Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Часть 2

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

1 2


1.3 Опыт Российской Федерации защиты детей от негативной информации

В России совершенно недавно были внесены важные изменения в законодательстве, которые ужесточили контроль над негативной информацией. Так 28 июля 2012 года был принят Федеральный закон №139-Ф317 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет». Данный закон внёс поправки в ряде положений и в иных федеральных законах, которые предполагают фильтрацию негативной информации:
  1. Поправки были внесены в принятый 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Изменения вносят множество новых уточнений и подробнее регламентируют способы маркировки информации. Текущим законом вносится положение о том, что доступ к сети Интернет в «местах доступных для детей» должен быть ограничен.
  2. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ были внесены положения об ответственности за неприменение в местах, доступных для детей, операторами связи, оказывающими услуги связи, либо администрацией таких мест при осуществлении доступа к информации, распространяемой через Интернет, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью или развитию.
  3. В Федеральный закон от 7 июля 2003 года №126-ФЗ «О связи» внесено изменение об ограничении и восстановлении доступа к материалам, распространяемым через Интернет, и регулирующимися Федеральным законом №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
  4. Большие поправки были внесены в Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В этом федеральном законе даются формулировки интернет-сайта, интернет-страницы, сетевого адреса, доменного имени, хостинг-провайдера, владельца интернет-сайта. Здесь же возникает новая статья, в соответствии с которой образуется некая информационная система «Единый реестр доменных имён и универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов сети Интернет, содержащих информацию, запрещённую к распространению на территории Российской Федерации».
Реестр — это автоматизированная информационная система ведения и использования базы данных о сайтах, содержащих незаконную к распространению в России информацию. Реестр находится в ведении Роскомнадзора в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года №1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, которые позволяют идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включающей в себя информацию, которая запрещена к распространению на территории Российской Федерации» [4]. Реестр нацелен на предупреждение распространения через сайты негативной информации, в частности туда вносятся ссылки на интернетстраницы или доменные имена, которые содержат материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних и публикации о привлечении детей в роли исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порно-графического характера; пропаганду употребления наркотиков и психотропных веществ, сведения о способах их производства и точках потребления; информацию о путях совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства; любую другую информацию, не допускаемую к распространению в России решениями судов. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проблемы, касающиеся защиты несовершеннолетних от негативной информации, в самом деле, актуальны в наше время. Это подтверждает тенденция ужесточения контроля и ответственности за распространение такого рода материалов. Актуальность вопроса будет расти по мере развития информационных технологий в будущем и иных факторов, которые влияют на распространение негативной информации, угрожающей здоровью и развитию детей. Уже на современном этапе Интернетом и другими видами коммуникаций становится невозможно управлять только на уровне национального законодательства, и для достижения определённых успехов в этом вопросе необходимо обсуждать данную задачу на международном уровне. Только общими усилиями международного сообщества, а не отдельных государств можно свести распространение негативной информации к минимуму. Необходимо разработать единые стандарты, в которых будет установлено, что считать вредной информацией для ребёнка, наладить определённую систему санкций за распространение негативной информации и общий подход для решения этой задачи.

Глава 2 Защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, в РоссийскойФедерации на современном этапе

2.1 Особенности обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в современных условиях

