Задание по психологическому консультированию для РГСУ, пример оформления



ФИО Кондратьева Нина

Кейсовые задания для контрольной работы по дисциплине «Психологическое консультирование» программы профессиональной переподготовки «Клиническая психология»

Кейс-задание №1

Как добиться позитивного результата психологической консультации?

Для того, чтобы добиться позитивного результата, необходимо соблюдать следующие принципы:
• Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, а именно, необходимо внимательно и с пониманием относиться к клиенту. Безоценочность предполагает «внимательный» нейтралитет и спокойное отношение к сообщаемым фактам;
• Ориентация на нормы и ценности клиента. Важно позволить клиенту излагать о себе правду;
• Не давать советы клиенту. Нельзя давать инструкцию к действию и брать полностью ответственность на себя за жизнь клиента;
• Необходимо уважать личность клиента, используя принцип конфеденциальности. Уважение к личности следует соблюдать беспрекословно, независимо от возраста, национальности, вероисповедания, пола, профессии и пр.;
• Разграничение личных и профессиональных отношений. Для наилучшего результата консультации не рекомендуется иметь контактов вне консультативного взаимодействия с клиентом;
• Активизация клиента, принятие им ответственности за ситуацию. Здесь необходимо создать ситуацию обоюдной активности и ответственности клиента и консультанта;
• Не навреди клиенту. Данный принцип напоминает об ответственности в своей практике, так как речь идет о работе с психикой человека.

Кейс-задание №2

С помощью каких профессиональных действий и психотерапевтических приёмов можно: активизировать исповедь клиента; снять психологическое напряжение клиента; настроить клиента на положительно-продуктивный лад, повысить эффективность психотерапевтической сессии и в целом добиться позитивного результата сессии?

• Вербальная поддержка того, что говорит и делает клиент во время исповеди. Косвенно одобрять и соглашаться клиентом. Стараться не возражать клиенту;
• Зеркализация. Ненавязчивое повторение высказываний и движений клиента;
• Перифраза. Краткая, текущая реплика консультанта для прояснения, уточнения смысла;
• Обобщение. Вольная и достаточно точная передача мысли клиента в обобщенной форме. Например, «Итак, если обобщить и в краткой форме выразить то, что вы сказали, то можно ли это сделать так…?»;
• Эмоциональная поддержка. Внимательное и эмпатийное выслушивание клиента;
• Отреагирование. Клиенту всегда важно высказаться. Проговаривание проблемы, снижает уровень эмоциональной напряженности, освобождает когнитивные, интеллектуальные ресурсы;
• Прием постановки перед клиентом, стимулирующих его мышление, вопросов типа «Что?» «Как?» «Каким образом?» «Зачем?» «Почему?»;
• Овладение и использование в разговоре с клиентом особенностей его языка. Консультант, внимательно слушая клиента, старается уловить особенности стиля его речи, обращая внимание на слова, фразы, выражения и обороты, часто используемые клиентом.
• Использовать принцип здесь и сейчас, а именно позволить клиенту выражать свои мысли и чувства сию минуту.
Кейс-задание №3

На каком(их) этапе(ах) консультирования у психолога могут возникнуть такие переживания и мысли: Что это он пытается сказать?; Надо проверить, правильно ли я понял(а) его (её)…; Такое в моей практике уже встречалось…; Он (она) меня ещё учит жить…; Что же он (она) от меня ещё хочет?; Как же его (её) остановить в его(её) речи?; Неужели я ему(ей) ещё не надоел(а)?

На втором этапе психологического консультирования (по Ю.Е. Алешиной), когда происходит уточнение гипотез через конкретные вопросы, анализ конкретных ситуаций с точки зрения гипотез. Когда психолог находится на этапе исследования проблемы.

