Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Скоро защита?

История становления и развития системы дополнительного образования в России. Часть 2

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

1 2


Практически во всех школах были открыты многочисленные кружки: юных техников, юных натуралистов, литературные, музыкальные, театральные; созданы политические клубы, клубы интернациональной дружбы (КИД). К 70-м годам устоялись содержание и формы работы внешкольного учреждения. По мнению специалистов, внешкольное учреждение представляло собой своеобразную общность детей и взрослых, характеризующуюся целенаправленностью, разновозрастным составом участников,  автономностью существования, цикличностью функционирования, разнообразием и свободой выбора деятельности, формальными и неформальными отношениями между детьми и взрослыми, возможностью ребенка не зависеть от стереотипа мнения привычного окружения и выступать в новой роли. Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодёжная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребёнка, его интересов. Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов(20). Особую роль в воспитании учащихся играла ленинская тематика. Во многих школах существовали музеи, залы и уголки В. И. Ленина. В советский период сложилась целая система ритуалов празднования различных знаменательных дат и событий, в том числе и связанных с народным образованием, среди них День знаний. В подготовке Дня знаний участвовали и внешкольные учреждения, помогавшие в разработке сценария праздника, оформлении школы, проведении выставок и спортивных мероприятий. Сложилась широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей, обеспечивающая развитие творческих способностей детей в той или иной области знаний, ведется большая массовая спортивная работа; содержательную, эмоциональную работу с детьми во вне учебное время проводят учреждения Министерства культуры. В педагогическую деятельность всех внешкольных учреждений включается пропаганда детской литературы, руководство детским чтением. Большую культ просветительскую и физкультурно-оздоровительную работу среди детей и подростков с учетом их возраста и интересов проводят парки культуры и отдыха, специализированные детские парки. Большую воспитательную работу с детьми проводят профсоюзы. Растет сеть клубов, станций и домов юных техников. К примеру, только в системе Министерства путей сообщения в 1975 году функционировало более 500 внешкольных учреждений. Огромную работу с детьми проводят учреждения Министерства речного и морского флота, ряда других ведомств. Усилилась тенденция повышения ответственности предприятий, организаций, учреждений за организацию материально-технического обеспечения по своему профилю детско-юношеской деятельности в свободное время. Эта функция реализовывалась ими, как правило, посредством создания и развития сети различных типов внешкольных учреждений. В эти годы постоянно увеличиваются ассигнования на внешкольные учреждения из государственного бюджета, создана разветвленная сеть внешкольных детских учреждений, которые проводят активную работу со школами, семьей, общественностью. Появляются новые формы работы с детьми, развивающие их познавательные интересы, формируется сознательное отношение к знаниям, науке. Широкое распространение получают технические клубы и кружки, в содержание работы которых входят радиоэлектроника, автоматика, телемеханика, биохимия, генетика, космонавтика(13, с.34). В этот период интенсивно развиваются кружки технического творчества, туристско-краеведческие, эстетического направления, физкультурно-спортивные, природоведческие. Появляются и профильные клубы, научные общества учащихся, пионерские театры, ансамбли. Претерпевают изменения методы работы с детьми: в работе с ними используются проведение экспериментов, опытов, практических занятий; экскурсий, поход, экспедиция, работа с научно-популярной и общественно-политической литературой, подготовка рефератов, докладов, конкурсов, соревнований, выставок. Большую роль играют внешкольные учреждения в организации непрерывности процесса образования. Стремление к педагогически целесообразной организации досуга детей способствовало созданию множества клубов по интересам, детских площадок, комнат школьника по месту жительства, организации работы с детьми в разнообразных отрядах. Непрерывность процесса образования детей проявляется и в летних формах работы: массовые мероприятия, смотры-конкурсы, клубы, профильные, туристские и спортивные лагеря и т.д. Таким образом, 70-80-е годы стали периодом наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью социума. Именно в это время определились главные направления в содержании деятельности и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание и формы воспитательной работы. Содержание основных видов деятельности удалось сориентировать на учет возрастных и личностных особенностей детей, а также сформировать своеобразную «индустрию» организации досуговой деятельности детей и молодежи. Таким образом, история создания и развития внешкольных учреждений в СССР прошла несколько этапов. На первом этапе (1918-1939 гг.) происходило становление основных видов государственных внешкольных учреждений: станций юных натуралистов, техников и туристов, детской художественной студии, дома и дворца пионеров, детской железной дороги, детской спортивной школы. В ходе второго этапа (1939-1960 гг.) была разработана нормативно-правовая база системы внешкольных учреждений. Третий этап (1960-1984 гг.) характеризовался значительным количественным ростом учреждений и началом поиска новых направлений развития. В ходе четвертого этапа (1984-1992 гг.) формировались предпосылки к трансформации внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования.

ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

2.1 Становление системы дополнительного образования детей в конце 20-го – начале 21 века

  В конце 90-х гг. внешкольные учреждения становятся одним из основных воспитательных институтов социума, усиливается их методическая роль в распространении педагогических знаний, в пропаганде наиболее активных форм воспитательного воздействия по месту жительства, в индивидуализации работы с неблагополучными детьми. Кроме того, усиливается их роль в координации всей воспитательной работы в социуме. Период 1989-1990гг. характеризуется качественно новым научно-практическим поиском путей совершенствования управления социально-педагогической деятельностью учреждения и его финансово-экономической основы. Стало очевидным, что для дальнейшего развития внешкольных учреждений требуется предоставление им большей финансовой и хозяйственной самостоятельности в решении жизненно важных вопросов: в выборе содержательных видов деятельности, установлении структуры и штатного расписания, в вопросах оплаты труда(1, с.23). Для решения возникших проблем стал необходимым экспериментальный поиск путей и средств модернизации организационно-экономического механизма, установление оптимальных путей развития внешкольных учреждений, разработка основ документационного обеспечения и установления нового правового статуса. Эти проблемные стороны жизнедеятельности внешкольных учреждений особенно обострились в условиях реформирования экономики страны и перехода ее к рыночным отношениям в середине 80-90 годов. Период начавшейся «ломки» устоев и властных партийных структур оказал значительное влияние на деятельность внешкольных учреждений как открытых социально-педагогических систем, в большей степени учитывающих факторы воздействия внешней среды, постоянно на них ориентирующихся и оперативно изменяющих содержание социально-педагогической деятельности. В быстро меняющемся постсоветском обществе возникли потребность во введении нового направления образования — дополнительного. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» с 1992 года начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы. После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей. Важно в этой связи отметить, что в 90-е годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей(15,с.14). В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят более 16 тыс. учреждений, в которых обучается более 10 млн. российских детей в возрасте от 6 до 18 лет системы образования, культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций. Большинство учреждений входит в систему образования (почти 8,5 учреждений и около 8 млн. детей). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года № 752 в России была изменена номенклатура (типология) учреждений дополнительного образования детей(12, с.35). Важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность. Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25 процентов, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю. При общем сокращении числа обучающихся в общеобразовательных школах Российской Федерации контингент воспитанников учреждений дополнительного образования детей увеличивается. Так на 1 января 2008г. 10,9 млн. детей занимались художественным и научно-техническим творчеством, эколого-биологической, учебно-исследовательской деятельностью, физической культурой и спортом, туризмом и краеведением и т.п., что составило49,1% от численности детей в возрасте от 5 до 18 лет (в 1997г. – соответственно 8,9 млн человек, или 28,7%). Кроме того, заметно увеличилось количество объединений (кружков) учреждений дополнительного образования детей, организованных на базе других образовательных учреждений. Если в 1997г. насчитывалось 155 тыс. таких объединений (2,5 млн чел.), то в 2007г. – уже 240 тыс. объединений (3,7 млн чел.) (12,с.34-35). Каждое образовательное учреждение, независимо от его организационно-правовой формы, типа и вида, является неотъемлемым элементом системы образования, вмести с органами управления образованием и совокупностью преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности. В соответствии с Законом «Об образовании» учреждения дополнительного образования детей названы в ряду разных типов образовательных учреждений, деятельность которых регулируется основе уставом каждого конкретного образовательного учреждения. Основные задачи учреждения дополнительного образования:
  • обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественного от 6 до 18 лет;
  • адаптация к жизни общества;
  • формирования общей культуры;
  • организация содержательного досуга(9, с.4).
