Помощь студентам дистанционного обучения: тесты, экзамены, сессия
Помощь с обучением
Оставляй заявку - сессия под ключ, тесты, практика, ВКР
Заявка на расчет

Формирование здорового образа жизни. Часть 2

Автор статьи
Валерия
Валерия
Наши авторы
Эксперт по сдаче вступительных испытаний в ВУЗах

1 2


ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

2.1. Методики, цели и задачи

Цель исследования — изучение проблемы формирования здорового образа жизни в условиях дошкольного образования в современной науке. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста проведена на базе Муниципального казенного образовательного учреждения детский сад «Оленёнок» посёлка Тазовский. Предметом деятельности учреждения является реализация разработанной и принятой в учреждении основной общеобразовательной программы дошкольного образования и иных программ в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности. Основной целью детальности Учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, обеспечение воспитания, обучения, присмотра, ухода и оздоровления детей; оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей; оказание методической и психолого-педагогической помощи несовершеннолетних обучающихся. Опытно-экспериментальная работа проводилась нами в 3 этапа. На первом этапе выявлялся исходный уровень сформированности основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Второй этап был посвящен апробации программы формирования основ здорового образа жизни, разработанной нами для педагогов опытного ДОУ, на третьем, заключительном, этапе была проведена оценка эффективности данной работы. Показателями оценки когнитивной составляющей служили знания дошкольников о строении и функционировании организма человека, сформированность содержания понятия здоровья, знания о способах укрепления здоровья. Показателями оценки поведенческой составляющей выступало владение, применение в жизни способов сохранения и укрепления здоровья.

2.2 Анализ диагностических методик по вопросу формирования ЗОЖ у дошкольников среднего возраста

