Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Действие уголовного закона в пространстве и по кругу лиц

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах
Введение 3 Глава 1. Общие положения об уголовно-правовой юрисдикции 5 1.1. Становление и историческое развитие представления об уголовно-правовой юрисдикции 5 1.2. Понятие и основные подходы к категории уголовно-правовой юрисдикции в современном уголовном праве 12 Глава 2. Действие уголовного закона в пространстве 17 2.1. Нормативное регулирование порядка действия уголовного закона в пределах собственной территории государства 17 2.2. Общие условия реализации уголовно-правовой юрисдикции государства вне пределов собственной территории 18 Глава 3. Вопросы действия уголовного закона по кругу лиц 23 3.1. Действие уголовного закона в отношении граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления за пределами РФ 23 3.2. Особенности действия уголовного закона в отношении лиц, пользующихся иммунитетом 27 Заключение 33 Список использованных источников 35

Введение

Уголовно-правовая защита основных социальных ценностей и регулирование общественных отношений, возникающих в связи с совершением преступлений, занимают важное место в ряду функций современного государства. Его суверенное право устанавливать уголовно-правовой запрет и применять наказание к правонарушителям, предопределено не только логикой исторического развития правовых отношений, но и прямо продиктовано конституционными обязательствами государства по защите прав человека, обеспечению общественной безопасности и подержанию мирового правопорядка. Эффективное выполнение правозащитной и правоохранительной функций требует разработки и правового закрепления надежного механизма, устанавливающего не только основания и последствия уголовно-правового вмешательства государства в общественную жизнь, но и ясные пределы пространственной реализации уголовно-правового суверенитета. Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) содержит две статьи (ст. 11 и ст. 12), устанавливающие пределы его действия в пространстве и по кругу лиц, в зависимости от того, совершено ли преступление на территории РФ или вне ее пределов. Правильное применение механизма действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц может оказаться сложным для правоприменителя ввиду большого объема нормативной базы, регулирующей его, и постоянного ее изменения. Это вызывает необходимость постоянного обновления и теоретической базы. Помимо этого, в науке уголовного права до сих пор отсутствует единое мнение по многим вопросам, касающимся механизма действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц, что говорит об их неясности, неопределенности, неоднозначности. Следовательно, каждое исследование данной темы имеет большое научное значение. Целью данной работы является всестороннее исследование механизма действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц. 1) изучить становление и историческое развитие представления об уголовно-правовой юрисдикции; 2) определить понятие и основные подходы к категории уголовно-правовой юрисдикции в современном уголовном праве; 3) рассмотреть нормативное регулирование порядка действия уголовного закона в пределах собственной территории государства; 4) проанализировать общие условия реализации уголовно-правовой юрисдикции государства вне пределов собственной территории; 5) охарактеризовать действие уголовного закона в отношении граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления за пределами РФ; 6) проанализировать особенности действия уголовного закона в отношении лиц, пользующихся иммунитетом. Объектом исследования определен закрепленный в УК РФ и дополненный в Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее — УПК РФ) и нормами международного права механизм действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц. Предмет исследования – теоретические разработки, принципы и нормы национального, а также международного права об основаниях и пределах действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц. В процессе подготовки работы использованы общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, классификация) и частно-научные методы уголовно-правовых исследований (логико-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой, метод анализа документов). Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Общие положения об уголовно-правовой юрисдикции

1.1. Становление и историческое развитие представления об уголовно-правовой юрисдикции

