Задание по дисциплине «Психотерапия» для КПМИП



РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ К МОДУЛЮ «ПСИХОТЕРАПИЯ»

1. Перечислите аспекты, на основе которых сформированы задачи психотерапевтического воздействия.

В качестве теоретической основы психотерапии выступает научная психология, психологические теории и концепции, которые раскрывают психологическое содержание понятий «норма» и «патология». Концепция нормы дает представление о здоровой личности. Концепция патологии – о нарушениях. Основными направлениями психотерапии являются психодинамическое (психоанализ), поведенческое (бихевиоризм) и «опытное» (экзистенциально-гуманистическое).

2. Дайте определение понятию «МЕТОД ПСИХОТЕРАПИИ». Перечислите факторы, определяющие выбор конкретного метода психотерапии.
Метод психотерапии – это конкретный способ реализации общего принципа лечения, вытекающий из понимания сущности психического расстройства в рамках определенной концепции психотерапии.
Выбор конкретного метода психотерапии определяется взаимовлиянием конкретных клинических показателей больного и болезни, особенностями его личности и других психологических характеристик, уровнем социально-психологической адаптации пациента, а также структурно-организационной формой проведения психотерапии.

3. Пациент 28 лет. Обратился с жалобами на навязчивые мысли и действия (счет, повторение определенных фраз, частое мытье рук), возникающие в ситуациях психоэмоционального напряжения.
Из анамнеза: наследственность психопатологически не отягощена. Раннее развитие без особенностей. ДДУ не посещал. Воспитывался в полной семье. По характеру: мягкий, мнительный, тревожный, сомневающийся в своих силах. Со стороны отца периодически испытывал давление, со стороны матери — гиперопеку. Получил высшее образование в ВУЗе, рекомендованном родителями. Профессиональное направление выбрал вопреки собственному желанию. Учился хорошо, но искреннего интереса к будущей профессии не испытывал. При первичном трудоустройстве потерпел неудачу, после чего возникли первые симптомы заболевания. По рекомендации невролога в течение двух месяцев посещал групповые занятия с целью овладения навыками саморегуляции и релаксации, после чего состояние стабилизировалось. Устроился на работу по специальности в одну из крупных компаний. Зарекомендовал себя с положительной стороны. В рамках перспективы карьерного роста получил предложение о переводе в головной офис (г. Москва). После переезда и выхода на новое место работы отметил ухудшение состояния: возобновились множественные жалобы, снизилась работоспособность, ухудшился сон, в связи с чем обратился за профессиональной помощью.

А. Наличие какого расстройства можно предположить в данном случае?

Можно предположить у молодого человека существует пограничные непсихотические, невротические синдромы, которые проявляются в фобических состояниях, возможно при изменениях в жизни, боязни нового, боязни перемен. А так же предположительно есть вероятность наличия психотических синдромов, к которым относятся синдром навязчивости.

В. Какова основная цель лечения?

В первую очередь необходимо стабилизировать психо-эмоциональное состояние мужчины, прежде выявив причины нарушений, путем длительного наблюдения за пациентом.

С. В рамках какого подхода наиболее эффективно психотерапевтическое вмешательство в данном случае?

Психодинамический подход или психоанализ;
Поведенческий или бихевиоральный подход;
Реконструктивно-личностная терапия.

4. Пациентка 27 лет. Обратилась с жалобами на проблемы со сном (поверхностный сон, ранние пробуждения), подавленное настроение, потерю веса, раздражительность, утомляемость, «сложности при выполнении ответственных задач, требующих концентрации», конфликты с гражданским мужем.

Из анамнеза: единственная дочь в семье. Раннее развитие без особенностей. Воспитывалась в условиях жесткого контроля со стороны родителей, определивших главной жизненной целью достижение успеха, высокого положения в обществе, без учета личностных особенностей и возможностей дочери. По характеру: замкнутая, тревожная, ответственная. Посещала ДДУ и множество дополнительных занятий. За неудачи были предусмотрены наказания с применением физической силы. Закончила школу с углубленным изучением иностранных языков. Учеба в школе давалась с трудом. Следуя требованиям родителей, стремилась превзойти одноклассников в учебе, затрачивая на это массу усилий, часто в ущерб отдыху и ночному сну. Имеет высшее образование (диплом с отличием). В возрасте 20 лет вышла замуж за однокурсника, отличавшегося мягким, уступчивым характером. Через два года брак растрогла, аргументируя свое решение «мягкотелостью супруга и отсутствием у него личностного стержня». В родительскую семью не вернулась. Проживала самостоятельно. Поступила в аспирантуру. Во время работы над кандидатской диссертацией вступила в гражданский брак с научным руководителем, со стороны которого в последние несколько месяцев испытывает «психологическое давление и жесткую критику», что является причиной частых конфликтных ситуаций и появления вышеозначенных жалоб.