Для выявления уровня сформированности навыков здорового образа жизни у дошкольников были использованы различные методики для родителей, детей и воспитателей. В исследовании были использованы следующие методики: 1 Методика. Для достижения цели констатирующего этапа, на основе методик, использованных в диссертационном исследовании А.А. Ошкиной, «Рекомендации Незнайке» и «Объясни», была проведена диагностика исходного уровня сформированности основ здорового образа жизни, которая включала следующие вопросы-темы: 1. Что такое здоровье? 2. Какого человека можно назвать здоровым? 3. Зачем человеку здоровье? 4. Можно ли тебя назвать здоровым человеком? 5. Как устроен организм человека? 6. Как можно укрепить здоровье? 7. Как ты это делаешь? По сюжету игры дети должны были объяснять игрушке, друг которой оказался нездоров, что такое здоровье и т.д., и дать рекомендации Незнайке, по поводу способов ведения здорового образа жизни. Результаты методики обрабатываются, выявляются наиболее популярные ответы среди детей. 2 Методика. Диагностика сформированности представлений о ЗОЖ у детей среднего возраста Цель диагностики – формирование представлений воспитанников о здоровом образе жизни. I. Культурно – гигиенические навыки 1.Наблюдение за детьми во время умывания (насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком) 2. Расскажи о правилах поведения в умывальной комнате. 3. Расскажи о правилах поведения за столом? 4. Как и когда мы пользуемся салфеткой? 5. Игровые упражнения с игрушечными столовыми приборами. ( Показать, как нужно пользоваться вилкой, ложкой, умение пить из чашки) 6. Почему нужно полоскать рот после приѐма пищи? II. Здоровье 1. Что такое режим дня? 2. Делаешь ли ты утреннюю зарядку? Какие упражнения ты делаешь? Покажи? 3. Выполняешь ли ты утренние водные процедуры? 4. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым? 5. Что ты знаешь о витаминах? 6. Наблюдение. Цель: проявление интереса к здоровому образу жизни: а) проявляет или не проявляет интерес к здоровому образу жизни; б) проявляет активный или неактивный интерес. 7. Умеешь ли ты кататься на лыжах и коньках? 8. Знаешь ли ты зачем человеку глаза? Как надо ухаживать за ушами, глазами, волосами? 9. Почему в народе говорят: « Сон – лучшее лекарство для организма человека» 10. Почему так говорят: « Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»? 11. Расскажи о правилах первой помощи при травмах и обморожениях? (замерзло лицо на морозе — разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги — попрыгай, пошевели пальцами; промочил ноги — переоденься в сухое.) Методика 3. Оценка производится воспитателями исходя из наблюдения за детьми. Диагностика сформированности основ здорового образа жизни
Инициалы ребенка Развитие интереса к различным видам спорта Осознанное отношение к здоровому образу жизни Развитие навыков здорового образа жизни Формирование и развитие навыков основ безопасности жизнедеятельности
1        
2        
….        
Оценка производится по трехбалльной шкале, где: — 1 балл — у ребёнка плохо сформированы навыки выполнения комплексов дыхательной гимнастики, массажей; ребёнок не может ответить на вопросы, касающиеся здорового образа жизни; не проявляет активности при выполнении физических упражнений, игр. Ребёнок не проявляет интерес к занятиям по физической культуре. — 2 балла – у ребёнка частично сформированы навыки основ безопасности жизнедеятельности, ребёнок проявляет интерес к подвижным и эстафетным играм, но плохо отвечает на вопросы из цикла «Здоровье». — 3 балла – ребёнок проявляет интерес к занятиям по физической культуре, грамотно отвечает на поставленные вопросы, может самостоятельно выполнять комплексы дыхательных упражнений и массажей, понимает их необходимость для своего здоровья. 1. Методика Анкетирование родителей «Здоровый образ жизни». Уважаемые Родители! Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты 1. Как Вы оцениваете состояние здоровья своего ребенка? а) хорошее б) нормальное в) плохое 2. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребѐнка? а) знаю б) не знаю в) не интересуюсь 3. На что, на Ваш взгляд, нужно обратить внимание, заботясь о здоровье и физическом развитии ребѐнка? а) благоприятная психологическая атмосфера б) достаточное пребывание на свежем воздухе в) закаливающие мероприятия г) здоровая гигиеническая среда д) наличие спортивных площадок возле дома е) полноценный сон ж) рациональное, калорийное питание з) соблюдение режима 4. Кто-нибудь из членов Вашей семьи занимается физкультурой и спортом? а) постоянно б) часто в) очень редко г) не занимаются 5. Считаете ли Вы свое питание полноценным и рациональным? а) да б) отчасти в) нет г) затрудняюсь ответить 6. Считаете ли Вы питание своего ребенка вне детского сада полноценным и рациональным? а) да б) отчасти в) нет г) затрудняюсь ответить 7. Как Вы с детьми проводите досуг? а) у бабушки б) гуляем во дворе в) смотрим телевизор 8. Как Вы думаете, что такое здоровый образ жизни? 9. Откуда Вы получаете знания о здоровом образе жизни? а) из специальных книг б) из средств массовой информации в) из беседы г) в детском саду 10. Вы прививаете здоровый образ жизни своим детям? Если прививаете, то каким образом? 11. Какие консультации Вы хотели бы получить по поводу физического развития Вашего ребенка? 5 Методика В. Г. Кудрявцев [9] с целью выявления представлений о здоровом образе жизни у дошкольников предлагает проводить беседу. Вопросы для беседы с детьми старшей группы могут быть следующими. 