Иследовательская работа по дисциплине «Мировая художественная культура» для ХГИК, пример оформления



Министерство культуры Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ»
(ХГИК)
Кафедра культурологии и музеологии
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
на тему «ХV11 век в России как предтеча культурных перемен».
Выполнил:
студент
Проверил:
доцент кафедры КиМ,
кандидат культурологии
Холодилова Е.В.
Хабаровск
2021
2
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………………………………… 3
1.Общая тенденция развития русской культуры: переход к от средневековой модели к Новому времени ……………………………………………………………………….. 4
2.Тенденции обмирщения искусства и усиление западного влияния …………… 8
Заключение …………………………………………………………………………………………… 15
Библиография ……………………………………………………………………………………….. 16
3
Введение
Данная работа посвящена русской культуре 17 века. Изучение этой темы является особенно актуальным, поскольку культура этого периода ознаменовалась многочисленными изменениями, трансформациями, связанными с секуляризацией общественного сознания. Основная проблема исследования заключается в выявлении главных особенностей развития русской культуры 17 столетия.
Предмет исследования – культура России 17 столетия. Основная часть работы посвящена анализу ключевых направлений и аспектов развития русской культуры в 17 веке. В частности, дана общая характеристика развития русской культуры в указанный период. Затем проводится анализ материальной культуры, литературы, изменений в архитектуре, изобразительном искусстве. Тезисы, выносимые на защиту: — основная тенденция развития русской культуры в 17 веке – это обмирщение, секуляризация — литература преодолевает летописный канон, появляются новые жанры — в сфере архитектуры и изобразительного искусства рождается новый стиль (во многом под влиянием западных тенденций). Цель работы – изучение русской культуры 17 века на пороге перемен, В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи: 1. Рассмотреть переход русской культуры от средневековой модели к Новому времени 2. Изучить тенденцию обмирщения искусства в 17 веке в свете усиления западного влияния.
4
1.Общая тенденция развития русской культуры: переход к от средневековой модели к Новому времени
XVII в. занимает особое место в истории русской культуры. Данный век является переходным от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени.
Если рассматривать основные тенденции развития русской культуры в указанный период, то здесь можно будет выделить широкое обмирщение, постепенное разрушение средневекового религиозного сознания. Тенденция обмирщения затронула абсолютно все стороны культурного развития, это и образование, и литература, и архитектура, и живопись. 17 век в истории России – это также этап становления городской культуры, как результат, усиливается контраст между деревенской и городской культурой.
Материальная культура в данный период представляла собой следующее. Богатые дома все чаще строились из камня. В помещениях появились зеркала и картины, часто на светские темы. Большим разнообразием стала отличаться мебель. Нельзя не отметить расцвет ремесленного производства. Особенно значительных успехов достигли мастера, занятые обработкой железа, ювелирным делом, литьем колоколов, ткачеством, производством деревянных изделий. В связи с распространением мелкотоварного производства ремесленные изделия стали более разнообразными. Данный период ознаменовался основанием первого стекольного завода1.
Благодаря росту ремесла, торговли, усиление государственного аппарата стала более широко распространяться грамотность в среде городского населения. Считается, что среди посадских людей 40-50% были грамотными. Грамоте обучали, главным образом, церковнослужители и приказные. Учили по церковным книгам. Первый русский букварь был издан в 90-х гг. XVII в.
1 Милов Л.В. История России с древнейших времен до конца XVII века. – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/31508
5
В начале 17 века появились частные школы, где основной упор делался на изучение грамоты, риторики, языков древности. Кстати, в одной из таких школ преподавал выдающийся просветитель и писатель, общественный деятель Симеон Полоцкий. В 1685 г. была создана Славяно-греко-латинская академия, основанная приехавшими с Украины греками братьями Лихудами. Академию выстроили согласно образцу лучших университетов Европы. Преподавание в Академии осуществлялось на греческом и латинском языках. Основные предметы — это риторика, логика, философия и физика.
К середине 17 столетия в России стали производить бумагу, что привело к развитию книгопечатания. Московский печатный двор стремительно наращивал объемы работы. Активно печатались богослужебные книги, официальные документы, учебники.
