Вопросы к экзамену по дисциплине «Общая и неорганическая химия» для ВлГУ



X
Закажи работу у преподавателя!
Самая низкая цена. Биржа пишем24.

Вопросы к экзамену по общей и неорганической химии

I семестр

группы Б, ПВ

Основные понятия и законы химии

  1. Дать определение понятий: «вещество», «атом», «молекула», «структурная единица вещества».
  2. Дать определения понятий «нуклид», «химический элемент», изотопы.
  3. Дать определения понятий: «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», атомная единица массы (указать также значение этой величины)
  4. Дать определения понятий «моль», «молярная масса», «молярный объем». Привести формулы, связывающие количество вещества с его массой и объемом.
  5. Дать определения понятий: «валентность» и «степень окисления»
  6. Привести формулировку закона сохранения массы веществ.
  7. Привести формулировку закона постоянства состава
  8. Привести формулировки закона Авогадро и следствий из этого закона.
  9. Привести уравнение Менделеева –Клапейрона (указать размерность входящих в него величин и значение универсальной газовой постоянной).
  10. Привести формулу для расчета значения мольного объема газа при заданных условиях.. Какие условия называются «нормальными»? Чему равен мольный объем газа при нормальных условиях?
  11. Привести формулировку стехиометрического правила химических реакций.(основного стехиометического закона).
  12. Дать определения понятия «эквивалент». Привести формулировку закона эквивалентов и математическое выражение этого закона.
  13. Дать определения понятий « фактор эквивалентности», «молярная масса эквивалента», «молярная концентрация эквивалента».

Основные положения химической термодинамики и кинетики

  1. Дать определения понятий «термодинамическая система», «открытая система», «закрытая система», «изолированная система».
  2. Дать определения понятий: «внутренняя энергия», «энтальпия»
  3. Привести формулировку 1-го закона термодинамики и его математическое выражение.
  4. Дать определения понятий: «изобарный процесс», «изохорный процесс», «изотермический процесс». К какому из указанных типов процессов относятся реакции, проводимые в открытых сосудах?
  5. Привести выражения первого закона термодинамики для изобарного и изохорного процессов в системах при отсутствии других видов работы, кроме работы расширения.
  6. Привести формулировку закона Гесса.
  7. Дать определения понятия «стандартная энтальпия образования вещества», указать единицы измерения этой величины.
  8. Что означают термины «тепловой эффект химической реакции», «энтальпия реакции»? Какие знаки имеют значения теплового эффект реакции (Q) и энтальпии реакции в случае экзотермических и эндотермических реакций?
  9. Привести формулу расчета стандартной энтальпии реакции по значениям стандартных энтальпий образования участвующих в реакции веществ ( в общем виде и на конкретном примере).
  10. Дать определения понятия «энтропия». Как изменяется энтропия при переходе системы из более упорядоченного состояния в менее упорядоченное? Что понимается под стандартной энтропией вещества, каковы единицы измерения этой величины.
  11. Привести формулировку третьего закона термодинамики. Сравнить значения энтропии вещества, находящегося в кристаллическом, аморфном, жидком и газообразном состояниях.
  12. Привести формулу расчета изменения энтропии системы в результате протекания химической реакции ( в общем виде и на конкретном примере).
  13. Чем определяется направление самопроизвольного протекания процессов в изолированных системах ?(2-й закон термодинамики). Изменение какой термодинамической функции (название и формула) является критерием самопроизвольно протекания процесса в закрытых системах при постоянном давлении и температуре?
  14. При каких знаках величин ΔHр-ции и ΔS р-ции прямая реакции самопроизвольно протекает при любых температурах?
  15. При каких знаках ΔHр-ции и  ΔS р-ции самопроизвольное протекание прямой реакции невозможно при всех температурах?
  16. При каких знакях ΔHр-ции и ΔS р-ции возможно самопроизвольно протекание реакции как в прямом, так и в обратном направлении?
  17. Как зависит направление  термодинамически обратимой реакции от температуры, если ΔHр-ции  и  ΔS р-ции      а). положительны   б). отрицательны. Как рассчитывается температура, при которой меняется направление самопроизвольной реакции?
  18. Дать определение понятия «скорость химической реакции. Каковы единицы измерения этой величины?
  19.  Какие факторы оказывают влияние на скорость гомогенной и гетерогенной химических реакций?
  20. Привести формулировку закона действующих масс для скорости химической реакции. В чем отличия кинетических уравнений гомогенной и гетерогенной реакции ?
  21. Каков физический смысл константы скорости реакции? От каких факторов зависит константа скорости химической реакции? Что понимается под «порядком реакции»?
  22. Привести формулировку правила Вант-Гоффа, описывающего зависимость скорости реакции от температуры, и его математическое выражение.
  23. Привести формулу закона Аррениуса, описывающую зависимость константы скорости реакции от температуры. Дать определение понятия «энергия активации».
  24. Дать определения понятий: «катализатор», «ингибитор», «гомогенный катализ», «гетерогенный катализ». Какое влияние оказывают  катализаторы и ингибиторы на изменениеэнергии активации реакции?
  25. Дать определения понятия «химическое равновесие» с кинетической точки зрения. Каково термодинамическое условие химического равновесия?
  26. Привести формулировку закона действующих масс для химического равновесия.
  27. Привести выражение для константы равновесия в общем виде и на конкретном примере. От каких факторов зависит константа равновесия?
  28. Чем отличается выражение константы равновесия гетерогенной реакций от выражения константы равновесия для гомогенной реакций?
  29. Что понимается под «смещением равновесия»?. Привести формулировку принципа Ле-Шателье.

