Задание по клинической психологии для РГСУ, пример оформления



Задания для самостоятельной работы по дисциплине: «Введение в клиническую психологию» курса профессиональной переподготовки «Клиническая психология»

Методические рекомендации: требуется ответить на указанные задания, ответ писать после каждого задания. Работу после ответа на все задания, в текстовом файле формата .doc, .docx загрузить опять на платформу для проверки преподавателем. Работа оценивается по 15-бальной шкале (более 9 баллов –зачтено).

Задание 1. Поставьте диагноз:
Пациентка 32 г. обратилась с жалобой на внезапные приступы, которые сопровождаются интенсивными страхами. Симптомы: учащение сердцебиения, потливость, побледнение, затрудненность дыхания, длилось не более часа.
Для нее характерны повышенная утомляемость, слабость, вялость, нарушение сна по типу бессонницы или сонливости, подавленное настроение. Также у больного наблюдаются признаки нарушений работы различных органов и систем. Со стороны нарушений нервной системы появляются головные боли, головокружения, частые обмороки и повышение температуры до 37,5ºС и выше.

Ответ: F41.2 Смешанное тревожное и депрессивное расстройство

Задание 2. За счет чего происходит компенсация у глухого ребенка?

Ответ: Глухой ребенок компенсирует свой дефект зрением, благодаря которому он учится читать речь с губ, а также учится письменной речи. Глухота также компенсируется двигательной и тактильно—вибрационной чувствительностью, благодаря которым происходит постановка звуков речи и контроль за ней.

Задание 3. Может ли клинический психолог ставить такой диагноз?

К клиническому психологу обратился мужчина 27 лет, в ходе беседы пациент рассказал, что на фоне алкогольного опьянения у него возникают галлюцинации и мания преследования. За несколько дней до поступления в больницу стал замкнутым, уединился. Задавал однообразные вопросы: «Что дальше?». Ночью больной неожиданно проснулся, почувствовал, как «из соседнего дома при помощи специального передатчика излучают зеленые радиоволны». Услышав голоса, женские, мужские, детские, по содержанию якобы относящиеся к шпионской группе. Голоса говорили о необходимости уйти из дома и спрятаться на даче. И он пошел пешком из дома до дачи (порядка 25 км.), шел несколько суток…
Медицинский (клинический) психолог в заключении пишет диагноз: шизофрения галлюцинаторно-параноидной формы, имеет ли он право ставить такой диагноз самостоятельно.

Ответ: Нет, не имеет. Постановка такого диагноза требует диагностики врачом-психиатром на протяжении не менее полугода, при этом указанные симптомы должны отмечаться не менее месяца. При развитии симптомов шизофрении вместе с выраженными симптомами других расстройств (аффективными: маниакальных и депрессивных эпизодов, эпилептическими, при алкогольной и наркотической интоксикации и др.) диагноз шизофрении не выставляется. В данном случае существует необходимость дифференциальной диагностики между психопатией и психопатоподобными изменениями личности при шизофрении.

Задание 4. Какие симптомы описаны? При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина? Какие факторы влияют на возникновение подобного расстройства?

Больная 23 лет. Впервые заболела в 18 лет, появилось недовольство своей внешностью. Считала себя уродливой, жаловалась матери, что незнакомые люди на улице обращают на неё внимание отворачиваются, дают понять, что им неприятно видеть её уродливое лицо, разубеждениям не поддавалась. Старалась не выходить на улицу, была напряжена, тревожна. Госпитализирована в психиатрическую больницу. Выписана без улучшения. Стала грубой, отчуждённой от семьи упорно добивалась пластических операций, грозила самоубийством в случае отказа, была вновь госпитализирована.

Ответ: Расстройство уклоняющейся и избегающей личности. Впервые проявляется в подростковом возрасте в стремлении ограничить социальные контакты из-за ощущения собственной неполноценности и сверхчувствительности к отрицательным оценкам и критике со стороны окружающих. Такая личность испытывает постоянное общее чувство напряженности, тяжелые предчувствия, вызванные представлениями о своей социальной неспособности, личностной непривлекательности, приниженность по отношению к другим. При расстройстве уклоняющейся и избегающей личности человек не желает вступать ни в какие взаимоотношения без гарантий понравиться из-за страха перед упреками или насмешками со стороны партнеров. Гипертрофированное чувство собственной неполноценности заставляет уклоняющуюся личность подавлять возникающие в межличностных отношениях эмоции, особенно при общении с малознакомыми людьми. Страх критики и отвержения заставляет ее уклоняться от социальной или профессиональной деятельности, связанной с межличностными контактами и общением. Опасение оказаться в затруднительном положении заставляет уклоняющуюся личность отказываться от интересных предложений о новом виде деятельности, особенно связанном с ответственностью. Все это приводит к формированию ограниченного жизненного уклада. Уклоняющиеся личности не проявляют настойчивости, скрывают свою злость, которую носят в себе долго и тяжело. Отрицательные переживания не вытесняются, а сохраняются, не проявляясь вовне. Поэтому они склонны к застреванию на аффекте. При значительном застое аффекта у них случаются внезапные и сильные взрывы поведения. Уклоняющиеся личности в общем коммуникабельны, но пассивны в общении. Очень долго выбирают себе партнеров. Профессию они часто выбирают по принципу компенсации чувства неполноценности. Литературным примером уклоняющейся личности может служить «гадкий утенок».
Провоцирующим фактором развития такого расстройства является воспитание в неполной семье, когда одинокая мать пытается вопреки реальности идеализировать отца в глазах ребенка или заменить отца (ребенок в этом случае выполняет символическую роль супруга). Одинокая мать старается привязать к себе ребенка, чрезмерно оберегает его и максимально разгружает от повседневных забот, ожидая от ребенка ответного идеального поведения, добросовестности, честолюбия и успехов, не обращая внимания на внутренние потребности самого ребенка. Если же ребенок начинает проявлять себя, то такое поведение встречает резкое осуждение со стороны родителей. При таком воспитании личность, с одной стороны, становится впечатлительной, мягкой и ранимой, а с другой — тщеславной. Это и определяет ее зависимость от внешних оценок.

Задание 5. При каких расстройствах может наблюдаться эта клиническая картина?
Больная, 26 лет, работающая стюардессой, не имевшая эмоциональных нарушений в анамнезе, обратилась с жалобой на страх авиа полётов. После серии авиакатастроф, больная стала бояться летать. Перед полётом у нее развивается выраженная тревога, сопровождающаяся «нехваткой воздуха». Появляется бессонница, пациентка не может выполнять служебные обязанности. После полёта состояние быстро стабилизируется.

Ответ: В описанном случае может относится к группе расстройств «Невротические, связанные со стрессом», а также фобическое тревожное расстройство и депрессивный эпизод.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X