Задание по дисциплине «Психология отклоняющегося поведения» для КПМИП



Задания для самостоятельной работы по дисциплине: «Психология отклоняющегося поведения» курса профессиональной переподготовки «Клиническая психология»

1. Оцените поведение Родиона Раскольникова, убившего старушку-проценщицу, с точки зрения социально-нормативного, психопатологического и статистического критерия нормы.

Родион Раскольников совершил антиобщественное деяние. Поведение героя не приемлемо и неодобряемо социумом. В данном случае речь идет о деликвентном поведении, которое проявляется как нарушение закона. Ничто не дает права убивать другого человека, ни какие принципы и взгляды. С точки зрения психопатологии, то можно отметить, что у Раскольникова наблюдаются шизоидные черты, которые проявляются во внутриличностном конфликте героя. У Раскольникова есть жажда «доказать, что я не тварь дрожащая, а право имею». Только возникает вопрос, кому он это хотел доказать. Раскольников является акцентуированной личностью, которая обладает некой сверх идеей о существовании великих людей. Безусловно, убивать людей ради проверки своих гипотез – это не нормальная ситуация.

2. Насколько поведение подростка, экспериментирующего с пирсингом, татуировкой и шрамированием может быть однозначно отнесено к отклоняющемуся с точки зрения критериев ОП, предложенных Е.В.Змановской?
Нельзя однозначно отнести «украшения» пирсингом, татуировками своего тела к форме девиантного поведения, если за этим не следует нарушения норм и правил. Подростковый период – это время перемен и самовыражения, которое может проявляться в самых разных формах. До того момента, когда попытка самовыразиться не зашла за грань дозволенного и не привела к дезадаптации, это не считается проявлением девиации.

3. У ребенка 4,5 лет часто проявляется агрессивное поведение в детском саду. Он бьет и кусает детей, пытается отобрать у них игрушки, разрушает их постройки, пытается ударить воспитателей. Может ли это быть квалифицировано как отклоняющееся поведение?

Данное поведение может быть отнесено к отклоняющемуся, поскольку происходит нарушение норм и правил поведения и причинение вреда окружающим.

4. К каким типам социальных норм можно отнести русский Домострой и Библейские заповеди?
Духовно-нравственные и морально-этические социальные нормы.

5. Что объединяет преступность, бюрократию, тоталитаризм, коррупцию, пьянство, религиозный фанатизм и геноцид?

Данные понятия относятся к социальным отклонениям, которые являются формой девиантного поведения.

6. Серийный убийца N в беседе с телекорреспондентом сказал, что в убийствах его назначение, что он ничего не боится и что он самого Бога превзошел. Свою цель преступник сформулировал как «вызывать страх», поясняя, что даже будучи заключенным под стражу, он вызывает животный страх у людей. Он рассказал также, что в детстве ему нравилось мучить животных. Суд признал его вменяемым.
Определите тип личности этого человека. Какие черты характерны для данного типа с точки зрения психоанализа?

Организованный несоциальный тип, вменяемый психопат, с аномалиями характера и поведенческими проблемами. Этот человек, вероятнее всего, нуждается постоянно в острых ощущениях, с полным отсутствием чувства вины и сожаления, рефлексия отсутствует. Преобладают садистские наклонности. Серийный убийца обременен источником агрессивной энергии, требующей периодического выхода. «Выход», в свою очередь, реализуется в деструктивных, отклоняющихся формах поведения.

7. В возрасте 8 лет И., оставаясь незамеченным, часто включал в здании школы пожарную сирену. В старших классах И. украл классный журнал и исправил там оценки; вскоре после окончания школы вместе с недавно уволенным другом, устроил небольшой погром, выбивая окна у машин, и в супермаркете, будучи в состоянии алкогольного опьянения. Свои действия при задержании объяснил желанием отомстить за несправедливо уволенного друга. При последующей беседе с психиатром выяснилось, что И. злоупотребляет алкоголем и психостимуляторами, страдает приступами паники, с детства был застенчивым, пугливым, тревожным, с низкой самооценкой; интеллект в норме.
Как с точки зрения психологии можно квалифицировать подобное поведение и тип личности?