1. Что нужно делать для того, чтобы быть здоровым? 2. Делаешь ли ты утреннюю зарядку? 3. Знаешь ли ты, что такое «полезные привычки»? 4. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»? 5.Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек? 6. Ведешь ли ты здоровый образ жизни? 7. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни? Для определения уровня сформированности здорового образа жизни автор использует следующие критерии: 1) представления детей о здоровье как о состоянии человека и о влиянии окружающей среды на здоровье человека; 2) взаимосвязь здоровья и образа жизни (знание полезных привычек и отношение детей к вредным привычкам); 3) участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях В соответствии с выделенными критериями В. Г. Кудрявцев выделяет уровни сформированности здорового образа жизни у детей старшей группы следующим образом: − низкий уровень: ребенок имеет бессистемные представления о понятии «здоровье» как состоянии человека, не связывает состояние здоровья с состоянием окружающей среды; не отрицает вредных привычек; не может рассказать о полезных привычках, требуются наводящие вопросы, в оздоровительных мероприятиях участвовать не любит. − средний уровень: ребенок имеет приблизительное представление о понятии «здоровье», связывает его с состоянием человека; имеет небольшое представление о вредных привычках; называет полезные привычки, с помощью взрослого выявляет связь между здоровьем и окружающей средой, наличием вредными и полезными привычками, при помощи наводящих вопросов называет условия здорового образа жизни, участвует в оздоровительных и закаливающих мероприятиях по настроению. − высокий уровень: ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровье» и связывает его с состоянием человека, с состоянием окружающей среды; отрицательно относится к вредным привычкам, уверенно называет полезные привычки, понимает их влиянием на состояние здоровья; настроен на здоровый образ жизни; соблюдает правила гигиены, опрятен, аккуратен, с радостью принимает участие в оздоровительных и закаливающих мероприятиях. 6 Методика И. Новиковой [16] был сконструирован диагностический комплекс, включающий диагностическое задание, проблемную ситуацию. С целью выявления представлений у старших дошкольников об укреплении здоровья и профилактике заболеваний можно использовать диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым». Педагог предлагает ребенку поговорить с ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем, что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Дима просил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большой конверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения. Оценка результатов деятельности: высокий уровень – ребенок имеет некоторые правильные представления о ЗОЖкак активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья; о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; о возможных причинах. средний уровень – ребенок имеет элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; некоторые представления о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболеваний, о возможных причинах заболеваний; он способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Для выявления ценностного отношения ребенка здоровью и здоровому образу жизни можно предложить поиграть в игру “Закончи предложения”: Мое здоровье – это… Иногда я болею, потому что… Когда я думаю о своем здоровье, то мне хочется… Когда я думаю о здоровье, то представляю себе… Когда мои друзья болеют, то я … Если б у меня была волшебная палочка здоровья… Оценка результатов. Высокий: ребенок уверенно владеет валеологическими знаниями, проявляет активность в общении со взрослым, с интересом принимает участие в игре. На все вопросы дает адекватные, исчерпывающие ответы, проявляя при этом валеологическую эрудированность и компетентность. Большинство ответов на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребенок владеет усточивой мотивацией к здоровому образу жизни. Средний: ребенок от части владеет валеологическим содержанием беседы, какие -то разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций. Не на все вопросы дает адекватные ответы, затрудняется отвечать. Часть ответов все же сопровождается детскими исчерпывающими комментариями, иногда проявляется валеологическая эрудированность. Некоторые ответы на вопросы позволяют ребенку продемонстрировать использование валеологических знаний, умений и навыков в реальной практике, в решении конкретных валеологических задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией к здоровому образу жизни. Низкий: ребенок слабо владеет валеологическим содержанием беседы, активность ребенка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору. На большинство вопросов ребенок дает неадекватные ответы, затрудняется отвечать или не отвечать совсем. Некоторые ответы дошкольника все же сопровождаются комментариями, попытками объяснить свою мысль. Развернутость конкретных ответов подчеркивает избирательность ребенка, разрозненность валеологических задач. Ребенок обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к здоровому образу жизни. Не задумывается об этом. Таким образом, все диагностические методики по изучению сформированости здорового образа жизни у детей дошкольного возраста можно разделить на три группы: выявление представлений детей о здоровом образе жизни и выявление умений и привычек здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