  Проблема обеспечения информационной безопасности детей приобрела на сегодняшний день весьма значимый и очевидной характер. Борьба с компьютерными преступлениями в современном обществе, к сожалению, перекочевала из фантастических фильмов и книг в реальность. У подразделений полиции появилась новая задача – выявлять, пресекать и раскрывать компьютерные преступления в области информационных технологий. Показателем в данном случае служат результаты работы Управления «К» в области защиты информационной безопасности детей. Например, к его полномочиям относится, в том числе, пресечение распространения порнографических материалов с участием несовершеннолетних через интернет-сети. Примером работы сотрудников данного управления является случай, произошедший 19 января 2018 г., когда сотрудниками Управления «К» МВД России и отдела «К» УМВД России по Приморскому краю был задержан 41-летний житель города Дальнегорска, который подозревался в распространении порнографических материалов с участием несовершеннолетних. Следствие установило, что злоумышленником были созданы в социальных сетях учётные записи, которые применялись для обмена изображениями несовершеннолетних девушек порнографического характера с другими пользователями. Вследствие этого Следственным комитетом было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. «а» и «г» ч. 2 ст. 242.1 УК РФ. В судебном порядке подсудимый был признан виновным в распространении в интернет-сети порнографических материалов с изображением малолетних детей. Был вынесен приговор — 4 года и 6 месяцев лишения свободы [35]. В октябре 2016 г. сотрудниками отдела «К» УМВД России по Архангельской области были задержаны подозреваемые в изготовлении порнографических материалов с участием несовершеннолетних. В ходе расследования было доказано, что в период с конца 2010 г. по 25 августа 2016 г. жителями Архангельска (в количестве четырех человек) осуществлялись фото- и видео съемки обнаженных малолетних детей, были также выявлены действия сексуального характера по отношению к ним. При этом в подобных съемках участие принимали, как выявило следствие, пятеро несовершеннолетних. Для того, чтобы скрыть противоправные действия, злоумышленники продавали изготовленные порнографические материалы за границу. В результате проведённой спецоперации сотрудниками правоохранительных органов были задержаны пятеро подозреваемых. Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, которые предусмотрены пунктом «б» ч.4 ст.132 УК РФ «Насильственные действия сексуального характера в отношении малолетних» и пунктами «а,б,в» ч.2 ст.242.2 УК РФ «Использование двух и более лиц, не достигших 14-ти летнего возраста, в целях изготовления порнографических материалов, совершенное группой лиц по предварительному сговору» [35]. Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребёнка отмечено, что на сегодняшний день Россия занимает второе место в мире после США по распространению детской порнографии в сети интернет. Данные, представленные МВД РФ, говорят о том, что российские ресурсы поставляют на рынок около 30 % мирового объема детской порнографии. За последние годы наблюдается увеличение количества сайтов с детской порнографией: увеличение произошло почти на треть, а объём соответствующего контента увеличился в 25 раз. В интернет-сети противоправные материалы подобного рода предоставляют 300 млн. сайтов. Среднемесячная посещаемость веб-страницы с подобным контентом составляет 30 тыс. человек. А число конечных потребителей, которые регулярно приобретают порноматериалы с участием детей, оценивается в 800 тыс. человек. Из проведённых исследований доказано, что 44 % несовершеннолетних пользователей интернета хотя бы раз были подвержены в сети сексуальным домогательствам [14, с.25]. Распространение порнографических материалов в интернете — это, конечно, наиболее важная, однако не единственная проблема, которая связана с использованием интернета несовершеннолетними. Угрозу в себе несут и экстремистские материалы, и другая опасная информация, которую дети бесконтрольно получают из интернета и могут применять во вред себе или обществу в целом. Также важной проблемой является игровая зависимость у детей и подростков, вызывающая значительные психологические отклонения трудно поддающиеся лечению. Важно также выделить проблему влияния интернета на формирование суицидальных наклонностей у детей и подростков. Здесь, опять-таки, нельзя не отметить грамотную и эффективную работу сотрудников управления «К» МВД России в направлении гарантии информационной безопасности несовершеннолетних лиц. Как наглядный