Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Модуль 1. «Теоретическая экология»
Тема: Экология как наука.
1. Экология – это наука, изучающая:
A. общенаучные методы познания действительности;
B. взаимодействия живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой;
C. реакции компонентов окружающей среды на антропогенные воздействия;
D. взаимодействия организмов и их сообществ только между собой.
2. Термин «экология» был введен в научный обиход в 1866 г.:
A. Н.А. Северцевым;
B. В.В. Докучаевым;
C. Э. Геккелем;
D. Ю. Либихом
3. Предметом экологии является:
A. совокупность связей между организмами и средой;
B. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания;
C. совокупность уровней организации жизни;
D. комплекс факторов среды.
4. Аутэкология изучает:
A. взаимодействие отдельного организма (особи, вида) с окружающей его средой;
B. структуру и динамику популяций;
C. взаимодействие сообществ и их функционирование;
D. структуру сообществ и их взаимодействие с окружающей средой.
5. С точки зрения фактора времени экология дифференцируется на:
A. историческую и онтогенетическую;
B. историческую и эволюционную;
C. эволюционную и пространственную;
D. онтогенетическую и филогенетическую.
6. Демэкология изучает:
A. связи отдельных организмов с окружающей средой;
B. взаимодействие человека с окружающей средой;
C. структуру и динамику популяций отдельных видов;
D. взаимоотношение популяций, сообществ и экосистем со средой.
81
7. С научно-практической точки зрения экологию делят на:
A. теоретическую и прикладную;
B. прогностическую и прикладную;
C. теоретическую и аналитическую;
D. стратегическую и аналитическую.
8. Наука о взаимодействии с окружающей средой биосферы называется:
A. урбоэкологией;
B. общей экологией;
C. глобальной экологией;
D. социальной экологией.
9. Ученый, создавший фундаментальное учение о биосфере:
A. Э. Геккель;
B. К. Раункер;
C. В.Н. Сукачев;
D. В.И. Вернадский.
10. Промышленная экология – это прикладная научная дисциплина, которая изучает:
A. функционирование искусственных экосистем;
B. влияние различных отраслей производства на здоровье человека;
C. способы утилизации промышленных отходов;
D. взаимоотношения природных экосистем и объектов промышленного про-изводства.
11. Абиотические факторы – это :
A. факторы, возникающие при взаимодействии организмов друг с другом;
B. факторы окружающей среды (неживой природы);
C. влияние человека на окружающую среду;
D. влияние человека на формирование биотических связей.
12. Популяция – это: A. совокупность особей одного вида, занимающих определенный ареал, свободно скрещивающихся друг с другом, имеющих общее происхожде-ние, генетическую основу и в той или иной степени изолированных от других популяций данного вида; B. совокупность совместно обитающих популяций разных видов микроор-ганизмов, растений, животных; C. система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной тер-ритории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энер-гии; D. относительно однородный по абиотическим факторам среды участок геопространства (суши или водоёма), занятый определённым биоценозом.
82
13. Впервые термин «биоценоз» применил:
A. В.И. Вернадский;
B. Мёбиус;
C. Ю. Одум;
D. В.Н. Сукачев.
14. Биотоп – это: A. совокупность совместно обитающих популяций разных видов микроор-ганизмов, растений, животных; B. относительно однородный по абиотическим факторам среды участок геопространства (суши или водоёма), занятый определённым биоцено-зом; C. система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной тер-ритории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энер-гии;
D. область распространения таксона, например вида.
15. Трофические взаимоотношения – это связи:
A. половые;
B. пищевые;
C. возрастные;
D. структурные.
16. Автотрофные организмы для своего существования используют:
A. органические вещества;
B. неорганические вещества;
C. только циклические соединения;
D. мертвую органику.
17. Укажите правильную последовательность звеньев трофической цепи:
A. редуценты → консументы → продуценты;
B. продуценты → редуценты → консументы;
C. продуценты → консументы → редуценты;
D. консументы → продуценты → редуценты.
18. Редуценты завершают биохимический круговорот:
A. разлагая неорганические вещества;
B. разлагая органические вещества до неорганических;
C. продуцируя органические вещества;
D. продуцируя и органические и неорганические соединения.
19. Анаэробные организмы – это организмы, живущие в среде:
A. кислой;
B. бескислородной;
C. содержащей кислород;
D. щелочной.
83
20. Гомеостаз – это:
A. постоянство проявления внешних факторов;
B. постоянство внутренней среды;
C. хаотичное взаимодействие организма со средой;
D. нарушение работы организма.
21. Онтогенез – это:
A. историческое развитие вида;
B. индивидуальное развитие организма;
C. эволюционное развитие популяций;
D. спонтанная мутация.
Тема: Экосистемный подход в экологии.
