Задания по дисциплине «Патопсихология» для КПМИП



ЗАДАЧА 1.

Пациент 28 лет. Обследование с целью продления инвалидности.

Информация, полученная из беседы с пациентом.

Пациент малодоступен продуктивному речевому контакту. Персональные данные указывает верно (кроме года своего рождения). Текущую дату правильно назвать не может. На поставленные вопросы отвечает не в плане заданного, произносит фразы, не относящиеся к теме вопроса. В большинстве случаев это положительные характеристики в свой адрес — «я не плачу, плакать плохо, я хороший», «дома помогаю», «меня все любят». При возникновении затруднений в ответе на вопрос начинает гримасничать, капризничать, махать руками. Речь грамматически примитивна. Снижена социальная дистанция в общении, обращается к экспериментатору на «ты», старается трогать за руки. Эмоциональный фон на момент осмотра неустойчив, снижен контроль за аффективными проявлениями, отмечается быстрый переход от благодушного настроения к плаксивости, либо дисфорическим проявлениям. Отмечаются признаки неусидчивости пациента, склонность к стереотипному монотонному повторению фраз в речи (палилалия)- «когда пойду домой, когда пойду домой», также в речи отмечались эхолалические проявления при ответах на вопросы.

В ситуации обследования пациент способен выполнить ограниченное количество методик самого простого уровня. Для выполнения заданий пациент нуждается в формировании внешнего мотива деятельности, превентивном поощрении его действий. В ситуации неуспеха проявляет негативистические реакции, бросает выполнять задания, небрежно относится к стимульному материалу. Восприимчив к похвале и положительным оценкам его способностей и результатов деятельности.

Результаты экспериментально-психологического  обследования:

Вначале повторял слова вместе с экспериментатором. Методика «Таблицы Шульте». Пациент понимает, как выполнять методику только после демонстрации экспериментатором поиска чисел. После словесного предъявления  инструкции не понял, что от него  требуется. Часто отвлекается при выполнении задания, теряет числа. Самостоятельно таблицу выполнить не смог. Может продуктивно работать, если экспериментатор диктует ему числа, а он ищет.

Непосредственная произвольная память исследована на примере предъявления 6 слов (дом, стул, конь, брат, игла, груша). Пациент понял инструкцию с третьего раза.

Предъявления дом стул конь брат игла груша
1 *         *
2 * *       *
3       *   *
Отсроченное           *

Произносит слово «груша», радуется, рассказывает, что любит грушу, постоянно отвлекается от продолжения задания.

Предьявления сюжетного рассказа «Галка и голуби».

Читает очень медленно, по слогам. Понимание текста ограниченно. Рассказ пересказать не смог.

Навыки письма сформированы, однако пациент нуждается в помощи при написании слов ( отмечались трудности самостоятельно осуществить звуковой анализ слова для написания). Легко пишет свое имя и фамилию, копирование текста доступно пациенту. Графика примитивна,  письмо неровное, буквы различны по размеру, преимущественно крупные. В письме грамматические ошибки – написание предлогов вместе со словами, литеральные замены.

Счет. Навык счета сформирован только в наглядно- предметном плане в пределах десятка (с помощью счетных палочек), с невозможностью переноса в абстрактно — логический план.

Не сформированы конструктивная деятельность, понимание пространственных и квазипространственных отношений — составление целого из частей, понимание времени на часах т. д.

Методика 4 лишний.

Перечисляет нарисованные предметы, характеризует их с точки зрения «нравится- не нравится». Иногда указывает бытовое назначение предмета  или функционально свойство предмета ( например, лампа – она светит). Лишний предмет выделяет случайным образом, исходя из эмоционального отношения к предмету. Просит подарить ему понравившиеся карточки.

Коррекционные возможности пациента практически отсутствуют. Пациент не способен использовать внешнюю помощь в виде подсказки, либо речевого сопровождения его действий. В ряде случаев возможно копирование действий экспериментатора, с невозможностью переноса опыта на следующий этап действий, что позволяет говорить о практическом отсутствии способности к обучения и крайне низких возможностях приобретения нового опыта.

ВОПРОС: Опишите нарушения когнитивных функций пациента и сделайте вывод относительно симптомокомплекса.

Данное экспериментально-психологическое обследование выявило у пациента неустойчивость внимания, нарушения в памяти, трудности сосредоточение, склонность к перепадам настроения, демонстративное не устойчивое поведение, не способность самостоятельно выполнять задания. Нарушено абстрактно-логическое мышление, примитивная речь, речевые стереотипы в виде повторов слов. Пациент оценивает себя с положительной точки зрения «я хороший».

Таким образом, наблюдается отставание в психическом развитии связанное с психическим расстройством, т.к. уровень развития познавательной личностной сферы не соответствует нормам для данного возрастного периода. Наблюдаются признаки не зрелости, выходящие за рамки норм молодого возраста.

Отмечена конструктивная апраксия, т.к. существует не способность составлять целое из частей.

На первый план выступает ослабление памяти и удержание внимания, эмоционально-волевая не зрелость.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X