Самостоятельная работа по дисциплине «Мировая художественная культура» для ХГИК



Уважаемые студенты,  на установочной сессии вам было выдано задание — познакомиться с памятниками культуры, данными для обязательного изучения (список дан ниже), а также подготовить самостоятельный анализ одного из приведенных произведений художественной культуры в культурно-историческом контексте

Памятники по истории художественной культуры, рекомендуемые к запоминанию, атрибуции, описанию и художественному анализу  (знать необходимо все, для художественного анализа выбираете один)

 

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

 

  1. Женская статуэтка («Венера»). Виллендорф, Австрия. Ок. 30 тыс. лет до н.э.
  2. Пещерная живопись эпохи верхнего палеолита

а) Полихромные изображения бизона и кабана. Альтамира, Испания. Ок. 12 тыс. лет до н.э.

б) Лошадь. Ляско. Франция. Ок. 12 тыс. лет до н.э.

в) Череда мамонтов. Фон де Гом. Франция. Ок. 12 тыс. лет до н.э.

  1. Наскальные изображения (петроглифы). Хабаровский край. Ок. 12 тыс. лет до н.э.

 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙШИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

 

Культура Древнего Египта:

  1. Пирамиды Джосера, Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе. 1-я половина 3 тыс. до н.э.
  2. Ритуально-мифологические изображения в культуре Древнего Египта

а) Большой сфинкс фараона Хефрена. Гиза. 27 в. до н.э.

б) Статуя царского писца Каи. Середина 3 тыс. до н.э. Париж, Лувр.

в) Интерьер храма. Карнак. 15 в. до н.э.

г) Психостасия. «Книга мертвых». Ок. 15 в. до н.э. Лондон, Британский музей.

д) Семья фараона Эхнатона. Рельеф. Амарна. 1360 г. до н.э. Каир, Египетский музей.

  1. Тутмес. Портрет царицы Нефертити. 14 в. до н.э. Берлин, Государственный музей.
  2. Фаюмские портреты

а) Портрет юноши в золотом венке. 2 в. н.э. Москва, Государственный музей изобразительных искусств.

б) Портрет пожилого римлянина. 2-я половина 1 в. н.э. Москва, Государственный музей изобразительных искусств.

 

Культура Шумера, Аккада, Ассирии и Вавилона:

  1. Ритуально-мифологические изображения в культуре Шумера, Аккада, Ассирии и Вавилона

а) Зиккурат в Уре. Конец 3 тыс. до н.э.

б) Статуя сановника Эбих-иля. Середина 3 тыс. до н.э. Париж, Лувр.

в) Саргон II. Рельеф. Конец 8 в. до н.э. Париж, Лувр.

г) Ворота богини Иштар из Вавилона. 6 в. до н.э. Берлин, Государственный музей.

 

Культура Древнего Китая:

  1. Ритуально–мифологические изображения в культуре Древнего Китая

а) Ритуальный бронзовый сосуд типа юй. Конец 12–начало 11 в. до н.э.

б) Скульптуры воинов из могилы императора Цинь Шихуана. Провинция Шеньси. 3 в. до н.э.

в) Пагода Сунъюэсы. Провинция Хэнань. 520 г.

г) Ван Вэй. «Горы под снегом». 8 в. Пекин, Музей Гугун.

 

 

Культура Древней Индии:

  1. Ритуально–мифологические изображения в культуре Древней Индии

а) Ступа. Санчи. 3–1 вв. до н.э.

б) Якшини. Рельеф ворот ступы в Санчи. 1 в. до н.э.

в) Роспись пещерного храма в Аджанте. 4–7 вв.

г) Будда. Стела из Катры. Начало 2 в. Муттра, Археологический музей.

 

Культура Мезоамерики:

  1. Ритуально–мифологические изображения в культуре майя и ацтеков

а) Храм Кукулькана. Майя. Чичен-Ица. 7 в. н.э.

б) Притолока № 24. Майя. Йашчилан. Ок. 725 г. н.э.