Письменную историю отечественного уголовного права традиционно начинают с анализа положений важнейших международно-правовых актов Древнерусского государства — его договоров с Византией, свидетельствующих о весьма активной внешней политике и достаточно развитом уровне правовой культуры. При этом важно, что уже в этих договорах, равно как в договорах с Руси с Литвой и Готским берегом, то есть собственно в первых фиксированных документах, вопросам действия правовых норм в отношении подданных, отстаивающих или нарушающих правовые интересы за пределами своего государства, уделяется достаточно пристальное внимание. Как верно отмечают специалисты, это было обусловлено установлением Древней Русью отношений с другими государствами, необходимостью устранения коллизий между обычным правом восточных славян и зарубежным правом . Так, например, уже Договор Руси с Византией 907 года закреплял общее требование к поведению русских за пределами страны: «Пусть (русский) князь запретит своим послам и (вообще) прибывающим сюда русским творить бесчинство в наших селах и в нашей стране» . Договор 911 года в статьях 4 — 7 определял наказание за различные преступления, если они совершаются «русским против христианина» или «христианином против русского». В этих положениях нельзя не видеть попытки согласовать, примирить, найти компромисс между двумя правовыми порядками – Византии и Древней Руси в случае столкновения их юрисдикций. Имея право покарать преступника на основе территориального принципа в пределах своей территории, каждое государство, тем менее, в добровольном, договорном порядке стремится учесть и подданство преступника, исходя из начал, определяемых принципом гражданства. Отсюда – согласованный для обеих сторон вид и размер уголовных наказаний за наиболее распространенные преступления. Статья 14 Договора предусматривает выдачу уголовных преступников, бежавших из Руси «О различных (людях), ходящих в Грецию и остающихся в долгу… Если злодей не возвратится на Русь, то пусть русские жалуются греческому царскому величеству, и он да будет схвачен и возвращен насильно на Русь», в ст. 15 указано параллельно: «То же самое пусть сделают и русские грекам, если случится такое же (с ними)» . По мнению М.Ф. Владимирского-Буданова, процесс подобной передачи в обе стороны осуществлялся только после того, как было отправлено правосудие в Византии над виновным греком, и только потом его передавали русским для осуществления кровной мести. Русы же передавали своих соплеменников грекам после признания их виновными для осуществления там смертной казни . Однако уже в Договоре 944 года в ст. 12 русским князьям предписывается: «Если же будет совершено какое-либо злодеяние греками, подданными нашего царского величества, то (Вы) не имеете права их (самовольно) наказывать, но согласно повелению нашего царского величества пусть получат (они наказание) в меру своих проступков» . Эта статья запрещает наказывать греков русским за какое-либо преступление без решения византийского суда. Причиной столь серьезных изменений в характере и объеме уголовно-правовых постановлений договора 944 г. по сравнению с договором 911 г. являлась политическая обстановка при заключении соглашений. Договор 911 г. заключался от имени князя Олега, когда русские были победителями. Договор 944 г. был заключен от имени князя Игоря после поражения русских. В связи с чем греки не преминули расширить собственную уголовно-правовую юрисдикцию в договоре 944 г. за счет сужения возможности осуществления русскими кровной мести как по кругу возможных мстителей, так и по отношению к меньшему количеству преступных деяний . В виду специфики правовой ситуации, вопросы пространственного действия уголовного закона, как правило, не рассматривались в документах, регулирующих уголовно-правовые отношения внутри страны. В Русской Правде, например, не рассматривается ситуация, когда коренные жители Руси совершают преступление на территории другого государства. В памятнике ничего не говорится и о выдаче иностранцев, совершивших преступления вне Руси, но находящихся на ее территории. В то же время некоторые современные исследователи усматривают в обязанности верви, предусмотренной ст. 3 Пространной редакции, разыскать лицо, совершившее убийство и выдать его или уплатить штраф князю, начала современной экстрадиционной деятельности . В целом, анализ правовых актов того периода позволяет сделать вывод о том, что в случаях возникновения конкуренции законов различных государств при совершении преступления русскими за границей действовали следующие правила: 1) там, где отношения между русскими и иностранцами не были определены договорами, русский за преступления, совершенные им за пределами государства, подлежал суду по законам места совершения преступления; 2) там, где взаимные отношения были определены договорами, этими же договорами устанавливалось, по возможности, однообразность ответственности либо выдача преступников . В период укрепления и роста территории страны, связанного с этим укреплением позиций государства на международной арене, территориальный принцип действий уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступлений за пределами страны мыслился как неотъемлемый компонент территориального суверенитета государства и на началах взаимности не оспаривался странами в международном общении. В тоже время формирование прослойки лично зависимого населения и экстраполяция отношений личной зависимости на положение всех граждан по отношению к главе государства (иными словами, формирование представлений о гражданстве как принадлежности лица к определенному государству с присущим этому комплексу прав и обязанностей) требовало сохранения действия национального уголовного закона по отношению к подданным, вне зависимости от того, где ими осуществлялись преступные деяния. Этот параллелизм и противоречие во многом будут определять всю последующую динамику уголовного законодательства в части установления пределов его действия. Такая ситуация проявила себя, например, в предписаниях Судебника 1497 года. В ст. 58. Судебник определяет порядок рассмотрения всех возникающих между иностранцами споров, причем, учитывая своеобразие правовых и религиозных воззрений иностранцев, вводит в качестве основного доказательства крестное целование . Дальнейшее развитие нормы уголовного закона, определяющие пространство его действия в отношении лиц, совершивших преступления за границей, получило в Соборном Уложении 1649 года. При этом, в силу общей логики развития права, содержание исследуемого вопроса рассматривалось не как часть общих положений кодекса (их, как известно, на тот момент просто не существовало), а как часть режима ответственности за те или иные конкретные преступления. В отсутствие специальных норм, законодатель тем не менее, стремился определить правила об ответственности подданных, совершающих преступления, причем, в первую очередь, в случае совершения ими преступных деяний, направленных против государственной безопасности (измены). И правило это состояло в установлении возможности применения к ним именно российских законов, что вполне логично в виду того, что ответственность таких подданных за измену по законам иностранного государства не предусматривалась, так как измена российскому государству воспринималась, вероятно, как оказание содействия государству иностранному. Важным этапом на пути формирования специальных правил о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления, стала масштабная работа отечественных юристов по кодификации российского уголовного права в первой половине XIX столетия. Первым крупным достижением здесь можно считать проект Уголовного Уложения 1813 года. В § 108 этот документ определял: «По сему Уложению судятся и за вины свои наказываются: — все подданные российские, учинившие вне России такое преступление, коим общественная безопасность государства нарушена, как то: измену или предательство, подлог государственною печатию, делание фальшивой монеты или ассигнаций, или банковских билетов и тому подобное, — всякой из российских подданных, учинивший вне России преступление, нарушающее права частного гражданина из российских же подданных, буде он никаким иностранным судилищем за ту свою вину судим не был, — всякой иностранец, учинивший вне России преступление, нарушающее общественную безопасность Российского государства, буде он может быть захвачен в России или истребован от иностранного государства» . Эти идеи были в последующем положены в основу Свода законов 1832 года, том 15 которого содержал в себе в систематизированном порядке уголовно-правовые установления, сформированные предшествующим законодательным процессом и применяемые в стране на момент его создания . Принципиально важно, что в этом нормативном акте законодатель впервые реализовал пандектный принцип систематизации правовых норм и обособил в главе 7 предписания «О пространстве действия уголовных законов». В Уголовном Уложении 1903 года исследуемые нами предписания были еще более конкретизированы. Причем заметим, что в отличие от Свода законов и Уложения 1845 года где эти предписания размещались в заключительных разделах Общей части кодексов, в Уложении 1903 года они впервые были размещены в начале Общей части, в главе, регулирующей вопросы действия закона во времени и в пространстве. В главе 1 отделение 2 называлось «О пространстве действия Уголовного уложения». Здесь устанавливалось, действие Уложения распространяется на преступные деяния, учиненные: — в иностранных государствах российскими подданными, пользующимися в этих государствах правом внеземельности (ст. 6); — учиненные российскими подданными в Турции, Персии, Китае, Корее или иных странах, в коих они не подсудны местной власти (ст. 7); — в Бухаре пребывающими там российскими подданными или иностранцами христианских вероисповеданий (ст. 8). В качестве общего правила, не распространяющегося, однако на случаи, обозначенные в статьях 7 и 8, устанавливалось в ст. 9, что российские подданные подлежат ответственности за совершенные за границей преступления, в случае: «1) если учиненное деяние составляет тяжкое преступление или преступление, и 2) если учиненное деяние составляет такой проступок, наказуемость коего, в случае учинения его в иностранном государстве или вообще вне пределов России, предусмотрена заключенным ею международным договором». Дополнительные условия ответственности оговаривались в ст. 10, согласно которой российские подданные не подлежали ответственности за совершенное за границей преступление по российским законам, в случаях, если: «1) если деяние не воспрещено законом места его учинения, 2 ) если обвиняемый был освобожден от наказания или оправдан по приговору иностранного суда, вошедшему в законную силу, 3) если осужденный полностью отбыл наказание по приговору иностранного государства, и 4) если учиненное преступное деяние, направленное против иностранного государства относится к числу таких, по коим выдача не допускается». Проведенное исследование показывает, что — правила действия уголовных законов в пространстве и по кругу лиц разрабатывались законодателем в качестве неотъемлемой составной части установления пределов уголовной юрисдикции по мере укрепления государственной власти и определения ее территориальных границ и были имманентны уголовному законодательству с момента его формирования; — в основе законодательных решений в рассматриваемой части сосуществовали, дополняли друг друга и отчасти конкурировали между собой две базовые теоретические концепции, восходящие, с одной стороны, к представлениям об абсолютном государственном суверенитете в пространстве его государственных границ, вне зависимости от того, кем нарушаются законодательные предписания; а с другой – к представлениям о личной связи гражданина с государством в виде его обязанности подчиняться государственным законам вне зависимости от места своего пребывания; — персональный и территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве объективно не могли обеспечить реализацию начал справедливости и обеспечения безопасности в части воздействия на лиц, совершивших преступления за пределами страны, в виду различий в законодательстве различных стран и объективном несовпадении их культурных традиций и национальных интересов; — согласование и комбинирование территориального и персонального принципов всегда требоввало привлечения иных, дополнительных правил действия уголовного закона в пространстве и по кругу лиц, что привело к утверждению в теоретическом и нормативном пространстве универсального и реального принципов, обеспечивающих возможность реализации ответственности за совершенные за пределами государства преступления в случаях, когда они не обладают уголовной противоправностью по законам места совершения или когда государство гражданства не реализует своего права на наказание преступника.

