Курсовая работа по дисциплине «Управление занятостью населения» для УрГЭУ, пример оформления



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ И РАБОЧЕЙ СИЛЫ………………………………………………………………………..

1.1. Качество жизни и воспроизводство населения ..…………………….1.2.Факторы, влияющие на качество  жизни ………………… ………………

ГЛАВА 2.ОЦЕНКА  ВЛИЯНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ И РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ…………………………………………. …………..

2.1.Анализ качества жизни в Республике Крым ………………………….

2.2. Анализ работы по повышению качества жизни в Республике Крым

ГЛАВА 3.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ…………………………….……………
3.1 Концептуальные основы стратегии улучшения качества и уровня жизни населения…………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………

3

 

 

5

5

15

 

 

25

25

28

 

37

 

37

42

44

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что социально­культурная сфера представляет собой одну из самых специфичных и сложных сфер государственного управления, поскольку включает в себя несколько отраслей, для каждой из которых характерны свои особенности.

В настоящее время происходит заметный рост общественной и социальной направленности в развитии российской экономики.

С наступлением трудоспособного возраста человек потенциально становится полноправным субъектом экономических отношений со всеми вытекающими последствиями. Это выражается прежде всего в возможности участия в трудовой деятельности на постоянной или временной основе. И в том, и в другом случае потенциальный работник вступает в социально-трудовые отношения на определенных условиях. Эти условия формируются на разных уровнях государственного и корпоративного управления и являются основополагающими факторами, прямо или косвенно влияющими на благосостояние трудоспособного населения и качество его жизни. Качество жизни в общем случае определяется по всем сферам и аспектам существования человека: природа, семья, работа, общественная деятельность, учеба, свободное время и т.д. Условия, в которых осуществляется трудовая деятельность человека, принято называть качеством трудовой жизни или условиями труда. В широком смысле слова к ним относятся характеристики рабочего места, производственной среды (температура, влажность, запыленность и т.п.), организации и оплаты труда, взаимоотношений в производственных коллективах

Качество жизни – это синтетическая характеристика уровня и условий жизни населения, учитывающая также состав семьи, состояние здоровья ее членов, их социальной удовлетворенности и т.п. При этом качество жизни населения определенной территории или государства определяется совокупным воздействием экономических, социальных, демографических, экологических, географических, политических, моральных и других факторов как объективного, так и субъективного характера.

Целью работы является изучение влияния качества жизни на воспроизводство населения и рабочей силы.

Объект исследования —  качество жизни в Республике Крым.

Предмет исследования —  теоретические  и практические основы качества жизни в Республике Крым.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

—      рассмотреть  общую характеристику качества жизни  и  воспроизводство населения;

  • изучить концепцию управления социально-экономическими процессами повышения качества жизни населения;
  • провести анализ качества жизни в Республике Крым;
  • провести анализ работы по повышению качества жизни в Республике
  • дать оценку доходов и расходов населения в Республике Крым;

—      изучить концептуальные основы стратегии улучшения качества и уровня жизни населения.

Исследование основывается на работах отечественных экономистов: регионалистов — А.Г. Гранберга, В.Н. Лаженцева, В.Н. Лексина, П.А. Минакера, H.H. Некрасова, А.Н. Швецова; специалистов в области экономики социальной сферы — Т.В. Абанкиной, Е.Л. Игнатьевой.

В процессе исследования были использованы методы количественного и качественного, статистического и сравнительного анализа, системного и логического подходов.

Структура курсовой работы.  Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ И РАБОЧЕЙ СИЛЫ

1.1. Качество жизни и воспроизводство населения.

Повышение уровня и качества жизни является социально при­оритетной целью политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование ме­ханизма его распределения на макро- и микроуровнях.

Повышение уровня и качества жизни — результат экономичес­кого роста и его условие. Для современного производства требуются не только принципиально новая техника и технология, но и высоко­квалифицированные работники, собственники человеческого капитала. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, боль­ше тратится средств на восстановление жизненной энергии, на об­разование и профессиональную подготовку. Уровень и качество жизни у них должны быть гораздо выше, чем у людей, просто обес­печивающих свое выживание [12,с.178].

Уровень жизни характеризует развитие и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей. Иными словами, это структура потребностей и их обеспечение соответству­ющими товарами и услугами [17,с.89].

Потребности людей разнообразны. Потребность — это необходи­мость в жизненных средствах, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностными качествами ин­дивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого чело­века. Для определения степени удовлетворения потребностей факти­ческое потребление товаров и услуг соотносят с минимальными и рациональными стандартами их потребления.