Все заимствования из области западноевропейской культуры и быта, имевшие место в XVII в., с точки зрения исследуемой нами проблемы можно разделить на две группы – маркирующую и факультативную. К маркирующей относятся те заимствования, которые противоречили основополагающим признакам «своего», к факультативной – те, чужеземная природа которых была завуалирована. Заимствования первой группы связаны с языком, обычаями, внешностью (включая одежду); они представляются особенно значимыми. Показательно в этом плане изменение в исследуемый период статуса иностранных языков по отношению к русскому. Царь Алексей Михайлович не знал ни одного иностранного языка, но когда ему пришлось быть посредником между Арсением Греком и его обвинителями, он признал богоугодность изучения латыни; ее изучали старшие царевичи под руководством Симеона Полоцкого. Значение этого факта трудно переоценить: латынь была языком католического богослужения, словно воплощавшим в себе самую суть ненавистного «латинства». Царевичи учили этот язык, конечно, ради второй его ипостаси – как язык европейской учености, но нет сомнений, что именно изучение латыни царскими детьми сделало ее престижной в среде придворных. Изменилось и отношение к
6
польскому языку, поскольку в новой политической обстановке он стал уже не языком врага, а наречием возможных подданных. Царь Федор Алексеевич предпринял реформу русской одежды, приблизив ее к польской и украинской; либеральнее стали относиться к брадобритию. Нивелировались некоторые бытовые различия между русскими и иностранцами, касающиеся пищи и столового обихода. Употребление «чужой» пищи является весьма красноречивым свидетельством происходящих перемен: согласно архетипическим представлениям, человек есть то, что он ест (на этом зиждутся сказочные превращения – съев или выпив что-то, герой превращается в другого человека или в животное). И хотя в XVII в. пищевые запреты сохраняли силу, расширение сферы допустимой пищи, причем пищи общей с чужеземцами, прослеживается отчетливо.
Вопрос относительно консервативности Алексея Михайловича является непростым. В частности, стоит обратить внимание на мнение А. Кизеветтера: «Мы бы очень ошиблись, если бы представили себе жизнь московского общества при царе Алексее Михайловиче, замурованной в неподатливых рамках старинного обычая. Как раз наоборот… Обычай утрачивал свое обаяние, общественное поведение было выбито из давнишней колеи»2.
Эта мысль, на мой взгляд, очень точно характеризует поздний период царствования царя Алексея Михайловича. Если говорить о раннем периоде царствования, то здесь будет уместно сказать о двойственности, присущей жизни московского общества и государства того времени. Эта двойственность была вызвана не только влиянием личности самого царя, но и влиянием переходной эпохи, которая положила начало проникновению западных культурных ценностей в Россию.
Хочется обратить внимание на те перемены, которые происходили в период царствования Алексея Михайловича в привычках и обычаях общества. К тому же и сама личность царя очень интересна. Известно, что
2 Кизеветтер А.А. Исторические силуэты. – Ростов н/Д, 1997. http://www.twirpx.com/file/1391713/
7
Алексею Михайловичу была присуща противоречивость, в ранний и зрелый периоды своего царствования он был более склонен к традиционализму, но при этом царь приветствовал реформу Никона, вызвавшую большой общественный резонанс, в последние годы жизни Алексей Михайлович стал всерьёз увлекаться западными новшествами, московское общество со второй половины XVII века уже твёрдо свернуло на путь европеизации.
Если в XV – XVI вв. Россия вела дипломатические и торговые, культурные дела с Западной Европой, то с XVII века начинается активное восприятие западных идеалов российским обществом. Суть этого влияния очень точно выразил В.О. Ключевский: «Влияние наступает, когда общество, его воспринимающее, начинает сознавать превосходство среды или культуры влияющей и необходимость у неё учиться, нравственно ей подчиняться, заимствуя у неё не одни только житейские удобства, но и сами основы житейского порядка, взгляды, понятия, обычаи, общественные отношения».3 Видимо, причиной этого явления стало накопившееся недовольство общества своей жизнью и положением. Проанализировав период царствования царя Алексея Михайловича, мы сразу поймём, что увлечение западничеством – это не что иное, как попытка протеста против сложившейся в России системы жизненных ценностей.
Личности Алексея Михайловича присуща была двойственность. С одной стороны, он был глубоко верующим человеком, причём Алексей Михайлович «жил и дышал верой»4. Алексею Михайловичу была свойственна цельность характера, все новшества культурной, светской жизни воспринимались им через призму сложившихся у него традиционных взглядов на жизнь и общественный порядок. Необходимо также отметить, что в ранний период царствования Алексея Михайловича при дворе практически не было излишне прогрессивно мыслящих людей. К примеру, в
3 Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. Т. 2. – М., 2002 С. 414-415.