1.2. Понятие и основные подходы к категории уголовно-правовой юрисдикции в современном уголовном праве

Безусловно, исследование проблем уголовно-правовой юрисдикции учитывает не только распространение уголовного закона по территории, но и порождает ряд проблем в применении процессуальных действий, таких как предварительное расследование практики правоприменения, предъявление обвинения, привлечение или освобождение от уголовной ответственности, меры пресечения. В данной области проведены исследования учеными Таганцевым Н.С., Эпифановым П.П., Юшковым С.В., Есиповым В.В., Францем Фон Листом. Огромный вклад в научные труды по распространению уголовного закона в пространстве внес А.А. Тилле. Распространение уголовного закона в пространстве в юридической литературе рассматривается посредством понятия уголовно-правовой юрисдикции. В юридической науке рассматриваются три аспекта уголовно-правовой юрисдикции: 1) материально-правовой аспект, то есть определение рамок распространения уголовного закона в пространстве; 2) процессуальный аспект, определяющий и ограничивающий полномочия органов внутри государства; 3) международный правовой аспект, материально-процессуальный аспект уголовной юрисдикции, а также определение полномочий государства и международных органов. Уголовно-правовая юрисдикция рассматривается как распространение уголовного закона на определенные конкретным государством территории и лица . В уголовно-правовой теории в качестве основного критерия распространения уголовного закона рассматривается территория. Учет территориального принципа ориентирован на определение границ распространения уголовного закона. Территорией государства по международному праву называется часть земного шара под суверенитетом этого государства. Она включает в себя сушу и воды, недра в пределах территории государства и воздушное пространство над ним . Согласно ч. 1 ст. 67 Конституции РФ «территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». В воздушное пространство входят пределы, расположенные над сухопутной и водной территориями государства, включающие в том числе территориальные воды. Воздушное пространство каждого государства находится под суверенитетом этого государства. Данное правило регулируется «Парижской воздушной Конвенцией», принятой в1919 году. Следует отметить, что в литературе по международным правам рассматриваются различные взгляды по распространению суверенитета государства по высотному пределу воздушного пространства . В настоящее время при определении территории в воздушном пространстве многие ученые придерживаются мнения, что его необходимо измерить высотой полета простых самолетов . «Гаагская конвенция», принятая в 1970 году, в отличие от Токийской конвенции, не отражает распространение судебной юрисдикции на территорию, где совершено преступление, но вместе с этим не исключает право этого государства осуществить уголовно-правовую юрисдикцию. Статья 4 настоящей конвенции, в соответствии с национальными законами, не исключает права государства осуществить уголовно-правовую юрисдикцию. Отсюда вытекает, что распространение уголовного закона в воздушном пространстве способствует установлению уголовно-правовой юрисдикции по своему усмотрению на основе суверенитета государства. Государство, основываясь на своих национальных законодательных актах, в некоторых случаях может отказаться от осуществления уголовно-правовой юрисдикции. Такая практика имеет место в ряде государств, например, во Франции. Определение территории, где совершено преступление, осуществляется с применением территориального принципа в действии уголовного закона. Сущность применения территориального принципа – преступление признается совершенным в Российской Федерации независимо от совершения гражданином какой-либо страны или лицом без гражданства. Таких взглядов придерживаются многие ученые. В Российской Федерации доминирует территориальный принцип распространения уголовного закона в пространстве. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, совершившие преступление на территории РФ, привлекаются к уголовной ответственности в соответствии с законами Российской Федерации. Проанализируем теоретические концепции по распространению уголовного закона в пространстве. В данную область внес огромный вклад ученый А.А. Тилле. Он заметил схожесть распространения уголовного закона в пространстве с международным частным правом . А.А. Тилле одним из первых определил, что нормы, включающие юрисдикционные записи в уголовно-правовой доктрине, напрямую не регулируют какие-то отношения, а законодательные акты каждого государства должны применяться к этим отношениям. Поэтому они включают в себя коллизионные нормы, то есть определяют закон какой страны нужен для решения отношений этой группы . Определенный подход к решению проблем распространения уголовного закона в пространстве можно заметить в диссертационной работе И.Б. Колчевского «Распространение уголовного закона на лиц» . Он разработал принципиально новую концепцию распространения уголовного закона на лиц. Она объединяет в себя теорию субъекта преступления, распространения уголовного закона в пространстве и экстрадицию. Еще один исследователь Ю.А. Зюбанов решение проблем распространения уголовного закона в пространстве связывает с рассмотрением в контексте проблем национального закона международных проблем . Как показали данные взгляды, отклонение от традиционных концепций не смогло дать новые концепции. То есть решение проблем распространения уголовного закона в пространстве включает определенные подходы, к которым относятся: 1) признание наличия конфликтов по распространению уголовного закона в пространстве и необходимость их нормативного толкования; 2) признание невозможности разрешить эти конфликты внутренними законодательными актами; 3) признание коллизионного характера записей внутри государства, направленность на их решение. Таким образом, анализ распространения уголовного закона в пространстве привел к следующим выводам: — среди ученых нет единого концептуального подхода по распространению уголовного закона в пространстве; — в уголовно-правовой теории по распространению уголовного закона в пространстве преобладают два концептуальных подхода, это: 1) принадлежность распространения уголовного закона в пространстве внутреннему государственному праву и приоритет его регулирования во внутренней компетенции государства; 2) при определении пределов распространения уголовного закона в пространстве следует учесть суверенитет других государств, но необходимо ограничить личную юрисдикционную привязанность в определенной степени; — регулирование национальных законов на основе признания международного права и договоров в распространении уголовного закона в пространстве, учитывая развитие современных процессов глобализации, международной интеграции. Сущность данной концепции соответствует статье 6 Конституции; — уголовно-правовая юрисдикция – совокупность национальных и международных норм, включающих в себя уголовно-правовые материальные и процессуальные формы, регулирующие отношения, связанные с совершением преступления (вопросы привлечения к уголовной ответственности, предварительного расследования, осуществления правосудия, экстрадиции).

