельно  определить последовательность ее решения. Таким образом, умственная готовность ребенка к обучению в школе, это: — возможность к дифференцированному восприятию; — возможность к аналитическому мышлению; —  возможность к рациональному подходу восприятия действительности; — способность  к логическому запоминанию; —  проявление интереса к получению и оперированию знаниями; —  возможностью восприятия на слух разговорной речи и понимание ее применения; —  развитие зрительно-двигательных координаций  [47]. Личностная готовность  ребенка к школе предполагает   наличие зрелых мотивов  учебной работы, развитое познавательное отношение к внешнему миру, самосознание и коммуникативная зрелость в соответствии с возрастом.  Также отмечается волевая и нравственная готовность. Личностная готовность предполагает наличие  у ребенка  сформированной готовности к принятию новой социально-общественной позиции, которая характеризуется кругом прав и обязательств.  Личная готовность может характеризовать ребенка с позиции отношения ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителями и самому себе – как к ученику.  Личная готовность также характеризуется  конкретным уровнем развития мотивационной сферы. Ребенок считается готовым к обучению в школе, когда ребенок  интересуется не только наружной стороной обучения, а возможностью  получать новые знания, что характеризует различные познавательные процессы.  Будущий школьник должен уметь управлять своим поведением и познавательной деятельностью, а это в свою очередь может свидетельствовать о сформированности иерархических мотивов. Личностная готовность не значит развитие эмоциональной сферы ребенка и наличия эмоциональной  готовности ребенка. К началу обучения в школе у ребенка должна быть сформирована эмоциональная устойчивость, которая  способствует успешному протеканию учебной деятельности [12].  
  • 1.3. Критерии оценки развития мотивационного компонента психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

    Мотивы школьного обучения являются   некой стартовой основой для  обучения в школе.  Мотив, как определение, рассматривается как некое внутреннее побуждение к активности.  В качестве мотивов могут выступать различные потребности, интересы, убеждения и представления о правилах принятых в определённом обществе, социуме.  Любой поступок  основан на каком-либо мотиве, который в свою очередь побуждают человека к деятельности. Если деятельность ребенка, в том числе  обучение в школе, обусловлена указанием взрослых,  то можно говорить о наличие внешних мотивов поведения. В повседневной жизни  любые действия объясняются  не одним,  а несколькими мотивами, которые взаимосвязаны. Взаимосвязь различных мотивов может быть основана на принципе доминирования или взаимодополнения.  Иногда может проявляться борьба мотивов, которая характеризуется  одновременно действием нескольких мотивов. Борьба мотивов может сопровождаться  различными переживаниями и заканчивается победой одного из мотивов. В контексте  подготовки ребенка к школьному обучению задача взрослого – усилить действие нужного  мотива и ослабление конкурирующего.  Для  регулирования поведения и действий ребенка – важно понимать доминирующие мотивы и поддерживать те,  которые могут обеспечивать высокий уровень эффективности учебной деятельности. Старший дошкольный  возраст характеризуется относительной устойчивостью.  Доминирующее положение занимают познавательные интересы и социальные потребности ребенка. Конец дошкольного возраста характеризуется  тем, что игровая деятельность  исчерпывается в игровых потребностях но игровые мотивы продолжают играть  важную роль. При этом они перестают занимать ведущую роль и место в мотивационной  сфере дошкольников. Анализирую мотивы в структуре начального этапа готовности к школе, отмечают  факторы внешнего и внутреннего характера. Эти факторы  определяют особенности деятельности ребенка, которая обеспечивает усвоение новых знаний. Сам  же учебный мотив  может формироваться в процессе школьного обучения  при этом в мотивационной структуре дошкольника  как правило отсутствует [28]. Ряд исследователей отмечают, что познавательная деятельность дошкольников может характеризоваться  целой системой разнообразных мотивов.   У дошкольников могут проявляться разные мотивы и при этом их сила также может быть различной.  Для одного ребенка ведущим мотивом является  стремление занять место отличника в классе; для другого – получение новых знаний; для третьего – похвала и поддержка взрослых и т.д. [13]. Принято выделять шесть мотивов, которые определяют  отношение будущих первоклассников к учению: — социальные мотивы,  которые основываются на понимании общественной значимости процесса обучения и получения знаний; —  учебно-познавательные мотивы, которые  проявляются в интересах к новым знаниям и желании получить знания; —  оценочные мотивы,  проявляющиеся в стремлении получать положительные оценки со стороны взрослых; —   позиционные мотивы, которые связаны с интересом к позиции в коллективе и школьной жизни в целом; — внешние по отношению к учебе и школе, связаны с общественными представлениями и порядками; — игровые мотивы, когда ребенок в учебную деятельность переносит игру [41]. Оценочные и позиционные мотивы  являются социальными и входят в широкую группу социальных мотивов.  Внешний и игровой мотивы  не имеют прямого отношения к учебной деятельности, но могут оказывать на поведение и поступки  младших школьников  [34]. Каждый из мотивов которые перечислены выше  присутствуют в мотивационной структуре ребенка 6 – 7 лет, каждый из них влияет на характер учебной деятельности ребенка.  Для каждого ребенка выраженность того или иного мотива может быть индивидуальна и различна. Школьная успеваемость ребенка во многом зависят от учебно-познавательных и социальных мотивов и сочетание с оценочными мотивами. Преобладание у ребенка игрового мотива в учебной деятельности отрицательно сказывается на успешность самой учебной деятельности. При этом влияние внешних мотивов незначительно в учебной деятельности  [26]. Таким образом подводя итог теоретического изучения вопроса можно отметить что  мотивация к обучению в школе  — один из показателей психологической готовности ребенка к школе.  Поэтому  можно сделать вывод о том, что развитие мотивационной сферы детей и их отношение к школьному обучению  приобретает особое значение для успешного обучения и формирования универсальных учебных действий.    
  • Выводы по первой главе

    Не смотря на значение каждого критерия в психологической готовности ребенка к школе  все они имеют значение и подлежат оценке в совокупности. Проявление мотивационных компонентов различно у школьников и может выражаться в различной степени.  Мотивационный компонент тесно связан с собственными возможностями и способностями ребенка. А.С.Выготский  отмечал  что с переходом в новый  возрастной этап    происходит изменение в отношение к самому себе.  Самооценка постепенно становится более объективной и появляется тенденция  к обоснованию собственного поведения. Все это является очень важным  для дальнейшего формирования умения оценивать свою деятельность.   Неадекватность самооценки ведут у нарушению или затруднению адаптации ребенка в школе. Сложно сказать какие мотивы являются основными, а какие второстепенными. Да и уровень их форсированности их может быть различен у разных детей. Но недостаточное развитие хотя бы одного из них может вести к возникновению трудностей в процессе обучения.  В связи с этим важно оценивать  степень готовности ребенка к школе  не только с позиции имеющихся знаний, но и с позиции форсированности мотивационных компонентов. Все это позволяет говорить об успешной адаптации и понимании ребенком зачем и как ему нужно учиться.

1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://ngieu.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru