Тезисы публичного выступления стажера по практике. АСОУ



Тезисы
публичного выступления стажера в коллективе
по конфликтологической тематике

Тема выступления:
Место и дата выступления:
План выступления:

1.Актуальность и значение конфликтологической компетентности педагога в его развитии и деятельности.
2.Сущность и структура конфликтологической компетентности педагога общеобразовательной организации.
3.Условия формирования конфликтологической компетентности педагогов школы.

Тезисы выступления

В условиях модернизации российского образования в ряду ведущих проблем школы особое значение приобретает формирование конфликтологической компетентности педагогов, которое осуществляется в основном в процессе повышения квалификации или переподготовки специалистов. Наличие противоречий в педагогическом процессе делает конфликты неизбежными, а управление ими – необходимой составляющей профессионализма педагога.
Конфликтологическая компетентность педагога влияет на процесс и уровень его профессионально-личностного развития и результативность педагогической деятельности.
Анализ современных исследовательских подходов к содержанию понятия «конфликтологическая компетентность» показал, что данная проблема активно изучается учеными, вкладывающими в ее трактовку различный смысл и определяющими ее различное положение в системе профессиональной компетентности специалиста.
Анализ современных исследовательских подходов к содержанию понятия «конфликтологическая компетентность» показал, что данная проблема активно изучается учеными, вкладывающими в ее трактовку различный смысл и определяющими ее различное положение в системе профессиональной компетентности специалиста:
• в составе социально-психологической компетентности (Л.А. Петровская);
• в составе коммуникативной и управленческой компетентности (С.А. Багашев);
• в составе социальной компетентности (Д.В. Ивченко) и т.д.
Несмотря на дифференциацию представленных позиций, обусловленную проблемой конфликта как проблемой социального взаимодействия, конфликтологическая компетентность является компонентом профессиональной и видом специальной компетентности специалиста.
При этом сущность самого понятия также неоднозначна и рассматривается как в общем смысле для всех профессий, так и для педагогической, в частности:
— (в широком профессиональном смысле) способность управлять конфликтом в профессиональной среде (А.Я. Анцупов, О.И. Денисов, Н.В. Самсонова, А.И. Шипилов);
— (в узком профессиональном смысле) интегративное свойство личности, включающее в себя систему конфликтологических знаний; умений и навыков взаимодействия в конфликте; способности реализации конструктивных моделей взаимодействия в конфликте; ценностные и мировоззренческие установки и т.д.(О.А. Иванова);
— (в широком педагогическом смысле) подготовленность и способность к управлению конфликтами в образовательном учреждении (Г.С. Бережная);
— (в узком педагогическом смысле) освоение совокупности конфликтологических знаний, технологических умений, навыков и опыта, систематизированных и адаптированных к педагогической профессии (С.В. Баныкина).
Исходя из данных определений, мы считаем, что конфликтологическая компетентность педагога представляет собой способность и готовность управлять конфликтами в профессиональной среде на основе овладения совокупностью конфликтологических знаний, технологических умений, навыков и опыта взаимодействия в конфликте, систематизированных и адаптированных к педагогической профессии.
В структуре конфликтологической компетентности педагога мы выделяем в ней такие компоненты:
1)информационный, который включает в себя знания по теории и практике прогнозирования, предупреждения, регулирования и разрешения конфликтов в административно-управленческой сфере, в сфере учебно-воспитательной деятельности и социально-профессионального взаимодействия;
2)технологический, который включает в себя конфликтологические умения и навыки, этическое поведение в конфликтных ситуациях в административно-управленческой сфере, в сфере учебно-воспитательной деятельности и социально-профессионального взаимодействия;
3) личностно-регулятивный, который включает в себя совокупность профессионально важных свойств и качеств в основных сферах индивидуальности (интеллектуальной, эмоциональной, волевой).
Каждый компонент обозначенной компетентности имеет определенное функциональное значение в управлении конфликтами в образовательном учреждении: первый — является информационным оснащением для осуществления конфликтологической деятельности педагога, второй -выполняет преобразующую функцию по отношению к конфликтогенной среде образовательной организации, а третий – регулятивную по отношению к личности самого педагога.
Данные компоненты косвенно отражают социальную природу конфликтов, которые постоянны в обществе, в отличие от третьего компонента в структуре конфликтологической компетентности педагога, представляющего индивидуальное своеобразие личности в процессе конфликтного взаимодействия.
При этом первый и второй компоненты, в отличие от последнего, в структуре данной компетентности включают в себя три сферы (административно-управленческую, учебно-воспитательной деятельности и социально-профессионального взаимодействия), в основу которых, с одной стороны, положена типология школьных конфликтов, а, с другой стороны, именно эти сферы отражают основные социально-профессиональные пространства в работе педагога.
К сфере учебно-воспитательной деятельности можно отнести конфликты (в соответствии с исследованиями Г.С. Бережной), связанные с нарушениями дидактической функции (например: ошибки в методике оценивания ЗУН учеников, манипуляции оценками, неожиданные контрольные работы, «сухой» и «наукообразный» язык, бессистемное и непонятное объяснение и изложение учебного материала и т.д.) и организационной функции (например: плохая организация класса, отсутствие гибкости в постановке и реализации цели урока и т.д.), а также функции общения (например: приказной тон учителя, крик, подмена деловых отношений межличностными, нарушение педагогической этики и т.д.).
В административно-управленческой сфере также выделяются конфликты, связанные с нарушением организационной функции (например: неудобное расписание занятий, неравномерное распределение педагогической нагрузки, незапланированные формы контроля за деятельностью учителей и т.д.), функции общения (например: неадекватный стиль руководства, оценочно-императивный характер требований руководителя к подчиненному и т.д.), а также инновационные конфликты (непродуманное введение инноваций).
Сфера социально-профессионального взаимодействия включает в себя конфликты, связанные с нарушением функции общения и обеспечения благоприятного социально-психологического климата в школьном социуме.
Управление конфликтами только на основе жизненного опыта и здравого смысла недостаточно эффективно, поэтому необходима специальная конфликтологическая подготовка педагогов образовательных организаций на базе своей образовательной организации. С этой целью можно использовать различные методы и формы работы. К основным методам и формам деятельности по конфликтологической подготовке мы относим анкетирование, тестирование, деловые игры, тренинги, кейс-метод и т.д., а к формам конфликтологического просвещения мы относим лекционные и практические занятия, круглые столы по проблемам конфликтного взаимодействия участников образовательного процесса, проблемные семинары с обсуждением эффективного опыта работы в области использования методов и средств управления конфликтами в школьном социуме, консультации педагогов со специалистами по определенной проблеме (психологом, социальным педагогом, конфликтологом, при возможности введения данной должности по совмещению), конференции и т.д.
Повышению конфликтологической компетентности всех участников учебно-воспитательного процесса, развитию есте¬ственной способности человека к общению, овладению «кон¬фликтологическим стандартом» поведения на практике может способствовать создание конфликтологической службы в школе.
Конфликтологическая служба школы это гуманитарно-технологическое подразделение, обеспечивающее усло¬вия для улучшения морально-психологического климата в социуме, формирование в нём здоровых межличност¬ных отношений, активного привлечения к общественной деятельности учащихся и педагогов.
Конфликтологическая служба ориентирована на оказание практической помощи педагогам и учащимся в самореализа¬ции своего индивидуального личностного потенциала, в овла¬дении технологией общения, в воспитании у них чувства соб¬ственной значимости и уважительного отношения друг к другу, формировании стремления к комфортизации школьной среды общения. Подробнее о проекте создания данной службы в школе вы сможете узнать на следующих советах педагогического коллектива, если у Вас возникнет заинтересованность в разработке данного инновационного направления!
Спасибо за внимание!