Учреждения дополнительного образования детей – социально-педагогическая система, которая создана обществом, функционирует на основе социального заказа, выполняет определенную миссию, оказывает широкий спектр разнообразных услуг, удовлетворяет постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные, образовательные потребности детей, обеспечивает учащимся свободу выбора видов, форм деятельности и детских объединений по интересам. Освоение новых социальных ролей, опыта, неформальное общение, формирование познавательных интересов, а также создает условия для творческого развития каждого ребенка, его адаптация к социальным изменениям и приобщения к культурным ценностям. Деятельность учреждения дополнительного образования детей-согласованное упорядочение различных видов деятельности педагогической, управленческой, методической, информационной, издательской, рекламной, обслуживающий), осуществляемой индивидуальными и совокупными субъектами (педагогическими коллективами отделов, клубов, иных творческих объединений), входящими в состав, структуру конкретного учреждения. В настоящее время система дополнительного образования детей находятся в стадии развития, несмотря на многие сложности. Одновременно в обществе растет понимание необходимости восстановления духовных основ жизни, сохранения и приумножения культуры своего народа. Увеличивается роль психологического, личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности постоянного самообразования и творческого совершенствования. Решение этих задач во многом зависит от эффективного использования возможностей дополнительного образования, которое является важным фактором гуманизации всей системы образования. Дополнительное образование создает условия для развития уникальности личности, ее различных способностей. Именно в этой сфере возможно организовать личностно- равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную творческую деятельность (12,с.34). В качестве иллюстрации вышесказанного нами изучен и обобщен опыт работы одного из учреждений дополнительного образования детей г. Магнитогорска. История Правобережного центра дополнительного образования детей г. Магнитогорска началась с открытия Дома пионеров и школьников Правобережного района в 1976 году. В течение двух лет учреждение не имело своего здания, а кружки и секции работали на базе школ и детских клубов района. 29 октября 1978 года в день 60-летия Комсомола дети получили в подарок прекрасное здание на улице Галиуллина. Интерьер Дома пионеров создавался художниками «Художественного фонда», а в 1983 году по проекту архитектора Волобуева были возведены солнечные часы, ставшие местом паломничества многих мальчишек и девчонок. Начали работать 34 кружка, в которых занимались около тысячи ребят. В 1991 году Дом пионеров и школьников был переименован в Правобережный дом творчества для детей и юношества. А в 2000 году Центру присвоен его нынешний статус — МОУ ДОД «Правобережный центр дополнительного образования детей» г. Магнитогорска. В 2005 году на базе учреждения открыт межшкольный методический центр, реализующий проект ИСО. В настоящее время Центр — многопрофильное, конкурентоспособное учреждение высшей категории, в котором занимаются 4491 детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет. В нем реализуется 119 образовательных программ, по которым работают 122 педагога. «Правобережный Центр дополнительного образования детей» организует работу детских творческих объединений (кружков, секций, клубов, учебных групп, ансамблей, студий и др.) для воспитанников 6-18 лет. Работают детские творческие объединения по восьми образовательным направленностям: научно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, социально-педагогической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, культурологической, естественно-научной. Кроме образовательной деятельности организуется также методическая и культурно-досуговая. Основными направлениями деятельности Центра являются: развитие и реализация творческого потенциала участников образования, реализация личностно-развивающей воспитательной системы ПбЦДОД, использование возможностей социума в воспитательной системе и образовательной деятельности учреждения, реализация программы информатизации учреждения, использование современных педагогических технологий, реализация программы по профессиональному самоопределению и предпрофильной подготовки старшеклассников. Образование в Центре ориентировано на раскрытие природных склонностей обучающихся, развитие их личностного и творческого потенциала, воспитание личности, нацеленной на самопознание, самообразование и самореализацию. Более семи тысяч детей и подростков занимаются в 462 кружках и клубных объединениях. Каждый может найти себе дело по душе. Дети имеют в своем распоряжении теплицу, «живой уголок», детский кинотеатр «Солнышко», компьютерный класс, актовый и спортивный залы, тренажерный и танцевальный залы, игротеку, читальный зал, библиотеку и другие хорошо оборудованные кабинеты. По просьбе родителей детей 4-7 лет в 1990 году в Доме творчества была открыта Субботняя Школа радости. В школе радости ребята учатся общаться друг с другом, на занятиях ИЗО, музыки поют красоту окружающего мира, укрепляют здоровье в плавательном бассейне. Психолог проводит коррекционную работу с детьми и просветительскую деятельность с родителями. В 1991 году впервые в Магнитогорске Правобережный Дом творчества совместно с образовательной фирмой «АРТ» открыл гимназию для дошкольников. Своей целью педагоги гимназии ставят целенаправленную психическую и практическую подготовку ребенка к школе. Дети 5-6 лет под руководством лучших педагогов занимаются творчеством и английским языком, учатся петь рисовать , плавать, читать и считать, грамотно говорить и фантазировать, участвуют в праздниках и игровых программах. С целью с целью социальной защиты детей методистами Дома творчества в 90-х гг. были разработаны программы «Здоровье», «Летний отдых детей», «Одаренные дети» и другие. В настоящее время Центр – базовое учреждение в районе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Совместно с районной и городской ГИБДД и администрацией района создан методический кабинет по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, который проводит ежегодно среди школьников района смотр агитбригад по ПДД, соревнования юных велосипедистов «Безопасное колесо», конкурс рисунков «Мы идем по улице», рейды по школам и другое. Все это способствует снижению детского дорожно-транспортного травматизма. Лагерь дневного пребывания «Самоцветы» стал летний «визитной карточкой» Центра. Ежегодно, начиная с 1989 года, 300 детей отдыхают в нем летом, занимаются спортом и творчеством с замечательными педагогами. Девиз коммунарской методики «Все делать творчески, иначе зачем?!». В учреждении разработаны и успешно внедряются программа «Личностно-развивающая воспитательная система» (лауреат VII областного конкурса воспитательных систем), проект «Программа информатизации центра». В 2008 году ПбЦДОД стал победителем конкурсного отбора образовательных учреждений дополнительного образования детей, активно внедряющих инновационные образовательные программы. Грант губернатора Челябинской области получен за реализацию социального проекта «Город. Творчество. Дети». В 2008 году Правобережный Центр дополнительного образования детей получил грант губернатора Челябинской области Сумина П.И. как учреждение, реализующее инновационные образовательные программы. 2008 год был годом 90-летия отечественной системы дополнительного образования детей. Таким образом, дополнительное образование прошло большой путь развития от отдельных кружков до целой системы учреждений, в которых обучаются, воспитываются и развиваются дети всех возрастов от дошкольников до молодежи.  

2.2 Теоретические основы современного дополнительного образования детей как института социализации

  В последние годы развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоретическое обоснование. Наиболее важные положения были выдвинуты в работах В.В. Беловой, В.А. Березиной, А.К. Бруднова, О.Е. Лебедева, М.Б. Коваль, В.И. Панова, Г.Н. Поповой, А.И. Щетинской и др. В Законе «Об образовании» дополнительное образование рассматривается, прежде всего, через образовательные программы, т. е. как сфера образования, реализуемая в различных учреждениях за пределами определяющих их статус основанных образовательных программ. В проекте Федерального Закона «О дополнительном образовании» используются следующие основные понятия. «Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно- образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства»(17, с.54). «Дополнительное образование детей – единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности»(11,с.38.). Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова предлагают следующие приоритетные идеи дополнительного образования:
  1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о том как ребенок сам выбирает направления деятельности (художественной, технической, спортивной, экологической др.)Важно то, что ребенок, приходя в клуб, секцию, кружок, имеет право руководствоваться разными целями. Они могут быть не только образовательными, но и определяется стремлением быть вместе с друзьями, жаждой общения с новыми людьми.
  2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. В дополнительном образовании ситуация иная: предмет или сфера деятельности «приближается» к ребенку. Ему дают возможность определить собственный образовательный путь, что по сути дела означает, что педагог, приглашая ребенка включиться в ту или иную деятельность, обеспечивает ему условия реализации собственных интересов, развитие его индивидуальных способностей. Достижения и того и другого должны расцениваться по шкале их собственных возможностей, а не в сравнении с другими.
  3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. Самоопределение и самореализация предполагает интеграцию двух процессов: обеспечение «свободы от» (защита ребенка от подавления , угнетения, оскорбления достоинства, в том числе и защиту от собственных комплексов)и воспитания « свода для» (создание благоприятных условий творческой самореализации).