Растворы

  1. Дать определение понятия «раствор». Какая величина характеризует способность вещества растворяться в жидком растворителе?
  2. Дать определение понятий «электролит», «степень диссоциации». Какие вещества относятся к сильным электролитам, какие к слабым (в зависимости от степени диссоциации)? Приведите примеры.
  3. Дать определение понятия «константа дисоциации электролита». Для каких электролитов оно применимо?
  4. От каких факторов зависит степень диссоциации слабых электролитов? Привести формулу закона разбавления Оствальда.
  5. Дать определения понятий «активная концентрация», «коэффициент активности».
  6. От каких факторов зависят коэффициенты активности ионов? Привести формулу для расчета ионной силы раствора.
  7. Привести формулировку правила произведения растворимости и у формулу ПР в общем виде. Сформулировать условия выпадения и растворения осадков.
  8. Дать определение понятия «ионное произведение воды», привести его значение при 250С. Дать определение понятий «водородный показатель», «гидроксильный показатель», указать интервалы их значений для кислой и щелочной среды.
  9. Объяснить, почему при изменении рН раствора меняется окраска кислотно-основных индикаторов.
  10. Указать изменение окраски и интервалы перехода окраски индикаторов: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.
  11. Указать, чем определяется направление обменных реакций в водных растворах. Привести пример необратимой и обратимой обменной реакции в растворе.
  12. Дать определение понятия «гидролиз соли». Какие соли подвергаются гидролизу?
  13. Как зависит реакция среды раствора соли от состава соли? Привести примеры солей, растворы которых имеют нейтральную, кислую и щелочную реакцию среды.
  14. Привести веражение (на любом примере) для константы гидролиза соли, гидролизующеся по аниону. Привести формулу для расчета константы гидролиза.
  15. Привести веражение (на любом примере) для константы гидролиза соли, гидролизующеся по катиону. Привести формулу для расчета константыгидролиза.
  16. Привести веражение (на любом примере) для константы гидролиза соли, гидролизующеся по катиону и по аниону.. Привести формулу для расчета константы гидролиза.
  17. Привести пример ступенчатого гидролиза соли. Объяснить, почему константа гидролиза для каждой последующей стадии гидролиза меньше, чем для предыдущей.
  18.  Какие факторы оказывают влияние на степень гидролиза? Что способствует уменьшению степени гидролиза?
  19. В каких случаях гидролиз соли становится необратимым. Приведите пример.
  20. Какие вещества входят в состав ацетатного буферного раствора? Чем обусловлена устойчивость рН этого раствора?
  21. Какие вещества входят в состав аммиачного буферного раствора?. Чем обусловлена устойчивость рН этого раствора?

Окислительно-восстановительные процессы

  1. Дать определения понятий: «степень окисления»,  «окисление», «восстановление», «окислитель», «восстановитель».
  2. Дать определения основным типам окислительно-восстановительных реакций.
  3. Перечислить важнейшие окислители (названия веществ и формулы)
  4. Перечислить важнейшие восстановители (названия веществ и формулы)
  5. Привести электронно-ионные полуреакции восстановления перманганат-иона в кислой, нейтральной и щелочной средах.
  6. Привести электронно-ионные полуреакции восстановления дихромат-иона в кислой, нейтральной и щелочной средах.
  7. Привести электронно-ионные полуреакции восстановления пероксида водорода в кислой и щелочной среде.
  8. Дать определения понятиям « электродный потенциал», «стандартный электродный потенциал», «ЭДС гальванического элемента»
  9. Каким выражением связаны ЭДС гальванического элемента и энергия Гиббса, протекающей в нем реакции?
  10. Как определить, возможно ли самопроизвольного протекание окислительно-восстановительной реакции в стандартных условиях?
  11. Как изменяются стандартные электродные потенциалы пар Men+/Me в «ряду напряжений» металлов? Почему один металл способен вытеснить из раствора соли другой металл, стоящий правее него в ряду напряжений?

