Задания для контрольной работы по дисциплине «Практикум по детской патопсихологии» для КПМИП



КЕЙСОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ по дисциплине «Практикум по детской патопсихологии» курса профессиональной переподготовки «Клиническая психология»

Задание 1. В психоневрологическое отделение подмосковного стационара поступила девочка 3,5 лет с предварительным диагнозом РДА. Ребёнок с матерью проживают в карельской деревне. Жалобы мамы: ребёнок игнорирует обращённую речь, воспринимает только крик. Собственной речи нет, использует отдельные слова-звукоподражания ситуативного значения. Дома девочка подолгу рисует, лепит или может рассматривать что-то, игнорируя окружающую обстановку. Будучи погруженной в себя, пугается зажженного света, касания – любых изменений в окружающем. Сон и аппетит не нарушен. Девочка – единственный ребёнок в семье, детские учреждения посещать нет возможности. Во время прогулок с другими детьми ведёт себя агрессивно.
Специалисты отделения (психолог и логопед) не смогли установить контакт с ребёнком: Аня крепко сжимала карандаш в руке и втягивала голову в плечи, закрывала лицо руками или отдёргивала лист и отворачивалась к стене, если взрослые пытались присоединиться к её деятельности. На листе бумаги остаются влажные следы от детских ладоней. Когда специалист заговаривала с ней и пододвигала лист или игрушку, Аня громко глухо вскрикивала, отталкивая предложенное задание. К матери, присутствующей в кабинете, однако, девочка не обращалась. Однако предварительный диагноз не подтвердился.

Вопрос: Какое Вы предполагаете нарушение? Каков прогноз развития ребёнка при правильно организованной помощи?

Ответ: Первичным дефектом в данном случае является (может быть) нарушение слуха. Вторичным в структуре дефекта будет нарушение речи. Ввиду несвоевременной диагностики к нарушению речи также присоединяются личностные изменения: агрессивность как реакция на страшную, непредсказуемую ситуацию по причине ограниченности собственных возможностей. Повышенная общая и вегетативная возбудимость как возрастной симптом. Нарушения взаимоотношений с матерью также могут быть возрастным симптомом: кризис трёх лет, отягощенный буквальным непониманием ребёнка со стороны взрослого. При правильно организованном обучении прогноз в данном случае благоприятный.

Задание 2. Мальчик семи лет, Рамиль, поступил в первый класс общеобразовательной школы. На второй день пребывания ребёнка в классе учитель обратилась к штатным специалистам, психологу и логопеду, с просьбой прояснить поведение ребёнка: ребёнок не разговаривает. Он не отвечает на вопросы учителя, не общается со сверстниками. В ситуации вербального контакта делает однообразные неповоротливые движения языком (высовывает и прячет), опускает глаза. Инструкции учителя понимает и старательно выполняет.
Выяснилось, что ученик был принят в школу без предварительного собеседования, на основе предоставленных документов. Медицинская карта ребёнка не содержала никаких анамнестических данных, осмотр каждого специалиста содержал только слова «здоров» или «норма».
Беседа с матерью оказалась невозможной ввиду незнания ею русского языка. Отец ребёнка утверждал, что ребёнок развивался без отклонений, детский сад не посещал по причине невозможности оформить ряд миграционных документов. Хотя этот ребёнок (третий в семье) родился уже в Москве. По истечении полугода картина не изменилась: ребёнок охотно находился среди сверстников, участвовал в подвижных играх (несмотря на общую неловкость), активно использовал соответствующую мимику и жесты, но не говорил. В учёбе мальчик стал заметно отставать, так как чаще всего действовал по подражанию (копировал слова побуквенно, примеры и задачи без ответа и др.), не ориентировался в многоэтапных инструкциях.
В результате неоднократных доверительных бесед с отцом специалисты школы получили его согласие на прохождение Рамилем ПМПК.
На ПМПК выяснилось, что невербальный интеллект ребёнка сохранен: ребёнок справляется с Досками Сегена, «Цветными прогрессивными матрицами Равена», частично предложенным тестом Кеттела (для 4-8 лет).