пример приведём следующий факт. В сентябре 2017 г. работниками данного подразделения был задержан куратор группы одной из социальных сетей, который подозревался в склонении несовершеннолетних лиц к совершению самоубийств. Были получены сведения о том, что пользователем одной из социальных сетей велась переписка с 14-летней жительницей Тульской области. В данной переписке подозреваемый подталкивал её к совершению суицида. В результате оперативно-розыскных мероприятий выяснилось, что злоумышленник вёл с ней переписку, давал задание для беспрекословного выполнения, а также создавал ситуации, которые травмировали психику несовершеннолетней. Подозреваемый, 23-летний безработный житель Волгоградская области, был задержан и в отношении него судом была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Также сотрудниками правоохранительных органов были изъяты компьютерная техника, мобильные телефоны, которые содержали в себе сведения, подтверждавшие причастность фигуранта склонению несовершеннолетней к суициду. В связи с участившимися случаями констатации суицидального поведения несовершеннолетних (как правило, они выступают в роли ведомых), необходимой и актуальной становится борьба с так называемыми «Группами смерти» в социальных сетях («Синий кит», «Море китов», «Тихий дом» и т.д.). Например, в 2016 г. в результате проверки интернет-групп, были обнаружены пользователи сети «ВКонтакте», которые предлагали несовершеннолетним сыграть в игру «Синий кит». Участниками игры были около 130 тыс. человек, в том числе 700 человек — пользователи из Северной Осетии. Сотрудники МВД задержали четверых жителей республики, в том числе двух несовершеннолетних, которые выполняли роль диспетчеров в «группах смерти», отправляя смс сообщения знакомым с предложением вступить в игру [39]. При рассмотрении вопроса правового регулирования в области информационной безопасности детей, важно учитывать следующие факты. Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет посещают сайты с нежелательным контентом: 39% детей просматривают сайты порнографического характера, 16% увлекаются азартными играми, 19% наблюдают насильственные сцены, наркотическими веществами и алкогольными напитками заинтересовано около 14% несовершеннолетней аудитории, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% детей. Как правило, 90% родителей уверены в том, что ведут надежный контроль над ресурсами, посещаемыми ребёнком в сети интернет. Одним из способов решения проблемы защиты детей в информационной области является профилактическая работа Управления «К» МВД Российской Федерации. В связи с этим, значимым событием можно считать акцию, прошедшую во всех школах РФ 27.10.16 г., в которой приняли участие и представители Управления «К» МВД России. С этого времени стало традицией – проводить единый урок безопасности школьников в интернете. Главной целью мероприятия являлось и является повышение уровня интернет-безопасности, то есть безопасности в области информационных технологий. Помимо того, что было привлечено внимание родителей и учителей к рассматриваемой проблеме, также особый акцент был сделан на проблему развития цифровой грамотности школьников. Было обращено внимание на то, что профилактика преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних лиц, на сегодняшний день является одной из наиболее важных направлений работы при формировании безопасной информационной среды в России. В апреле 2019 г. в рамках Форума безопасного Интернета рассматривали нормы обучения поведению в Интернете, которые никак не закреплены в Федеральных образовательных стандартах, но уже есть методическое пособие, подготовленное специалистами Лиги безопасного интернета, по которому любая школа может провести свой урок безопасности [40]. Кроме того, при поддержке Совета Федерации Лига проводит ежегодную всероссийскую акцию «Месяц безопасного интернета», в рамках которой волонтеры рассказывают школьникам о том, как вести себя в Сети. Акция проводится, в том числе, и во всех школах Северной Осетии в виде уроков безопасного интернета, родительских собраний, целью которых является повышение правовой культуры в сфере обеспечения информационной безопасности детей [20, с.43]. Нет необходимости доказывать факт, что дети — это наиболее активная, но в тоже время наиболее уязвимая часть интернет-пользователей. Именно это диктует обязательное тесное взаимодействие органов государственной власти как с обществом в целом, так и с профильными педагогическими сообществами, социальными институтами в деле защиты детей от рисков и угроз в информационной области  