2.2. Анализ экспериментальной работы

На начальном, констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы нами было установлено, что большинство дошкольников экспериментальных групп обладает низким уровнем сформированности основ здорового образа жизни. Анализ детских ответов показал, что большинство детей – 61 из 62 человек (98,4%) понятие здоровья объясняли отсутствием болезни/болезненных симптомов («Это когда человек не болеет», «Когда ничего не болит»). Один ребенок объяснил здоровье хорошим самочувствием – «Это когда бодр и весел». То есть у подавляющего большинства детей экспериментальной группы понятие здоровья слабо сформировано, но, тем не менее, ему дается сравнительно-позитивная оценка (болеть – плохо, следовательно, не болеть – хорошо. Второй вопрос («Какого человека можно назвать здоровым?») оказался в нашем исследовании малоинформативным, поскольку все 100% (62 ребенка) ответили на него – «Не больного» / «Того, который не болеет». На вопрос о том, зачем человеку здоровье, 34 ребенка (55%) ответили – «Чтобы не болеть», 13 (21%) – «Чтобы быть здоровым», 9 (14%) – «Чтобы ходить на работу и в детский сад», остальные 6 детей (10%) называли преимущества от пребывания в здоровом состоянии («чтобы гулять можно было», «чтобы было весело», «чтоб мороженое есть», «чтобы хорошо было»). То есть позитивное, ценностное отношение к здоровью явно сформировано у небольшого числа детей. Один из детей (1,6%) связал здоровье с возможностью выполнения своих социальных функций, некоторые дети затруднились с объяснением значимости здоровья, большая же часть дала здоровью сравнительно-позитивную оценку. Нагляднее эти результаты отображены в следующей таблице. Таблица 1. Сформированность ценностного отношения к здоровью у дошкольников на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы. На вопрос о том, можно ли их назвать здоровым человеком все дети, 62 человека (100%) дали положительный ответ. Как показала аргументация, которую приводили некоторые дети, в их сознании только здоровый ребенок ходит в детский сад. Об устройстве организма дети сообщали отрывочные сведения, касающиеся наличия и назначения отдельных органов. 2 человека (3,2%) назвали по одному органу, объяснив поверхностно его функцию («сердце есть, оно кровь перегоняет», «мозг, он думает»). Остальные дети называли 2-3 органа, среди которых были желудок, сердце, легкие, мозг, печень. Не про каждый из названных органов дети могли рассказать что-либо еще, помимо названия. Еще 5 детей (8%) вспомнили также про мышцы и кости, и один ребенок (1,6%) вспомнил о зубах, сообщив об их назначении и способах заботы об их здоровье («их нужно чистить и проверять, чтобы не болели»). В целом для данного возраста продемонстрированные знания можно назвать недостаточными. На вопрос о том, как можно укрепить здоровье дети давали довольно разнообразные ответы, но был ряд популярных, которые называли все или почти все дети группы; вероятно, они уже задумывались о возможностях укрепления здоровья, и сталкивались с рядом способов. Среди способов укрепления здоровья были названы: — закаливание – 62 человека (100%); — физкультура/спорт/зарядка – 62 человека (100%); — прогулки на свежем воздухе и чистка зубов – 56 человек (90%); — употребление витаминов – 14 человек (23%); — прививки – 6 человека (9%); — массаж, мытье рук, ограниченный просмотр мультфильмов, взаимопомощь, хорошее настроение, поездки к морю, ходьба пешком, послушание, своевременное лечение – 1 человек (1,6%). Из приведенных ответов видно, что в целом у детей в группе есть очень много представлений о способах укрепления здоровья. Однако на вопрос о том, как дети сами укрепляют свое здоровье несколько человек (3 человека – 5%) затруднились ответить. Остальные (59 человек – 95%) дети вспомнили о том, что они чистят зубы и делают зарядку в детском саду. Лишь один ребенок сообщил о том, что делает зарядку и дома, в праздничные и выходные дни. Такие результаты говорят о том, что, несмотря на знания способов укрепления здоровья, и наличия позитивных эмоциональных оценок здоровья, дети не проявляют активности, не стремятся вести здоровый образ жизни. Сформированные на более ранних этапах развития знания не связаны у средних дошкольников с представлениями о работе их организма, носят лишь формальный характер, не побуждают к действию. Исключение составляет лишь один ребенок из группы, который самостоятельно рассказал о некоторых способах заботы о здоровье, которые использует он (до соответствующего вопроса), аргументируя это положительным влиянием на самочувствие. Этот ребенок и в остальных заданиях демонстрировал более высокий уровень сформированности культуры здорового образа жизни. Вероятным объяснением этого явления может служить факт наличия позитивного подкрепления проявления заботы о здоровье на уровне самоощущения. Таким образом, можно заключить, что большинство детей продемонстрировало низкий уровень сформированности культуры здорового образа жизни. Полученные данные дали дополнительную информацию, которую мы использовали при разработке программы обучающих игр, а также эмпирически доказали актуальность данной исследовательской работы.