Глава 2. Действие уголовного закона в пространстве

2.1. Нормативное регулирование порядка действия уголовного закона в пределах собственной территории государства

Нормативной основой территориального принципа действия уголовного закона в пространстве является ст. 11 УК РФ. Она определяет пространственные пределы, за совершение преступления в которых лицо привлекается к уголовной ответственности судами РФ в соответствии с УК РФ. Диспозиции норм ст. 11 УК РФ являются бланкетными. Это выражается в том, что законодатель использует понятия, раскрыть точное значение которых можно лишь обратившись к другим нормативным правовым актам, нормы которых определяют данный принцип. Рассмотрим, что составляет территорию уголовной юрисдикции РФ. Во-первых, это территория РФ. Здесь необходимо обратиться к Конституции РФ и ряду Федеральных законов и законов РФ. Согласно ч. 1 ст. 67 Конституции РФ «территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Такие элементы, как «территориальное море» и «воздушное пространство», законодатель в УК РФ отделил от понятия территории РФ и вынес в ч. 2 ст. 11 УК РФ: «Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства РФ, признаются совершенными на территории РФ». Тем не менее, они входят в состав территории РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 11 УК РФ лицо, совершившее преступление на территории РФ, подлежит ответственности по УК РФ. Однако территорией РФ не ограничиваются пространственные пределы, за совершение преступления в которых лицо подлежит ответственности по УК РФ вне зависимости от других обстоятельств. Обратимся к ч. 2 и ч. 3 ст. 11 УК РФ. В ч. 2 указанной статьи сказано: «Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе (далее по тексту — КШ) и в исключительной экономической зоне (далее по тексту — ИЭЗ) РФ». Подробнее рассмотрим в п.2.2. Итак уголовная юрисдикция РФ распространяется на лиц, совершивших преступления в пределах 1) территории РФ; 2) КШ РФ; 3) ИЭЗ РФ; 4) воздушных и морских судов, приписанных к порту РФ, если они находятся в открытом морском, открытом воздушном пространстве; 5) военных воздушных и военных морских судов РФ вне зависимости от места их нахождения; 6) иных территорий. Таким образом, территориальный принцип действия уголовного закона в пространстве является основным и неотъемлемым элементом механизма действия уголовного закона в пространстве. Его содержание, определяемое как национальным законодательством, так и международными договорами РФ, позволяет назвать действие уголовного закона в пространстве весьма сложным, а иногда и противоречивым институтом уголовного права.

2.2. Общие условия реализации уголовно-правовой юрисдикции государства вне пределов собственной территории