в) Кецалькоатль. Фрагмент из «кодекса Борджиа». Ацтеки. 9–11 вв. Лондон, Британский музей.

г) «Камень Солнца». Ацтеки. 9–11 вв. Мехико, Национальный музей антропологии.

 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

  1. Античная культура

Древняя Греция:

  1. Парфенон. Архитекторы Иктин и Калликрат. Афины. 447–432 гг. до н.э.
  2. Древнегреческая керамика

а) Ваза «камарес» минойской эпохи. Ок. 19–17 вв. до н.э.

б) Гермес, Дионис и нимфы. Краснофигурный кратер. Ок. 440 г. до н.э. Москва, Государственный музей изобразительных искусств.

в) Геракл, Кербер и Эврисфей. Чернофигурная гидрия. Ок. 525 г. до н.э. Париж, Лувр.

г) Молодая женщина у надгробия. Белофонный лекиф. 440–430 гг. до н.э. Мюнхен, Музей античного прикладного искусства.

  1. Мирон. «Дискобол». Середина 5 в. до н.э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Рим, музей Терм.
  2. Поликлет. «Дорифор». Ок. 440 г. до н.э. Мраморная римская копия с утраченного бронзового оригинала. Рим, Национальный музей.
  3. Фидий. «Афина».

а) Афина Варвакион. Уменьшенная мраморная копия римского времени статуи Афины Парфенос Фидия. 438 г. до н.э. Афины, Национальный музей.

б) Афина Лемния. Реконструкция статуи Фидия на Афинском Акрополе. Около 450 г. до н.э. Дрезден, Скульптурное собрание.

  1. Ника Самофракийская. Ок. 200 г. до н.э. Париж, Лувр.
  2. Агесандр (?). «Венера Мелосская». 3–2 вв. до н.э. Париж, Лувр.

 

Древний Рим:

  1. Колизей. 75–80 гг. н.э.
  2. Римский скульптурный портрет. 1–3 вв. н.э.

а) Статуя Августа. Начало 1 в. н.э. Рим, Ватикан.

б) Портрет императора Веспасиана. 69–70 гг. н.э. Копенгаген, Глиптотека.

в) Портрет Каракаллы. Ок. 211–217 гг. н.э. Неаполь, Национальный музей.

г) Портрет сириянки. 2-я половина 2 в. н.э. Санкт–Петербург, Государственный Эрмитаж.

 

  1. Византия
  2. Храм св. Софии. Архитекторы Анфимий и Исидор. Константинополь. 532–537 гг.
  3. Иконопись Византии. 6–11 вв.

а) Император Юстиниан со свитой. Мозаика церкви Сан-Витале. Равенна, Италия. 546–548 гг.

б) Христос Пантократор. Мозаика купола церкви монастыря Дафни близ Афин. 2-я половина 11 в.

в) Добрый пастырь с овцами. Мозаика мавзолея Галлы Плацидии. Равенна, Италия. 425 г.

 

  1. Средневековая культура
  2. Храмовое зодчество Средневековья

а) Соборный комплекс в Пизе. Италия. 1060–1278 гг.

б) Собор в Вормсе. Германия. 1016–13 в.

в) Собор в Кельне. Германия. 1248–1322 гг., завершен в 1842–1880 гг.

г) Интерьер собора в Кентербери. Англия. 1174–1495 гг.

  1. Собор Нотр-Дам де Пари. Париж, Франция. 1163–1351 гг.
  2. Религиозное искусство Средневековья

а) Христос коронует Генриха II и Кунигунду. Миниатюра. 1002–1014 гг. Мюнхен, Государственная библиотека.

б) Адам и Ева. Капитель из собора Сен–Пьер в Клюни. Франция. 1109–1113 гг.

в) Богоматерь с младенцем. Витраж. Собор в Шартре. Франция. 12–13 вв.

г) Губерт и Ян ван Эйки. Гентский алтарь. Собор св. Бавона. Гент, Нидерланды. 1426–1432 гг.