1. Под системным подходом в широком смысле понимают метод исследова-ния окружающего мира, при котором интересующие человека предметы и явления рассматриваются как:
A. целостное образование;
B. части определенного целостного образования;
C. совокупность целостных образований;
D. все перечисленное.
2. Крупные части систем, обладающие значительной самостоятельностью – это:
A. отделы;
B. подотделы;
C. подсистемы;
D. классы.
3. По типу взаимодействия с окружающей средой все системы делятся на:
A. функционирующие и нефункционирующие;
B. открытые и закрытые;
C. дискретные и централизованные;
D. материальные и идеальные.
4. Примером идеальной системы может служить:
A. сельское хозяйство;
B. химические системы;
C. наука;
D. геологические системы.
5. Открытые системы обмениваются:
A. преимущественно информацией;
B. веществом, энергией, информацией;
C. только энергией;
D. веществом и энергией.
84
6. В экологии наиболее применяемы модели:
A. концептуальные и физические;
B. детерминистские, стохастические, динамические;
C. абстрактные, стохастические, концептуальные;
D. детерминистские, динамические, физические.
7. Убеждение в том, что и Вселенная в целом, и отдельные ее элементы не могут существовать, не развиваясь – это глобальный:
A. экологический кризис;
B. эволюционизм;
C. прогресс;
D. регресс.
8. Междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерно-сти явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на ос-нове присущих им принципов самоорганизации:
A. бифуркация;
B. синергетика;
C. глобализация;
D. диссипатия.
9. Основное и критическое значение параметров системы, при которых воз-можен неоднозначный переход в новое состояние, называют:
A. точкой минимума;
B. точкой максимума;
C. точкой пессимума;
D. точкой бифуркации.
10. Мера хаотичности – это:
A. энтропия;
B. синергетика;
C. бифуркация;
D. скачок.
11. Отрицательная величина энтропии – это:
A. диэнтропия;
B. анэнтропия;
C. негэнтропия;
D. синэнтропия.
12. Открытая система, которая оперирует вдали от термодинамического равно-весия – это система:
A. обратной связи;
B. диссипативная;
C. активная;
D. самоорганизующаяся.
13. Что представляет собой Коллапс:
A. вилообразное раздвоение, разветвление;
B. угрожающее жизни состояние;
C. это наука, занимающаяся изучением взаимопревращения различных ви-дов энергии;
D. пример, образец.
14. Что представляет собой бифуркация:
85
A. вилообразное раздвоение, разветвление;
B. угрожающее жизни состояние;
C. это наука, занимающаяся изучением взаимопревращения различных ви-дов энергии;
D. пример, образец.
15. Что представляет собой классическая термодинамика:
A. вилообразное раздвоение, разветвление;
B. угрожающее жизни состояние;
C. это наука, занимающаяся изучением взаимопревращения различных ви-дов энергии;
D. пример, образец.
16. Что представляет собой парадигма:
A. вилообразное раздвоение, разветвление;
B. угрожающее жизни состояние;
C. это наука, занимающаяся изучением взаимопревращения различных ви-дов энергии;
D. пример, образец.
17. Все сложные природные системы, описываются лишь с помощью:
A. нелинейных систем;
B. линейных систем;
C. разветвленных систем;
D. вообще не систем.
18. Все живые системы являются:
A. изолированными;
B. закрытыми;
C. открытыми;
D. адиабатические.
19. Какой ученый выдвинул идею создания синергетики:
A. Г. Хакен;
B. Винер;
C. Вольтерра;
D. Берг.
20. Что представляет собой точка бифуркации: A. критическое состояние системы, при котором система становится не-устойчивой; B. состояние системы, при котором она становится устойчивой; C. это точка соответствует оптимальному значению фактора среды; D. это точка после которой прекращается жизнедеятельность организма.
21. Что такое синергетика: A. наука об общих закономерностях процессов управления и передачи ин-формации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество;
86
B. междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерно-сти явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физиче-ских, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации; C. мера беспорядка системы, состоящей из многих элементов; D. сложная динамическая система, способная при изменении внешних или внутренних условий ее функционирования и развития сохранять или со-вершенствовать свою организацию с учетом прошлого опыта.
22. Самоорганизация: A. наука об общих закономерностях процессов управления и передачи ин-формации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество; B. междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерно-сти явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физиче-ских, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации; C. мера беспорядка системы, состоящей из многих элементов; D. сложная динамическая система, способная при изменении внешних или внутренних условий ее функционирования и развития сохранять или со-вершенствовать свою организацию с учетом прошлого опыта.
23. Энтропия это: A. наука об общих закономерностях процессов управления и передачи ин-формации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество; B. междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерно-сти явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физиче-ских, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации; C. мера беспорядка системы, состоящей из многих элементов; D. сложная динамическая система, способная при изменении внешних или внутренних условий ее функционирования и развития сохранять или со-вершенствовать свою организацию с учетом прошлого опыта.
24. Диссипация это: A. устойчивое состояние открытой динамической системы, возникающее в неравновесной среде при условии рассеивания энергии, которая поступа-ет извне;
B. относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма;
C. реакция системы на внешнее воздействие; D. мера беспорядка системы, состоящей из многих элементов.
25. Механизм управления в саморегулирующих системах это:
87
A. особый блок, в котором информация оценивается, затем вырабатывается программа ответного действия;
B. особый блок, по которому часть информации поступает на вход системы и снова попадает в механизм оценки и переработки информации;
C. это относительное динамическое постоянство состава и свойств внутрен-ней среды и устойчивость основных физиологических функций организ-ма;
D. это реакция системы на внешнее воздействие.
26. Канал обратной связи это:
A. особый блок, в котором информация оценивается, затем вырабатывается программа ответного действия;
B. особый блок , по которому часть информации поступает на вход системы и снова попадает в механизм оценки и переработки информации;
C. это относительное динамическое постоянство состава и свойств внутрен-ней среды и устойчивость основных физиологических функций организ-ма;
D. это реакция системы на внешнее воздействие.
Тема: Биосфера.
1. Биосфера – это:
A. водная оболочка Земли; B. оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; C. внешняя сфера «твёрдой» Земли, включающая земную кору и верх-ний слой мантии; D. сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой ра-зумная человеческая деятельность становится определяющим факто-ром развития.
2. Впервые термин «биосфера» был введен в науку в 1875 году:
A. В.И. Вернадским;
B. Э. Геккелем;
C. Э. Зюссом;
D. А. Тенсли.
3. Основоположником учения о биосфере является:
A. В.И. Вернадский;
B. Э. Геккель;
C. Э. Зюсс;
D. А. Тенсли.
4. Планета Земля имеет неоднородное строение и состоит из:
A. геозон;
B. геофаз;
C. геосфер;
D. геолокаций
88
5. Земная кора – это :
A. нижняя жидкая оболочка Земли;
B. нижняя твердая оболочка Земли;
C. верхняя твердая оболочка Земли;
D. верхняя часть ядра.
6. К осадочным породам относят:
A. граниты;
B. базальты;
C. пески;
D. гнейсы.
7. К поверхностной гидросфере не относят:
A. снежные покровы;
B. болота;
C. воды верхней части земной коры;
D. воды океанов.
8. Процентное содержание кислорода в атмосфере (по объему):
A. 36 %;
B. 21%;
C. 78%;
D. 0,003%.
9. Биосфера, являясь глобальной экосистемой, состоит из частей:
A. абиотической и антропогенной;
B. биотической и антропогенной;
C. биотической и абиотической;
D. анаэробной и биотической.
10. Под биокосным веществом В.И. Вернадский понимал:
A. совокупность живых организмов планеты;
B. почву;
C. фитомассу Земли;
D. горные породы.
11. Под типом почв понимается большая группа почв, которая:
A. формируется в однородных условиях;
B. формируется в неоднородных условиях;
C. характеризуется хаотичными картинами почвенного профиля;
D. характеризуется не направленностью почвообразования.
12. Большой круговорот веществ в природе – это круговорот:
A. биогеохимический;
B. химический;
C. геологический;
D. физический.
89
13. Малый круговорот веществ в биосфере, в отличии от большого, соверша-ется в пределах:
A. атмосферы;
B. гидросферы;
C. биосферы;
D. литосферы.
14. Главным источником энергии малого круговорота является:
A. химическое окисление веществ;
B. солнечная радиация;
C. распад радиоактивных элементов;
D. ветровая энергия.
15. Перенос вещества и энергии осуществляется преимущественно посред-ством трофических цепей – это круговорот:
A. химический;
B. физический;
C. геологический;
D. биологический.
16. Круговорот отдельных веществ В.И. Вернадский назвал:
A. биологическим циклом;
B. биогеохимическим циклом;
C. физическим циклом;
D. геологическим циклом.
17. Биофильные элементы — это элементы: A. поглощаемые из геохимической среды (почвы, воды) организмами и используемые в процессах жизнедеятельности; B. поглощаемые геохимической средой; C. оказывающие в той или иной форме отрицательное влияние на биосфе-ру; D. химические элементы, непременно входящие в состав живых организ-мов.
18. К биохимической функции живого вещества в биосфере В.И. Вернадский относит:
A. накопление химических элементов в телах организмов;
B. биогенное происхождение газов;
C. размножение, рост и перемещение в пространстве живого вещества;
D. возрастание в земной коре веществ, используемых в промышленности.
19. В биогеохимических круговоротах выделяют:
A. 1 часть;
B. 2 части;
C. 3 части;
D. 4части.
20. Основная планетарная функция живого вещества на Земле – это:
A. перенос биогенных элементов;
90
B. разложение органических веществ;
C. связывание и запасание солнечной энергии;
D. круговорот воды в биосфере.
Тема: Ресурсы биосферы.
1. Ресурс – это: A. количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований полу-чить желаемый результат; B. совокупность свойств окружающей нас природы, которые так или иначе существенно влияют на жизнь человека; C. обобщённое понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности; D. природное тело с определённым химическим составом и упорядоченной атомной структурой.
2. Выделяют потребности человека:
A. только материально-физические;
B. только духовно-экономические;
C. только физические;
D. материальные и духовные.
3. Духовные потребности человека удовлетворяют природные ресурсы:
A. минеральные;
B. лесные;
C. рекреационные;
D. водные.
4. Природные объекты и явления – это:
A. природные тела с определенным химическим составом;
B. тела и силы природы, используемые человеком как ресурсы;
C. природные условия в конкретном месте;
D. условия окружающей природной среды.
5. Сколько процентов от ресурсов природной экосистемы человек должен потреблять, не нарушая ее равновесие :
A. 0,1;
B. 1;
C. 10;
D. 100.
6. Ресурсная экологическая функция литосферы определяется:
A. количеством извлеченных полезных ископаемых;
B. потенциальной величиной запасов минералов;
C. фактической величиной железных руд;
D. количеством накопленных в литосфере природных ресурсов.
7. Среди ресурсов по источнику происхождения не выделяют:
91
A. биологические;
B. экономические;
C. минеральные;
D. энергетические.
8. Все пригодные для употребления вещественные составляющие литосфе-ры, используемые в хозяйстве как сырье или источник энергии, это:
A. экономические ресурсы;
B. минеральные ресурсы;
C. материальные составляющие производства;
D. рекреационные ресурсы.
9. Мировой земельный фонд составляет:
A. 17 млн га;
B. 13,4 млн га;
C. 17 млрд га;
D. 13,4 млрд га.
10. К энергетическим ресурсам не относят:
A. энергию Солнца;
B. термальные источники;
C. генетические ресурсы ;
D. энергию космоса.
11. К топливно-энергетическим минеральным ресурсам не относят:
A. газ;
B. титан;
C. нефть;
D. уран.
12. Истощение природных ресурсов с экологических позиций – это:
A. несоответствие между безопасными нормами изъятия природного ресур-са из природных систем и недр, и потребностями человека;
B. несоответствие между опасными нормами изъятия природного ресурса из природных систем и потребностями человека;
C. разница между изъятием природных ресурсов и их возобновлением;
D. показатель возобновления природных ресурсов в недрах.
13. К неисчерпаемым природным ресурсам относят:
A. мировой земельный фонд;
B. топливно-энергетические ресурсы;
C. солнечную энергию;
D. поголовье диких животных.
14. К не возобновляемым исчерпаемым ресурсам относят:
A. топливо и железная руда;
B. плодородие почвы;
C. солнечная энергия;
D. чистый воздух.
15. Одним из важнейших лимитирующих факторов выживания человека как биологического вида является:
92
A. неограниченность природных ресурсов;
B. неисчерпаемость минеральных ресурсов;
C. исчерпаемость природных ресурсов;
D. исчерпаемость и возобновление природных ресурсов.
16. Ресурсообеспеченность – это:
A. произведение величины природных ресурсов и размеров их добычи;
B. отношение добычи минеральных ресурсов к количеству вырабатываемой ими энергии;
C. соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их ис-пользования;
D. объем добычи полезных ископаемых.
17. Понятие «ресурсообеспеченность» является:
A. биологическим;
B. экономическим;
C. биолого-геологическим;
D. социально-экономическим.
18. Ресурсообеспеченность природными ресурсами выражается в:
A. т/га;
B. годах;
C. м3 ;
D. эпохах.
19. Ресурсообеспеченность природными ресурсами выражается как:
A. запас ресурса на душу населения;
B. потребление ресурса в сутки;
C. расход природного ресурса городом или населенным пунктом;
D. запас природного ресурса на га площади.
20. При замене человеком дефицитных ресурсов на более распространённые качество получаемой продукции чаще всего:
A. остается неизменным;
B. увеличивается;
C. снижается;
D. колеблется.
Тема: Агроэкосистемы.