2.2 Проблемы, связанные с обеспечением информационной безопасности несовершеннолетних в России, и пути их решения

  Среди проблем, связанных с обеспечением информационной безопасности в России, можно выделить следующие. Во-первых, недостаточность информационно-просветительской работы по вопросам безопасного поведения в интернет-пространстве и, как следствие, низкие показатели уровня интернет-грамотности детей и подростков. Некоторыми факторами предлагается разработка образовательного курса по интернет-безопасности несовершеннолетних [22, c.199]. Тенденция к интеграции интернет-грамотности в школьные программы может быть эффективным способом наделения детей знаниями и навыками, необходимыми для обеспечения безопасности в сети Интернет. Во-вторых, нужно подчеркнуть необходимость повышения степени вовлеченности родителей в обеспечение информационной безопасности детей в сети интернет. Политика защиты детей в интернете должна быть основана на распределении обязанностей всех заинтересованных сторон. Поэтому важно определить участников правоотношений по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних и определить их роль. Чтобы действовать эффективно, родители должны быть обеспечены информацией и соответствующими инструментами, необходима разработка технических решений для родительского контроля. Родители, опекуны и попечители, педагоги, бизнес и гражданское общество могут и должны помочь детям извлекать выгоду от использования Интернет. Но указанные субъекты также несут ответственность за защиту несовершеннолетних от рисков в Интернете. В-третьих, проблема отсутствия специалистов в области информационной безопасности, а также реализуемых вузами дополнительных профессиональных программ для педагогических работников в области развития информационных технологий. Необходимо вводить мастер-классы, разрабатывать информационные и учебные материалы, дополнительные образовательные программы по безопасности в Интернете для преподавателей. В-четвёртых, не разработан механизм ответственности за распространение материалов экстремистской направленности, пропаганде молодежных суицидов в социальных сетях; государством не выделяется достаточно средств на разработку развивающего и обучающего контента для детей; отсутствие средств защиты несовершеннолетних от наносящей вред информации в местах, доступных для детей и др. В утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. N 2471-р Концепции информационной безопасности детей сформулированы основные принципы исследуемого института права, на которых основывается государственная политика в указанной сфере. На основании Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» за государством признается обязанность по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Данная обязанность реализуется проведением экспертизы настольных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» более подробно характеризует информационные продукты, нарушающие информационную безопасность ребенка, при этом разводит запрещенные информационные продукты и ограниченные в распространении в связи с возрастной категорией детей. При формировании политики защиты детей в интернет-среде должны учитываться потребности отдельных возрастных групп. Закон обязывает применять информационные знаки о допустимости информационного продукта к восприятию несовершеннолетними определенных возрастных групп (6, 12, 16 лет). Однако это эффективно при учете доступа детей к информации в образовательном учреждении либо в домашних условиях при наличии родительского или педагогического контроля. К тому же, приняв во внимание то обстоятельство, что сегодня широкое распространение получили мобильные устройства для выхода в интернет, то реализация названных норм становится низкоэффективной. Нужно констатировать тот факт, что ни родители, ни образовательные учреждения не смогут в полной мере обеспечить контроль за потребляемой детьми информацией. Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, — информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с законодательством. Под действие закона не подпадает информация, которая распространятся на чатах, форумах, компьютерные игры и реклама в сети. Поэтому можно сделать вывод, что защита от информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, распространяемой в сети Интернет, пока еще не в полной мере урегулирована. Выход из сложившейся ситуации — это соответствующие дополнения в федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ или принятие отдельного закона, касающегося безопасности несовершеннолетних в сети Интернет. Реализация правовых гарантий в сфере обеспечения информационной безопасности, установленных законодательством, значительно затруднена, в силу того, что интернет представляет собой глобальное и высокодинамичное информационное пространство. Правовые понятия и концепции быстро устаревают, если они ориентированы на узкую область применения. Поэтому РФ пошла по пути проведения более гибкой политики, регулирующего всю информацию, которая может причинить вред развитию ребёнка независимо от источника её получения. Но правовых мер в данном случае недостаточно и их следует сочетать с техническими ограничениями доступа к неприемлемому для детей контенту. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в части 5 статьи 15.1 «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», закрепляет основания для включения в указанный реестр сведений, направленных на обеспечение информационной безопасности детей в сети Интернет. Решение об ограничении доступа к сайтам, содержащим запрещенную информацию, может приниматься как во внесудебном порядке, так и на основании судебного решения. К источникам формирующейся подотрасли информационного права можно также отнести Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной ин-формационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», Приказ от 11.09.13 года №1022/368/666 «Об утверждении критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия решений Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой российской федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о включении доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [4], Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) от 29 августа 2012 г. N 217 г. Москва «Об утверждении порядка проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей» [5]; Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 24.08.2012 № 824 «Об утверждении Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции» [6]. Приказ Минкомсвязи России от 27.02.2018 N 88 «Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018 — 2020 годы» направлен на решение проблем в сфере информационной безопасности несовершеннолетних, существующих на сегодняшний день: ликвидация пробелов в действующем законодательстве, повышение уровня медиаграмостности детей и родителей, повышение уровня безопасности детей в информационной среде, формирование социальной рекламы, направленной на повышение безопасности детей в сети «Интернет» и др. Письмо Минпросвещения России от 29.03.2019 N 03-393 «О методических рекомендациях по реализации мер, направленных на обеспечение безопасности детей в сети «Интернет» направлено на расширение в Российской Федерации практики внедрения механизмов обеспечения информационной защиты несовершеннолетних пользователей организациями и физическими лицами, осуществляющими деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», посредством разработки и администрирования Интернет-ресурсов, сервисов и других технических программных решений. Анализ нормативно-правовых актов в сфере обеспечения информационной безопасности показывает, что система находится в постоянном развитии, принимаются новые специальные подзаконные акты. Статистические данные об использовании интернета детьми и распространенности рисков немногочисленны и фрагментарны. Риски, с которыми могут столкнуться дети в сети Интернет, многочисленны и их число растёт. Для их минимизации требуется сочетать политические, правовые запреты и технические ограничения доступа к неприемлемому для детей контенту. Можно констатировать, что при установлении правовых гарантий возникают трудности, так как Интернет представляет собой глобальное и высокодинамичное информационное пространство и установленные меры могут быстро устареть. Соглашаясь с Л.Л. Ефимовой, можно говорить о становлении в нашей стране правового института обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних [15, c.151]. Как справедливо отмечает С.В. Кобзева, современная ситуация в России свидетельствует о функционировании системы защиты несовершеннолетних от агрессивного интернет-контента, но данная система требует усовершенствования посредством принятия норм, налагающих обязательства на интернет-провайдеров блокировать распространение нелегального интернет-контента в местах общего доступа к сети Интернет; создавать безопасное интернет-пространство для детей; блокировать продвижение на рынок интернет-услуг ресурсов, в которых исключен доступ к нелегальной и вредной информации; развивать образовательную и просветительскую деятельность, направленную на повышение уровня осознания проблемы агрессивного контента [19]. В данном контексте следует упомянуть о такой проблеме современного общества, как кибербуллинг (травля, совершенная средствами электронной коммуникации). Исследование, проведенное среди учащихся старших классов из городов — миллионников и федеральных центров, показывает, что каждый второй подросток становился жертвой кибербуллинга. Основной площадкой травли стали социальные сети. Мотивы интернет-агрессии: желание повеселиться (35%), месть (31%), раздражение (25%) [27, c.11]. В качестве превентивной меры некоторые предлагают ограничить или запретить доступ к социальным сетям в школах, а также запретить школьникам пользоваться смартфонами для выхода в социальные сети. Противодействие кибербуллингу и защита несовершеннолетних от интернет-угроз — важная задача не только для России, но и для всех развитых стран мира, однако международный, повсеместный, недостаточно контролируемый правоохранительными и иными уполномоченными органами характер сети Интернет создает много нерешенных проблем. Реализация установленных норм федерального законодательства по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних невозможна без конкретизации некоторых правовых понятий, чёткого распределения обязанностей и полномочий между субъектами. Выходом могло бы стать создание централизованной системы специализированных государственных органов, наделенных широкими контрольными и надзорными полномочиями в сфере информационной безопасности. И в аппарате уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, и в структуре Министерства просвещения Российской Федерации нам необходимо создать подразделения или лиц, ответственных за построение безопасной для детей информационной среды. Существующее федеральное законодательство позволяет произвести последовательный ряд таких действий на основе подзаконных актов, призванных реализовать право несовершенно-летних на информационную безопасность. На сегодняшний день в России необходима государственная поддержка инициатив по созданию безопасной для детей среды в сети Интернет. Необходимо проводить мероприятия для родителей, разъясняющие им личную ответственность взрослого за информационное взаимодействие его ребенка. В этой связи можно поддержать авторов [17, c.99], предлагающих дополнить п. 1 ст. 63 СК РФ нормой, обязанностью родителей, попечителей, опекунов ограничивать доступ детей к информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, не соответствующей возрасту ребенка. Скоординированные действия должностных лиц, педагогов, законных представителей и самих детей в области профилактики и предупреждения информационных угроз в Интернете позволит снизить риски, связанные с неблагоприятным воздействием на детей.