 

  1. Культура эпохи Возрождения

Италия:

  1. Джотто ди Бондоне. «Поцелуй Иуды». Фреска капеллы дель Арена. Падуя. Ок. 1350 г.
  2. Сандро Боттичелли (Алессандро ди Мариано Филипепи). «Рождение Венеры». Ок. 1483–1484 гг. Флоренция, галерея Уффици.
  3. Собор св. Петра. Архитектор Донато д’Анджело Браманти. Рим. 1560 г.
  4. Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря». Стенная роспись трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие. Милан. Ок. 1495–1497 гг.
  5. Леонардо да Винчи. «Джоконда» («Мона Лиза»). После 1510 г. Париж, Лувр.
  6. Рафаэль (Раффаэлло Санти). «Сикстинская мадонна». 1515–1519 гг. Дрезден, Картинная галерея.
  7. Микеланджело Буонаротти. Росписи Сикстинской капеллы. Рим. 1508–1512 гг.

а) Сотворение светил.

б) Сотворение Адама.

в) Грехопадение и изгнание из рая.

г) Страшный суд. Грешник.

  1. Микеланджело Буонаротти. «Давид». 1501–1504 гг. Флоренция, Академия изящных искусств.
  2. Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). «Спящая Венера». Ок. 1508–1510 гг. Дрезден, Картинная галерея.
  3. Тициан (Тициано Вечеллио). «Венера Урбинская». Ок. 1538 г. Флоренция, галерея Уффици.

 

Нидерланды:

  1. Иеронимус Босх. «Сад наслаждений». Начало 16 в. Мадрид, Прадо.
  2. Питер Брейгель Старший. «Охотники на снегу». 1565 г. Вена, Музей истории искусств.

 

Германия:

  1. Альбрехт Дюрер. «Четыре апостола». 1526 г. Мюнхен, Старая Пинакотека.

 

  1. Европейская культура Нового Времени

Барокко:

  1. Творчество Джованни Лоренцо Бернини

а) Алтарная группа «Экстаз св. Терезы». Рим, капелла Корнаро. 1645–1652 гг.

б) Кафедра в соборе св. Петра. Рим. 1657–1666 гг.

в) Колоннада и площадь св. Петра. Рим.

г) «Аполлон и Дафна». 1622–1625 гг. Рим, музей и галерея Боргезе.

  1. Микеланджело Меризи да Караваджо. «Призвание апостола Матфея». 1599–1600 гг. Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези.
  2. Питер Пауль Рубенс. «Персей и Андромеда». Начало 1620-х гг. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
  3. Рембрандт Харменс ван Рейн. «Возвращение блудного сына». 1668–1669 гг. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
  4. Антонис ван Дейк. «Семейный портрет». 1621 г. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
  5. Эль Греко (Доменико Теотокопули). «Апостолы Петр и Павел». 1614 г. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
  6. Диего Родригес де Сильва Веласкес. «Менины». 1656 г. Мадрид, Прадо.

Классицизм:

  1. Никола Пуссен. «Танкред и Эрминия». 1630-е гг. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
  2. Дворцово-парковый ансамбль Версаля. Архитекторы Ф. Леруа, Л. Лево, Ф. д`Орбе, Ж. Ардуэн-Мансар, А. Ленотр. Франция. 17 в.

а) Королевский дворец. 1668 г.

б) Галерея зеркал Королевского дворца. 1687 г.

в) Оранжерея.

г) Малый Трианон в Версальском парке. 1762–1768 гг.

  1. Лики эпохи в творчестве мастеров 18 века

а) Антуан Ватто. «Жиль». 1720 г. Париж, Лувр.

б) Жак Луи Давид. «Смерть Марата». 1793 г. Брюссель, Музей современного искусства.

в) Уильям Хогарт. «Арест». Гравюра из серии «Карьера продажной женщины». 1732 г. Лондон, Национальная галерея.