2.3 Реализация программы формирование навыков здорового образа жизни

Второй этап работы. Реализация программы обучающих игр «Будем здоровы!». От здоровья детей зависит благополучие, да и само будущее нации, человечества в целом. В нынешней экологической обстановке, при современных темпах роста прогресса, здоровье людей подвергается серьезным испытаниям, и справиться с ними удается далеко не всем. В такой неблагоприятной обстановке важную роль в поддержании здоровья играют основы здорового образа жизни, формирование которых, как показал теоретический анализ нашего исследования, лучше всего начинать в среднем дошкольном возрасте. Именной эту цель и преследует разработанный нами проект «Будем здоровы!» Целью проекта стало создание условий для формирования основ здорового образа жизни у дошкольников средней группы с учетом возрастных особенностей детей и исходного уровня сформированности у них основ здорового образа жизни. Для достижения этой цели поставлены задачи: — сформировать содержательно наполненное понятие здоровья у детей среднего дошкольного возраста и ценностное к нему отношение; — сформировать систему знаний об устройстве и работе основных систем и органов, организма в целом; — расширить диапазон представлений о способах сохранения и укрепления здоровья; — способствовать формированию активного поведения, способствующего укреплению здоровья с помощью логического убеждения и эмоционального и сенсорного подкрепления. При создании благоприятных условий освоения и выполнения данного проекта ожидаются следующие результаты: — достижения более осознанного и ответственного отношения к здоровью; — расширение поведенческого репертуара в сфере здоровьесбережения; — более позитивное отношение к активным действиям, направленным на укрепление здоровья; — расширение круга знаний и умений в сфере гигиены и психогигиены; — адекватное отношение к ситуации болезни и лечению. Проект реализовывался в одной средней группе в течение 2-х недель (10 рабочих дней) каждый день. Занятия проводились в форме обучающей игры. По возможности обучающие игры включали элементы сюжетно-ролевой игры, либо полностью проводились в этой форме. Тематика игр представлена в таблице ниже. Таблица 2. Учебно-тематический план игровых занятий проекта «Будем здоровы!» На третьем, контрольном, этапе целью нашей работы являлось выяснить, насколько эффективным оказался разработанный нами, и реализованный в экспериментальной группе проект. Для оценки результативности в ходе специально организованной игры проводилась диагностика достигнутого уровня сформированности основ здорового образа жизни у средних дошкольников экспериментальной группы. В основе диагностики лежали все те же вопросы, что и на констатирующем этапе: 1. Были получены следующие результаты: 1. Содержание понятия «здоровье»: — нормальная работа организма (ответы типа: «Когда все наши органы работают хорошо и им ничего не мешает», «когда все хорошо с нашим организмом» — 16 детей (69,6%); — высокая продуктивность («это сильный человек, выносливый, который все может», «когда можешь много сделать, не устаешь») – 11 детей (47,8%); — отсутствие ограничений и необходимости лечения («это когда не надо лежать в постели и температуру мерить, а можно что хочешь делать — …») – 7 человек ((30,4%); — ценность («это важно», «это всем нужно», «его нужно беречь») – 4 человека (17,4%); — позитивная эмоциональная оценка («это когда все хорошо, человек веселый») – 1 человек (4,3%) — отсутствие болезни, болезненных симптомов – 4 человека (17,4%) При этом не было ни одного ребенка, который предложил бы лишь одну содержательную характеристику понятия здоровья. Их давалось от 3-х до 5. Такой уровень сформированности понятия здоровья можно считать высоким для среднего дошкольного возраста, а некоторые ответы детей были бы весьма содержательными даже для взрослого человека. По этим ответам можно было сделать вывод, что дети действительно задумывались о том, что же такое здоровье. Сравнительные результаты диагностики в отношении уровней сформированности понятия здоровья выглядят так: Таблица 3. Уровень сформированности понятия здоровья у дошкольников до реализации программы обучающих игр и после нее. Из таблицы видно, что эффективность проекта в отношении ее способности формирования содержательно-наполненного понятия здоровья в экспериментальной группе оказалась максимально-высокой. Все дети продемонстрировали высокий результат на этапе контроля. Также показательным моментом является наличие характеристик здоровья как ценности в ответах детей после реализации обучающих игр. Эффективность программы проявилась и в ответах детей на вопрос о том, какого человека можно назвать здоровым. В отличие от констатирующего этапа, где дети говорили об отсутствии болезни, на третьем этапе дошкольниками приводились следующие характеристики: — сильного, крепкого – 7 человек (30,4%); — который не болеет – 7 человек (30,4%); — выносливого – 8 человек (34,8%); — ведущего здоровый образ жизни – 12 человек (52,2%); — у которого организм работает правильно – 10 человек (43,5%). Некоторые дети давали несколько характеристик, другие ограничивались одной. В сравнении с первым этапом диагностики ответы стали разнообразными. Оценка здорового человека как того, у которого отсутствуют болезни сохранилась лишь у 30% детей (в сравнении со 100% — на первом этапе). Причем у нескольких детей это была не единственная характеристика. Наиболее же значимым результатом мы считаем то, что в ответах детей появилась характеристика здорового человека с точки зрения его активного отношения к сохранению и укреплению здоровья, то есть ведущего здоровый образ жизни (ответы типа «он закаляется и соблюдает режим дня,… чистит зубы», «заботится о своем здоровье» и т.п.). 