Задание по дисциплине «Клиническая психофизиология» для КПМИП



Обязательное задание к модулю «Психофизиология»

1. Дайте объяснение понятию «ориентировочная реакция». Опишите механизм ее возникновения и угашения. Перечислите факторы, провоцирующие ориентировочную реакцию.
Ответ:
животного на новый, внезапно появляющийся раздражитель. Она включала поворот головы и глаз в сторону раздражителя и обязательно сопровождалась торможением текущей условно-рефлекторной деятельности. Другая особенность ОР заключалась в угашении всех ее поведенческих проявлений при повторении стимула. Угасшая ОР, легко восстанавливалась при малейшем изменении обстановки.
Физиологические показатели ОР. Использование полиграфической регистрации показало, что ОР вызывает не только поведенческие проявления, но и целый спектр вегетативных изменений. Отражением этих генерализованных изменений являются различные компоненты ОР: двигательный (мышечный), сердечный, дыхательный, кожно-гальванический, сосудистый, зрачковый, сенсорный и электроэнцефалографический. Как правило, при предъявлении нового стимула повышается мышечный тонус, изменяется частота дыхания, пульса, возрастает электрическая активность кожи, расширяются зрачки, снижаются сенсорные пороги. В электроэнцефалограмме в начале ориентировочной реакции возникает генерализованная активация, которая проявляется в блокаде (подавлении) альфа-ритма и смене его высокочастотной активностью. Одновременно с этим возникает возможность объединения и синхронной работы нервных клеток не по принципу их пространственной близости, а по функциональному принципу. Благодаря всем этим изменениям возникает особое состояние мобилизационной готовности организма.
Чаще других в экспериментах, направленных на изучение ОР, используют показатели кожно-гальванической реакции (КГР). Она обладает особой чувствительностью к новизне стимула, модальна неспецифична, т.е. не зависит от того, какой именно стимул вызывает ОР. Кроме того, КГР быстро угасает, даже если ОР вызвана болевым раздражителем. Однако КГР тесно связана с эмоциональной сферой, поэтому использование КГР при изучении ОР требует четкого разделения собственно ориентировочного и эмоционального компонентов реагирования на новый стимул.

2. Дайте объяснение понятию «энграмма». Перечислите этапы фиксации информации. Перечислите и охарактеризуйте процессы памяти.
Ответ:
Энграмма — это физическая привычка или след памяти на протоплазме организма, оставленный повторным воздействием раздражителя. Буквально с греческого слово «энграмма» означает «внутренняя запись». Этим словом древние греки обозначали восковые таблички для записи значения различных знаков.
Этапы формирования энграмм
По современным представлениям, фиксация следа в памяти осуществляется в три этапа.
Вначале, в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след (зрительный, слуховой, тактильный и т. п.). Эти следы составляют содержание сенсорной памяти.
На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации. Есть данные, что гиппокамп в совокупности с медиальной частью височной доли играет особую роль в процессе закрепления (консолидации) следов памяти. Речь идет о тех изменениях, которые происходят в нервной ткани при образовании энграмм. Гиппокамп, по-видимому, выполняет роль селективного входного фильтра. Он классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя оптимальной организации сенсорных следов в долговременной памяти. Он также участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь, в коре больших полушарий. Другими словами, она отвечает за реорганизацию нервных сетей в процессе усвоения новых знаний; когда реорганизация закончена, височная область в дальнейшем процессе хранения участия не принимает. память психика личность энграмма
На третьем этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.

3. Дайте определение понятию «эмоция» с физиологической точки зрения. Объясните механизм возникновения эмоций согласно концепции потребностно-информационной теории.
Ответ:
Эмоция (от лат. «emovere» – возбуждать, волновать) – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективное явление, а субъективное к нему отношение.
Эмоции (например, гнев, страх, радость) принято отличать от общих ощущений (таких, например, как голод, жажда). Возникновение общих ощущений связано с возбуждением определенных рецепторов, а эмоции не имеют собственных рецептивных полей. Такие субъективные переживания, как страх или гнев трудно связать с определёнными рецепторами, поэтому они обозначаются не как ощущения, а как эмоции. Другая причина, по которой эмоции противопоставляются общим ощущениям, состоит в их нерегулярном, спонтанном возникновении.
Потребностно-информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Петра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «… эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта». Это утверждение можно представить в виде формулы:
Э = П × (Ин — Ис),
где Э — эмоция (её сила, качество и знак); П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.
Учитывая, что потребность (П), рассматривается как «побуждение, отрицательное в биологическом смысле для организма» , то из формулы становится ясно, что при Ис<Ин эмоция приобретает отрицательный характер, а Ис>Ин — положительный.

4. Перечислите основные виды двигательных функций; факторы, обусловливающие двигательный акт; основные принципы управления двигательными актами. Дайте определение понятию «рефлекторное кольцо».
Ответ:
Взаимодействие человека и животных с окружающей средой осуществляется через целенаправленную деятельность или пове¬дение. Двигательный акт как элемент поведения воспроизводит основные звенья его структуры. Ведущим системообразующим фак¬тором целенаправленного поведения, так же как и отдельного дви¬гательного акта, является полезный для жизнедеятельности орга¬низма приспособительный результат.
Следует различать такие понятия, как «двигательный акт» и «элементарное движение». Двигательный акт реализуется с помо¬щью моторной программы, а в простейшем случае через возбуж¬дение командного нейрона, управляющего согласованной рабо¬той группы мотонейронов и соответствующих мышечных единиц. Элементарное движение представлено сокращением/расслаблением мышечных единиц, вызываемых стимуляцией мотонейрона. Одна и та же двигательная программа может быть выполнена с помо¬щью разного набора элементарных движений мышц. Например, левой или правой рукой.
С позиции принципа системного квантования процессов жиз-недеятельности двигательный акт может быть соотнесен с отдель¬ным квантом поведения. Это наиболее очевидно при иерархичес¬ком квантовании, когда удовлетворение ведущей потребности зна¬чительно отставлено во времени и для достижения конечного результата необходимо выполнить ряд предварительных действий. Например, при конструировании человеком определенного изде¬лия, когда для создания конечного продукта необходимо решить ряд промежуточных задач со своими конкретными результатами.
Наиболее совершенная модель структуры поведения изложена в концепции функциональных систем П.К. Анохина. Определяя функциональную систему как динамическую, саморегулирующую¬ся организацию, избирательно объединяющую структуры и про¬цессы на основе нервных и гуморальных механизмов регуляции для достижения полезных системе и организму в целом приспосо-бительных результатов, П.К. Анохин распространил содержание этого понятия на структуру любого целенаправленного поведения
Рефлекторное кольцо — временное образование внутри замкнутого круга рефлекторной деятельности при определённом возмущении, источником которого может быть как сама внешняя среда, так и «власть воли» индивидуума.
Рефлекторное кольцо включает в себя:
· Рефлекторная дуга
· обратную афферентацию от эффекторного органа в центральную нервную систему.
5. Дайте определение понятию «состояние» и приведите структуру психофизиологического состояния человека. Перечислите факторы, оказывающие влияние на восприятие человеком ситуации и оценки степени её трудности.
Ответ:
Психофизиология состояний человека
♦ Понятие состояния человека.
♦ Психическое состояние.
♦ Функциональный и психофизиологическое состояние.
♦ Негативные состояния.
Понятие состояния человека
Понятие «состояние» является общенаучным понятием. Оно относится к системе категорий философии и соотносится с такими категориями, как «качество» и «количество», «мера», «явление» и «сущность», «причина» и «следствие», «движение» и «покой», » связь «и» отношения «и многими другими (И. Петров).
Состояние человека представляет собой целостную системную реакцию (на уровне организма и часто — личности) на внешние и внутренние воздействия, направленную на сохранение целостности организма и обеспечения его жизнедеятельности в конкретных условиях существования.
Состояния характеризуются следующими свойствами:
♦ модальность — состояния качественно отличаются друг от друга и в первую очередь тем, переживания (эмоции и эмоциональный тон ощущений) их сопровождают;
♦ продолжительность (устойчивость) состояний;
♦ глубина состояний (интенсивность) — характеризуется степенью выраженности переживаний и сдвигов физиологических функций;
♦ качество состояний определяется спецификой фактора, влияющего на человека, исходным фоном, а также индивидуальными особенностями человека; по знаку переживаний (эмоций) состояния разделяют на положительные и отрицательные; в зависимости от значимости того или иного состояния для эффективности деятельности, общения и здоровья состояния разделяют на благоприятные и неблагоприятные.

6. Дайте определение понятиям «стресс» и «дистресс». Перечислите функции и виды стресса, а также причины дистресса.
Ответ:
Сегодня все говорят о стрессе как об источнике многих человеческих страданий и проблем. Стрессом (от англ. stress — давление, напряжение) в психологии и медицине называют реакцию организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие.
Термин «стресс» ввел в психофизиологию Уолтер Кэннон, подразумевая под ним нервно-психическое напряжение, возникающее как реакция типа «бей или беги» на угрозу. Данной реакции сопутствуют рост нервного возбуждения, повышение кровяного давления, увеличение мышечного тонуса. Помимо этого, учащается сердцебиение, усиливается потоотделение, происходит изменение волновой активности мозга, перераспределяется кровь в организме (возникают ощущения, что кровь отхлынула от лица или «ударила в голову»). Подобные состояния возникают в чрезвычайных случаях, когда необходимо действовать и принимать решения быстро (угроза жизни и безопасности, например, пожар, спасение утопающего).
Что такое стресс ?
Сегодня все говорят о стрессе как об источнике многих человеческих страданий и проблем. Стрессом (от англ. stress — давление, напряжение) в психологии и медицине называют реакцию организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие.
Термин «стресс» ввел в психофизиологию Уолтер Кэннон, подразумевая под ним нервно-психическое напряжение, возникающее как реакция типа «бей или беги» на угрозу. Данной реакции сопутствуют рост нервного возбуждения, повышение кровяного давления, увеличение мышечного тонуса. Помимо этого, учащается сердцебиение, усиливается потоотделение, происходит изменение волновой активности мозга, перераспределяется кровь в организме (возникают ощущения, что кровь отхлынула от лица или «ударила в голову»). Подобные состояния возникают в чрезвычайных случаях, когда необходимо действовать и принимать решения быстро (угроза жизни и безопасности, например, пожар, спасение утопающего).
Канадский физиолог Ганс Селье (1907-1982), проводя наблюдения, заметил, что первые реакции организма на различные инфекционные болезни схожи: повышение температуры тела, вялость, бледность кожных покровов, недомогание. Отличия в симптомах болезней начинают появляться через несколько дней. Данные наблюдения помогли Селье трактовать стресс шире, не только как реакцию «бей – беги», но как неспецифическую реакцию организма на любое внешнее воздействие. Селье назвал такой ответ организма общим адаптационным синдромом (ОАС).
Гормоны стресса
В организме в первые несколько минут стрессовой ситуации вырабатывается большое количество гормонов стресса – адреналина, норадреналина, адренокортикотропного гормона (АКТГ), кортизола, необходимых для устранения возникшей угрозы.
Выработка адреналина и норадреналина резко повышается при стрессовых и близких к нему состояниях, связанных с ощущением опасности, тревоги, страха, а также при травмах, ожогах, шоке. Содержание адреналина в крови повышается при усиленной мышечной работе. Адреналин вызывает сужение сосудов органов брюшной полости, кожи, слизистых оболочек, но расширяет сосуды головного мозга и способствует повышению артериального давления. Кортизол повышает сахар в крови, резко усиливает клеточный метаболизм. Кроме того, во время стресса вырабатываются гормоны удовольствия — окситоцин и дофамин. Действие этих гормонов способствует возникновению воодушевления, приподнятости настроения, даже некоторой эйфории при слабом и умеренном стрессе.
Щитовидная железа вырабатывает тироксин, который учащает дыхание, сердцебиение, повышает тревожность, уменьшает чувство усталости.
Этапы стресса
По сути, стресс — это состояние гемеостаза (саморегуляции) организма, обеспечивающее ему необходимую активность в условиях воздействия экстремальных факторов. Стрессовые механизмы включаются чаще всего без участия сознания. Например, в случае внезапно возникшей опасности на дороге, водитель сначала жмет на тормоз, а уж потом, осознав угрозу, покрывается холодным потом, испытывает онемение в теле. Сердцебиение у него может сначала замедлиться, потом участиться.
Ганс Селье выделил следующие этапы стресса:
1.Первая реакция на раздражитель (тревожность). Происходит мобилизация адаптационных возможностей организма.
2.Стадия сопротивления (резистентности).
3.Стадия истощения.
Например, на температуру воздуха выше 33 — 36 градусов организм человека реагирует повышением потоотделения. Влага, испаряясь с поверхности тела, охлаждает его, предохраняя от перегрева. Теряя влагу, через некоторое время организм уже страдает от обезвоживания. Поэтому в жаркую погоду рекомендуется носить легкие панамки и кепки, пить больше воды.
Если организм длительное время подвергается воздействию высоких температур, его адаптационные возможности истощаются. В первую очередь жертвами становятся люди с ослабленной или с не вполне сформировавшейся адаптационной системой: больные, пожилые, дети. В летнюю жару возрастает количество вызовов «скорой» из-за скачков артериального давления, приступов стенокардии, инфарктов, инсультов, а также тепловых и солнечных ударов.
Дистресс — это деструктивный стресс, опасное и разрушительное для здоровья состояние, возникает из затянувшегося стресса. Чем дольше действует стрессор, тем сильнее дистрессовое расстройство. Дистресс ухудшает протекание психофизиологических функций.
Если стресс может быть приятным и неприятным, то дистресс только неприятен и болезнен. При дистрессе в организме накапливаются продукты деятельности стрессовых механизмов, что приводит к разрушению механизмов саморегуляции. Появляются сердечные и головные боли, одышка. Может усилиться потоотделение, появиться мышечное напряжение. Сбиваются биологические ритмы человека (нарушается сон, может появиться бессонница), изменяются гормональные и иммунные функции организма. Существует мнение, что ни одна болезнь не возникает без влияния стресса на иммунную систему. При дистрессе на 40 % снижается количество клеток – киллеров, борющихся с вирусами и опухолями, падает уровень лейкоцитов в крови. Возникает перенапряжение в работе нейроэндокринных механизмов. Установлено негативное влияние повышенного уровня стресса на генетический аппарат.
Дистресс истощает все адаптационные резервы организма, что может привести к развитию депрессии, пограничных состояний, психических расстройств.
Признаками дистресса могут быть: несвойственная данному человеку конфликтность,тревожность, усталость, раздражительность, вспышки агрессии, неадекватные реакции (смех или слезы), апатия, изменение аппетита, снижение либидо, суетливость, забывчивость, нервозность, соматические нарушения (головные боли, тошнота, дрожь, потливость, боли, ломота в мышцах); изменение сознания и речи, проявляющиеся в обилии междометий, сбивчивой речи, трудностях с формулированием мыслей.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X