Однако территорией РФ не ограничиваются пространственные пределы, за совершение преступления в которых лицо подлежит ответственности по УК РФ вне зависимости от других обстоятельств. Обратимся к ч. 2 и ч. 3 ст. 11 УК РФ. В ч. 2 указанной статьи сказано: «Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ». Таким образом, уголовная юрисдикция РФ выходит за пределы территории РФ и распространяется также на КШ и ИЭЗ РФ. Согласно Конституции РФ, обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на КШ и в ИЭЗ РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ч. 2 ст. 67). Исходя из этого, суверенитет РФ распространяется и на ИЭЗ, и на КШ, хоть они и не входят в состав ее территории. В соответствии с абз. 1 ст. 1 ФЗ «О континентальном шельфе РФ» от 30.11.1995 N 187-ФЗ (далее — ФЗ «О КШ РФ») КШ РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. ИЭЗ РФ в абз. 1 ч. 1 ст. 1 «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17.12.1998 N 191-ФЗ определяется как морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Внешняя граница, как уже было сказано, ограничена 200 морскими милями от исходных линий, определяющих территориальное море. Внутренняя граница ИЭЗ – это ее граница с территориальным морем. Установленные законом границы КШ и ИЭЗ РФ могут быть изменены международным договором. В соответствии с ч. 3 ст. 11 УК РФ, уголовная юрисдикция РФ распространяется также на лиц, совершивших преступления: 1. на судне, приписанном к порту РФ и находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов РФ; 2. на военном корабле или военном воздушном судне независимо от места их нахождения. Военные суда ввиду их назначения и особой значимости обладают экстерриториальностью, поэтому все лица, совершившие преступления на них, полежат уголовной ответственности по УК РФ. Установление экстерриториальности в отношении судов имеет практическое значение. Так, примером может служить уголовное дело в отношении К. Находясь в воздушном судне, приписанном к аэропорту РФ и следовавшем в открытом воздушном пространстве над нейтральными водами, К. причинил В. легкий вред здоровью. Суд квалифицировал действия К. по ст. 115 УК РФ, основываясь на предписаниях ч. 3 ст. 11 УК РФ касательно гражданских воздушных судов. Уголовная юрисдикция РФ в отношении лица, совершившего преступление на иностранном судне, находящемся в территориальном море с одной стороны в силу ч. 1 и ч. 2 ст. 11 УК РФ действует в полной мере, а с другой Конвенция ООН по морскому праву устанавливает ограничения. В частности, РФ может осуществлять уголовную юрисдикцию на них, только если последствия преступления распространились на РФ или если преступлением нарушен порядок в территориальном море. Также РФ не распространяет свою уголовную юрисдикцию на военные корабли иностранных государств, даже если они находятся в ее ИЭЗ, территориальном море или внутренних водах, равно как и иностранные государства не распространяют свою юрисдикцию на военные корабли РФ в их водах. Это правило также установлено Конвенцией ООН по морскому праву. Весьма спорным является вопрос о допустимости распространения уголовной юрисдикции РФ на Антарктиду (на конкретные российские станции) по принципу экстерриториальности. «Договор об Антарктике» (Подписан в г. Вашингтоне 01.12.1959) предусматривает осуществление юрисдикции по принципу гражданства (п. 1 ст. 8), но, с другой стороны, и не исключает принципа экстерриториальности (ст. 4). Тем не менее, практическая значимость вопроса о том, распространяется ли уголовная юрисдикция РФ на ее станции в Антарктике, отсутствует, поскольку для привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших там преступления, достаточно и других принципов действия уголовного закона в пространстве (например, гражданства и реального). Особое значение для действия уголовного закона в пространстве по принципу экстерриториальности имеет город Байконур в Казахстане. Договором арены комплекса «Байконур» между Правительством РФ и правительством Республики Казахстан (Москва, 10 декабря 1994) (Далее – Договор аренды Байконура) РФ арендовала указанный комплекс. Следует понимать, что в соответствии с п. 1.1. ст. 1 указанного договора под комплексом «Байконур» понимаются не только испытательные, технологические, научные, производственно-технические, социальные и обеспечивающие объекты космодрома «Байконур», но и сам город Байконур. Особый статус данного комплекса как объекта юрисдикции как РФ, так и Республики Казахстан определяется Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур (Москва, 23 декабря 1995 г.). В абз. 3 п. 1 ст. 1 указанного Соглашения указано, что на период аренды комплекса «Байконур» город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения РФ. В абз. 3 п. 6.12 ст. 6 Договора об аренде Байконура указано, что вопросы юрисдикции РФ и Республики Казахстан при применении их законодательства на территории комплекса «Байконур» определяются отдельным соглашением. В связи с этим было принято соответствующее Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса «Байконур» (Алма-Ата, 4 октября 1997 г.). В п. 1 ст. 5 данного Соглашения, закреплено, что «дела и материалы о правонарушениях, совершаемых на территории комплекса «Байконур», рассматриваются правоохранительными органами РФ, за исключением правонарушений, совершаемых на территории комплекса «Байконур» гражданами Республики Казахстан в отношении Республики Казахстан, ее физических и юридических лиц». В связи с этим происходит распространение уголовной юрисдикции РФ на деяния, совершенные на территории комплекса «Байконур» лицами, не являющимися гражданами РФ и Республики Казахстан, по принципу именно экстерриториальности. Следует подчеркнуть, что такая ситуация на практике возможна, поскольку лица без гражданства и граждане третьих государств могут посещать город Байконур на основаниях и в порядке, предусмотренных Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о порядке посещения комплекса «Байконур» (Астана, 21 мая 2009 г.). Глава 3. Вопросы действия уголовного закона по кругу лиц

3.1. Действие уголовного закона в отношении граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступления за пределами РФ