А. Наличие какого расстройства можно предположить в данном случае?

У женщины прослеживаются симптомы депрессивного расстройства (тревога, аффективный психоз), которое сопровождается утомляемостью, потерей смысла жизни, ухудшением здоровья на фоне эмоциональных проблем.

В. Какова основная цель лечения?

Основная цель заключается в обретении новой почвы, благодаря воссозданию способности ощущать фундаментальную ценность жизни и формированию новой установки.

С. В рамках какого подхода наиболее эффективно психотерапевтическое вмешательство в данном случае?

Экзистенциальный подход;
Эмоционально-рациональная терапия;
Позитивная психотерапия.

5. Пациентка 33 лет. Обратилась с жалобами на рецидивирующие приступы паники (сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, потливость, чувство бессилия и страха, тошнота, боли в животе), чаще всего в ситуациях, требующих личной ответственности.
Из анамнеза: единственная дочь. Росла в полной, благополучной, бесконфликтной семье. По характеру: спокойная, ответственная, доверчивая. Раннее развитие без особенностей. ДДУ не посещала из-за частых простудных заболеваний. С детства увлекалась рисованием. С отличием закончила художественную школу, поступила в профильный ВУЗ. В период обучения была выдвинута кандидатом для прохождения международной стажировки, однако из-за конфликта кураторов, сопровождавшегося грубой неконструктивной критикой, вынуждена была отказаться от предоставленной возможности. Ситуацию переживала тяжело, как личную неудачу, сомневалась в своем профессионализме, считала себя несостоятельной. Впервые обратилась за помощью с вышеозначенными жалобами. Прошла курс лечения, после чего оформила академический отпуск с переводом на другой факультет. По окончании ВУЗа работала по специальности в составе группы дизайнеров, избегая индивидуальных проектов. Вышла замуж за друга семьи, с которым была знакома с раннего детства. Периодически отвергает предложения конкурирующих фирм, предлагающих более выгодные условия работы, т.к. при их рассмотрении возобновляются панические атаки.

А. Наличие какого расстройства можно предположить в данном случае?

Речь в данном случае может идти о невротическом расстройстве, которое может дополняться паническими приступами в ситуациях, когда необходимо брать на себя ответственность.

В. В рамках какого подхода наиболее эффективно психотерапевтическое вмешательство в данном случае? Каковы его особенности?

Психодинамическое направление;
Бихевиоральный подход;
Гештальт-терапия.

С. Каковы основные цели лечения?
Основной целью является снять приступы удушья, учащенного сердцебиения, ощущение нехватки воздуха, потливости и пр. при ситуациях личной ответственности. Стабилизировать эмоциональное состояние, изменить поведенческий паттерн при ситуациях, требующих выбора и решения.

6. Перечислите факторы лечебного воздействия психотерапии.
• Универсальность – проблемы клиента являются универсальными, а именно пациент не одинок в своих страданиях;
• Принятие – фактор эмоциональной поддержки, который характеризуется созданием климатом психологической безопасности. Синонимы: «фактор сплоченности», «внушение надежды»;
• Альтруизм – фактор применяется в рамках групповой терапии. В рамках данного фактора позитивный эффект оказывается не только тем, что клиент получает поддержку и ему оказывают помощь другие, но и то, что он сам помогает другим, эмоционально поддерживая и проявляя эмпатию;
• Катарсис – отреагирование, которое проявляется в сильном проявлении аффекта;
• Самораскрытие – способствует стимулированию откровенности и выражении тайных мыслей;
• Обратная связь – проявляется в наличии знаний о том, как другие пациенты или члены группы воспринимают проблему, что они об этом думают, какие эмоции проявляют;
• Инсайт – понимание и осознание пациентом неосознаваемых прежде связей между особенностями своей личности с неадаптивными способами поведения;

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X