1. Растениеводство и животноводство зародилось:
A. 2 тыс. лет назад;
B. 5 тыс. лет назад;
C. 10 тыс. лет назад;
D. 20 тыс. лет назад.
93
2. Изменение природной среды под влиянием деятельности человека, отра-жающееся на функционировании экосистемы, связано с фактором:
A. биотическим;
B. абиотическим;
C. антропогенным;
D. ограничивающим.
3. К антропогенным факторам относятся:
A. влажность почвы;
B. промышленные загрязнения;
C. сезонные колебания температуры;
D. интенсивное ультрафиолетовое излучение.
4. Классификацию экосистем, приняв энергию за основу, предложил:
A. В.И. Вернадский;
B. Э. Геккель;
C. Ю. Одум;
D. В.В. Докучаев.
5. К природным, движимым Солнцем, несубсидируемым экосистемам отно-сят:
A. дождевые леса;
B. речные экосистемы;
C. эустарии;
D. океаны.
6. Агроценоз – искусственное сообщество, в котором:
A. круговорот веществ замкнутый;
B. встречается большое разнообразие видов;
C. все организмы приспособлены к совместному обитанию;
D. человек регулирует численность видов.
7. В агроэкосистеах к природному процессу относится:
A. подготовка почвы к посеву;
B. энергетические затраты человека;
C. саморазвитие культурных растений в период вегетации;
D. сев и уборка урожая.
8. Природная экосистема :
A. потребляет энергию ископаемого и ядерного топлива;
B. требует больших затрат для постоянного поддержания и восстановления;
C. получает, преобразует, накапливает солнечную энергию;
D. истощает или представляет угрозу для плодородных почв.
9. Природная экосистема:
A. продуцирует кислород и потребляет диоксид углерода;
B. потребляет кислород и продуцирует диоксид углерода;
C. продуцирует диоксид углерода при сгорании ископаемого топлива;
D. потребляет энергию ископаемого и ядерного топлива.
94
10. Антропогенная экосистема:
A. формирует плодородную почву;
B. расходует много воды, загрязняет ее;
C. накапливает, очищает и постепенно расходует воду;
D. обладает способностью самовосстановления.
11. Антропогенная экосистема:
A. разрушает местообитания многих видов дикой природы;
B. создает местообитания различных видов дикой природы;
C. формирует плодородную почву;
D. накапливает и очищает воду.
12. Между какими организмами в агроценозе происходит жесткая конкурен-ция за свет, воду и минеральные вещества:
A. культурными растениями и насекомыми;
B. культурными и сорными растениями;
C. сорными растениями и человеком;
D. культурными растениями и обитателями почвы. 13. Продуктивность агроценозов в наибольшей степени зависит от:
A. круговорота веществ;
B. антропогенного фактора;
C. пищевых связей;
D. саморегуляции.
14. В искусственно созданных агроэкосистемах:
A. резко увеличено разнообразие видов;
B. резко снижено разнообразие видов;
C. большое число трофических связей;
D. первичная продукция используется животными.
15. Виды растений и животных, культивируемых человеком, «эволюциони-руют» за счет:
A. межвидовой конкуренции;
B. естественного отбора;
C. внутривидовой конкуренции;
D. искусственного отбора.
16. Экосистемы полей, садов, пастбищ, огородов и других агроценозов:
A. способны к самовосстановлению;
B. не могут существовать без поддержки человека;
C. способны к самосохранению;
D. могут существовать без поддержки человека.
17. В агроценозах значительно чаще происходит чрезмерное увеличение от-дельных видов, названное Ч. Элтоном:
95
A. антропогенным воздействием;
B. экологическим кризисом;
C. экологическим взрывом;
D. антропогенным фактором.
18. В агроэкосистемах живое вещество:
A. расходуется постоянно;
B. некоторое время накапливается, не расходуясь;
C. долгое время не накапливается;
D. потребляется почти одновременно с производством.
19. Природные экосистемы — это:
A. упрощенные системы с господством популяций одного вида;
B. вторичные устойчивые единицы биосферы;
C. первичные естественные элементарные единицы биосферы, сформиро-вавшиеся в ходе эволюции;
D. вторичные искусственные единицы биосферы.
20. Вещества, используемые в сельском хозяйстве для уничтожения насеко-мых-вредителей, называются:
A. гербицидами;
B. фитонцидами;
C. фунгицидами;
D. инсектицидами.
Тема: Экология человека.
1. Человек – это существо:
A. биологическое;
B. экологическое;
C. социальное;
D. биосоциальное.
2. Социальная адаптация человека – это: A. процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды;
B. процесс пассивного приспособления индивида к внешним условиям;
C. активное приспособление общества взаимодействовать с другим подоб-ным обществом;
D. взаимодействие между индивидами.
3. Приспособление строения и функций организма к условиям существова-ния называется:
A. наследственность;
B. изменчивость;
C. адаптация;
D. атавизм.
96
4. Общие законы взаимоотношения человека (или группы людей) и биосфе-ры, влияние на человека (или группы людей) природной и социальной сред изучает наука:
A. этология человека;
B. экология человека;
C. анатомия;
D. социология.
5. Человеческие общности могут существовать и развиваться только благо-даря: A. совместной деятельности людей; B. хорошим орудиям производства; C. строительству городов; D. занятию сельским хозяйством.