Заключение

Интернет — величайшая в мире образовательная и художественная платформа, научные и культурные учреждения и организации всего мира открывают свои виртуальные двери, в том числе и для детей. Интернет предлагает детям широкий спектр возможностей для выражения их индивидуальности, образования и обучения, поэтому дети являются одной из наиболее быстрорастущих групп пользователей Интернета. Одновременно с положительными моментами возникают вопросы информационной безопасности детей. Защита несовершеннолетних от интернет-угроз является важной задачей не только для России, но и для всех развитых стран мира, однако недостаточно контролируемый характер сети Интернет создает много нерешенных проблем. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646, подчёркивается, что в настоящее время происходит усиление влияния на молодёжь негативной информации, в результате чего национальные нравственные ценности размываются. Именно молодое поколение нуждается в особой защите государства в современных условиях развития информационного общества, и проблемы обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних заслуживают особого внимания. Специальный федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.2010 № 436-ФЗ раскрывает понятие «информационная безопасность детей — состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию». Правовой базой для защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, на международном уровне являются «Конвенция о правах ребенка», принятая Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г., «Международный пакт о гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г. Данные правовые акты закрепляют право ребенка на доступ к информации, способствующей правильному физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, с одной стороны, и формулировку принципов защиты ребенка от неблагоприятной для него информации. Актуальность указанной проблематики обусловлена тем, что в настоящее время мировое сообщество столкнулось с серьезной проблемой возрастания негативного воздействия информационно-телекоммуникационных сетей на несовершеннолетних. Решение проблем, с которыми сталкиваются дети в Интернете, становится приоритетной политикой для большинства государств. В Российской Федерации уже сформировалась группа нормативных правовых актов, целью которых является защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Но много нерешённых проблем в данной области, наличие пробелов в праве обусловливает необходимость совершенствования правовых норм, направленных на охрану информационной безопасности несовершеннолетних. Негативные информационные воздействия для современных детей, осуществляемые посредством доступных интернет-сервисов и мобильных платформ, к сожалению, начинают играют роль основного воспитателя. Разрабатываемая система мониторинга социальной активности ребенка, размещаемой и просматриваемой им информации в сети Интернет должна укрепить связь с родителями, защитить учащихся от негативных информационно-психологических воздействий и противодействовать им.