Раскрытие преступлений, борьба с преступностью и обеспечение безопасности – главные задачи правоохранительных органов, которые они исполняют с помощью Уголовного Кодекса Российской Федерации. Уголовный закон, как и любой нормативно-правовой акт, имеет свое действие во времени, пространстве и по кругу лиц, что и дает нам возможность для его применения. Несмотря на принцип равенства , нормы уголовного законодательства распространяются на определенный круг субъектов и предусматривают особый порядок действия для отдельных участников. Уголовное право, в отличие от других отраслей права, ограничивает круг участников правоотношений. Уголовную ответственность могут нести только физические лица. Уголовная ответственность сугубо индивидуальна. Кроме того, физическое лицо должно обладать определенными признаками, к которым можно отнести: возраст, вменяемость, наличие дополнительных особенностей, связанных с должностными, служебными, семейными и другими обязанностями . Действие уголовного закона по кругу лиц очень четко проявляется в правилах выдачи лиц, совершивших преступление. В этих правилах утверждается, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче в это государство. Это показывает заботу государства о его гражданах. Иностранные лица и лица без гражданства, которые находятся на территории России, но совершили преступление за пределами РФ, могут быть выданы в иностранное государство, чтобы привлечь их к суду или отбывать наказание в соответствии с международным договором. Уголовный закон четко определяет круг лиц, на которых распространяется его действие: а) все граждане России, лица без гражданства, иностранные граждане, совершившие преступление на территории республики. Но в отношении иностранных граждан ч. 4 ст. 11 УК предусмотрено исключение. Действие УК РФ не распространяется на дипломатических представителей (послов, посланников, атташе и др., а также на членов их семей), а равно на иных граждан, пользующихся иммунитетом (членов парламентских и правительственных делегаций, членов их семей, находящихся на территории России с официальным визитом, и т.п.) . В случае совершения ими преступления вопрос об уголовной ответственности разрешается в соответствии с нормами международного права; б) граждане РФ и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие преступление за границей, и если они не были осуждены в иностранном государстве, осуждаются по статьям УК РФ, но наказание не может быть назначено выше предела, предусмотренного уголовным законом этого государства; в) военнослужащие воинских частей, дислоцирующихся на территории иностранных государств, совершившие там преступления, несут ответственность по УК РФ (если иное не предусмотрено международными договорами); г) иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление на территории иных государств, несут ответственность по УК России в следующих случаях: когда преступление направлено против интересов России; когда существуют международные договоры, при условии, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации. В настоящий момент, для нас важно выявить и сформулировать проблемы действия уголовного закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, для того, чтобы в дальнейшем законодатель мог внести соответствующие изменения в уголовный закон. Потому что главные проблемы – это возможность уйти от ответственности и безнаказанность некоторых субъектов преступлений. Уголовный Кодекс Российской Федерации ограничивает круг участников правоотношений. Судя по его статьям, это могут быть только лица, которые должны иметь набор признаков: возраст, вменяемость, наличие дополнительных черт, связанных со служебными, семейными и другими обязанностями. Кроме того, нормы уголовного права действуют в отношении лиц не одинаково. Даже для субъектов иностранных граждан будет иметь значения специфика их служебной деятельности: в статье 11 УК РФ, вопрос ответственности лиц обладающих дипломатическим иммунитетом, будет рассматриваться с позиции норм международного права. И, как правило, для предъявления им обвинения требуется соблюдение определенных процедур, потому что лицо с дипломатическим иммунитетом в первую очередь является посланником и представителем иностранного государства и действует от имени этого государства. Рассчитывая на дипломатическую миссию и исключая возможность совершения преступления, делаем лазейку в законе. Не стоит недооценивать человеческий фактор (ведь даже самые именитые и статусные люди обвиняются в совершении преступления). Но большей проблемой является распространение норм уголовного кодекса на иностранных граждан и лиц без гражданства не имеющих особого статуса. Конституция РФ не обошла стороной этот вопрос и ч. 3 ст. 62 закрепила положение, о том, что иностранные лица и лица без гражданства несут ответственность наравне с гражданами РФ. В статьях 11-13 УК РФ закреплено, что иностранные граждане и лица без гражданства могут привлекаться к уголовной ответственности за совершения преступлений. Но и в этом вопросе не малую роль играют международные договоры Российской Федерации и принципы международного права. Конечно, у РФ есть международные соглашения, направленные на содействие в расследование уголовных дел, а также на выдачу лиц, в отношение которых осуществляется судопроизводство. Работа во внешнеполитической сфере продолжается с 1957 года, когда была подписана многосторонняя Европейская Конвенция о выдаче ETS N024 . И до сегодняшнего дня РФ продолжает заключать договоры и соглашения о взаимодействии в уголовно-правовом поле. Одно из последних, это Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Бахрейн о выдаче от 27 мая 2016 г. Но далеко не с каждым государством Россия заключала такой двухсторонний или многосторонний договор: Соглашение между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой «О передаче лиц, осужденных к лишению свободы для отбывания наказания» от 5 декабря 2017 года, соглашение подписано Российской Федерацией 5 декабря, ратифицировано соответствующим Федеральным законом №, но он так и не вступил в силу. Большинство государств, и РФ в том числе, без каких либо соглашений не выдают своих граждан, совершивших преступления на территории другой страны. Но даже международные договоры, имеющие юридическую силу, не гарантируют возможность привлечения к ответственности преступника-иностранца. Например, указанная Конвенция в статье 6 предусматривает ряд случаев, когда государство может отказать в выдаче своего гражданина, совершившего преступление на территории иностранного государства. Кроме того, двухсторонние договоры РФ с другими государствами еще больше расширяют и конкретизируют список условий, при которых можно отказать в выдаче своего гражданина. Из всего мы можем сделать вывод, что институт экстрадиции работает плохо, и это проблема не только нашего государства, но и всего мирового сообщества. Также впервые в российском уголовном праве был решен вопрос о выдаче лиц, совершивших преступление. Основное положение, изложенное в части 1 ст. 13 Уголовного кодекса: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству». В противном случае вопрос решается в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Они могут быть выданы иностранному государству, в котором было совершено преступление, для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания. Но это делается в соответствии с международным договором Российской Федерации (часть 2 статьи 13 УК) . Следовательно, уголовный закон представляет собой принятый федеральным органом государственной власти нормативно-правовой акт, содержащий нормы, которые устанавливают принципы и основание уголовной ответственности, определяют, какие деяния являются преступлениями и какие наказания подлежат применению к лицам, совершившим преступления, а также условия освобождения от уголовной ответственности и наказания. Характеризуется неоднократным применением

3.2. Особенности действия уголовного закона в отношении лиц, пользующихся иммунитетом