2. Представления о смысловой ценности здоровья. На вопрос о том, зачем человеку здоровье ответов «Чтобы не болеть» (не испытывать болезненных симптомов) больше не встречалось. Дети давали ответы: — чтобы быть сильными – 10 человек (43,5%) — чтобы хорошо себя чувствовать – 9 человек (39,1%) — чтобы ходить в детский сад – 7 человек (30,4%) — чтобы заниматься тем, чем хочется – 6 человек (26,1%) — чтобы не заражать других – 3 человека (13%) — чтобы было весело – 2 человека (8,7%) — чтобы хорошо жить – 1 человек (4,3%). Из этих ответов видно, что после реализации проекта дети стали отмечать более разнообразные преимущества здоровья. Некоторые называли сразу два преимущества. То есть ценностное отношение к здоровью явно стало более осмысленным, осознанным. Следовательно, был достигнут более высокий уровень сформированности ценностного отношения к здоровью у дошкольников экспериментальной группы. На втором же этапе ответы детей чаще связаны именно с выгодами от здорового состояния, многие из которых носят более общий характер. Такие изменения в ответах говорят в пользу осмысления ценности здоровья, произошедшего у дошкольников средней группы в ходе реализации разработанного проекта. 3. Самоидентификация себя как здорового человека. На вопрос о том, можно ли их считать здоровыми людьми, как и на первом этапе исследования, все 100% детей ответили, что да. Однако приведенная аргументация показала, что основания у детей для этого заключения из формальных превратились в более содержательные («Я же хорошо себя чувствую», «у меня правильно работает организм» и пр.). Также интересным фактом было наличие у двоих дошкольников аргументации, связывающей их текущее состояние с ведением здорового образа жизни («я же зарядку делаю, ….»; «я теперь и закаляюсь, и гимнастикой занимаюсь, и …»). Несмотря на то, что сами ответы на данный вопрос не изменились в результате проведения опытно-экспериментальной работы, мы все же можем зафиксировать изменения, которые произошли на уровне осмысления причин и признаков собственного здоровья. Формирование данной системы оценок также является явным достижением в сфере формирования основ здорового образа жизни. 4. Поведенческие основы здорового образа жизни. Арсенал способов сохранения и укрепления здоровья у детей после реализации программы формирования основ здорового образа жизни также пополнился. К названным ранее способам дети добавили: — способы совладания с сильными негативными переживаниями; — умение ладить с другими людьми; — умение вести себя с больным человеком правильно; — соблюдение правил лечения при болезни; — осторожное поведение. Среди названных на первом этапе дети не упоминали ограниченного просмотра мультфильмов и ходьбы пешком. Своевременное лечение же, названное в ходе констатирующего этапа, в дальнейшем мы отнесли к «соблюдению правил лечения». Несмотря на неплохую изначальную осведомленность о способах укрепления здоровья, по окончании реализации программы мы отметили пополнение знаний дошкольников в этой области. Рассмотрим, как изменилась частота упоминаний о способах укрепления здоровья на первом и третьем этапах опытно-экспериментальной работы. Здесь тоже обнаружились некоторые изменения, которые наглядно представлены на следующей далее по тексту таблице. Таблица 4. Сравнительная частота упоминания способов укрепления здоровья дошкольниками на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы Показательным является рост числа упоминай до стопроцентного воспроизведения таких способов укрепления здоровья как прогулки на свежем воздухе, массаж и прививки (вакцинация). Этот рост, вероятно, объясняется эмоциональным/сенсорным подкреплением усвоения этих способов укрепления здоровья. Для массажа может также иметь значение частота повторения его в ходе реализации программы, а для вакцинации – эмоциональная сторона принятия решения, которое вошло в состав одной из игр. Также на третьем этапе чаще упоминались детьми послушание, поездки к морю, хорошее настроение, взаимопомощь, мытье рук, употребление витаминов, соблюдение правил поведения во время лечения болезни. Обо всех этих способах укрепления здоровья шла речь во время обучающих игр, с этим и связано, полагаем, их более частое упоминание детьми экспериментальной группы после реализации программы формирования основ здорового образа жизни. Подводя итоги, проведем сравнение между исходным и достигнутым уровнями сформированности основ здорового образа жизни у средних дошкольников экспериментальной группы. Наглядно результаты сравнения отображены в нижеследующей таблице. Таблица 5. Уровень сформированности основ здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста экспериментальной группы до и после реализации разработанной программы обучающих игр. Поскольку ответы детей не в полной мере позволяли определить уровень сформированности у них основ здорового образа жизни как средний или высокий, в анализе результатов мы объединили эти два уровня, хотя для контрольного этапа это все же в большей степени был высокий, а для констатирующего – средний уровень. Таким образом, уровень сформированности основ здорового образа жизни существенно изменился после экспериментального формирующего воздействия посредством реализации разработанного проекта при следующих педагогических условиях: — позитивном сенсорном и эмоциональном подкреплении образцов поведения, соответствующих стратегии здоровьесбережения; — планомерном и поэтапном формировании системы знаний, образцов поведения, целей и ценностей здорового образа жизни у средних дошкольников; — учёте индивидуальных, возрастных особенностей детей. В качестве дополнительных позитивных изменений, появившихся после реализации проекта, были отмечены: — повышение интереса к естествознанию; — развитие коммуникативной компетентности детей среднего дошкольного возраста; — улучшение взаимоотношений детей в группе; — расширение репертуара коппинг-поведения; — более позитивное отношение к посещению детского сада; — улучшение взаимоотношений с родителями у некоторых детей. Таким образом, разработанный нами проект показал свою эффективность для формирования основ здорового образа жизни, может найти продолжение в закреплении и расширении дополнительных полезных приобретений.