Список использованной литературы

 
  1. Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства РФ. – 2011. — N 1. — Ст. 48.
  2. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N 646 // Собрание законодательства РФ, 12.12.2016, N 50, ст. 7074.
  3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646. URL: https://rg.ru/2016/12/06/doktrina-infobezobasnost-site-dok. html (дата обращения: 15.08.2020).
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» // Российская газета. 2012. 29 окт.
  5. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) от 29 августа 2012 г. N 217 г. Москва «Об утверждении порядка проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей», Российская газета Федеральный выпуск №5918 (245).
  6. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 11 сентября 2013 года. №1022/368/666 «Об утверждении критериев оценки материалов и (или) информации, необходимых для принятия Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о включении доменных имен (или) указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»// Российская газета. 2013. 21 ноября.
  7. Банщикова С.Л., Гольтяпина И.Ю. Обязанности родителей по обеспечению информационной безопасности несовершеннолетних детей и административная ответственность за неисполнение обязанности // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2018. — № 1 (25). — С. 95-100
  8. Бартлетт Д. Подпольный Интернет. Тёмная сторона мировой паутины. Civiliзация: пер. с англ. М.: Изд-во ЭКСМО, 2017. 352 с.
  9. Белякова Е.Г., Загвязинская Э.В., Березенцева А.И. Информационная культура и информационная безопасность школьников // Образование и наука. — 2017. — Т. 19. № 8. — С. 147-162
  10. Бердник М.В., Новикова Е.Ф., Филиппенко Д.Р. Разработка программного комплекса родительского контроля, в интуитивно-понятной форме фиксирующего активность несовершеннолетнего в интернет-пространстве // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». — 2018. — № 6. — С. 571-576.
  11. Гольтяпина И.Ю., Мухаметова Д.Ф. Нормативно-правовое обеспечение информационной безопасности детей // Инновационная экономика и общество. — 2017. — № 3 (17). — С. 71-79.
  12. Грингард С. Интернет вещей. Будущее уже здесь. М.: Альпина Паблишер, 2016. 188 с
  13. Дадаева М.С. Государственная система кибербезопасности и предупреждение экс-тремизма среди несовершеннолетних // Современные научные исследования и разработки. — 2018. — Т. 1. № 5 (22). — С. 183-185.
  14. Ефимова Л.Л., Кочерга С.А. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт: монография. — М. : ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2016. — 239 с.
  15. Ефимова, Л.Л. Правовое регулирование информационной безопасности детей как новый правовой институт информационного права //Аграрное и земельное право. — 2018. — № 6 (162). — С. 131-138.
  16. Идальго С. Как информация управляет миром и определяет историю нашей вселенной и живущих в ней видов: Civiliзация: пер. с англ. М.: Изд-во эКсМО, 2016. 256 с.
  17. Ищенко А.Н., Прокопенко А.Н., Страхов А.А. Новая доктрина информационной безопасности Российской Федерации как основа противодействия угрозам безопасности России в информационной сфере // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2017. — № 2. — С. 55-62.
  18. Киселев С.С. Проблемы уголовно-правовой оценки склонения несовершеннолетних к совершению самоубийства в сети Интернет // Matters of Russian and International Law. — 2018. — Vol. 8, Is. 12A. — С. 249-254.
  19. Кобзева С.В. Противодействие распространению агрессивной информации: мировой опыт / С.В. Кобзева; отв. ред. Е.К. Волчинская; Общественный совет Центрального фе¬дерального окр., Ин-т общественно-науч. экспертизы. — М. : ЛИБРОКОМ, 2019. — 63 с.
  20. Кузнецова Е.В. Правовые меры обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних в сети Интернет: российский и зарубежный опыт: методические рекомендации. Москва, 2020. 79 с.
  21. Ли П. Архитектура интернета вещей: пер. с англ. М.: ДМК Пресс, 2018. 456 с.
  22. Магдилов, М.М., Магдилова, Л.В. Особенности формирования образовательного курса по интернет-безопасности несовершеннолетних // EUROPEAN RESEARCH : сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции г. Пенза, 7 декабря 2018 г. // под общ. ред. к.э.н. Г.Ю. Гуляева. — С. 197 -199.
  23. Маркелов А. Openstack. Практическое знакомство с облачной операционной системой. М.: ДМК Пресс, 2018. 306 с.
  24. Николаев С.В. О некоторых перспективных механизмах реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности детей в сети «Интернет» // Перспективы развития информационных технологий. — 2019. — № 31. — С. 134-138.
  25. Остроушко А.В., Букалеров А.А., Букалеров С.А. Защита информационной безопасности несовершеннолетних в КНР // Legal Bulletin. — 2018. — Т. 3. № 1-2. — С. 56-60.
  26. Попов Д.Г. Противодействие негативному информационно-психологическому воздействию как подсистема обеспечения информационной безопасности государства // Юридическая психология. — 2009. — № 2. — С. 18-22.
  27. Соколова Д.В. Агрессия в интернете: распространение кибербуллинга среди российских подростков // Медиаскоп. — 2017. — № 2. — С. 11.
  28. Хлестова Д.Р., Попов К.Г. Защита детей от интернет-угроз [Текст] / М.: Омега Сайнс, 2016. — 90-92 с.
  29. Чеботарева, А.А. Обеспечение информационной безопасности личности: роль международной информационной безопасности и стратегического партнерства // Вестник Академии права и управления. — 2016. — № 42. — С. 48-51.
  30. Шаньгин В.Ф. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей: учебное пособие [Текст] / В.Ф. Шаньгин. — М.: Форум, 2017. — 702 с.
  31. Шпагина Е.М. Информационная безопасность в контексте защиты прав детей в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Т 6. № 4. С. 86-94. https://doi.org/10.17759/ psylaw.2016060409
  32. Защита детей от вредной информации в сети интернет [Электронный ресурс] — http://www.internet- kontrol.ru/ (дата обращения: 10.08.2020).
  33. Международный опыт в области защиты детей от нежелательной информации в интернете [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cossa.ru/152/23475/ (дата обращения: 13.07.2020).
  34. Обеспечение защиты детей от негативной информации в сети [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://slidegur.com/doc/1624163/ obespechenie-zashhity-detej-ot-negativnoj-informacii-v-seti (дата обращения: 08.08.2020).
  35. Официальный сайт МВД РФ Результаты поиска https://мвд.рф/
  36. Посыпкина А., Баленко Е. Профиль в цифрах: как будет работать база данных о россиянах в 2023 году. 2018. [Электронный ресурс] — https://www.rbc.ru/technology_and_media/20/09/2018 /5ba262ef9a7947c2ab193522 (дата обращения: 12.08.2020).
  37. Хапаев Д. Как узнать, какие данные собирает о вас гугл… 2018. [Электронный ресурс] — https://lifehacker.ru/slezhka-google/ (дата обращения 05.08.2020).
  38. Чернова И. 15 фишек для сбора информации о человеке в интернете. 2016. [Электронный ресурс] — https://www.iphones.ru/iNotes/533552 (дата обращения: 05.08.2020).
  39. https://abon-news.ru/posts/proisshestviya/v-sevemoj-osetii-zaderzhali-koordinatorov-grupp-smerti
  40. https://rg.ru/2019/04/22/v-shkolah-poiavitsia-kiber-patrul.html

1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://miigaik.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru