Тема 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
З а д а н и е 1. Завершите дефиницию соответствующим понятием
- Дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики, фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия чело- века, отношения человека и мира, – …
- Совокупность теоретических принципов и практических приёмов для осу- ществления чего-либо – …
- Философское учение о бытии – …
- Раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной при- роды реальности, бытия и мира как такового, – …
- Философское учение о ценностях – …
З а д а н и е 2. Реферативное изложение темы
МЕТОДЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ
План
- Понятие метода и методологии.
- Проблема метода в философии.
- Основной вопрос философии: материалистические и идеалистические его решения. Методологические следствия онтологической презумпции.
- Диалектический и метафизический методы философского познания.
- Эмпирический и рационалистический методы философского познания.
З а д а н и е 3. Заполните табл. 1
Дисциплинарная структура философского знания
Таблица 1
Философская дисциплина | Предмет изучения | Круг проблем |
1. История философии1 | ||
2. Онтология | ||
3. Гносеология | ||
4. Аксиология | ||
5. Этика |
1 При выполнении задания обратите внимание, что «история философии» понимается в данном слу- чае как философская дисциплина, что соответствующим образом определяет проблемную сферу дан- ной дисциплины.
Окончание табл. 1
Философская дисциплина | Предмет изучения | Круг проблем |
6. Эстетика | ||
7. Социальная философия | ||
8. Философия права | ||
9. Философия экономики | ||
10. Философия природы
(натурфилософия) |
З а д а н и е 4. Упражнения, комментарии
Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью. Упрекая семерых мудрецов (как их прозвали до него), он говорил, что никто не мудр, ибо человек по способности своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомуд- ром (философом).
Диодор Сицилийский
- Прокомментируйте.
- Объясните, в чём Пифагор видел различие между собой и «семью мудре- цами». Назовите «семь мудрецов», о которых говорил Пифагор, и ука- жите на отличия между их взглядами и видами интеллектуальных практик и деятельностью Пифагора.
- Почему, на ваш взгляд, Пифагору потребовалось ввести новый термин, чтобы обозначить свой род занятий?
- В чём, на ваш взгляд, отличие между мудростью и философией?
И теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причём вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звёзд, а также о происхождении Вселенной. Но недоуме- вающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создаётся на ос- нове удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это, а именно: когда оказалось в наличии почти всё необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать та- кого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой дру- гой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живёт ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука един- ственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя.
Аристотель.
- Прокомментируйте.
- Объясните, что и на каком основании, по мнению Аристотеля, явля- ется началом философствования.
- Почему Аристотель настаивает на непрактичности философии? Каким образом при непрактичности данного рода интеллектуальной деятель- ности Аристотель, тем не менее, настаивает на его необходимости?
- Поясните сопоставление Аристотелем философа и «любителя мифов». В чем, на взгляд Аристотеля, заключается общность (или сходство) фи- лософии и мифа?
З а д а н и е 5. Тестовая проверка знаний
- Укажите, какие из перечисленных ниже дисциплин являются философскими. а) гносеология
б) математика в) этика
г) риторика
- С кем из перечисленных ниже философов связано понятие «метафизика»? а) Демокрит
б) Бертран Рассел в) Джон Локк
г) Аристотель
- Сопоставьте наименования философских дисциплин и их определения.
а) гносеология 1) учение о деятельности
б) онтология 2) учение о познании
в) аксиология 3) учение о бытии
г) праксиология 4) учение о ценностях
- К методам философского познания относятся а) статистический,
б) диалектический,
в) линейного программирования, г) экспериментальный.
- Методологический подход, согласно которому опыт является единственным источни- ком достоверного знания, называется
а) фаллибализмом, б) эмпиризмом,
в) гностицизмом, г) прагматизмом.
- Сопоставьте методологические подходы с противоположными им.
а) рационализм 1) метафизика
б) диалектика 2) эмпиризм
в) идеализм 3) материализм
- Укажите, в каких странах в древности были интеллектуальные практики, которые обычно соотносят с понятием «философия».
а) Индия б) Египет в) Греция
г) Испания
- Назовите, какие из перечисленных ниже параметров относятся к числу базовых кри- териев философского знания.
а) рациональный способ аргументации б) фидеизм
в) системность
г) непротиворечивость
- Найдите соответствие между разделом философии и основной категорией. а) гносеология 1) прекрасное
б) этика 2) человек
в) эстетика 3) истина
г) антропология 4) благо
- Какие из наименований философских дисциплин в настоящее время обычно не ис- пользуются?
а) натурфилософия
б) социальная философия в) философия права
г) нравственная философия
Литература
- Алексеев П. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : ТК Велби, Проспект, 2005. – 608 с.
- Ахутин А. В. Дело философии / А. В. Ахутин // Ахутин А. В. Поворотные времена: статьи и наброски. – СПб. : Наука, 2005. – С. 22–87.
- Мамардашвили М. К. Введение в философию / М. К. Мамардашвили // Мамардашвили М. К. Философские чтения. – СПб. : Азбука-классика, – С. 5–170.
- Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М. : Наука, 1991. – 400 с.
- Поппер К. Р. Предположения и опровержения / К. Р. Поппер. – М. : АСТ, Ермак,
– 640 с.
- Хофмайстер Х. Что значит мыслить философски / Х. Хофмайстер. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2006. – 448 с.
- Хрестоматия по философии / сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект,
– С. 3–223.
с дистанционным обучением?