6. Интеллект человека – это:
A. главное сходство с млекопитающими;
B. отличительная черта от остальных животных;
C. в наивысшей степени развитое качество вида;
D. все перечисленное.
7. Человек стал строить свою собственную экологическую систему пример-но:
A. 5 тыс. лет назад;
B. 10 тыс. лет назад;
C. 15 тыс. лет назад;
D. 17 тыс. лет назад.
8. Интеллект позволил человеку найти «противоядие» против одного из важнейших факторов:
A. избытка минеральных ресурсов;
B. нехватки минеральных ресурсов;
C. избытка пищевых ресурсов;
D. нехватки пищевых ресурсов.
9. Пять основных способов преодоления человеком действия абиотических и биотических факторов выделил (а):
A. Ю. Одум;
B. Ю.П. Алтухов;
C. Б. Небел;
D. О.Л. Курбатова.
10. Человек остается зависим от явлений:
A. материальных;
B. климатических;
C. социальных;
D. фенотипических.
11. Homo sapiens – это таксономическая единица:
A. род;
B. вид;
C. отряд;
D. семейство.
97
12. Из перечисленных процессов к генетическому не относят:
A. дрейф генов;
B. мутация;
C. эмиграция;
D. миграция генов.
13. Экотип – это:
A. совокупность особей вида, связанных с определенным типом местооби-таний, объединенных схожими экологическими условиями; B. совокупность экологически близких популяций вида, связанных с опре-делённым типом местообитаний и обладающих генетически закреплён-ными анатомо-морфологическими и физиологическими особенностями, выработавшимися в результате продолжительного воздействия сходных режимов экологических факторов; C. система популяций человека, характеризующаяся сходством по комплек-су определённых наследственных биологических признаков, имеющих внешнее фенотипическое проявление и сформировавшихся в определен-ном географическом регионе; D. историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера.
14. Генофонд – это: A. аллеломорфа, одно из возможных структурных состояний гена; B. понятие из популяционной генетики, описывающее совокупность всех генных вариаций (аллелей) определённой популяции; C. структурная и функциональная единица наследственности живых орга-низмов; D. это совокупность всех генов организма, являющихся его наследственной основой.
15. Генотип – это:
A. набор генов популяции;
B. внешнее проявление генов ор-ганизма; C. набор генов организма; D. структурная характеристика гена.
16. Следствием перенапряжения человека от современного ритма жизни яв-ляется:
A. реадаптация;
B. возбуждение;
C. стресс;
D. утомление.
17. Все люди на Земле образуют популяционную систему:
98
A. раса;
B. популяция;
C. человечество;
D. цивилизация.
18. Демографический взрыв – это: A. глубокое нарушение воспроизводства населения; B. резкое увеличение численности населения в результате снижения смерт-ности при слишком высокой рождаемости;
C. резкое уменьшение численности населения в результате увеличения смертности при слишком малой рождаемости; D. провал в численности населения, который происходит в результате по-нижения рождаемости при постоянных коэффициентах смертности.
19. Динамику роста народонаселения изучает наука:
A. этология;
B. социология;
C. демография;
D. анатомия.
20. Возрастная пирамида отображает: A. графическое представление распределения населения по полу и возрасту, использующееся для характеристики половозрастного состава населения; B. распределение особей популяции одного вида по возрастным классам (группам) или возрастным когортам; C. процентное соотношение населения по половозрастному признаку; D. все перечисленное.
21. Возрастная пирамида развивающихся стран:
A. увеличивается равномерно;
B. расширяется к вершине;
C. сужается к вершине;
D. сужается равномерно в начале.
22. Рост населения Земли и увеличение постоянно растущих его потребно-стей не могут продолжаться бесконечно из-за:
A. парникового эффекта;
B. истончения озонового слоя;
C. ограниченности ресурсов биосферы;
D. сокращения площади лесов.
23. Неотъемлемой особенностью эволюции человечества является: A. повышение трудовой занятости людей; B. улучшение питания населения;
99
C. ускорение темпов социально-технологического развития и экологической напряженности; D. увеличение численности сельского населения.
24. Техносфера – это:
A. совокупность достижений научно-технического процесса; B. это искусственная оболочка Земли, воплощающая человеческий труд, ор-ганизованный научно-техническим разумом; C. сфера разума; D. сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором разви-тия.