И. стремится компенсировать свои недостатки через негативные поступки. Низкая самооценка и на этом фоне высокий уровень тревожности не позволяют «сложится» в гармоничную личность. Неуверенность в себе, возможно, глубокая психологическая травма, масса комплексов и чувство вины приводят к деструктивному, девиантному поведению. Ярко-выраженный демонстративный тип личности у И. говорит о желании выразиться и быть замеченным любой ценой. Алкогольная зависимость еще более усугубляет ситуацию и приводит к разрушению структуры личности. Пытаясь уйти от реальности путем аддиктивного поведения, И. не осознает всю тяжесть и антисоциальность своих поступков.

8. 36-летняя женщина угрожала сброситься с крыши пятиэтажного дома. Причиной стал разрыв с сожителем. Женщина – мать пятерых детей, по характеру чувствительная и ранимая – перенесла семейную драму очень тяжело. После двухчасовых переговоров с участием сил полиции и психологов, органам правопорядка удалось усыпить бдительность женщины. После чего ее удалось силой удержать от падения, оттащив от края крыши.
Квалифицируйте эту суицидальную попытку с точки зрения социально-психологических концепций.

В основе суицидальных тенденций женины находятся психологические причины, связанные с психотравмирующей ситуацией. В данной ситуации наиболее подходит экзистенциально-гуманистическая концепция, в контексте которой, тревога и эмоциональные расстройства выходят на первый план. Осознание полного одиночества, утрата веры в себя привела женщину к попытке суицида. Вероятнее всего, сожитель был для женщины смыслом жизни, при расставании с которым, смысл жизни был утрачен.

9. Саша П., 13 лет, проживает в неполной семье с мамой. Недавно сменил школу. В новой школе ведет себя агрессивно — толкает, оскорбляет, отбирает вещи у других учащихся. На замечания учителей реагирует раздражением, нецензурной бранью, угрозами перестать ходить в школу, если от него не отстанут. Если ему указывают на ошибки в выполнении заданий, отказывается от дальнейшей деятельности, может порвать тетрадь. В предыдущей школе был самым отстающим в классе, одноклассники дразнили его, учителя недолюбливали. Он много прогуливал, проводил время в асоциальной компании, которая занималась воровством, бродяжничеством и распитием спиртного. В компании был самым младшим, поэтому старшие унижали его, помыкали, отбирали «прибыль».
Объясните, с чем связано агрессивное поведение ребенка в новой школе.

Агрессивное поведение подростка служит некой защитной реакцией на окружающую действительность. Ученик не ощущает свою значимость и успешность, скорее всего, обладает низким уровнем самооценки. Возможно, своим негативным и демонстративным поведением он привлекает к себе внимание. Он привык быть всем неугодным и не любимым всеми, ему сложно выработать другой стиль поведения, он не знает другого отношения к себе. Именно поэтому подростку так тяжело адаптироваться в новой обстановке. Изначально создав ситуацию неуспеха, он продолжает свою привычную линию поведения.

10. Объясните, на какие принципы следует опираться психологам, оказывающим помощь подросткам с отклоняющимся поведением в преодолении трудностей взаимодействия?
1.Принцип системности предполагает системный анализ актуальной ситуации;
2.Принцип стратегической целостности заключается в единой целостной стратегии взаимодействия;
3.принцип многоаспектности – умение сочетать несколько подходов при работе с подростками;
4.Принцип ситуационной адекватности заключается в соответствии проводимых мер реальной ситуации;
5.принцип легитимности предполагает соблюдение прав ребенка при работе и взаимодействии с ним;
6.Принцип полимодальности – умение гибко применять различные психологические методы и приемы.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X