г) Жан-Батист Шарден. «Натюрморт». Середина 18 в. Париж, Музей Коньяк-Же.

 

  1. Европейская культура XIX века

Академизм

  1. Жан Огюст Доминик Энгр. «Портрет мадемуазель Ривьер». 1805 г.

Романтизм

  1. Франсиско Хосе де Гойя. «Портрет семьи Карлоса IY». 1800 г.
  2. Франсиско Хосе де Гойя. «Сон разума порождает чудовищ». Лист 43 из серии «Капричос». 1793–1803 гг.
  3. Теодор Жерико. «Бег свободных лошадей». 1817 г.
  4. Уильям Тернер. «Дождь, пар и скорость». 1844 г.
  5. Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.)2. 1830 г.

Реализм

  1. Гюстав Курбе. «Похороны в Орнане». 1849–1850 гг.
  2. Жан Франсуа Милле. «Сборщицы колосьев». 1857 г.
  3. Камиль Коро. «Воз сена». 1860 г.
  4. Оноре Домье. «Дон Кихот». 1866–1868 гг.

Импрессионизм

  1. Камиль Писсарро. «Бульвар Монмартр в Париже». 1897 г.
  2. Клод Оскар Моне. «Лягушатник». 1869 г.
  3. Клод Оскар Моне. «Руанский собор. Портал и башня Сен-Ромен в полдень. Гармония голубого и золотого цветов». 1893 г.
  4. Огюст Роден. «Мыслитель». 1888 г.
  5. Огюст Роден. «Поцелуй». 1886 г.
  6. Пьер Огюст Ренуар. «Зонтики». 1883 г.
  7. Пьер Огюст Ренуар. «Портрет Жанны Самари». 1877 г.
  8. Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы». Около 1879 г.
  9. Эдуард Мане. «Бар в «Фоли–Бержер». 1882 г.
  10. Эдуард Мане. «Завтрак на траве». 1863 г.

Постимпрессионизм

  1. Анри де Тулуз-Лотрек. «Танец в Мулен Руж». 1890 г.
  2. Винсент ван Гог. «Звездная ночь». 1889 г.
  3. Винсент ван Гог. «Подсолнечники». 1888 г.
  4. Винсент ван Гог. «Портрет художника». 1889 г.
  5. Поль Гоген. «Таитянские пасторали». 1893 г.
  6. Поль Сезанн. «Большая сосна близ Экса». 1890-е гг.
  7. Поль Сезанн. «Персики и груши». 1888–1890 гг.

 

Неоимпрессионизм

  1. Жорж Сера. «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт». 1884 г.
  2. Поль Синьяк. «Сосна Сен-Тропез». 1909 г.

Модерн

  1. Гюстав Климт. «Юдифь». 1901 г.
  2. Обри Бердслей. «Кульминация». Иллюстрация к пьесе О. Уайльда «Саломея». 1894 г.

Символизм

  1. Гюстав Моро. «Эдип и Сфинкс». 1864 г.
  2. Морис Дени. «Католическое таинство». 1890 г.
  3. Одилон Редон. «Циклоп». 1898 г.
  4. Одилон Редон. «Возможно, первая попытка зрения осуществилась в цветке». 1883 г. Париж, Национальная библиотека.

 

  1. Художественные направления рубежа 19–20 вв.

 

Экспрессионизм:

а) Эдвард Мунк. «Крик». 1893 г. Осло, Национальная галерея.

Модерн:

а) Гюстав Климт. «Юдифь». 1901 г. Вена, Австрийская галерея.

Фовизм:

а) Анри Матисс. «Танец». 1910 г. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Кубизм:

  1. Творчество Пабло Пикассо

а) «Девочка на шаре». 1905 г. Москва, Государственный музей изобразительных искусств.

б) «Авиньонские девицы». 1907 г. Нью-Йорк, Музей современного искусства.

Сюрреализм:

  1. Творчество Сальвадора Дали

а) «Постоянство памяти». 1931 г. Нью-Йорк, Музей современного искусства.