Вопрос: Будучи членом ПМПК, какие вопросы Вы задали бы присутствующим родителям (приведите несколько вопросов) и/или к каким диагностическим методикам прибегли? Как Вы квалифицируете состояние ребёнка? Какой образовательный маршрут Вы рекомендуете?

Ответ: Прежде всего, следует исключить языковой барьер как причину неуспеваемости ребёнка. Желательно попросить родителей поговорить на родном языке с ребёнком и выслушать его ответы. Вторая важная группа вопросов связана со сбором анамнеза, особенно, касающегося речевого развития ребёнка. Третья – проверка орального и общего праксиса.
Первичным дефектом является нарушение речи, моторная алалия. В пользу данного заключения свидетельствуют:
— непроизвольные движения языком при попытке заговорить;
— нарушение общей моторики;
— отсутствие положительной динамики в освоении языка при нахождении в русскоязычной среде;
— значительный пассивный словарь (об этом говорит понимание инструкций учителя);
— сохранность невербального мышления.
Вопрос о прогнозе труден. При выборе специальной школы V вида (для детей с тяжёлыми нарушениями речи) и соответствующем медицинском сопровождении прогноз относительно благоприятный.Уверенно дать благоприятный прогноз невозможно ввиду позднего выявления нарушения и, соответственно, пропускесензитивного периода развития речи.

Задание 3. В психоневрологическом стационаре на лечении находится пациент Саша Б., 4 лет. Ребёнок наблюдается и получает помощь амбулаторно в течение 3 лет; дважды в год направляется на плановую госпитализацию. Мальчик пребывает в стационаре вместе с матерью.
На занятиях у ребёнка полевое поведение. Он мечется по кабинету, людей игнорирует. Может вскарабкаться по любому присутствующему, если его внимание привлечено каким-нибудь предметом наверху. Его привлекают пособия и игрушки типа сортеров и классификаторов, а также песочные часы. Он быстро и, чаще, безошибочно выполняет соответствующие манипуляции по классификации предметов и продолжает хаотичное перемещение по кабинету. При этом ребёнок издаёт звуки, напоминающие птичий щебет. В определённый момент пребывание в кабинете прекращает занимать мальчика, он просится на руки мамы и отдельными звуками, а также щипками и постукиваниями требует, чтобы та направилась к выходу.

Вопрос: Квалифицируйте состояние ребёнка. Как бы Вы организовали коррекционное занятие с ребёнком? К каким способам установления контакта Вы бы прибегли? Вкратце перечислите, какие коррекционные задачи необходимо реализовать. Каков прогноз в данном случае?

Ответ: Диагноз РДА (возможно, синдром Каннера). По классификации О.С. Никольской это первый тип аутистического расстройства, соответственно, прогноз неблагоприятный.
При организации контакта важно:
— наблюдение за поведением ребёнка, в частности, его реакции на присутствие и действия психолога;
— присутствие мамы;
— поддержание одинаковой обстановки в кабинете с введением единичных новых предметов.
Собственно контакт необходимо организовать как подключение к деятельности ребёнка. Психолог или выполняет аналогичные действия, комментируя при этом деятельность ребёнка, или непосредственно включается в манипуляции мальчика с предметами, комментируя происходящее (если это не раздражает ребёнка). Постепенно необходимо придавать неречевым звукам смысл, как бы договаривая их до слов, обслуживающих деятельность. При этом следует избегать прямого взгляда в глаза, не следует говорить громко.
Коррекционные задачи:
— обучение простым навыкам контакта;
— постепенное преодоление негативистических форм поведения в общении, прежде всего, с мамой;
— развитие устойчивости внимания и целенаправленности поведения;
— развитие речи;
— ориентация аутичного ребенка во внешнем мире с помощью постепенного обогащения сенсорного опыта;
— обучение ребёнка более сложным формам поведения.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X