Выводы по третьей главе

Таким образом, все диагностические методики по изучению сформированости здорового образа жизни у детей дошкольного возраста можно разделить на три группы: выявление представлений детей о здоровом образе жизни и выявление умений и привычек здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Выявление представлений детей о здоровом образе жизни проводится индивидуально на начальных этапах работы по формированию здорового образа жизни (беседа, диагностические задания, проблемные ситуации). Изучение сформированности умений и привычек здорового образа жизни детей дошкольного возраста чаще всего проводится в виде наблюдений за деятельностью детей в различные режимные моменты с целью определения эффективности проделанной работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Диагностика сформированности ценностного отношения ребенка здоровью и здоровому образу жизни проводится с целью изучения мотивации к здоровому образу жизни на всех этапах работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровье индивида во многом подчиняется системе ценностей в данном обществе, которая определяет смысл жизни. Здоровье — это личная и социальная ценность. Здоровым образом жизни можно назвать реализацию совокупности действий во всех основных видах деятельности человека: трудовая, общественная, семейно-бытовая, досуговая. Согласно конституциональным (морфофизиологическим и психофизиологическим) характеристикам, возрасту, полу, профессии, месту проживания и т.д. формируется типология здорового образа жизни, т.е. каждый конкретный человек получает общие принципы и программы здорового образа жизни. Соблюдение принципов здорового образа жизни зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Вопрос о формировании у детей дошкольного возраста культуры здоровья и опыта здоровьесберегающей деятельности актуален, современен и довольно сложен. Вне сомнения дошкольный возраст — это решающий этап в развитии фундамента физического и психического здоровья. Фактически, до 7 лет человек проходит через огромный путь развития, который не повторяется в последующей жизни. Именно в этот период происходит интенсивный рост органов и развитие функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, представления о себе и окружающем мире. На данном этапе большое значение имеет формирование базы знаний детей и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в регулярных физических нагрузках и спорте. Как свидетельствует опыт, физические упражнения, подвижные игры, закаливающие процедуры, практикуемые в детских образовательных учреждениях, не только повышают уровень физической подготовленности и здоровья детей, но и заметно способствуют умственному, нравственному, эстетическому развитию личности ребенка, поскольку стимулируют его творческое воображение, укрепляют волю, развивают способность преодолевать трудности, воспитывают стойкость, чувство коллективизма, соревновательный дух, память, быстроту ориентации и принятие решений, а также другие ценные психические и интеллектуальные качества [19]. При работе по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей среднего дошкольного возраста основной упор обычно делается на внедрение здоровьесберегающих технологий. В ходе исследования была определена база исследования, позволяющая проверить гипотезу исследования и определить задачи стоящие перед ним. Были определены методики исследования. Методики определенные нами предназначены для оценки сформированности здорового образа жизни, позволяют оценить это всесторонне, то есть со стороны родителей, педагогов и детей. Таким образом, разработанный нами диагностический нами проект может быть эффективным в процессе диагностики формирования навыков здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные аспекты сохранения здоровья детей на Крайнем Севере и меры его укрепления – Режим доступа – URL: http://yamal-obr.ru/articles/aktualnie-aspekti-sohraneniya-zdorovia/ 2. Алямовская В.Г. Основные подходы к обеспечению оздоровительной направленности физического воспитания. – [www/1september.ru/] 3. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении (текст). – [www.1september.ru/] 4. Белякова О.П., Васильева С.Л., Юнусова З.З. Формирование потребности в здоровом образе жизни дошкольников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 39. С. 229-231. 5. Биомедицинская этика: Практикум /Под общ. ред. С.Д.Денисова, Я.С.Яскевич – Мн.: БГМУ, 2011. – 2 с. 6. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 176 с 7. Волошина Л.Н., Кудаланова Л.П. Представления современного ребенка – дошкольника о здоровье и здоровом образе жизни // Фундаментальные исследования. 2012. № 3-2. С. 269-272. 8. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с 9. Давыдова М.В. Психогигиена – компонент здорового образа жизни дошкольника // Детский сад: теория и практика. 2013. № 5 (29). С. 44-51. 10. Давыдова М.В. Функциональные системы здорового образа жизни дошкольника // Педагогические науки. 2011. № 6 (51). С. 69-73. 11. Деркунская В.А., Никонец И.И., Шитикова Т.Л. Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников //Детский сад: теория и практика. 2011. № 10. С. 12-19. 12. Доронова Т.Н. Из ДОУ в школу. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 232 с 13. Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. – СПб.: «ДИЛЯ», 2007. – 144 с 14. Закаливание. – [baby.inlife.ru] 15. Змановский Ю.Ф. Закаливающие мероприятия в детских дошкольных учреждениях. /Медицинская сестра. – 1987. – №1. – С.20-24. 16. Зуйкова М.Б. Режим – путь к здоровью. / Управление ДОУ. – 2006. – №1. – С.60-71. 17. Комаровский Е.Ю. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. – [webmaster@komarovskiy.net] 18. Корепанова Г.Д. Организационные основы формирования здорового образа жизни в условиях ДОУ [Текст]. /Педагогический вестник. – 2000. – №9. –С.59-61. 19. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 105 с 20. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Ослабленный ребенок: воспитание и развитие. – М.: ИДОСВ РАО, 2003 – [http://www.tovievich.ru] 21. Кураев Г.А. , Войнов В.Б. Валеология. Словарь терминов. – Ростов- на- Дону: РГУ., 2002. – 90 с. 22. Левчук Л.В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками. / Управление ДОУ. – 2006. – №1. – С.107-111. 23. Лисицин 24. Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью. / Управление ДОУ. — 2006. — №7. — С.84-95. 25. Николаева Л. Остеопатическая гимнастика. /Обруч. – 2007. – №1. – С. 40-43 26. Новикова И.М. Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с задержкой психического развития // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Москва, 2007 27. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. – СПб.: КАРО, 2006. – 136 с 28. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. — СПб.: РЕЧЬ, 2002. – 176 с 29. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: Русский язык, 1988. – 747 с 30. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128с. 31. Погодаева Т.Н. Комплексное воспитание здорового образа жизни у детей с сочетанными нарушениями в развитии. – [MedBookAide] 32. Празников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста.- Л.: Медицина, 1991г. – [baby.inlife.ru] 33. Растить детей здоровыми: практическое пособие. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999 – 76с. 34. Серкина Е.Г. Здоровый образ жизни – основа здоровья дошкольника // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 39. С. 225-228. 35. Тюрина Л.В. От удовольствия – к привычке, от привычки – к потребности / Педагогический вестник. – 2000. – №12. – С. 23 36. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. — М.: ВЛАДОС, 2003. – 320 с.

