Задание по дисциплине «Практикум по нейропсихологической диагностике» для КПМИП



Задания-кейсы для контрольной работы по дисциплине: «Практикум по нейропсихологической диагностике»

Задание 1.
Группа детей 5-6 лет участвует в игровых развивающих занятиях. У Сережи М. замечены следующие особенности:
• заторможенность, инертность (например, в игре «Знакомство по кругу» ребенку трудно вовремя «вступить» со своим именем, — возникает пауза, ребенка окликают, дергают или он сам спохватывается через несколько секунд)
• утомляемость (заметное снижение общего тонуса и включенности в процесс к концу игры, а если игра сложная, то и в середине; на фоне утомления появляются «глупые» ошибки, случайные промахи, возникают растерянность, паника или капризность вплоть до отказа от участия в работе)
• неравномерность эффективности запоминания (хорошо усваивает первые игры в программе или первую часть ритуала/сюжета, а потом «теряется», начинает отвлекаться)
Сережа – худощавый, бледный мальчик. Он часто болеет, пропускает много занятий, но всегда старается наверстать пропущенное, тяжело переживая свои ошибки и отставание от одноклассников.
ВОПРОС: Какой отдел головного мозга является проблемным в данном случае? О чем здесь можно говорить, — о функциональной дефицитарности или несформированности? Обоснуйте свой ответ, опираясь на имеющиеся у Вас знания о трех функциональных блоках мозга.
Ответ:
Функциональная дефицитарность стволовых структур первого функционального блока мозга

Задание 2.
Группа первоклассников участвует в игровых развивающих занятиях. Наблюдая за Наташей А., психолог выявил следующие особенности:
• трудности усвоения инструкций зрительно-пространственного содержания и ориентации в пространстве (в координатах «слева-справа», «сзади-спереди», «сверху-снизу»), повороты не в ту сторону, «зеркальные» ошибки
• проблемы с одновременным «схватыванием» игровой ситуации, фрагментарность, фиксация на какой-то одной детали (части помещения, группе детей)
• недостаточная тонкость восприятия цветов и плохая память на цвета (проблемы в играх, предполагающих оперирование сложными образами, обращение к окраске объектов)
• недостаточность лицевого гнозиса (ребенок плохо запоминает новые лица)
ВОПРОС: Какой отдел головного мозга является проблемным в данном случае? О чем здесь можно говорить, — о функциональной дефицитарности или несформированности? Обоснуйте свой ответ, опираясь на имеющиеся у Вас знания о трех функциональных блоках мозга.
Ответ:
Функциональная несформированность затылочной коры правого полушария

Задание 3.
Группа детей 5-6 лет участвует в игровых развивающих занятиях. Наблюдая за Васей О., психолог отметил, что мальчику присущи следующие особенности:
• истощаемость (неспособность удерживать внимание в течение работы всего «круга» участников или в течение проигрывания всего сюжета, ребенок легко отвлекается на эмоционально-яркие стимулы, после чего с трудом «собирается» снова)
• эмоциональная непредсказуемость, неадекватность эмоциональных реакций ситуации
• плохая переносимость критических замечаний (немедленно возникает реакция негативизма: ребенок замыкается в своей обиде или раздражается, озлобляется, ударяет кого-то, рыдает, топает ногами, падает на пол)
• нарушения избирательности восприятия и памяти (смешивает похожие инструкции, тексты песен и стихов, додумывает, достраивает, «дофантазирует»)
• вычурность, необычность интонации и/или громкости речи (скандирует, выкрикивает неадекватно громко и резко…)
Но есть и факторы, помогающие Васе. Среди них:
• похвала со стороны взрослых или выражение одобрения, восхищения, дружеских чувств со стороны сверстников; порицание ухудшает эффективность
• обращение к хобби, пристрастиям, потребностям ребенка, осмысление игр и упражнений через призму того, что может быть ему интересно
ВОПРОС: Какой отдел головного мозга является проблемным в данном случае? О чем здесь можно говорить, — о функциональной дефицитарности или несформированности? Обоснуйте свой ответ, опираясь на имеющиеся у Вас знания о трех функциональных блоках мозга.
Ответ:
Функциональная дефицитарность диэнцефально-лимбических структур первого функционального блока мозга

Задание 4.
При оценке мануальной асимметрии у испытуемого В.С. (34 года) обнаружилось, что луриевские пробы выполняются почти исключительно левой рукой, тогда как результаты опросника М. Аннет однозначно указывают на доминантность правой руки. Исследование сенсорной асимметрии показало, что ведущим является левое ухо, доминантность же по глазу однозначно установить не удалось. Проведите интерпретацию полученных данных.
Ответ:
Испытуемого В.С. можно назвать «переученным левшой». По-видимому, в семейном анамнезе велико накопление левшества, что и выявилось с помощью культурно-свободных проб (луриевских). Что же касается опросника Аннет, то он состоит из вопросов об использовании той или иной руки при выполнении действий с предметами (карандашом, ложкой, ножницами, расческой и т.д.), и на ответах испытуемых всегда сказывается социальный опыт.

Задание 5.
Составляя программу реабилитации пациента А.Т. (51 год), нейропсихолог включил в нее:
• ежедневные беседы на темы, связанные с хобби пациента;
• привлечение пациента к просмотру любимых передач/фильмов с обсуждением увиденного;
• привлечение к комментированию процесса игры других пациентов в настольный теннис, домино;
• упражнения на разгадывание нелепиц, поиск ошибок в высказываниях/картинках (например: «Вчера мы пойдем в кино», «Наступила зима, и зайцы позеленели», «Моя мама младше меня на пять лет»).
ВОПРОС: Какой нейропсихологический синдром присутствует у данного пациента?
Ответ:
Описанная программа реабилитации основана на растормаживании, активировании спонтанных реакций (эмоциональных возгласов, отдельных реплик, развернутых высказываний). Программы такого рода разрабатываются для пациентов с «лобным синдромом», то есть с поражениями префронтальной коры больших полушарий.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X