4 Андреев И.Л. Алексей Михайлович. – М., 2006. http://www.universalinternetlibrary.ru/book/24375/ogl.shtml
8
письмах, адресованных Ордину-Нащокину, Алексей Михайлович осуждает того за чрезмерную самостоятельность в поступках и суждениях.
60-е – 70-е годы семнадцатого столетия – это время осознания обществом того, что западные идеи могут не только повлечь перемены в моде и интерьерах, но и помочь России встать на путь масштабных реформ. Осознание неизбежности реформ и перемен у одних вызывало энтузиазм и эйфорию, у других настороженность и опасения. Ведь уже был негативный опыт, когда вследствие реформы патриарха Никона общество раскололось на старообрядцев и сторонников нововведений Никона, одобренных царём Алексеем Михайловичем. Все эти противоречия и конфликты переходной эпохи способствовали возникновению в конце 60-х годов двух враждебных партий: грекофильской или старомосковской, которую возглавил монах Епифаний Славинецкий, и западнической во главе с Симеоном Полоцким.
Подводя итог сказанному, можно отметить, что западное влияние способствовало не только формированию новых обычаев и нравов в жизни московского общества, но и обусловило появление трёх типов общественных деятелей: западников, сторонников старых обычаев и традиций и людей так называемого переходного типа, к которым можно отнести и царя Алексея Михайловича. Мне кажется, что наиболее точно по поводу неоднозначности восприятия царём новых обычаев выразился В.О. Ключевский: «одной ногой он ещё крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занёс было за её черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении»5.
2.Тенденции обмирщения искусства и усиление западного влияния
Литература 17 столетия имеет многочисленные отличия от литературы Древней Руси. Уходит в прошлое летописный стиль, появляется интерес к внутреннему миру человека, его личным переживаниям, характеру.
5 Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. Т. 2. – М., 2002 С. 415.
9
Литература стала более разнообразной в жанровом отношении: сатира, драма, поэзия.
Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого. Симеон писал торжественные оды, драматургические произведения.
Зодчество XVII в. претерпело значительные изменения. Наряду с культовыми постройками из кирпича и камня стали возводиться жилые дома и гражданские здания. Изменился и внешний вид церквей: они стали менее суровыми и аскетичными, приобрели нарядный праздничный вид, украсились цветным кирпичом и изразцами. Показателен в данном отношении пример Церкви Покрова в Филях – это замечательный памятник культуры и истории конца XVII века. Неаполитанское сияние, кружевная сказка и алмаз в короне русского зодчества. Такими яркими эпитетами вот уже на протяжении трех веков награждают эту уникальную московскую церковь. Покровский храм называли архитектурным барометром петровской эпохи, с его возведения началась новая эпоха русского зодчества. Церковь Покрова в Филях положила начало новому стилю, названному нарышкинским барокко6. Нарышкинский стиль появился в русской архитектуре в конце XVII века и процветал в течение трех десятилетий – с середины 1680-х годов до указа Петра Первого в 1714 году, когда он запретил каменное строительство. Нарышкинское барокко — это совершенно новый тип церковного сооружения того времени. Храмы приобретают новый динамичный характер. Главные особенности нарышкинского стиля, в отличие от древнерусской архитектуры, – это появление новой объемно-пространственной композиции (в данном случае мы видим четырехлепестковый в плане храм), а также пышное белокаменное убранство, которых не было в предшествующий период. Кроме того, здесь применен архитектурный прием «иже под колокола», то есть ярус звона устроен над помещением храма.
6 https://www.msk-guide.ru/tzerkov_pokrova_filyah.htm
10
Заслуживает упоминания также и храм Воскресения Христова в Кадашах. Изначально храм назывался «церковь Воскресения, что на Грязех».
Как полагают многие специалисты, Церковь Воскресения в Кадашах – это центр композиции, главный «соборный» храм Замоскворечья.
Первому зданию, датированному 1656 годом, было суждено просуществовать примерно 30 лет.
В 1687 году был выстроен новый двухэтажный пятиглавый храм.
Верхняя часть крытых обходных галерей имела паперть-гульбище, широкие лестницы на нее вели с северной, западной и южной стороны.
В 1695 году три лестницы разобрали, поддерживающие конструкции разобрали, они были перестроены и стали порталами нижнего храма.
На западной стороне пристроили колокольню в шесть ярусов, которая имела высоту 43 метра. Декор ее изготовлен из кирпича, они является повтором белокаменного декора, украшающего церковь.