Уголовно-правовые нормы действуют по кругу лиц не совсем одинаково, несмотря на то, что одним из основных принципов уголовного права провозглашается принцип равенства. Это связано со спецификой служебной деятельности. Так, не подлежат уголовной ответственности иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом. Принцип дипломатического иммунитета основан на положениях ч. 4 ст. 11 УК РФ: «Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права». Дипломатический иммунитет не устраняет уголовной противоправности деяния и уголовной ответственности за него, а лишь устанавливает особый порядок ее реализации. Чучаев А. И., например, в связи с этим называет его уголовно-процессуальным, а не уголовно-правовым институтом. Другой особенностью данного принципа, что он реализуется исключительно в соответствии с нормами международного права. Так, Верховный Суд РФ дал судам разъяснения в Постановлении Пленума. В частности, там приведены примеры лиц, обладающих дипломатическим иммунитетом: главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания. Основными источниками данного института являются такие международные договоры, как Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. Конвенция о привилегиях и иммунитетах 1946 г. не регулирует дипломатический иммунитет в целом, а лишь устанавливает частные моменты, например, приравнивают представителей государств — членов ООН к дипломатическим представителям. Наиболее важными источниками института дипломатического иммунитета являются указанные конвенции. В Венской конвенции 1961 определяются категории членов дипломатического представительства. К ним относятся глава представительства и члены персонала представительства. Члены персонала представительства включают в себя три категории: члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала представительства. Членами дипломатического персонала являются члены представительства, которые имеют дипломатический ранг. Члены дипломатического персонала представительства и глава дипломатического представительства объединяются понятием «дипломатический агент». Под членами административно-технического персонала понимаются члены персонала представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства. А членами обслуживающего персонала соответственно являются члены персонала представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства. В п. 1 ст. 32 указанной Конвенции установлено, что дипломатические агенты пользуются иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Однако важно иметь в виду, что наличие статуса дипломатического агента не является обстоятельством, которое в какой бы то ни было форме исключало уголовную ответственность в принципе. Оно лишь исключает привлечение к ответственности государством пребывания. Как указано в п. 4 ст. 32 Конвенции, иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства. Иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания (РФ) имеют: 1. Дипломатические агенты (ст. 31 Конвенции). Дипломатические агенты, которые являются гражданами государства пребывания (РФ) обладают иммунитетом только при исполнении полномочий. 2. Члены семьи дипломатического агента, если они живут вместе с ними и не являются гражданами государства пребывания (п. 1 ст. 37 Конвенции). 3. Члены административно-технического персонала и члены их семей, живущие с ними, при условии, что ни те, ни другие не являются гражданами государства пребывания и не проживают в нем постоянно. Действие дипломатического иммунитета во времени имеет определенные границы. Оно начинается с момента вступления соответствующего лица на территорию РФ либо, если лицо уже находилось на территории РФ, с момента приобретения соответствующего статуса субъекта с дипломатическим иммунитетом (назначение членом дипломатического персонала, заключение брака с дипломатическим агентом, рождение и прочее). Прекращение дипломатического иммунитета происходит в результате утраты соответствующего статуса: либо, когда лицо, утратившее статус, покинуло РФ, либо по истечении разумных сроков, необходимых, чтобы это сделать. В отношении иммунитета консульских должностных лиц действуют правила, установленные Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Консульские должностные лица, обладают меньшим по содержанию иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания, чем дипломатические агенты. В соответствии с п. 1 ст. 43 этой Конвенцией «консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций». Соответственно, члены их семей не обладают иммунитетом от уголовной юрисдикции. Действие дипломатического иммунитета консульских должностных лиц во времени аналогично иммунитету дипломатических агентов. Следующая категория лиц, обладающая иммунитетом, который мы условно называем дипломатическим, это главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, главы внешнеполитических ведомств иностранных государств. Такое расширительное толкование ч. 4 ст. 11УК РФ дает Верховный суд РФ. Международный договор, который бы регулировал вопрос об иммунитете высших должностных лиц государств, еще не принят, но этот вопрос не раз поднимался в Комиссии международного права ООН. Таким образом, принцип дипломатического иммунитета является исключением из территориального принципа действия закона в пространстве, который обусловлен спецификой международных и межгосударственных отношений. Он ограничивает уголовную юрисдикцию РФ в отношении лиц, совершивших преступление на ее территории, если эти лица являются дипломатическими агентами, консульскими должностными лицами, главами иностранных государств и т.д. Определенным иммунитетом к уголовной ответственности обладают: Президент РФ, депутаты Федерального Собрания, судьи. Привлечение к уголовной ответственности таких лиц усложнено и связывается с выполнением определенных процедур. Для привлечения Президента РФ к ответственности необходимо провести процедуру отрешения его от должности (импичмент) в соответствии с требованиями Конституции РФ. Для привлечения к уголовной ответственности депутата Государственной Думы или депутата Совета Федерации необходимо, чтобы орган, членами которого они являются, лишил их депутатской неприкосновенности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалифицированной коллегии судей. Судьи Конституционного Суда привлекаются к уголовной ответственности только с согласия Конституционного Суда. Для судебного преследования депутата Государственной Думы или депутата Совета Федерации необходимо, чтобы орган, членом которой они являются, лишала их депутатской неприкосновенности. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, действующим в качестве судьи, с согласия соответствующей квалифицированной судейской коллегии. Судьи Конституционного суда привлекаются к уголовной ответственности только с согласия Конституционного суда. На основании проведенного исследования считаем, что Уголовный кодекс РФ нуждается в доработке и изменении. Во-первых, в него должны быть включены правила действия уголовного закона в пространстве, которые установлены международным договором, но никак не оговорены в УК РФ. Во-вторых, необходимо убрать из ч. 2 ст. 11 УК РФ положения о территориальном море и воздушном пространстве, так как они уже учтены в ч. 1. В-третьих, следует изменить положения ч. 2 ст. 11 УК РФ, касающиеся уголовной юрисдикции РФ в отношении КШ и ИЭЗ. В-четвертых, следует убрать из ч. 2 ст. 13 УК РФ положение о том, что выдача лица возможна, если преступление совершено вне пределов РФ, так как такая формулировка делает указанную часть неполной, поскольку РФ выдает лиц, совершивших преступления как на ее территории, так и за ее пределами. В-пятых, следует указать в ч. 2 ст. 12 УК РФ, что принцип специальной миссии распространяется также на членов семей указанных военнослужащих, а в ряде случаев и иных лиц.

Заключение

Таким образом, на основании проведенного исследования, можем сделать следующие выводы. Уголовно-правовая юрисдикция – совокупность национальных и международных норм, включающих в себя уголовно-правовые материальные и процессуальные формы, регулирующие отношения, связанные с совершением преступления (вопросы привлечения к уголовной ответственности, предварительного расследования, осуществления правосудия, экстрадиции). Правила действия уголовных законов в пространстве и по кругу лиц разрабатывались законодателем в качестве неотъемлемой составной части установления пределов уголовной юрисдикции по мере укрепления государственной власти и определения ее территориальных границ и были имманентны уголовному законодательству с момента его формирования; В юридической науке рассматриваются три аспекта уголовно-правовой юрисдикции: 1) материально-правовой аспект, то есть определение рамок распространения уголовного закона в пространстве; 2) процессуальный аспект, определяющий и ограничивающий полномочия органов внутри государства; 3) международный правовой аспект, материально-процессуальный аспект уголовной юрисдикции, а также определение полномочий государства и международных органов. Нормативной основой территориального принципа действия уголовного закона в пространстве является ст. 11 УК РФ. Она определяет пространственные пределы, за совершение преступления в которых лицо привлекается к уголовной ответственности судами РФ в соответствии с УК РФ. Согласно ч. 1 ст. 67 Конституции РФ «территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними». Такие элементы, как «территориальное море» и «воздушное пространство», законодатель в УК РФ отделил от понятия территории РФ и вынес в ч. 2 ст. 11 УК РФ: «Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства РФ, признаются совершенными на территории РФ». Тем не менее, они входят в состав территории РФ. Уголовная юрисдикция РФ выходит за пределы территории РФ и распространяется также на КШ и ИЭЗ РФ. Согласно Конституции РФ, обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на КШ и в ИЭЗ РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ч. 2 ст. 67) Уголовное право, в отличие от других отраслей права, ограничивает круг участников правоотношений. Уголовная ответственность может возлагаться только на физических лиц. Уголовная ответственность носит чисто индивидуальный характер. Кроме того, физическое лицо должно иметь ряд атрибутов, которые включают в себя: возраст, ответственность, наличие дополнительных функций, связанных с служебными, должностными, семейными и другими обязанностями. Уголовно-правовые нормы действуют по кругу лиц не совсем одинаково, несмотря на то, что одним из основных принципов уголовного права провозглашается принцип равенства. Это связано со спецификой служебной деятельности. Так, не подлежат уголовной ответственности иностранные граждане, обладающие дипломатическим иммунитетом. Определенным иммунитетом к уголовной ответственности обладают: Президент РФ, депутаты Федерального Собрания, судьи. Привлечение к уголовной ответственности таких лиц усложнено и связывается с выполнением определенных процедур.