1 2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

О сайте
Ссылка на первоисточник:
https://ino-professional.ru
Поделитесь в соцсетях:

Оставить комментарий

Inna Petrova 18 минут назад

Нужно пройти преддипломную практику у нескольких предметов написать введение и отчет по практике так де сдать 4 экзамена после практики

Иван, помощь с обучением 25 минут назад

Inna Petrova, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Коля 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Николай, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 часов назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения. Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 6 часов назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Василий 12 часов назад

Здравствуйте. ищу экзаменационные билеты с ответами для прохождения вступительного теста по теме Общая социальная психология на магистратуру в Московский институт психоанализа.

Иван, помощь с обучением 12 часов назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Анна Михайловна 1 день назад

Нужно закрыть предмет «Микроэкономика» за сколько времени и за какую цену сделаете?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Анна Михайловна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Сергей 1 день назад

Здравствуйте. Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление. Планирую пройти практику в школе там, где работаю.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Сергей, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инна 1 день назад

Добрый день! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения. Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения?

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Студент 2 дня назад

Здравствуйте, у меня сегодня начинается сессия, нужно будет ответить на вопросы по русскому и математике за определенное время онлайн. Сможете помочь? И сколько это будет стоить? Колледж КЭСИ, первый курс.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Ольга 2 дня назад

Требуется сделать практические задания по математике 40.02.01 Право и организация социального обеспечения семестр 2

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Ольга, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вика 3 дня назад

сдача сессии по следующим предметам: Этика деловых отношений - Калашников В.Г. Управление соц. развитием организации- Пересада А. В. Документационное обеспечение управления - Рафикова В.М. Управление производительностью труда- Фаизова Э. Ф. Кадровый аудит- Рафикова В. М. Персональный брендинг - Фаизова Э. Ф. Эргономика труда- Калашников В. Г.

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Вика, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Игорь Валерьевич 3 дня назад

здравствуйте. помогите пройти итоговый тест по теме Обновление содержания образования: изменения организации и осуществления образовательной деятельности в соответствии с ФГОС НОО

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Игорь Валерьевич, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Вадим 4 дня назад

Пройти 7 тестов в личном кабинете. Сооружения и эксплуатация газонефтипровод и хранилищ

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Вадим, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Кирилл 4 дня назад

Здравствуйте! Нашел у вас на сайте задачу, какая мне необходима, можно узнать стоимость?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Кирилл, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Oleg 4 дня назад

Требуется пройти задания первый семестр Специальность: 10.02.01 Организация и технология защиты информации. Химия сдана, история тоже. Сколько это будет стоить в комплексе и попредметно и сколько на это понадобится времени?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Oleg, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Валерия 5 дней назад

ЗДРАВСТВУЙТЕ. СКАЖИТЕ МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОМОЧЬ С ВЫПОЛНЕНИЕМ практики и ВКР по банку ВТБ. ответьте пожалуйста если можно побыстрее , а то просто уже вся на нервяке из-за этой учебы. и сколько это будет стоить?

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Валерия, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Инкогнито 5 дней назад

Здравствуйте. Нужны ответы на вопросы для экзамена. Направление - Пожарная безопасность.

Иван, помощь с обучением 5 дней назад

Здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Иван неделю назад

Защита дипломной дистанционно, "Синергия", Направленность (профиль) Информационные системы и технологии, Бакалавр, тема: «Автоматизация приема и анализа заявок технической поддержки

Иван, помощь с обучением неделю назад

Иван, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru

Дарья неделю назад

Необходимо написать дипломную работу на тему: «Разработка проекта внедрения CRM-системы. + презентацию (слайды) для предзащиты ВКР. Презентация должна быть в формате PDF или формате файлов PowerPoint! Институт ТГУ Росдистант. Предыдущий исполнитель написал ВКР, но работа не прошла по антиплагиату. Предыдущий исполнитель пропал и не отвечает. Есть его работа, которую нужно исправить, либо переписать с нуля.

Иван, помощь с обучением неделю назад

Дарья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@the-distance.ru