б) «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». 1944 г. Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса.

 

  1. Архитектура Западной Европы и США 1-ой половины 20 века

а) Собор Саграда Фамилия. Архитектор Антонио Гауди. Испания, Барселона. 1884–1926 гг. (не завершена)

б) Дом над водопадом. Архитектор Франк Ллойд Райт. Пенсильвания, Бир-Ран. 1936 г.

в) Капелла Нотр-Дам-дю-О. Архитектор Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере). Франция, Роншан. 1950–1955 гг.

г) Сиграм Билдинг. Архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ (совместно с Ф.К.Джонсоном). Нью-Йорк. 1956–1957 гг.

  1. Архитектура и искусство Европы и США 70–80-х гг. 20 в.

а) Поп-арт. Энди Уорхолл. «Мерилин». 1964 г. Частное собрание.

б) Концептуализм. Георг Сегал. «Алиса, ее история и музыка, которую слышат». 1970 г. Мюнхен, Пинакотека современного искусства.

в) Хай-тек. Национальный Центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду («Бобур»). Архитекторы Р. Пиано и Р. Роджерс. Париж. 1977 г.

г) Контекстуализм. Пьяцца д`Италиа. Архитектор Ч. Мур. Новый Орлеан. 1977 г.

 

 

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

  1. Культура России 10–17 вв.:
  2. Храмовое зодчество Древней Руси

а) Софийский собор. Новгород. 1052 г.

б) Храм Покрова на Нерли. Владимирская обл. 1165 г.

в) Успенский собор. Архитектор Аристотель Фиораванти. Москва, Кремль. 1475–1479 гг.

г) Покровский собор («Храм Василия Блаженного»). Архитекторы Постник и Барма. Москва. 1555–1561 гг.

  1. Владимирская богоматерь. Икона. Константинополь. Начало 12 в. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
  2. Спас Нерукотворный. Икона. Новгород. Середина 12 в. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
  3. Феофан Грек (?). «Преображение». Икона. Москва. Начало 15 в. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
  4. Андрей Рублев. «Троица». Икона. Около 1411 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
  5. Дионисий. «Распятие». Икона. 1500 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
  6. Симон Ушаков. «Древо Государства Московского» (Похвала Богоматери Владимирской). Икона. 1668 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея.

 

  1. Культура России 18 в.:
  2. Архитектура русского барокко

а) Храм Троицы в Никитниках. Москва. 1634 г.

б) Петропавловский собор. Архитектор Доменико Трезини. Санкт-Петербург. 1712–1733 гг.

в) Собор Смольного монастыря. Архитектор Бартоломео Франческо Растрелли. Санкт-Петербург. 1748–1764 гг.

г) Большой дворец («Петродворец»), Большой каскад и Самсоновский канал. Архитекторы И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Б.Ф.Растрелли и др.). Петергоф. 1714–1725, 1745–1755 гг.

  1. Этьен Морис Фальконе. Памятник Петру I. Санкт-Петербург. 1768–1778 гг.
  2. Дмитрий Григорьевич Левицкий. «Портрет Екатерины II». 1783г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.
  3. Владимир Лукич Боровиковский. «Портрет М. И. Лопухиной». 1797 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
  4. Федор Степанович Рокотов. «Портрет А. П. Струйской». 1772 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
  5. Архитектура русского классицизма

а) Здание Сената. Архитектор Матвей Федорович Казаков. Москва, Кремль. 1776–1787 гг.

б) «Пашков дом» (Российская Государственная библиотека). Архитектор Василий Иванович Баженов. Москва. 1780–1786 гг.

в) Казанский собор. Архитектор Андрей Никифорович Воронихин. Санкт-Петербург. 1801–1811 гг.

г) Исаакиевский собор. Архитектор Огюст де Монферран. Санкт-Петербург. 1817–1820 гг.