Кейс-задание №8

Покажите (содержательно объясните, обоснуйте) завершение психологического консультирования (профессиональные действия консультанта) в следующих ситуациях:
• Клиент не решается уйти, боится остаться без поддержки.
Для того, чтобы подобной ситуации не происходило психотерапевту необходимо с самого начала грамотно выстроить процесс взаимодействия с клиентом. В начале психотерапевтической сессии выстроить дистанцию. Нельзя допускать симбиотических отношений между клиентом и терапевтом и не допустить болезненной взаимозависимости клиента и терапевта. Осознанное завершение терапии по обоюдному согласию — идеальный вариант завершения терапевтических отношений. Именно осознанный уход клиент будет конструктивным выходом, без боязни.
• Клиент не хочет уходить, просит эмоционального подкрепления;
Необходимо максимально честно и подробно, не стесняясь проговорить с клиентом тему ухода и завершения сеансов, объяснив это тем, что клиент решил свои проблемы и разобрался в себе, внушить ему уверенность, что он справится, он стал сильнее и изменил себя и свое отношение. Необходимо похвалить клиента и попросить попробовать применять все полученные навыки и новые формы поведения без него.
• Клиент заявляет, что через час он придет вновь (или через полчаса перезвонит и т.п.).
Тактично объяснить клиенту, что будете заняты и не сможете его принять или ответить на звонок, выявив свою благодарность за доверие. Необходимо уверить клиента в том, что если будет совсем сложно, то, конечно же, можно обратиться. Но уговорить клиента предпринять попытку войти в «новую» жизнь без посторонней помощи, отмечая при этом, что получалось, а что не очень.
Кейс-задание №5

Перечислите этапы восьмифазного психотерапевтического консультативного интервью.
• психологическая настройка психолога;
• взаимные приветствия и представления друг другу будущих собеседников;
• заключение договора-контракта между заказчиком и исполнителем заказа;
• исповедь клиента;
• расспрос клиента для получения дополнительной психологической информации;
• совместная интерпретация психологических проблем клиента;
• формирование новой модели поведения;
• оценка эффективности консультации методом совместного обсуждения.

Кейс-задание №6

Каковы основные (универсальные) методы (способы) осуществления психологического консультирования и проведения психотерапии?

• психотерапевтическое (психоконсультационное, психологическое) интервью:
Принципы:
• ограничение речи консультанта в диалоге (психолог значительно больше слушает, нежели чем говорит);
• приближение разговорной речи консультанта к «языку» клиента;
• краткость и профессиональная точность высказываний консультанта;
• анализ консультантом эмоциональных переживаний клиента (как «про себя», так и совместно с клиентом).

• Методика четырехфазной консультативной беседы:
Фазы:
• Знакомство и начало беседы;
• Расспрос клиента о его психологических проблемах;
• Психологическое коррекционное воздействие.

• Пятиэтапная базовая методика
Этапы:
• Установление и закрепление доверительных взаимоотношений с клиентом;
• «Исповедь» клиента психологу-консультанту;
• Анализ (осмысление, обдумывание) и интерпретация (раскрытие, объяснение) психологической и социально-психологической проблематики клиента;
• Всесторонняя профессиональная проработка психологом-консультантом значимых проблем клиента, поиск и осуществление консультантом вместе с клиентом оптимальных психологических решений внутриличностных проблем клиента и нахождение психологических ресурсов клиента;
• Прогноз развития личности клиента, психологические рекомендации клиенту и завершение консультативного процесса

Кейс-задание №7

Перечислите пять последовательных и взаимосвязанных между собой этапов психотерапии.

1.установление оптимального контакта, вовлечение клиента в сотрудничество;
2.прояснение и понимание причин, механизмов формирования симптомов, возникновение эмоциональных и поведенческих нарушений;
3.определение психотерапевтических мишеней;
4.применение конкретных методик и техник в зависимости от выявленной проблемы;
5.Закрепление достигнутых результатов, окончание сессии.
Кейс-задание №9

В службу социальной защиты обратилась незамужняя женщина, воспитывающая двоих малолетних детей. В ходе беседы с социальным работником выяснилось, что ей нужна не только социальная, но и психологическая помощь в виде психологической консультации. Какие психологические методы социальной работы как практической деятельности Вы знаете?
• Психодиагностика;
• Психологическая диагностика;
• Психодрама;
• Социально-психологическая реабилитация;
• Социально-психологический тренинг;
• Психологический отбор;
• Психо-социальная профилактика.
Кейс-задание №10

Гриша З., 14 лет. К психологу за консультативно-коррекционной помощью обратились мать и классный руководитель. С их точки зрения, Гриша мало общается с детьми в классе, не принимает участия в общешкольных мероприятиях. Успеваемость хорошая, но неравномерная. Мать беспокоит, что Гриша дома мало общается с родителями и старшим братом. Все свое свободное время он проводит в своей комнате, где играет в компьютерные игры или сам пишет программы. Читает исключительно литературу по программированию.
При психологическом обследовании нарушений со стороны памяти, внимания, работоспособности не обнаружено. При классификации понятий – отдельные решения по субъективно значимым признакам. Эмоциональная сфера не нарушена. Самооценка высокая, подросток осознает свою малообщительность, но не считает ее проблемой и систему отношений с родителями и одноклассниками оценивает как вполне удовлетворительную. При обследовании по ПДО – выраженная шизоидная акцентуация с высоким риском психопатизации; тенденции к делинквентности и алкоголизации не отмечается.
Нуждается ли Гриша в психологической коррекции? Почему? Какую