 

Строение атома и химическая связь

  1. В чем состоит принцип: квантования энергии? Приведите формулу Планка для энергии кванта излучения.
  2. В чем состоят представления о волновом характере движения микрочастиц? Приведите уравнение де Бройля.
  3. В чем состоит принцип неопределенности Гейзенберга?
  4. Дайте определение понятия «орбиталь». Набор каких квантовых чисел полностью характеризуют атомную орбиталь? (названия и обозначения).
  5. Какие значения могут принимать квантовые числа, характеризующие атомную орбиталь?
  6. Значения каких квантовых чисел полностью характеризуют состояние электрона в атоме. Что характеризует спиновое квантовое число и какие значения оно принимает?
  7. Дайте определение понятиям «энергетический уровень» и «энергетический подуровень». Чем определяется число подуровней заданного энергетического уровня ?
  8. Чем определяется число орбиталей на каждом подуровне? Чему равно число орбиталей на данном энергетическом уровне?
  9.  В чем состоит принцип наименьшей энергии при заполнения орбиталей электронами? Сформулируйте правило Клечковского.
  10. В чем заключается принцип Паули? Какое максимальное число электронов могут содержать различные подуровни?
  11. В чем заключается правило Гунда?
  12. Какие электронные кофигурации атомов отличаются повышенной устойчивостью? Что такое «проскок электрона»? в каких случаях он происходит? (приведите пример)
  13. Приведите современную формулировку Периодического закона. В чем состоит ее отличие от формулировки Д.И.Менделеева? В чем состоит физический смысл периодического изменения свойств элементов?
  14. Какие элементы называются типическими?. В чем смысл такого названия? Как изменяются в периодах и группах металлические и неметаллические свойства и с чем это связано?
  15. Какие элементы называют электронными аналогами, а какие – полными электронными аналогами? Приведите примеры.
  16. Сколько элементов находится в 1, 2, 3, 4 периодах? Чем обусловлено отличие в количестве элементов в разных периодах? Какие элементы называются переходными?
  17. По какому принципу элементы одной группы разделяются на подгруппы – главную и побочную? В чем сходство и различие элементов, входящих в состав подрупп одной группы?
  18. Чему равно число электронов на внешнем энергетическом уровне у s- и p- элементов согласно их положению в Периодической системе? Какие электроны являются валентными у атомов s-,p-, d- элементов?
  19. Что понимается под атомным радиусом элемента? Как изменяются в периодах и группах атомные радиусы элементов? С действием каких факторов связано изменение их значений?
  20. Что понимается под энергией ионизации? Как изменяются значения первой энергии ионизации в периодах и группах? Как связано значение первой энергии ионизации с окислительно-восстановительными свойствами простого вещества элемента?
  21. Что понимается по сродством к электрону? Как изменяется сродство к электрону в периодах и группах? Как связано значение сродства к электрону с  окислительно-восстановительными свойствами простого вещества элемента?
  22. Что понимается под электроотрицательностью? Как изменяется электроотрицательность в периодах и группах? Как связана электроотрицательность с окислительно-восстановительными свойствами простого вещества элемента?
  23. Дайте определение понятия «химическая связь». Как изменяется энергия системы атомов при образовании химической связи?
  24. Какая связь называется ковалентной? Какими свойствами она характеризуется?
  25. Что такое насыщаемость связи? Какие виды химической связи обладают, и какие  не обладают этим свойством? Чем обусловлено данное свойство химической связи?
  26. Что такое направленность связи? Какие виды связи обладают, а какие  не обладают направленностью? Чем обусловлено данное свойство химической связи?
  27. Дайте определение понятия «донорно-акцепторная связь»? Приведите пример.
  28. Что подразумевается под полярностью и поляризуемостью химической связи? От каких характеристик атомов зависит полярность химической связи?
  29. Что называется энергией химической связи? Как связана величина энергии ковалентной связи с кратностью связи? Как влияет размер атомов на длину и энергию образующейся связи?
  30. Почему атом фтора всегда прявляет валентность, равную единице, а атом хлора может проявлять также валентность 3, 5, 7? Объясните на основании электронной структуры атома.
  31. Какие значения валентности могут проявлять в соединениях атомы бора, углерода, азота? Объясните на основании электронной структуры атомов.
  32. Что понимается под гибридизацией орбиталей? Каково взаимное расположение sp- sp2— sp3-гибридных орбиталей (углы между осями симметрии орбиталей)?
  33. Что такое делокализованная химическая связь? Приведите пример.
  34. Какие молекулы являются полярными? Может ли быть неполярной молекула, содержащая полярные связи? Приведите примеры.
  35. Что понимается под ионной связью? От  чего зависит степень ионности связи?
  36. Какими специфическими свойствами обладают вещества с металлической связью? Чем объясняются эти свойства?
  37. Перечислите виды ван-дер-ваальсовых взаимодействий. Чем этивзаимодействия обусловлены?
  38. Дайте определение понятия «водородная связь». Атомы каких элементов способны принимать участие в образовании водородной связи?
  39. Дайте определение понятий «комплексное соединение», «комплекс», «комплексообразователь», «лиганды».
  40. Укажите особенности диссоциации комплексных соединений в водном растворе.
  41. Дайте определение понятиям «дентантность лиганда» и «координационное число комплексообразователя.
  42. Объясните с точки зрения метода вален ных связей значение понятий «внутриорбитальный комплекс», «низкоспиновый комплекс», «внешнеорбитальный комплекс», «высокоспиновый комплекс».
  43. Как связано геометрическое строение комплекса с типом гибридизации орбиталей комплексообразователя?
  44. Какие равновесия характеризуют константы нестойкости и устойчивости комлексов? Приведите пример и запишите выражения для этих констант.