Список использованных источников

1. Нормативные правовые акты 1. Международная конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков (Вместе с «Протоколом») (Заключена в г. Женеве 20.04.1929) // Собрание Законодательства Союза ССР 1932 г., отд. II, N 6, ст. 62. 2. Конвенции по борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами, М., 1974 г., вып. XXVII, с. 292. 3. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) // СПС КонсультантПлюс // Бюллетень международных договоров №1 от 1 января 1998 года. 4. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о взаимной правовой помощи по уголовным делам (подписан в г. Москве 17.06.1999) // СПС КонсультантПлюс // Собрание законодательства РФ, 25.12.2002, N 47, ст. 4635. 5. Европейская конвенция о выдаче заключена в г. Париже 13.12.1957 (с изменениями от 20.09.2012) // СПС Консультант Плюс. 6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС КонсультантПлюс // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СПС КонсультантПлюс // опубликован в Собрании законодательства РФ от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954. 8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // СПС КонсультантПлюс // опубликован в «Российской газете» от 22 декабря 2001 г. N 249. 9. Соглашение между Российской Федерацией и Королевством Бахрейн о выдаче от 27 мая 2016 года (ратифицировано Федеральным законом от 01.07.2017 № 142-ФЗ, вступило в силу 22 июля 2018 года) // СПС Консультант Плюс. 10. Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» // СПС КонсультантПлюс // опубликован в «Российской газете» от 5 мая 1992 г. N 102. 11. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс // опубликован в «Российской газете» от 4 мая 1993 г. N 84. 12. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ «О Континентальном шельфе Российской Федерации » // СПС КонсультантПлюс // опубликован в «Российской газете» от 7 декабря 1995 г., N 237. 13. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ // СПС КонсультантПлюс // опубликован в «Российской газете» от 26 марта 1997 г. N 59-60. 14. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс // опубликован в «Российской газете» от 6 августа 1998 г. N 148-149. 15. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс // опубликован в Собрании законодательства РФ от 21 декабря 1998 г., N 51, ст. 6273. 16. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс // опубликован в «Российской газете» от 5 июня 2002 г. N 100. 17. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс // опубликован в «Российской газете» от 31 июля 2002 г. N 140. 2. Основная и специальная литература. 18. Безверхов А.Г., Коростелев В.С. Проект Уголовного уложения Российской империи 1813 года. — Самара: Самарский ун-т, 2018. С. 78. 19. Борзенков Г. Н. Уголовное право в вопросах и ответах : учебное пособие / Г.Н. Борзенков. М., 2019. 296 с. 20. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-ан-Дону: Феникс, 1995. С. 308. 21. Георгиевский Э.В. Уголовно-правовая характеристика международных договоров и соглашений Древней и Средневековой Руси ХХ — XV вв. // Сибирский Юридический Вестник. 2014. № 2. 22. Георгиевский Э.В. Формирование и развитие общих положений древнерусского уголовного права. М.: Юрлитинформ, 2016. С. 151. 23. Задорожный Г.П. Атом, космос и мировая политика. М. 2018. 382 с. 24. Зюбанов Ю.А. Действие уголовного закона в пространстве: опыт сравнительного анализа уголовного законодательства стран СНГ. Дис. канд. юрид. наук. М. 2015. С.46. 25. Жуков Г.П. Космическое право. М. 2016. 514 с. 26. Колчевский И.Б. Действие уголовного закона по кругу лиц. Дис. канд. юрид. наук. М. 2001. С.51. 27. Лисовский В.И. Международное право. М. 2017. 357 с. 28. Лоба В.Е., Малахов С.Н. Уголовное право Древней Руси ХІ-ХІІ вв. (по данным Русской Правды). Армавир: РИО АГПА, 2017. 325 с. 29. Мельников М.Г. Действие уголовного закона в пространстве. Учеб. пособ. /.под общ. ред. В.А. Елеонского. Рязань: Изд-во Акад. права и управления Минюста России, 2017. 417 с. 30. Памятник русского права. Вып. 6. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года / под ред. К.А. Софроненко. М.: гос. изд. юрид. лит., 1957. С. 29, 34. 31. Памятники русского права. Вып. 1. Памятники права Киевского государства X — XII в.в. / сост. А.А. Зимин; под ред. С.В. Юшкова. М.: Гос. издат. юрид. лит., 1952. С. 65 — 66. 32. Памятники русского права. Вып. 2. Памятники права феодально-раздробленной Руси / сост. А.А. Зимин; под ред. С.В. Юшкова. М.: Гос. изд. юрид. лит., 1953. С. 60. 33. Понятия и термины в уголовном праве России. Общая и Особенная части: учебное пособие отв. редакторы д-р юрид. наук, проф. А.И. Чучаев, канд. юрид. наук Е.В. Лошенкова М.: Контракт. 2017. с. 318. 34. Правосудие в современном мире: Монография / Верховный Суд РФ; Под ред. Т.Я. Хабриевой, В.М. Лебедева. — М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2020. — 704 с. 35. Решняк М.Г. Современные проблемы действия уголовного закона по кругу лиц: монография. М., 2018. 160 с. 36. Свод законов уголовных. — СПб.: Тип. II Собств. Его Имераторск. Велич. Канцелярии, 1832. 37. Тилле А.А. Время, закон. Действия советского закона в пространстве. М.1965. С. 129. 38. Уголовное уложение. Высочайше утвержденное 22 марта 1903 года. СПб.: Сенат. тип., 1903. 39. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред. А. В. Бриллиантова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2018. — 1184 с. 40. Уголовное право. Общая часть. В 2 т. Том 1: учебник для академического бакалавриата / Н.Г. Иванов — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 275 с. 41. Уголовное право России. Часть общая / Ред. Л.Л. Кругликов. М.: 2019. 592с. 42. Уголовное право России. Общая часть: учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры / под ред. О. С. Капинус; под науч. ред. К. В. Ображиева, Н. И. Пикурова. — 2¬е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 556 с. 3. Судебная практика. 43. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ» // СПС КонсультантПлюс // опубликован в Бюллетене Верховного Суда РФ, декабрь 2003 г., N 12. 44. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РФ по делу Ивницкого // БВС РФ №9 от 1998 г. 45. Приговор Тульского областного суда от 18.11.2015 г.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
http://www.ruc.su
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru