Вопросы к экзамену по дисциплине «Общая психология» для МГТУ



  1. Понятие о психическом процессе. Классификация и специфические особенности психических процессов.
  2. Развитие высших психических процессов: погружение, свертывание, произвольность. Сквозные процессы, их специфика.
  3. Общее представление о внимании. Внимание и сознание. Внимание и деятельность. Теории внимания. Исследования внимания в когнитивной психологии.
  4. Виды внимания. Непроизвольное внимание, побуждающие его факторы. Произвольное внимание, его социальное происхождение. Условия поддержания произвольного внимания. Постпроизвольное внимание.
  5. Свойства внимания: устойчивость, отвлечение, колебания, переключение, распределение, объем. Групповое внимание. Управление групповым вниманием. Факторы оптимизации и снижения внимания группы.
  6. Общее представление о памяти. Функции памяти. Представления.
  7. Психологические теории памяти. Ассоциативное направление. Понятие об ассоциациях. Типы ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Гештальтистская концепция памяти. Концепции бихевиоризма, психоанализа. Исследование памяти в когнитивной психологии.
  8. Какие проявления человека характеризуют его со стороны воли? В чем специфика волевой регуляции поведения?
  9. В каких ситуациях жизни и деятельности ярче всего обнаруживаются, проявляются особенности темперамента и характера?
  10. Каковы главные функции внимания? По каким критериям выделяют разные виды внимания?
  11. — Какой вид памяти описан в примере? Чтобы лучше запомнить движение, спортсмен старается отработать его на практике, воспроизводя много раз.
  12. Виды запоминания и их характеристика. Запечатление, непроизвольное и произвольное запоминание. Мнемоническая деятельность, приемы.
  13. Основные закономерности памяти. Влияние материала на запоминание. Роль упражнений. Реминисценция.
  14. Сохранение и забывание. Темпы забывания. Кривая забывания Эббингауза. Закон обратного развития памяти. Реминисценция.
  15. Воспроизведение как процесс памяти. Узнавание, собственно воспроизведение, припоминание. Тренировка памяти. Аномалии памяти
  16. Виды памяти. Их характеристика. Индивидуальные различия памяти. Память и деятельность. Основные периоды развития памяти.
  17. Понятие об ощущениях, характеристика ощущения как процесса. Сенсорная депривация.
  18. Классификация ощущений.
  19. Общие свойства ощущений. Чувствительность и ее измерение. Понятие о порогах чувствительности. Психофизика ощущений. Адаптация, ее виды. Взаимодействие ощущений.
  20. Общее представление о восприятии. Восприятие как целостное отражение предметов окружающей действительности. Врожденное и приобретенное в восприятии. Теории восприятия.
  21. Основные свойства восприятия: предметность, избирательность, осмысленность, целостность, структурность, константность. Зависимость восприятия от характера деятельности.
  22. Апперцепция. Направленность личности и установка на восприятие. Когнитивный диссонанс.
  23. Виды восприятия. Классификация по степени волевой регуляции. Классификация по модальности. Классификация по форме существования материи: пространство, время, движение. Восприятие пространства. Иллюзии. Восприятие времени и движения.
  24. Понятие об языке и речи; их социальное происхождение. Речевая деятельность.
  25. Функции речи. Периоды становления речи: фонетический, грамматический, семантический.
  26. Виды речи. Внешняя речь: устная и письменная. Внутренняя речь, ее специфика. Речевые свойства личности.
  27. Чувственная и логическая формы познания мира. Понятие о мышлении. Мышление и речь. Фило-, социо- и онтогенез мышления.
  28. Теории мышления. Сознание и мышление.
  29. Содержательные компоненты мышления: понятия, суждения, умозаключения. Операционные компоненты мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Мышление как деятельность.
  30. — Методы исследования памяти (по Флоресу).
  31. — Процесс решения мыслительной задачи. Мотивация мышления. Роль чувств, воли в мыслительной деятельности.
  32. Виды мышления. Индивидуальные качества ума.
  33. Мышление и интеллект. Структура интеллекта.
  34. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
  35. Понятие о воображении. Связь воображения с мышлением и памятью. Воображение и творческое мышление. Функции воображения.
  36. Виды фантазий. Идеомоторные акты. Индивидуальные различия в воображении.
  37. Творчество и его виды. Вдохновение. Приемы творческого воображения.

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите Ваш номер WhatsApp:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
WhatsApp
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Напишем вам на whatsapp, без звонков
Перезвоним вам для уточнения деталей