 Характеристика свойств элементов Периодической системы

  1. Укажите расположение металлов и неметаллов в Периодической системе. Укажите элементы-неметаллы, частично проявляющие металлические свойства (в чем они выражаются?)
  2. Каковы основные отличительные свойства неметаллов?
  3. Каковы основные отличительные свойства металлов?
  4. Как изменяются в периодах металлические и неметаллические свойства простых веществ, основный и кислотный характер оксидов и гидроксидов (на примере элементов III периода)?
  5. Почему водород в Периодической системе занимает два места? В чем состоит сходство этого элемента с галогенами и с щелочными металлами?
  6. Какие степени окисления проявляет водород в соединениях? Дайте характеристику окислительно-восстановительным свойствам простого вещества водорода. Приведите примеры реакций, в которых эти свойства проявляются.
  7. Каковы основные типы реакций с участием воды в качестве реагента?
  8. Какие аномальные свойства характерны для воды как вещества и чем они объясняются?
  9. Приведите сруктурную формулу пероксида водорода, укажите степени окисления атомов. Какие окислительно-востановительные свойства характерны для пероксида водорода?(приведите уравнения полуреакций).
  10. Дайте общую характеристику s- металлов: расположение в периодической системе, степени окисления, взаимодействие с водой, растворимость и сила оснований металлов. Как измененяются восстановительные свойства этих металлов и основность гидроксидов в подгруппах? Какой из данных металлов проявляет амфотерные свойства?
  11. Укажите расположение в периодической системе р-элементов. Какие из них являются металлами? Как изменяется в подгруппах р-элементов устойчивость различных степеней окисления?
  12. В чем состоят основные отличия элемента бора от других р-элементов IIIА группы? Приведите формулы оксида бора и соответствующего ему гидроксида, охарактеризуйте их кислотно-основные свойства.
  13. В каких реакциях проявляется амфотерность алюминия, его оксида и гидроксида?  (приведите уравнения).
  14. Какие степени окисления проявляют в соединениях элементы IVА группы? Как изменяется устойчивость этих степеней окисления в подгруппе?
  15. Дайте характеристику свойств угольной и кремниевой кислот (формулы, сила кислот, растворимость в воде, устойчивость). Соли какой из кислот сильнее гидролизуются в растворах?
  16. Какие степени окисления характерны для азота в соединениях? Какие оксиды образует азот (формулы), каким из них соответствуют кислоты (привести названия и формулы кислот)
  17. Дать характеристику кислотных и окислительно-восстановительных свойств азотной кислоты. Как взаимодействует азотная кислота с металлами и неметаллами?
  18. Привести формулы и названия оксидов фосфора и соответствующих им кислот. Охарактеризовать их окислительно-востановительные свойства.
  19. Какие степени окисления проявляет в соединениях кислород? Какие простые вещества образует этот элемент, каковы их окислительно-восстановительные свойства?
  20. Приведите формулы оксидов серы, формулы и названия соответствующих им гидроксидов и охарактеризуйте их кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства.
  21. Какие степени окисления проявляют в соединениях галогены? Как изменяется в подгруппе галогенов окислительная активность простых веществ?
  22. Как изменяется в ряду галогеноводородов восстановительная активность и сила кислот их водных растворов?
  23. Укажите расположение в периодической системе d-элементов. Дайте общую характеристику окислительно-востановительных свойств их.простых веществ.
  24. Какие степени окисления могут проявлять d- элементы в соединениях? Для каких соединений d-элементов характерны восстановительные свойства, а для каких –окислительные свойства?
  25. Как изменяются с увеличением степени окисления d-элемента кислотно-основные свойства его оксидов и гидроксидов (на примере марганца и хрома).
[wpforms id="62713" title="true" description="true"]
X