Задание для семинара по дисциплине «История литературы» для ХГИК



История литературы 2 курс

 

Форма отчетности: экзамен

 

Для сдачи экзамена необходимо:

 

— познакомиться с лекционным материалом (во время сессии);

— выполнить задания к семинарским занятиям (выполнить до сессии, представить результаты во время сессии);

— выполнить исследовательскую работу на одну из предложенных тем (темы и методические рекомендации даны ниже);

— до сессии познакомиться с произведениями литературы, данными для обязательного прочтения (список дан ниже),

 

Планы семинарских занятий для ЗФО

3.1.3. Тема семинара: Реалистический метод в русской литературе. «Анна Каренина» – роман о современности (2 часа)

Цель: определить место романа в творчестве писателя и в истории русской культуры, осмыслить философско-психологическое и художественное своеобразие романа.

Вопросы:

  1. «Анна Каренина» и духовные искания Толстого в 1870-е годы. Переход писателя на позиции патриархального крестьянства.
  2. Сущность и причины трагедии Анны.
  3. Образ Анны в ряду героинь русского романа (Татьяна Ларина, Лиза Калитина, Ольга Ильинская, Настасья Филипповна, Наташа Ростова).
  4. Мужские образы в романе: образ Вронского (конфликт между страстью и самолюбием); образ Каренина («человек-шаблон»); образ Стивы Облонского («легковесность»); образ Левина (автобиографичность, духовные искания Толстого).
  5. Время как художественный инструмент романа (поэтика хронологии и композиция).
  6. Поэтика романа «Анна Каренина. Мотивная структура (мотивы дома, смерти-рождения, крови и железа). Символика имен. «Двойной» сон-кошмар Анны и Вронского. Внутренний монолог Анны (поток сознания).
  7. Образная система романа Л. Толстого «Анна Каренина» и романа Г. Флобера «Госпожа Бовари».

Вопросы проблемно-дискуссионного характера:

  1. В чем смысл трагедии героини в романе Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина»?
  2. Какими предстают образы главных героев в кинематографических интерпретациях текста в современной культуре?
  3. Какими предстают образы главных героев в театральных интерпретациях текста в современной культуре?

 

 

3.1.4. Тема семинара: Тема любви в творчестве А.И. Куприна (2 часа)

Цель: исследовать концепцию любви в произведениях А.И. Куприна;

осмыслить художественное воплощение идеи любви как самой состоятельной формы утверждения и выявления личностного начала в человеке, раскрыть социально-нравственную проблему через тему любви в произведениях писателя.

Вопросы:

  1. Философия любви А.И. Куприна.
  2. Роль образов природы в раскрытии темы любви в повести «Олеся».
  3. Повесть «Суламифь». Художественные средства создания восточного колорита. Легендарно-исторический, философско-познавательный и интимно-личностный планы композиционно-сюжетной структуры повести.
  4. «Гранатовый браслет» как акафист любви. Проблема жанра, содержания и формы. Мастерство Куприна-рассказчика: композиция, мастерство психологического портрета, функции второстепенных персонажей.
  5. Традиции русской классической литературы в произведениях А.И. Куприна о любви.

Вопросы проблемно-дискуссионного характера:

  1. Какие философско-культурологические идеи библейской Песни Песней отражены  в произведении А.И. Куприна «Суламифь» и в серии картин М. Шагала  «Песнь Песней»?
  2. Какую роль играет образ природы в произведениях А.И. Куприна?
  3. Как показана духовная инициация героев в произведения автора о любви?
  4. Каковы традиции русской классической литературы 19 века и новаторские черты литературы 20 века находят свое отражение в произведениях автора? Аргументируйте свой ответ.

 

Методические рекомендации по подготовке исследовательских работ

 

Выполненная работа должна отвечать следующим требованиям:

  1. Обязательными элементами оформления работы являются титульный лист с указанием данных автора и темы работы, а также план работы. План не должен повторять предложенный для выполнения работы тезисный план, но должен отражать его основные идеи и концепции. Разделы плана, не повторяя названия темы, должны достаточно полно охватывать избранную тему, отражать ее главные положения. В план рекомендуется включать не более 3–4 вопросов. Четкий план призван обеспечить логичное, последовательное раскрытие избранной темы исследования.
  2. Одним из обязательных элементов написания работы является включение списка использованной литературы. Студент имеет право пользоваться материалами интернета, дополнительной литературой, что должно быть указано в списке.
  3. Объем работы должен соответствовать сложности темы, раскрывать проблему. Как правило, это 10–15 страниц печатного текста, шрифт Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал 1,5.
  4. Содержание работы должно соответствовать плану, быть логичным и последовательным. В конце каждого раздела следует делать небольшие выводы и обобщения. Все цитаты, приводимые в контрольной работе, должны обязательно сопровождаться указанием на источник сведений (в постраничных сносках и примечаниях, в соответствии с общепринятыми правилами библиографии).

Главным показателем качества работы служит  глубина освещения автором включенных в план вопросов темы, его умение анализировать явления и факты, делать обоснованные выводы. Важнейшие требования к исследовательской работе – самостоятельность изложения вопросов, творческий подход. Работы, выполненные без соблюдения этого требования, методом механического переписывания материала учебников или Интернета, без привлечения дополнительной литературы, не засчитываются.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X