Стиль исполнения — московское барокко, которому присущи такие качества, как изящные пропорции и ажурные силуэты. Резьба по белому камню служит для украшения наличников окон, порталов, гребешков и карнизов. Храм имеет четыре алтаря7.
Обратимся к изобразительному искусству. В изобразительном искусстве продолжается развитие древнерусской иконописи, тем не менее, и тут проявились определенные изменения. В конце 16 века западная живопись стала оказывать значительное влияние, что нашло отражение в иконах, созданных представителями годуновского и строгановского письма, осуществляется появление новшеств, склоняющих икону к декоративности.
В достаточной мере явно эти новые тенденции отразились в творчестве московского иконописца Симона Ушакова во второй половине 17 века.
На Стоглавом и Большом Московском Соборах были предприняты попытки влияния на процесс тяготения русского иконописного искусства к западным стандартам.
7 Храм Воскресения Христова в Кадашах.//www.kadashi.ru/
11
Но все же, с середины 17 века русские иконописцы стали обращаться к сборникам фламандских гравюр и иллюстрациям к Библиям, напечатанным на Западе. В это время повсеместно осуществляется появление нового сюжета Воскресения Христова как торжества Христа со знаменем в руке, который парит над пещерой — гробницей. До этого момента давали изображение только канонического образа «Сошествие во ад». Лики на иконах той эпохи постепенно приобретают более реалистический характер – живоподобный8.
В 16 — 17 веках появляется тенденция к превалированию драгоценных риз для икон. Вся поверхность иконы, исключая лики и руки (десницы) закрывалась чеканным окладом, который делали из латуни или серебра. Для украшения богатых риз использовались также и драгоценные камни.
Однако встречались и простые штампованные ризы из жести.
Далее мы переходим к рассмотрению творчества С.Ф. Ушакова.
Симон Федорович Ушаков (1626 – 1686гг) является подлинным реформатором в области русского иконописного искусства 17 века. Ушаков – это ведущий художник в иконописной мастерской Московской Оружейной палаты. Согласно позиции многих исследователей, это был ремесленный период в русской иконописи. Дело в том, что количество храмов постоянно росло, а значит, увеличивалась потребность в иконах, рождались новые артели и мастерские.
Также нельзя не сказать о возникновении новых художественных направлений в иконописи. Строгановская, Суздальская, Московская, Тверская, Ярославская и другие школы вступили в негласное соревнование друг с другом в плане мастерства, соответственно, каждая школа выработала собственные специфичные приемы письма. Иконописцы того времени не отказывались от традиций прошлого, они осознавали глубину учения церкви, соответственно, старательно, тщательно изображали эти библейские истины
8 История иконописи.// http://www.pligina.ru/istoriya_ikonopisi.php
12
на иконах. А значит, о преодолении канона можно говорить в высшей мере условно.
Но все же, ремесленность не могла не привести к вытеснению былых достоинств икон — шедевров церковного художественного расцвета. Но остановить процесс роста массового ремесленного производства было уже невозможно.
Созданная Ушаковым школа подарила России прекрасных мастеров. Всем произведениям данной школы свойственны многие общие черты: осуществление перехода от духовно-аскетической к свободной от канонов академической стилистике. Иконы становятся портретными9.
По сути, Ушаков создает новую манеру – живоподобную, «учиненную по плотскому умыслу», согласно выражению протопопа Аввакума, самого страстного ревнителя старины. Но все же, новой манере Ушакова было суждено получить многочисленных почитателей.
Иконопись Ушакова отличалась “живописностью” ликов и эта репутация упорно держалась после его смерти, передаваясь иконниками и любителями из поколения в поколение свыше 150 лет. Исключением является наследие Филимонова, когда происходит переход акцента с ликов на композицию и художественную изобретательность. В иконописи XVII века наблюдается сочетание строгого соблюдения сформировавшихся православных традиций и иностранных веяний, приведших к обновлению всех художественных приемов. Очевидно было стремление художников к подчеркиванию красоты и великолепия земного мира, как результат, в иконах появляются декоративная насыщенность, детализованность, изобилие форм, развитие архитектурных фонов, усиление роли орнамента в иконе. Повышенная эмоциональность живописи этого периода достигается не столько выразительностью ликов и поз, сколько насыщенностью композиций и подвижностью форм.
9 Грабарь И.Э. История русского искусства.// http://nesusvet.narod.ru/ico/books/grabar/grabar_6_2_02.htm
13
Зубов Фёдор Евтихиевич – видный одаренный художник-иконописец, живший в 17 веке. Писал свои творения в стиле барокко. Основные черты творческого исполнения работ Зубова — каллиграфический стиль, свойственный устюжским иконописцам, с преобладанием тончайшего декоративного «узорочья».
