Задание по дисциплине «Клиническая психология в геронтологии и гериатрии» для КПМИП



ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ по дисциплине «Клиническая психология в геронтологии и гериатрии» курса профессиональной переподготовки «Клиническая психология»

Случай 2

«Предательство собственного тела»

Мужчина 65 лет поступил в терапевтическое отделение больницы по направлению из поликлиники для обследования и лечения в связи с кризовым характером течения гипертонической болезни. Беспокоят головные боли, головокружение и одышка при ходьбе, несколько раз в день сильно поднимается артериальное давление.
Живет один. Был женат, разведен. Детей нет. В Москву приехал из провинции после армии. Получил среднее техническое образование. Работал в НИИ, потом «в разных организациях, которые из него образовывались» — фактически всю жизнь на одном месте. В молодости занимался спортом, но с возрастом зобросил. Гипертоническая болезнь лет двадцать. Иногда бывали боли в сердце, но «само проходило». Когда заболевал сильно, вызывал врача, но редко: «Болеть особенно некогда, работу потерять можно».
Полгода назад сильно простудился, но продолжал ходить на работу – «думал — обойдется». Перенес двустороннее воспаление легких, во время которого были эпизоды появления страха, что задохнется или сердце не выдержит. По его словам: «Впервые чувствовал себя таким беспомощным». Долго был на бюллетене, и когда начальник высказал недовольство, уволился. Решил, что стал слишком старым, больным. И действительно, одышка при ходьбе стала постоянной, скачки давления ежедневные, сон беспокойный. Пьет все лекарства, назначаемые врачами, «да все без толку». Согласился на предложение участкового терапевта пройти обследование и лечение в клинике, но в успех не верит: «Старость и болезнь неразлучны».

Терапия:

1. Слушание истории клиента.
Обращало на себя внимание, что пациент подробно рассказывает о своей сегодняшней ситуации, но не охотно о прошлом. При этом он охотнее говорит сам, выдвигая версию безнадежности своего состояния, чем отвечает на уточняющие вопросы психолога о динамике, в том числе об улучшении, его самочувствия.

2. Выявление проблемной (доминирующей) истории
Основным нарративом, который клиент доносил до психолога, как он сам это подтвердил, являлась история развития беспомощности перед болезнью, причем не только его самого, но и врачей, т.к. он «слишком старый стал».

3. Экстернализация проблемы. Называние (присвоение имени) проблемы
Пациенту можно предложить для обсуждения следующие две группы тем:
1) Как проявилась впервые беспомощность? Что она говорила ему? Что заставляла делать? Его ответы: беспомощность появилась, когда простуде не прошла, и развилось воспаление легких. Он сильно ослаб физически и морально. Появилось чувство беспомощности, которое говорило: «Ты не справишься сам. Ты слаб, потому что ты стар». Оно вынудило его обращаться к врачам вновь и вновь, но болезнь не проходила совсем
2) Как он действовал, когда появилась беспомощность? Что он делает с ней сейчас? Как он считает, зачем она ему нужна? Его ответы: вначале пытался не замечать, как и первые признаки болезни, но потом понял, что не справляется сам, и обратился к врачам. Они сказали, что надо было раньше. Сейчас он старается избавиться от беспомощности, соглашаясь на все, что предлагают врачи. Но она появляется иногда, подтверждая, что он еще болен, а еще, что стар, и может быть никогда не справится.
В результате его проблема: «беспомощность старости перед болезнями».

4. Деконструкция проблемной истории
Психологу необходимо пересказать нарратив пациента, обратив внимание, что его выводам о неизбежности беспомощной старости противоречит то, что лишь полгода назад он был вполне самостоятельным человеком. Настолько, что, даже сильно простудившись, не стал лечиться вообще, считая, что «оно само пройдет». Тогда (всего лишь полгода назад) он не считал себя беспомощным стариком. Пациент согласился, что заболев, он, с одной стороны, ослабел в результате болезни, о чем ему и «сообщило» чувство беспомощности, а с другой стороны, он в этом состоянии впервые «примерил на себя и согласился с мыслью, что все старики беспомощны». До этого он не очень-то и стариком себя признавал. Лишь состояние беспомощности с ним это сделало.

5. Выявление уникальных эпизодов и начало альтернативной истории

Дальнейшая беседа строилась на выявлении тех моментов его жизни, когда он справлялся самостоятельно. И всегда это было вовремя: ушел в армию и получил там первую специальность, приехал в Москву и получил другую специальность и постоянное место работы, заработал себе квартиру и не позволил жене ее отнять, помогал родителям и сестре, пока они были живы. Лишь в отношении своего здоровья он был всегда небрежен. Просто, тело его никогда не подводило. А теперь предало. Правда, раньше он занимался спортом, но в период перестройки возможностей стало меньше – все платно и дорого. Однако, он регулярно устраивает себе пешие прогулки по парку, рядом с которым живет – вечерами и по выходным. Лишь последние года два перестал ходить зимой на лыжах. Таким образом, вся жизнь пациента ранее – это история о самостоятельности и поддержании здоровья.

6. Перенаименование проблемы
В результате выявилось, что беспомощность пациента объясняется тем, что он не знает, как теперь, в его физическом состоянии и в его возрасте поддерживать здоровье. То есть главная проблема – как сохранять здоровье. Таким образом, при перенаименовании проблемы борьба с болезнью превращается в практику сохранения здоровья.

7. Уплотнение альтернативной истории
Дальнейшие беседы с психологом имели три фокуса: 1) вспомнить прошлые ощущения и научиться распознавать настоящие сигналы тела о помощи ему, не доводя до развития болезненной беспомощности, 2) обсуждение той информации, которую он, расспрашивая лечащих врачей, получал о перспективах поддержания своего здоровья, 3) разговор о его собственном опыте организации здорового образа жизни.

8. Обсуждение будущего в свете новой истории
Пациент, рассказывая о перспективах организации максимально здорового образа жизни в будущем, упомянул, что сильно добавило ему беспомощности то, что он, болея, осознал свое полное одиночество. Однако, он признал, что сам создал себе изоляцию, поздно обратившись за помощью к врачам, и лишь потом согласившись, чтобы сосед купил ему лекарства. И с работы звонили – предлагали приехать навестить, но он отказался. Кроме того, выяснилось, что коллеги с последней работы звонят ему и предлагают вернуться. У пациента появилась мысль поехать и поговорить с начальником. Если ему смогут разрешить щадящий режим работы, то он вернется в привычный коллектив. Если нет, то он будет организовывать «здоровую жизнь заслуженного пенсионера». Хочет поближе познакомиться с людьми, живущими с ним в одном доме, микрорайоне.

9. Выявление качеств клиента, способствующих поддержанию его новых отношений в настоящем и будущем
Эти качества были названы им самим, а также психологом: самостоятельность, целеустремленность, компетентность в организации здорового образа жизни, способность поддерживать длительные контакты с окружающими (коллегами на работе), склонность к анализу реальной ситуации и практическому применению получаемой информации.
На последней беседе пациент отмечал, что у него появилась не только уверенность в жизни, но и уважение к собственному телу: здесь в больнице он постепенно увеличивал нагрузки и теперь может без одышки подниматься по лестнице на 4-й этаж, гулять целый час.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X