25. Гипердинамия – это:
A. ограниченная двигательная активность;
B. нарушение мышечной активности;
C. повышенная мышечная активность;
D. нарушение мышечного тонуса.
A. К природно-очаговым болезням не относится:чума;
B. клещевой энцефалит;
C. ветряная оспа;
D. туляремия.
26. Чума – острое инфекционное заболевание человека и животных, являет-ся:
A. не карантинным;
B. карантинным;
C. частично карантинным;
D. латентным.
27. Акселерация – это:
A. замедленная адаптация человека к среде;
B. ускоренная адаптация к природным факторам;
C. ускоренное развитие отдельных органов или частей организма;
D. замедленное развитие отдельных органов или частей организма.
28. В условиях городской жизни биологические ритмы:
A. доведены до совершенства;
B. происходят практически без сбоев;
C. зависят от влияния общества на индивида;
D. могут нарушаться.
29. Аутоаллергены – это:
100
A. болезнетворные и неболезнетворные микробы;
B. вирусы;
C. кусочки тканей поврежденных органов;
D. домашняя пыль и шерсть животных.
30. Доброкачественные опухоли:
A. образуют метастазы;
B. не образуют метастазы;
C. разрушают окружающие ткани;
D. прорастают в другие ткани и органы.
31. Гигиена – это наука о:
A. правильном питании;
B. рациональном отдыхе;
C. здоровом образе жизни;
D. чистоте помещений.
Тема: Природные экосистемы Земли.
1. Биогеосферу образуют:
A. биосферы;
B. биотопы;
C. биогеоценозы;
D. геосферы.
2. Учение о биогеоценозах разработано:
A. В.И. Вернадским;
B. Ч. Дарвином;
C. И.А. Шиловым;
D. В.Н. Сукачевым.
3. Природный географический комплекс в котором все основные компонен-ты (верхние горизонты литосферы, рельеф, климат, воды, почвы, биота) находятся в сложном взаимодействии, образуя однородную по условиям развития единую систему – это:
A. шельф;
B. биотоп;
C. биогеоценоз;
D. ландшафт.
4. Участок, сложенный определенными породами, находящимися на одном элементе рельефа, в равных условиях залегания грунтовых вод, с одина-ковым характером растительных ассоциаций и одним типом почв – это ландшафт:
A. природный;
B. геохимический;
C. элементарный;
D. охраняемый.
5. Ландшафт, на котором в установленном порядке регламентированы или запрещены все или отдельные виды хозяйственной деятельности:
101
A. антропогенный;
B. природный;
C. техногенный;
D. охраняемый.
6. Границы географической (ландшафтной) оболочки Земли совпадают с границами:
A. гидросферы;
B. биотопа;
C. атмосферы;
D. биосферы.
7. Растительный и животный мир – столь мощные природные компоненты, что могут влиять на окружающую среду и 2переделать ее под себя», со-здавая определенный:
A. ландшафт;
B. микроклимат;
C. биотоп;
D. биогеоценоз.
8. крупная региональная и субконтинентальная экосистема, характеризую-щаяся каким-либо основным типом растительности или другой характер-ной особенностью ландшафта:
A. биотоп;
B. биом;
C. биогеоценоз;
D. биоценоз.
9. К лотическим пресноводным экосистемам относят:
A. реки;
B. озера;
C. пруды;
D. все перечисленное.
10. К эстуариям относятся:
A. плодородные районы с продуктивным рыболовством;
B. прибрежные воды;
C. прибрежные бухты и проливы;
D. пелагическая область.
11. Стабильное состояние сообщества (экосистемы), находящегося в равно-весии с общими климатическими условиями:
A. климатический кризис;
B. экосистемный баланс;
C. климатический климакс;
D. экологическая норма.
12. В тундре отсутствуют (ет):
A. солнечный свет;
B. испаряемость;
C. деревья;
D. животные.
13. Самый крупный в мире поставщик лесоматериалов:
A. хвойные леса;
B. широколиственные леса;
C. смешанные леса;
D. леса лесостепной зоны.
102
14. Биомасса широколиственных лесов близка к биомассе:
A. лишайников и мхов тундры;
B. фитопланктона в мировом океане;
C. южной тайги;
D. тропических лесов.
15. Территория с мягким, умеренным климатом:
A. пустыня;
B. чапарраль;
C. саванна;
D. травянистая пустыня.
16. В дождевых тропических лесах деревья не образуют ярус:
A. верхний ярус;
B. полог;
C. подстилка;
D. нижний ярус.
17. Самой высокой продуктивностью из биоценозов суши обладают:
A. полувечнозеленые сезонные тропические леса;
B. тропические степи и саванны;
C. влажные тропические леса;
D. пустыни травянистые и кустарниковые.
18. Глубина зоны водоема, в которой возможен фотосинтез при проникнове-нии солнечного света:
A. мутность;
B. прозрачность;
C. зона видимости;
D. все перечисленное.
19. Важнейшим лимитирующим фактором в водных экосистемах является:
A. концентрация диоксида углерода;
B. соленость;
C. концентрация кислорода;
D. pH.
20. Животные и растения, прикрепленные к листьям и стеблям водных рас-тений или к другим выступам над дном водоема:
A. планктон;
B. нектон;
C. перифитон;
D. нектон.
21. Дно и толща воды, куда не проникает солнечный свет- это зона:
A. литоральная;
B. лимническая;
C. эвфотическая;
D. профундальная.
22. Область холодной воды, где нет циркуляции:
A. эпилимнион;
B. термоклина;
C. гиполимнион;
D. гиперлимнион.
103
Тема: Эволюция биосферы.