д) Здания министерств и арка Главного штаба на Дворцовой площади. Архитектор Карл Иванович Росси. Санкт-Петербург. 1819–1829 гг.

 

  1. Отечественная культура XIX века

Русская архитектура XIX века

  1. Адмиралтейство. Архитектор Андреян Дмитриевич Захаров. Санкт-Петербург. 1806–1823 гг.
  2. Здания министерств и арка Главного штаба на Дворцовой площади. Архитектор Карл Иванович Росси. Санкт-Петербург. 1819–1829 гг.
  3. Исаакиевский собор. Архитектор Огюст Рикар де Монферран. Санкт-Петербург. 1817–1820 гг.
  4. Казанский собор. Архитектор Андрей Никифорович Воронихин. Санкт-Петербург. 1801–1811 гг.

Академизм

  1. Аргунов Николай Иванович. «Портрет П. И. Ковалевой-Жемчуговой». 1802–1803 гг.
  2. Брюллов Карл Павлович. «Последний день Помпеи». 1833 г.

Романтизм

  1. Кипренский Орест Адамович. «Портрет поэта А. С. Пушкина». 1827 г.

 

Реализм

  1. Крамской Иван Николаевич. «Неизвестная». 1883 г.
  2. Куинджи Архип Иванович. «Ночь на Днепре». 1880 г.
  3. Левитан Исаак Ильич. «Над вечным покоем». 1894 г.
  4. Левитан Исаак Ильич. «У омута». 1892 г.
  5. Нестеров Михаил Васильевич. «Видение отроку Варфоломею». 1889–1890 гг.
  6. Опекушин Александр Михайлович. Памятник А.С. Пушкину. Москва. 1880 г.
  7. Опекушин Александр Михайлович. Памятник генерал-губернатору Восточной Сибири, графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому. Хабаровск. 1891 г. (воссоздан скульптором Л. В. Аристовым в 1992 г.)
  8. Перов Василий Григорьевич. «Портрет Ф. М. Достоевского». 1872 г.
  9. Поленов Василий Дмитриевич. «Московский дворик». 1878 г.
  10. Репин Илья Ефимович. «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 г.» 1885 г.
  11. Саврасов Алексей Кондратьевич. «Проселок». 1873 г.
  12. Серов Валентин Александрович. «Девочка с персиками». 1887 г.
  13. Суриков Василий Иванович. «Боярыня Морозова». 1887 г.
  14. Федотов Павел Андреевич. «Вдовушка». 1851–1852 гг.
  15. Шишкин Иван Иванович. «Рожь». 1878 г.
  16. Айвазовский Иван Константинович. «Черное море». 1881 г.
  17. Васильев Федор Александрович. «Мокрый луг». 1872 г.
  18. Васильев Федор Александрович. «Оттепель». 1871 г.
  19. Васнецов Виктор Михайлович. «Аленушка». 1881 г.
  20. Венецианов Алексей Гаврилович. «На пашне. Весна». 1820-е г.
  21. Верещагин Василий Васильевич. «Апофеоз войны». 1870–1871 гг.
  22. Ге Николай Николаевич. «Что есть истина?» 1890 г.
  23. Иванов Александр Андреевич. «Явление Христа народу». 1837–1857 гг.
  24. Крамской Иван Николаевич. «Неизвестная». 1883 г.
  25. Куинджи Архип Иванович. «Ночь на Днепре». 1880 г.
  26. Левитан Исаак Ильич. «Над вечным покоем». 1894 г.
  27. Левитан Исаак Ильич. «У омута». 1892 г.
  28. Нестеров Михаил Васильевич. «Видение отроку Варфоломею». 1889–1890 гг.
  29. Опекушин Александр Михайлович. Памятник А.С. Пушкину. Москва. 1880 г.
  30. Опекушин Александр Михайлович. Памятник генерал-губернатору Восточной Сибири, графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому. Хабаровск. 1891 г. (воссоздан скульптором Л. В. Аристовым в 1992 г.)
  31. Перов Василий Григорьевич. «Портрет Ф. М. Достоевского». 1872 г.
  32. Поленов Василий Дмитриевич. «Московский дворик». 1878 г.
  33. Репин Илья Ефимович. «Иван Грозный и сын его Иван. 16 ноября 1581 г.» 1885 г.
  34. Саврасов Алексей Кондратьевич. «Проселок». 1873 г.
  35. Серов Валентин Александрович. «Девочка с персиками». 1887 г.
  36. Суриков Василий Иванович. «Боярыня Морозова». 1887 г.
  37. Федотов Павел Андреевич. «Вдовушка». 1851–1852 гг.
  38. Шишкин Иван Иванович. «Рожь». 1878 г.