В его творчестве сохранилось самое существо старой русской иконописи – её искренность, возвышенность настроения, созерцательность.
«Композиции икон Зубова ритмичны и музыкальны, лики выражают глубокую сосредоточенность. Художественная структура полностью сохраняет свою целостность, хотя в неё и вплавлены новые приемы: растушевка лика, вьющийся и затейливый орнаментальный рисунок». В эмоциональном строе икон Зубова, в утонченности орнамента, в виртуозности рисунка сказываются традиции строгановской школы, но содержательность зубовского творчества глубже.
Его иконы производят чрезвычайный эффект благодаря сочетанию тонкого начертания и подробной детализации, свойственных стилю барокко приемов (объемность отображения форм, динамичность движущихся объектов, выражение эмоциональности образов) и интенсивной яркости и насыщенности красок10.
Манера письма и стилистические особенности сделали Зубова достаточно известным иконописцем. Он участвовал во многих важных иконописных проектах того времени. С 1662 г. по царскому указу был призван в иконную мастерскую Оружейной палаты и 1686 возглавил ее. Федор Зубов входил в пятерку так называемых «жалованных иконописцев». Трудился в столице более сорока лет. Он является творцом множества икон соборов и монастырей Москвы и ее окрестностей.
Главнейшим вкладом Федора Зубова в русскую иконопись стала идея вернуть ликам изображенных святых непорочность и духовную значимость. Другими слова, Зубов в своих работах пытался соединить достижения в
10 Брюсова В. Г. Фёдор Зубов. – М.: Изобразительное искусство, 1985 – С. 46
14
изобразительном искусстве своего времени и традиции иконописи более ранних времен. В работе над росписью Спасо-Преображенского собора показал феноменальные энциклопедические знания и вольное владение приемами исторической иконографии, отобразив монументальное изложение важнейших событий их истории Отечества.
Таким образом, в русском искусстве 17 века проявилось западное влияние, которое выразилось в обмирщении искусства, его сближении с западными стилями.
15
Заключение
Таким образом, в данном исследовании мы рассмотрели специфику развития русской культуры в 17 веке. Был проведен анализ развития материальной культуры, литературы, зодчества, изобразительного искусства. Проведенное исследование позволяет заключить, что русская культура 17 столетия шла по пути секуляризации сознания, что сказалось в усилении светского начала в литературе, зодчестве. Даже иконопись испытала влияние данной тенденции. Русское барокко имеет следующие отличительные черты: структурная ясность и простота плановых построений, тесная связь конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другая отличительная особенность русского барокко заключена в его мажорном характере, активном использовании ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастах, включая приемы золочения. Все эти черты, конечно же, нашли отражение и в искусстве иконописи. Эпоха барокко приносит с собой новые стилистические тенденции и эстетические программы. Все эти тенденции не могли не сказаться на развитии иконописи. Этот период ознаменовался усилением влияния на иконопись. Наступает разрыв с каноническими традициями, отказ от замкнутости художественного пространства. Лики святых, Христа, Богоматери становятся более человечными, усиливается эмоциональность общего художественного контекста. Кроме того, происходит смешение жанров в пространстве одной иконы – появляются символы, пейзажи, что способствует усилению декоративности иконы.
Данная тема является очень перспективной для дальнейшего исследования. В частности, интересен вопрос относительно западного европейского влияния на русскую культуру в 17 столетии.
16
Библиография
1. Андреев И.Л. Алексей Михайлович. – М., 2006. http://www.universalinternetlibrary.ru/book/24375/ogl.shtml
2. Брюсова В. Г. Фёдор Зубов. – М.: Изобразительное искусство, 1985
3. Грабарь И.Э. История русского искусства.// http://nesusvet.narod.ru/ico/books/grabar/grabar_6_2_02.htm
4. История иконописи.// http://www.pligina.ru/istoriya_ikonopisi.php
5. Кизеветтер А.А. Исторические силуэты. – Ростов н/Д, 1997. http://www.twirpx.com/file/1391713/
6. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. Т. 2. – М., 2002
7. Милов Л.В. История России с древнейших времен до конца XVII века. – Режим доступа: https://history.wikireading.ru/31508
8. Храм Воскресения Христова в Кадашах.//www.kadashi.ru/
9. https://www.msk-guide.ru/tzerkov_pokrova_filyah.htm

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X