Спасибо за Ваш вопрос. Основными направлениями конфликтологической службы в школе могут быть: 1) проведение социологических и психолого-педагогических исследований гражданского самочувствия субъектов школьного социума, его морально-психологического климата; 2) психодиагностика «конфликтных» личностей, выявление неформальных «звёзд» коллектива и его аутсайдеров; 3) разработка методических рекомендаций по оптимизации межличностных отношений, упреждению и разрешению кон¬фликтов, оказание помощи педагогам в их конфликтологиче-ской подготовке; 4) проведение занятий с учащимися старших классов по курсу «Эффективные коммуникации в управлении конфликтами», элективных курсов конфликтологической направленности и др.; 5) непосредственное участие в конфликтных ситуациях и оказание помощи в их благоприятном разрешении или уменьшении негативных последствий.
Спасибо за вопрос. В организации конфликтологической службы могут принимать участие: ее руководитель, заместитель руководителя по социально-педагогическим исследованиям, заместитель руководителя по организации учебных занятий, консультант по работе с неформальными лидерами, функции которых могут выполнять педагоги, а также менеджер-организатор, менеджеры по рекламе, кураторы по работе с начальными классами, кураторы по работе с подростковыми классами, кураторы по работе со старшими классами, чьи функции могут выполнять учащиеся.

Стажер ______________________________________

Отзыв: Заявленная тема выступления не вызывает сомнения своей актуальностью. Она имеет огромное значение для поддержания благоприятного морально-психологического климата в коллективе, создания позитивной рабочей атмосферы сотрудничества участников образовательного процесса (учителей, родителей и учащихся). По содержанию выступление соответствует высокому научному уровню, четко структурировано на основе разработанного плана и имеет актуальную практическую направленность. Грамотная подача материала доклада, включающая в себя его четкое и логическое изложение, правильно расставленные эмоциональные акценты, визуализацию информации на основе подготовленной презентации, способствовала осознанному и заинтересованному восприятию текста выступления сотрудниками образовательной организации, которые высоко оценили представленную работу.

Куратор стажировки от ОО____________________

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X