Грише не нужна психологическая помощь и коррекция, потому что подросток осознает особенности своей личности и в целом удовлетворен общением, а так же для подросткового возраста акцентуация характера является одним из вариантов норм и особенностью индивидуального развития. Особенно, что данной ситуации поведение подростка не девиантно и его социальной адаптации ничто не угрожает (тенденции к делинквентности и аддиктивности не выявлены).
С родителями и педагогом необходимо провести просветительную беседу и разъяснить особенности шизоидной акцентуации на общедоступном языке, которая проявляется в малообщительности, замкнутости, неэмоциональности, склонности увлекаться тем или иным видом интеллектуальной деятельности. Ситуации, которые неблагоприятны для данного типа акцентуации заключаются в активном общении при высоком уровне риска психопатизации. Грише подобных ситуаций необходимо избегать и поддержать интерес подростка в сфере программирования.

Кейс-задание №11

Семен К., 15 лет. В последнее время периодически пропускает занятия в школе, родители связь с учителем не поддерживают. В связи с этим классная руководительница обратилась к школьному психологу и попросила принять меры в отношении ученика и его родителей.
В результате посещения семьи ученика, выявлена следующая ситуация: мальчика дома не было, отца обнаружили в состоянии алкогольного опьянения, сестренка 8 лет в синяках, а из беседы выяснилось, что мать полгода назад умерла.
Определите проблемы семьи. Укажите, какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы и какую помощь необходимо оказать.

Проблемы семьи: жестокое обращение с детьми, аддиктивное поведение членов семьи, травма потери в результате смерти матери, социальная дезадаптация отца, девиантное поведение Семена.
При решении данной проблемы должны быть задействованы следующие учреждения: отдел опеки и попечительства (поиск близких родственников по присмотру или опеки над детьми по причине алгоголизма отца), органы социальной защиты (получение льгот и социальных гарантий по утере кормильца, по малообеспеченности и пр.), ПДН МВД (с целью постановки семьи на учет по причине неисполнения отцом своих родительских обязанностей), ЛПУ наркологического профиля (с целью избавления отца от пагубной привычки), КДН и ЗП (постановка отца на учет и административное наказание отца за избиение дочери), судебные органы (для решения вопроса о лишении родительских прав отца, жестоко обращающегося с детьми), служба психологической помощи (с целью отработки травмы потери).
Кейс-задание №12

Молодой человек вернулся из армии, службу проходил в одной из «горячих точек». Имеет ранения. Не может найти работу. Проживает с пожилыми родителями и 13-летней сестрой.
Определите проблемы клиента. В какие учреждения и организации может он обратиться? Какие меры помощи Вы можете предложить?

Основные проблемы клиента: проблемы с поиском работы, социальная дезадаптация, необходимость в социальной реабилитации.
Молодой человек может обратиться в следующие учреждения: центр занятости населения (цель: встать на учет), реабилитационный центр (цель: улучшить состояние здоровья), социальный центр (цель: получить возможные льготы), центры социально–психологической помощи (цель: психологическая поддержка), общественные организации ветеранов боевых действий.
В данной ситуации молодому человеку требуется психологическая реабилитация для того чтобы адаптироваться к реальным послевоенным условиям. Как ветерану боевых действий молодому человеку необходимо обратиться в центр социальной работы по начислению ветеранских выплат. В центре занятости могут предложить переобучение и переквалификацию. Обращение в медицинские учреждения необходимы с целью поправить свое здоровье и медицинского осмотра после ранения.

Кейс-задание №13

Молодой человек 32-х лет, проведя в учреждениях пенитенциарной системы 10 лет, вернулся домой – к пожилой матери, инвалиду I группы. Безуспешно пытается найти работу.
Определите, каковы основные проблемы семьи?
Куда может обратиться клиент? Какую помощь может оказать психолог?
Основная проблема семьи заключается в социальной незащищенности молодого человека, который приобрел так называемое «клеймо» осужденного. К сожалению, к данной категории граждан работодатели относятся с настороженностью. Второй проблемой является наличие в семье инвалида первой группы, как еще одной слабо социально-защищенной или уязвимой категории.
В данной ситуации клиенту необходимо обратиться в центр социальной работы (цель: получение льгот и консультация по социальным вопросам), в службу занятости населения (цель: содействие в поиске работы), в психологическую консультацию (цель6 оказание психологической поддержке членам семьи).

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X