 

 

  1. Культура России 20 в.:
  2. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. «Водоем». 1902 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
  3. Михаил Васильевич Нестеров. «Видение отроку Варфоломею». 1889–1890 гг. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
  4. Творческие союзы «серебряного века» русской культуры. Абрамцевский кружок и «Мир искусства».

а) Валентин Александрович Серов. «Девочка с персиками». 1887 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея.

б) Михаил Александрович Врубель. «Царевна – Лебедь». 1900 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея.

в) Константин Андреевич Сомов. «Дама в голубом» (Портрет художницы Е. М. Мартыновой). 1897–1900 гг. Москва, Государственная Третьяковская галерея.

г) Лев Самойлович Бакст (Розенберг). «Одалиска». Эскиз костюма к балету «Шехерезада» на музыку сюиты Н.А.Римского-Корсакова. 1910 г.

  1. Творческие союзы «серебряного века» русской культуры. «Бубновый валет» и «Голубая роза».

а) Павел Варфоломеевич Кузнецов. «Мираж в степи». 1912 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея.

б) Мартирос Сергеевич Сарьян. «Финиковая пальма». 1911 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея.

в) Наталья Сергеевна Гончарова. Эскиз костюма св. Петра к балету «Литургия». 1915 г. Лондон, частная коллекция Лобановых.

г) Михаил Федорович Ларионов. «Испускание магических лучей». 1912 г. Кельн, музей Людвига.

  1. Архитектура и скульптура русского модерна

а) Особняк С.П. Рябушинского. Архитектор Ф.О.Шехтель. Москва. 1900–1902 гг.

б) Ярославский вокзал. Архитектор Федор Осипович Шехтель. Москва. 1902–1904 гг.

в) Николай Андреевич Андреев. Памятник Н. В. Гоголю. Москва. 1909 г.

  1. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
  2. Василий Васильевич Кандинский. «Композиция VII». 1913 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
  3. Казимир Северинович Малевич. «Торс в желтой рубашке». 1928–1932 гг. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.
  4. Марк Захарович Шагал. «Над городом». 1914–1918 гг. Москва, Государственная Третьяковская галерея.
  5. Павел Николаевич Филонов. «Лики». 1940 г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей.

 

  1. Архитектура и скульптура «сталинского ампира» 40–60-х гг. 20 века

а) В. И. Мухина. «Рабочий и колхозница». Москва. 1937 г.

б) Московский Государственный Университет. Архитекторы Л. Руднев и др. 1949–1953 гг.

в) Кремлевский Дворец съездов в Москве. Архитекторы М. В. Посохин и др. 1959–1961 гг.

г) Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Архитекторы М. Готлиб, И. Ревякин. Хабаровск. 1958 г.

  1. Искусство и архитектура Хабаровска

а) Дальневосточная государственная научная библиотека. Архитектор (?) Ю. З. Колмачевский. 1900–1902 гг.

б) Я. П. Мильчин. Памятник Е.П.Хабарову. 1958 г.

в) Г.Д. Павлишин. «Поэма о Приамурье». Мозаичное панно. 1979 г.

г) А. М. Федотов. «Осень в Приамурье».