1. Особая оболочка Земли, содержащая всю совокупность живых организ-мов и у часть вещества планеты, которая находится в непрерывном об-мене с этими организмами:
A. биогеоценоз;
B. биотоп;
C. биосфера;
D. ноосфера.
2. К биогенному веществу не относится:
A. уголь;
B. почва;
C. известняки;
D. нефть.
3. Вещество, в образовании которого не участвует живое:
A. живое;
B. биогенное;
C. косное;
D. биокосное.
4. Сущность учения В.И. Вернадского заключена в признании исключи-тельной роли … вещества, преобразующего облик планеты:
A. живого;
B. неживого;
C. косного;
D. космического.
5. Согласованное взаимодействие живого и неживого , взаимная приспособ-ляемость организма и среды отражает:
A. собранность биосферы;
B. организованность биосферы;
C. реорганизованность накопления биомассы;
D. все перечисленное.
6. В течение всей геологической истории Земли никогда не наблюдались геологические эпохи:
A. мезозойские;
B. эоцен;
C. плиоцен;
D. азойные.
7. Главный фактор миграции химических элементов в земной коре:
A. наличие пор в земной коре;
B. подземные воды;
C. живые организмы;
D. перенос элементов ветром.
8. Основным движущим фактором развития процессов в биосфере является:
A. энергия распада радиоактивных элементов;
B. биохимическая энергия живого вещества;
C. энергия подземных вод;
104
D. физические процессы и изменение климата.
9. Ноосфера – это сфера:
A. технологий;
B. разума;
C. экономики;
D. социологии.
10. Возникновение фотосинтеза – около:
A. 6 млрд лет назад;
B. 3,5 млрд лет назад;
C. 6 млн лет назад;
D. 3,5 млн лет назад.
11. Развитие эукариотических организмов и появление многоклеточных про-изошло около:
A. 3,5 млрд лет назад;
B. 1,4 млрд лет назад;
C. 3,5 млн лет назад;
D. 1,4 млн лет назад.
12. Коэволюция – это: A. совместная эволюция биологических видов; B. естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся из-менением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов; C. историческое развитие организмов; D. индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований.
13. Естественный отбор в группах организмов, но не обязательно связанных тесными мутуалистическими связями – это отбор:
A. естественный;
B. искусственный;
C. групповой;
D. индивидуальный.
14. Гомеостаз – это:
A. постепенность;
B. постоянство;
C. динамичность;
D. цикличность.
15. Выбросы неорганического углерода из земных недр в атмосферу с огром-ной точностью соответствуют содержанию органического углерода в:
A. живых организмах;
B. осадочных породах;
C. гидросфере;
D. мантии.
16. К основным биогенным элементам относят:
A. С, Fe, O, Mn.
B. C, O, N, P;
C. O, C, P, Mg;
D. N, P, Fe, Cu.
105
17. Механизм управления окружающей средой, основанный на отобранных в процессе эволюции видах, содержащих необходимую для управления средой генетическую информацию:
A. механическая регуляция окружающей среды;
B. химическая регуляция окружающей среды;
C. биологическая регуляция окружающей среды;
D. биотическая регуляция окружающей среды.
18. Механизм отбора при максимальном количестве потомков вида:
A. симбиоз;
B. уничтожение;
C. конкуренция;
D. вымирание.
19. Последовательная смена одних фитоценозов (биоценозов, биогеоценозов) другими на определённом участке среды:
A. эволюция;
B. сукцессия;
C. коэволюция;
D. симбиоз.
20. Древнейшая биосфера возникла в:
A. атмосфере;
B. литосфере;
C. ноосфере;
D. гидросфере.
Ссылка на первоисточник:
https://iga.ru
Оставить комментарий
Inna Petrova 18 минут назад
Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики
Иван, помощь с обучением 25 минут назад
Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Коля 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Инкогнито 5 часов назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 6 часов назад
Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Василий 12 часов назад
Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.
Иван, помощь с обучением 12 часов назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Анна Михайловна 1 день назад
Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Сергей 1 день назад
Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Инна 1 день назад
Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Студент 2 дня назад
Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Ольга 2 дня назад
Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Вика 3 дня назад
сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Игорь Валерьевич 3 дня назад
здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Вадим 4 дня назад
Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Кирилл 4 дня назад
Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Oleg 4 дня назад
Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Валерия 5 дней назад
ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Инкогнито 5 дней назад
Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Иван неделю назад
Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки
Иван, помощь с обучением неделю назад
Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru
Дарья неделю назад
Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.
Иван, помощь с обучением неделю назад
Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru