Задание по дисциплине «Психологическая профилактика зависимого поведения» для КПМИП



Задания для самостоятельной работы по дисциплине: «Профилактика зависимого поведения» курса профессиональной переподготовки «Клиническая психология»

1. К какой стадии развития зависимости по И.Н.Пятницкой относятся следующие признаки: психоактивное вещество принимается, чтобы себя нормально чувствовать, а не для того, чтобы получить «кайф», продолжается рост толерантности, при нехватке вещества возникает синдром отмены.

Ответ: 3-я стадия развития зависимости.

2. Что объединяет алкоголь, табак и препараты бытовой химии с точки зрения наркологии?

Все вышеперечисленные вещества относятся к психоактивным и способны вызвать химическую зависимость. Эти вещества способны оказывать воздействие на работу мозга и психики в целом и могут вызывать привыкание.

3. Как называется направление работы по профилактике зависимостей, которое осуществляется в форме бесед, лекций, распространения специальной литературы, видео и телефильмов? И в чем заключается суть этого подхода?

Психологическое просвещение или информирование с целью осуществления профилактики при помощи демонстрации наглядного материала, чтения лекций, показа видеозаписей о вреде употребления психотропных и других веществ, вызывающих зависимость. Основная суть заключается в попытке воздействия на личность с целью повышения ее адаптации и развитию конструктивного мышления.

4. Наркозависимый П. 32 лет вернулся после 9 мес. прохождения реабилитации в одном из загородных реабилитационных центров. Как называется следующий предстоящий ему этап лечения, каковы его цели и как он осуществляется?

Ресоциализация или повторная социализация. Цель этого этапа заключается в применении знаний и навыков, полученных в реабилитационном центре на практике, в условиях реальной жизни. А так же укрепление и развитие новых здоровых форм поведения, восстановление утерянных социальных связей с обществом и близкими.
В процессе ресоциализации происходит периодичное посещение амбулаторной после лечебной программы, групп самопомощи, семейной психотерапии и других видов социально-психологических мероприятий с целью повышения компетенции во взаимодействии с семьей, близкими, а так же для решения вопроса с дальнейшим устройством в социуме. Центры реабилитации способствуют решению многих текущих проблем индивида (помогают в оформлении документов, в устройстве на работу и пр.).

5. Женщина, 46 лет, которая несколько раз проходила детоксикацию в наркологических больницах и частным образом, продолжает ежедневно употреблять алкоголь. Она не считает себя зависимой, утверждает, что когда захочет, сможет бросить пить сама, что сейчас пьет, потому что близкие «мотают ей нервы», и работа «нервная, постоянные авралы», а после работы ей надо расслабиться.
Как можно психологически определить позицию этой женщины в отношении своей алкоголизации и отношений с окружающими?

Женщина отрицает наличие проблемы, полагая, что излечилась от зависимости.

6. Как соотносятся термины «зависимость», «аддикция» и «аддиктивное поведение»?

Все выше перечисленные термины входят в группу девиантного поведения и являются его формами, а так же основным корнем данных слов служит желание уйти от реальности при помощи химического или не химического способа.

7. Как называется и каковы теоретические основания подхода к профилактике, в котором применяют активные, основанные на опыте методы: дискуссии, ролевые игры, самоанализ, аффективно-ценностное обучение, тренинги ассертивности, резистентности к негативному социальному влиянию, поведения в проблемных жизненных ситуациях, развития социальных навыков и навыков саморегуляции. Каковы достоинства и недостатки этого подхода?

Речь идет об Обучении жизненным навыкам, теории социального научения А. Бандуры и концепции проблемного поведения Р. Джессора. Эти теории являются центром данного направления, которые позволяют приблизиться к пониманию причин появления зависимости от наркотиков, а так же создать потенциально эффективные профилактические способы.
К плюсам относится: простота, рациональность, наглядность, позитивность, концептуальная четкость.
К недостаткам: социально-психологические и культуральные особенности нашей страны требуют поисков более глубокого профилактического подхода.

8. Эта профилактика является наиболее массовой, ориентирована, как правило, на общую популяцию детей, подростков, молодежи, у которых нет пока аддиктивных проблем, а также на родителей и учителей. Используют преимущественно педагогические, психологические и социальные методы воздействия.
О каком виде профилактики здесь идет речь и каковы ее цели?

Речь идет о профилактике девиантного поведения, которая позволяет сформировать адаптационный потенциал к воздействию негативных условий окружающей макро и микро среды. Потому что, правильная организация социальной среды является предпосылкой к формированию правильных антиаддиктивных установок и формированию умения сопротивляться отрицательному влиянию извне.

9. Наркозависимый Р., употребляет героин, женат, ребенок 1 год. Мать с мужем (отчимом Р.) и дочерью живут отдельно. Мать несколько раз в неделю приезжает к сыну и привозит детское питание для ребенка, «набивает им холодильник», потому что ни сын, ни его жена не работают. Мать постоянно пребывает в сильной тревоге за судьбу сына, но на работе, с друзьями и близкими не делится своими проблемами. Периодически она испытывает ярость в частности за то, что вынуждена платить за сына несколько кредитов, чувство безнадежности и потери энергии. Обостряются внутренние болезни. Постоянно проверяет вещи сына в поисках наркотиков, устраивает ему скандалы, требуя прекратить прием наркотиков.
Охарактеризуйте данную семейную коллизию.

Данная ситуация трактуется как созависимость, когда близкие родственники вовлечены в проблемы члена семьи, пытаясь помочь, еще больше поглощаясь в эти проблемы, не осознавая этого.

10. На приеме у психолога родители жалуются, что периодически замечают у дочери-подростка следующие проявления: нарушение речи и походки при отсутствии запаха алкоголя, специфический химический запах от одежды и изо рта, снижение интереса к учебе и обычным увлечениям, непонятные смены настроения, например, эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.
Могут ли эти признаки свидетельствовать, что их дочь употребляет наркотики? Что следует делать родителям?

Подобные признаки могут свидетельствовать о наркозависимости дочери, в этой ситуации необходимо понаблюдать за поведение м дочери более детально, при повторном выявлении проблемного и подозрительного поведения следует поговорить с дочерью в доверительной беседе, обратиться к психологу и наркологу.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X