Задачи по дисциплине «Метрология» для ГУМРФ, пример оформления



Задача 3. Для заданного однорядного радиального шарикового подшипника выбрать посадки наружного и внутреннего колец. Исходные данные: виды нагружения колец, режим работы, радиальная нагрузка FR приведены в таблице 2.2. Вычертить схемы полей допусков для наружного и внутреннего кольца.

 

 

Таблица 2.2- Варианты для задач 3, 5. Задача №3

Класс              Вид нагружения колец

точности,

номер             Внутреннег      Внешнег       r подшипник         о        о

а

56 6-211              циркул.            колебат.      14,

 

 

 

Характер нагрузки, перегрузк а до, %

 

300

 

Задача № 5

 

Обозначени е резьбового соединения

 

 

 

M10-7G/6h

 

 

Из маркировки подшипника следует, что задан радиальный однорядный шариковый подшипник тяжелой серии, класс точности 6.

 

В таблице В.1 (ГОСТ 3478 – 79) находим основные размеры подшипника: посадочный размер наружного кольца D = 100 мм;

посадочный размер внутреннего кольца d = 55 мм; ширина колец В = 21 мм;

радиус фаски r = 2,5 мм.

 

В таблице В.2 (СТСЭВ 774-77) находим предельные отклонения посадочных размеров колец:

Внутреннее кольцо имеет отклонения: ES = 0;

EI = — 12 мкм = — 0,012 мм. Наружное кольцо:

es = 0;

ei = — 13 мкм = — 0,013 мм.

 

Наружное кольцо испытывает колебательный вид нагружения. Для отверстия в корпусе, соединенного с этим кольцом выбираем поле допуска К7:

Отклонения отверстия ∅100 К7 по таблице А.2 (ГОСТ 25347-82) составляют:

ES = +10 мкм = +0,010 мм; EI = -25 мкм = -0,025 мм.

 

Для внутреннего кольца, испытывающего циркуляционный вид нагружения, определяем интенсивность нагрузки:

 

 

𝑃 = 𝐵 − 2𝑟 𝐾 𝐾 𝐾 ,

 

где Fr = 14000 H = 14 кH – радиальная нагрузка; В = 21 мм = 0,021 м – ширина кольца;

r = 2,5 мм = 0,0025 м – радиус фаски;

К1 – динамический коэффициентпосадки (при перегрузке до 150% К1 = 1; при перегрузке> 150% К1 = 1,8);

К2 – коэффициент, учитывающий ослабление натяга при полом вале или тонкостенном корпусе (при сплошном вале К2 = 1);

К3 – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между телами качения в двухрядных или сдвоенных подшипниках (в примере К3 = 1).

 

 

𝑃 = 𝐵−2𝑟 ∗ 𝐾 ∗ 𝐾 ∗ 𝐾 = 0,021−2∗0,0025 ∗ 1,8 ∗ 1 ∗ 1 = 1575 м

 

Согласно таблице В.5, заданным условиям для вала соответствует поле допуска m6.

Из таблицы А.1 находим предельные отклонения вала ∅55m6: es = + 30 мкм = + 0,030 мм,

ei = +11 мкм = + 0,011 мм.

Внутреннее кольцо подшипника имеет размер ∅55−0,012 мм.

 

+0,030

Вал, соединяемый с этим кольцом, имеет размер Æ55+0,011 мм.

 

 

Наибольший натяг составит:

Nmax = es – EI = 0,030 + 0,012 = 0,042 мм.

 

Проверим допустимость этого натяга из условия прочности кольца:

 

[𝑁] = ( 11,4𝑘𝑑[𝜎𝑝] 3 = 0,195

 

где d – диаметр внутреннего кольца подшипника, м;

[𝜎𝑝] – допускаемое напряжение на растяжение, МПа (для подшипниковой стали [𝜎p] ≈ 400 МПа);

k – коэффициент, зависящий от серии подшипника (для легкой серии k = 2,8).

 

Условия прочности кольца выполняются, т.к.: Nmax = 0,042 < [N] = 0,195.

 

По таблице В.6 назначаем шероховатость посадочных поверхностей:

 

Для вала Rа≤ 0,63 мкм;

Для отверстия Rа≤ 1,25 мкм;

Для торцов заплечиков Rа≤ 1,25 мкм.

 

Отклонения геометрической формы для подшипников Р6 составляют: Т/o/ ≤ 0,5Т,

где Т – допуск размера посадочной поверхности.

 

+0,030

Для вала Æ55+0,011 Т/o/ ≤ 0,0095 мм.

 

+0,010

Для отверстия в корпусе Æ100−0,025 Т/o/ ≤ 0,0175 мм.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X