  4. Единство обучения, воспитания, развития. В воспитании преобладает ценностно – ориентационный, мотивационный, поведенческий, эмоциональный компоненты. В процессе воспитания человека обретает опыт. Принимает нравственно – эстетическое отношение и способы поведения как объективные нормы, общепринятые стандарты.
  5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного творческого продукта, но пытается самостоятельно решать жизненно для него проблемы. Поэтому в дополнительном образовании большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической работы. В дополнительном образовании выделяют следующие функции: — ценностно-ориентационная, направленная на освоение ребенком социальных, культурных, нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности; — коммуникативная, позволяющая расширить круг общения. Узнать правила и формы сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, умение вести диалог; — социально-адаптацион6ная, обеспечивающая ребенку умение решать реальные жизненные проблемы, становиться активным человеком сообщества, приобретать качества гражданина; гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми; — психотерапевтическая, создающая комфортные отношения в коллективе, где ребенок имеет право на ошибку, где он может пережить ситуацию успеха, но где нет постоянного оценивания и не имеют значения его неудачи в школе; — профориентационная, позволяющая подрастающему человеку достаточно рано получить представление о мире профессий, усилить свои стартовые возможности в сфере трудовой деятельности, снизить риск неверного определения своего профессионального пути; — рекреационная, восполняющая психофизические силы человека, способствующая восстановлению творческой и социальной активности, помогающая организации содержательного досуга; — культурообразующая, способствующая активному включению ребенка в самые разные пласты культуры (национальной и мировой), позволяющая не только расширить свой культурный кругозор, но и освоить продуктивные способы обогащения культурного окружения (8,с.58) Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного (базового), это:
  • личностная ориентация образования;
  • профильность;
  • практическая направленность;
  • мобильность;
  • разноуровневость (от детского сада до повышения квалификации специалистов);
  • разнообразие содержания, форм, методов образования;
  • индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса на предоставлении образовательных услуг;
  • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
  • реализация ориентационной функции через содержание учебного материала;
Ученые выделяют наиболее значимые ценности дополнительного образования, которые благоприятствуют успешной социализации детей:
  1. Доминирование воспитательных и развивающих возможностей образовательного материала над его информационной насыщенностью.
  2. Доминирование собственной исследовательской практики ребенка над репродуктивным усвоением знаний.
  3. Ориентация на интеллектуальную инициативу ребенка.
  4. Паритет заданий открытого и закрытого типа.
  5. Гибкость в переструктурировании содержания деятельности в соответствии с динамикой познавательных потребностей детей.
  6. Ориентация на самостоятельность в поисково-проектной деятельности.
  7. формирование способности ребенка к самореабилитации в процессе оценки собственных идей.
  8. Социальная предъявленность.
  9. Децентрация (11,с.44-46).
Если же обратиться к организации дополнительного образования как особого культурно-образовательного пространства, то следует выделить такие условия его функционирования, как: — открытость границ — вариативность среды — «погружение» — эмоционально-художественная насыщенность среды;  Таким образом, современное дополнительное образование детей стало сферой освоения учащимся личностно – значимого, ценностно – наполненного индивидуального опыта добровольно избранной образовательной деятельности по интересам, помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Все это составляет сущность современного дополнительного образования детей. Его миссия заключается в том, чтобы подготовить детей и подростков к осознанному определению своей жизненной позиции, выбору профессии, приобретению способности к ценностно-ориентированной деятельности, а также предоставить среду для активной самореализации личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Многоаспектность, сложная функциональная разветвленность дополнительного образования позволяют рассматривать его в качестве необходимой и неотъемлемой части непрерывного вариативного образования, которая представляет собой, с одной стороны, сложившуюся подсистему образования, а с другой – зону перспективного развития каждого человека и образовательной системы в целом, уникальное образовательное сообщество со своей специфической средой, а также своеобразную социокультурную технологию. Проведенный анализ педагогической и исторической литературы, а также изучение опыта работы современного учреждения дополнительного образования позволил нам сделать следующие выводы. Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию Дополнительное образование возникло 17 веке, а сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 90-х годов 20-го века. Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30-м годам XVIII столетия, когда в Шляхетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок. Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I. Возникновение внешкольного образования в Москве относится к концу XIX века. Первыми внешкольными объединениями как факторами развития личности были клубные объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии. Заслуга в этом представителей прогрессивной интеллигенции: П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого, А.У. Зеленко, К.А. Фортунатова и др. Они пытались противостоять консерватизму официального воспитания и образования. В 1906 году по инициативе К.Н. Вентцеля в Москве был открыт Дом свободного ребенка, а в 1905 году на окраине города, в Марьиной Роще, педагогом С.Т. Шацким основан первый «сеттельмент» (культурный поселок), где помимо опытной школы находились трудовые мастерские и летняя колония В первые годы советской власти первые за всю историю народного образования в короткий срок была создана разветвленная и высокоразвитая инфраструктура внешкольных детских учреждений. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями. К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств. В период 60-х годов большую роль играют внешкольные учреждения в организации непрерывности процесса образования. Растет сеть клубов, станций и домов юных техников. Следующий период (1989-1990) характеризуется качественно новым научно-практическим поиском путей совершенствования управления социально-педагогической деятельностью учреждения и его финансово-экономической основы. В быстро меняющемся постсоветском обществе возникли потребность во введении нового направления образования — дополнительного. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» с 1992 года начат процесс эволюционного видоизменения системы внешкольной работы. Таким образом, в развитии системы дополнительного образования в России можно условно выделить пять этапов. 1–й этап (17в.- начало 20-го в.) – период зарождения внешкольных детских объединений; 2-ой этап (1920-1930-е гг.) – период становления системы воспитательной деятельности внешкольных учреждений; 3-й этап (1941-1956 гг.) – период развития массовых форм работы, взаимодействия внешкольных учреждений со школой; 4-й этап (1957-1991 гг.) – период усиленного внимания к методической деятельности внешкольных учреждений, расширения их сети увеличивается числа молодежных объединений и клубов; 5-й этап (с 1992 г. по настоящее время) – период преобразования системы внешкольной работы в систему дополнительного образования детей, ее интенсивного развития, обновления. Поставленная нами цель достигнута, задачи решены, гипотеза исследования подтверждена: уровень развития системы дополнительного образования детей зависит от социально-экономических и социально-политических условий жизни общества, а также социального заказа на образование детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник.- 1997. -№9.
  2. Березина В. А. Дополнительное образование как основа творческого развития и самоопределения ребенка // Материалы конференции « Образование и творчество».- М., 1998.
  3. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских творческих объединений. Новосибирск,1999.
  4. Бруднов А.К. О становлении и развитии системы дополнительного образования детей // От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей: Сб. нормативных документов и нормативных материалов для дополнительного образования детей – М., 2000.
  5. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: Сборник научных трудов / Редколлегия: М.Б. Коваль и др. – М.,1985.
  6. Голованов В.П. Нормативно-правовая база деятельности учреждений дополнительно образование детей. М., 2002 .
  7. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования // Учебник пособия для студ. учреждений сред, проф.образования.- Просвещение.-2004.г.-С 9-54.
  8. Голованов В.П. Ценности дополнительного образования детей на современном этапе // Воспитание школьников.- 2010. -№8. – с.57-62.
  9. Дополнительное образование детей в Российской Федерации. Сборник нормативно-правовых документов. М., 1995. – 68 с.
  10. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.,2000.
  11. Е.Б. Евладова, Л.Г.Логинова, Н.Н. Михайлова. Дополнительное образование детей // учебник для студентов пед. колледжа. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.- 349с.
  12. Егорова А.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в России //Воспитание школьников.-2009.-№6.-с.33-36.
  13. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения. – Оренбург, 1993.
  14. Руднева Т.И.. Кочеткова В. Г. Педагог дополнительного образования. Психолого-педагогические проблемы: Учеб. пособие. Самара,1998.
  15. Семенов Г.С. О проблемах модернизации системы дополнительного образования детей // Воспитание школьников.-2011.-№2.-с.13-16.
  16. Система воспитания и дополнительного образования детей: от идеи до внедрения // Педагогика.- 1999.- №6.
  17. Шишлова С.М. Организация дополнительного образования // Образование в современной школе.-2009.-№3.-с.53-62.
  18. http://potential.org.ru
  19. http://ru.wikipedia
  20. http://zakon.edu.ru – Российский общеобразовательный портал

1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
https://centrobrazovanija.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru