Задание по дисциплине «Нейропсихология» для КПМИП



Обязательное задание к разделу «Нейропсихология»

Кейс-задание №1
Перед вами примеры стимульного материала, используемого в оценке узнавания больным пространственно-деформированных изображений. Укажите, при нарушениях, каких отделов мозга способность пространственно соотносить детали изображения и объединять их в целостный образ, необходимый для опознания, нарушается в наибольшей степени, а при каких — относительно сохранна.

Ответ:

У больных с затылочными поражениями отмечается парадоксальный факт: опознание «разорванных» изображений происходит у них при тех же временных показателях, как и обычных. И в том и в другом случае больные просто пере¬числяют детали. Успешность опознания у них оказывается зависимой от коли¬чества элементов (деталей), которые может выделить и суммировать больной.
При выполнении заданий по опознанию искаженных и необычно ориентированных изображений также выделяется группа больных с теменными и особенно правосторонними поражениями. Они допускают наибольшее число ошибок даже при максимальной экспозиции 5000 мс. Это число превышает среднее время опознания у больных с заднелобными и височными очагами поражения в 3-4 раза. Больные с затылочными очагами (в отличие от других групп больных) при предъявлении пространственно искаженных и необычно ориентированных изображений дополнительных трудностей, по сравнению с опознанием обычных изображений, не испытывают.

Кейс-задание №2
При проведении какой пробы используется специальный бланк с беспорядочно разбросанными в пространстве стандартного листа альбомного формата (вытянутого по горизонтали) буквами латинского алфавита. Испытуемому предлагается, быстро просматривая лист, вычеркивать одну из букв (например, В), которая в одинаковом количестве присутствует в левой и правой частях листа.

Ответ:
ПРОБЫ НА ОЦЕНКУ АСИММЕТРИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ. Стимульный материал: Специальный бланк с беспорядочно разбросанными в пространстве стандартного листа альбомного формата (вытянутого по горизонтали) буквами латинского алфавита (Н. Н. Николаенко).

Кейс-задание №3
Испытуемые с каким нарушением имеют тен¬денцию игнорировать левую часть зрительного поля, что выражается в существенной разнице между количеством букв, найденных слева и справа?

Ответ:
Ограничения — если испытуемый плохо различает буквы, в связи с нарушением зрения, проба не применяется. Стимульный материал: три карточки, каждая из которых представляет собой очерченный на половине листа А4 прямоугольник 10×12 см, в котором, среди 157 дистракторов (букв латинского алфавита) с каждой стороны, симметрично относительно средней линии прямоугольника, разбросаны по 30 стимулов (буква А латинского алфавита).

Кейс-задание №4
Известно, что наиболее грубые дефекты в узнавании знака и модальности эмоций по мимическим характеристикам могут свидетельствовать о функциональной недостаточности нескольких участков мозга, и, прежде всего, правого полуша¬рия. Укажите локализацию поражения, при которой у больных наблюдается нарушение обобщения эмоционально-экспрессивных изображений (в пробах типа «Исключение лишнего»).

Ответ:
Такой тип решений наблюдался и у значительной части больных, перенесших тяжелые формы энцефалита (70%). В психическом состоянии этих больных, как правило, не отмечалось психотической симптоматики (бреда, галлюцинаций, расстройств сознания); преобладали данные об их общем интеллектуальном снижении.

Кейс-задание №5
У взрослого испытуемого с органическим поражением головного мозга при копировании конструктивно сложных фигур Тейлора и Рея-Остеррица оказалось, что оба изображения оказались повернутыми на 90°. Укажите, где локализован патологический очаг при данном феномене.

Ответ:
Среди возможных деформаций рисунков и стратегий их рисования назы¬ваются рисование справа налево (у левшей и при недостаточности комиссуральных структур мозга), в особо сложных случаях (при дисфункции среднегомозга) — изменения направленности восприятия и копирования с горизонталь¬ной оси на вертикальную. Также встречается левостороннее игнорирование (при поражениях правого полушария и нарушениях межполушарных связей). Появление правостороннего игнорирования в зрелом возрасте всегда свидетельствует об изменении межгемисферных взаимодействий (например, при наличии фак¬тора левшества) в сторону функциональной амбилатеральности мозга на кор¬тикальном и/или субкортикальном уровне.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X