 

Памятники киноискусства для обязательного просмотра и художественного анализа

  1. Ю. Норштейн «Ежик в тумане», «Сказка сказок2. Л. Бунюэль «Андалузский пес»
  2. Ч. Чаплин «Малыш», «Великий диктатор»
  3. Д. Вертов «Человек с киноаппаратом»
  4. С. Эйзенштейн «Броненосец «Потемкин»
  5. А. Довженко «Земля»
  6. Ф. Феллини «Дорога»
  7. М. Форман «Полет над гнездом кукушки»
  8. А. Тарковский «Андрей Рублев», «Солярис», «Жертвоприношение»
  9. А. Звягинцев «Возвращение»
  10. Ларс фон Триер «Рассекая волны»
  11. А. Сакуров «Ковчег»

Основная и дополнительная литература

 

При выполнении художественного анализа необходимо обратиться к  следующим рекомендациям:

 

Рекомендации по описанию и анализу произведений живописи:

— ваше эмоционально-ассоциативное восприятие художественного образа, какие художественные средства вызвали эти ассоциации?

— историко-художественный контекст: принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению; история создания живописного произведения; место произведения в творческой биографии автора и истории искусства;

— вид изображения: настенная живопись или станковая картина;

— принадлежность к жанру, особенности жанра у художника или в данной картине

— пространственная организация картины;

— размеры, формат, рама;

–— смысл названия, особенности сюжета и композиции картины. Наличие канонических сюжетов;

— основные средства создания образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма, движение, перспектива, ритмическая структура и т.д.

 

Рекомендации по описанию и анализу произведений скульптуры

— ваше эмоционально-ассоциативное восприятие художественного образа, какие художественные средства вызвали эти ассоциации?

— историко-художественный контекст: принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению; история создания скульптурного произведения; место произведения в творческой биографии автора и истории искусства;

— смысл названия, особенности сюжета и композиции скульптуры, особенности интерпретации образа и сюжета (если таковые имеют место);

— принадлежность к виду скульптуры;

— использование  материалов, техника их обработки и их роль в создании образа;

— размеры и соотношение с окружающей средой, архитектурой и масштабом человека;

— роль ландшафта в создании образа;

— светотеневая и цветовая метафоричность;

— соотношение динамики и статики;

— постамент в скульптуре, его роль.

 

Рекомендации по описанию и анализу произведений архитектуры

— ваше эмоционально-ассоциативное восприятие художественного образа, какие художественные средства вызвали эти ассоциации?

— историко-художественный контекст: принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению; история создания архитектурного сооружения; место произведения в творческой биографии автора и истории искусства;

— принадлежность к виду архитектуры;

— предназначение и функция сооружения;

— художественные средства и приёмы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, цветотеневая и цветовая моделировка, масштаб), архитектоника, роль конструкции, композиции и форм в создании художественного образа;

— внешний и внутренний облик сооружения;

— общая организация пространства и масс;

— временная организация восприятия сооружения;

— абсолютные размеры сооружения и соотношение с окружающей средой, роль ландшафта в создании образа;

— роль других видов искусства в оформлении архитектурного облика сооружения;

— символика архитектурных форм, архетипические модели в произведении.

 

Рекомендации по описанию и анализу произведений кино

— Данные о произведении и его авторе.

— Описание первичного эмоционального восприятия.

— Как бы Вы сформулировали основную идею?

— Какие средства позволяют, по-вашему, реализовать данную идею? Проанализируйте особенности построения кадра, его композицию, выразительность камеры (статичный или динамичный способы съёмки, ракурсы, планы), света и цвета, звукозрительный контрапункт, особенности монтажа, цветовое решение фильма, черты стилизации (если присутствуют), интертекстуальные связи, особенности актёрской игры.

— Смысл названия фильма.

— Особенности восприятия фильма в определённой культуре, смысловой резонанс. Чем, по-вашему, можно объяснить такое прочтение кинематографического текста?

 

 

Необходимо представить на проверку выполненный Вами художественный анализ одного, выбранного Вами, произведения!

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X