Рост уровня жизни создает возможности для улучшения качества жизни, его материальную базу. Но условия, необходимые для улуч­шения качества жизни, не ограничиваются уровнем потребления то­варов и услуг. Качество жизни включает также социальные результаты экономического и политического развития — среднюю продолжи­тельность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека и т.д. [12,с.123].

В рыночной экономике важнейшими составляющими качества жизни становятся степень социальной защищенности населения, сво­бода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные, на­циональные и религиозные отношения.

Для характеристики уровня и качества жизни используется сис­тема индикаторов. Она включает интегральные и частные, натураль­ные и стоимостные индикаторы. Структура индикаторов укрупненно представлена на схеме.

Структура индикаторов уровня и качества жизни

Уровень жизни Качество жизни
Индикаторы
Интегральные Частные
 

 

Натуральные Стоимостные

 

Рисунок 1.1.Индикаторы уровня жизни

Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены прежде всего рассмотренными выше характеристиками человеческого потенциала: здоровьем, нравственностью, творческими способностями, образованием и профессионализмом. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель экономических благ, производимых организациями, а с другой — как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых организациям, государственным и общественным органам.

Концепция качества трудовой жизни основывается на создании условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потенциала человека. Качество трудовой жизни можно повысить, изменив в лучшую сторону любые параметры, влияющие на жизнь людей. Это включает, например, участие работников в управлении, их обучение, подготовку руководящих кадров, реализацию программ продвижения по службе, обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе, совершенствование организации труда и др. В результате трудовой потенциал получает максимальное развитие, а организация — высокий уровень производительности труда и максимальную прибыль. Данная концепция является одной из наиболее значимых разработок в области управления персоналом в последние годы [16,с.56].

Существует множество определений того, что называется качеством трудовой жизни. В данной работе оно определяется как степень (уровень) удовлетворения членами организации своих личных потребностей, достижения своих личных целей и исполнения сильных желаний посредством работы в данной организации. Создание программ и методов повышения качества трудовой жизни является одним из важных аспектов управления персоналом.

Итак, улучшение качества трудовой жизни предусматривает улучшение социально-экономического содержания труда, развития тех характеристик трудового потенциала, которые позволяют предпринимателям более полно использовать интеллектуальные, творческие, организаторские, нравственные способности человека. Соответствующее качество трудовой жизни должно создать условия для того, чтобы дать выход творческим способностям самого работника, когда главным мотивом становится не зарплата, не должность, не условия труда, а удовлетворение от трудовых достижений в результате самореализации и самовыражения [25,с.189].

Улучшение качества трудовой жизни предусматривает улучшение социально-экономического содержания труда, развития тех характеристик трудового потенциала, которые позволяют предпринимателям более полно использовать интеллектуальные, творческие, организаторские, нравственные способности человека. Соответствующее качество трудовой жизни должно создать условия для того, чтобы дать выход творческим способностям самого работника, когда главным мотивом становится не зарплата, не должность, не условия труда, а удовлетворение от трудовых достижений в результате самореализации и самовыражения [29,с.89].

Качество трудовой жизни характеризуется рядом элементов (таблица 1.1.):

Таблица 1.1- Элементы управления качества трудовой жизни [10,с.19].

Элементы
1 Работа должна быть интересной, т.е. характеризоваться высшим уровнем организации и содержательности труда.
2 Работники должны получать справедливое вознаграждение за труд и признание своего труда.
3 Работа должна осуществляться в безопасных и здоровых условиях труда.
4 Надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость.
5 Обеспечение возможности использования работниками социально-бытовой инфраструктуры предприятия, включая бытовое и медицинское обслуживание.
6 Участие рабочих в принятии решений, затрагивающих их работу и интересы.
7 Обеспечение работнику гарантий работы (правовая защищенность), возможности профессионального роста и развития дружеских взаимоотношений с коллегами.

Из самого определения качества трудовой жизни вытекает, что данное понятие изначально взаимосвязано с теорией мотивации. Под мотивом понимают побуждение человеческого поведения, базирующееся на субъективных ощущениях недостатков или личных стимулах.

Как известно, источником развития личности является удовлетворение ее потребностей. В условиях перехода к рыночным отношениям в Украине  важно проследить влияние теорий мотивации, основанных на потребностях, на поведении человека в организации. При этом под мотивацией понимается процесс побуждения кого-либо (отдельного работника или группы) к деятельности по достижению конкретных целей. Это то, что заставляет человека (группу) действовать и вести себя определенным образом. Это сочетание интеллектуальных, физиологических и психологических процессов, которые в конкретных ситуациях предопределяют то, насколько решительно действует индивид и в каком направлении сосредоточивается вся его энергия. Поведение человека определяется бесчисленным множеством мотивов. Понимание мотивов и потребностей дает ключ к объяснению всех видов деятельности персонала [23,с.156].

Для разработки и решения текущих и стратегических задач поли­тики доходов и заработной платы необходимо иметь информацию о состоянии, динамике, тенденциях уровня жизни, рассчитывать их по регионам, по социально-демографическим группам населения, осу­ществлять международные сопоставления.

Интегральными индикаторами уровня жизни являются: реальные доходы на душу населения, реальная заработная плата, поступления до­ходов от вторичной занятости, от реализации продукции личного под­собного хозяйства, дивидендов (по акциям и облигациям), процентов по вкладам населения, пенсий, пособий, стипендий. С помощью этих индикаторов изучаются и прогнозируются уровень, динамика и струк­тура доходов из различных источников.

Различаются реальные доходы населения без учета услуг и с учетом услуг.

Реальные доходы без учета услуг — часть ВВП, используемая на­селением для удовлетворения материальных и культурных потреб­ностей.

Реальные доходы с учетом услуг — часть ВВП, используемая насе­лением на потребление и накопление материальных благ и услуг.

Для характеристики роста (снижения) реальных доходов исчис­ляются индексы реальных доходов всего населения, а также индексы реальных доходов в разрезе социальных групп. При исчислении ин­дексов реальных доходов должна быть обеспечена сопоставимость цен; для этого при расчетах учитывается изменение цен за сравнимый период — индекс потребительских цен[13,с.89].

В политике доходов и заработной платы важное место занимают также индикаторы, характеризующие их дифференциацию.

Дифференциация доходов и заработной платы позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напря­женности и определить характер политики доходов и заработной платы.

Индикаторами дифференциации доходов и заработной платы яв­ляются:

  • распределение населения по уровню среднедушевых доходов — пока­затель удельного веса или процента населения в тех или иных задан­ных интервалах среднедушевых денежных доходов;
  • распределение общего объема денежных доходов по различным груп­пам населения — показатель (в процентах) доли общего объема денеж­ных доходов, которой обладает каждая из 20%-ных (10%-ных) групп населения;
  • децильный коэффициент дифференциации доходов — соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;
  • коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам РФ — соотношение наибольшего и наименьшего уровня средне-душевых доходов в субъектах РФ;
  • коэффициент дифференциации заработной платы — соотношение наибольшего и наименьшего уровней заработной платы между отрас­лями, регионами, профессиями, внутри отраслей и предприятий и т.д.

Одними из наиболее распространенных индикаторов дифферен­циации доходов являются также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривая Лоренца, позволяющие судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов. Расчет ин­декса Джини связан с кривой Лоренца[19,с.123].

Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) представляет собой величину отклонения фактического распределения доходов на­селения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и ли­нией абсолютного равенства, к площади всего треугольника ОАС. Ве­личина коэффициента может варьировать от нуля до единицы или от нуля до 100%. При этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

Для определения общего направления изменений в распределе­нии доходов используется коэффициент направленности процесса стратификации населения — отношение численности населения с до­ходами ниже прожиточного минимума к численности населения с доходами выше бюджета высокого достатка в расчете на 1 тыс. чело­век. Динамика коэффициента стратификации характеризует нарас­тание или снижение поляризации общества.

К частным индикаторам уровня жизни относятся пока­затели потребления отдельных товаров и услуг — надушу населения, семью, по социальным группам, регионам, — показатели обеспечен­ности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бы­товыми удобствами. Среди них выделяются натуральные и стоимост­ные индикаторы.

Натуральные индикаторы непосредственно характери­зуют уровень потребления, обеспеченности теми или иными благами. Для того чтобы получить представление об уровне удовлетворения конкретной потребности, может быть использовано несколько пока­зателей. Например, для того чтобы охарактеризовать уровень удовле­творения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктах и их калорийности, их сопоставление с научно обоснованными нормами[17,с.121].

При этом потребление основных продуктов питания на душу на­селения определяется с учетом потребления как произведенных в стране, так и импортированных продуктов независимо от вида по­требления и способа продажи продуктов населению.

Уровень удовлетворения потребностей в услугах школьного об­разования характеризуется с помощью данных о доле детей школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах и обучающихся за границей. Важно учитывать также техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского состава[16,с.56].

Стоимостные индикаторы отражают затраты на удов­летворение конкретных потребностей и их динамику. Эти индикаторы группируются по видам потребностей, например затраты на питание, оплату жилья, коммунальных услуг, одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей и т.д.

Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном вы­ражении включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства, на­пример продукции личного подсобного хозяйства. Расчет этого по­казателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей[22,с.89].

К интегральным, обобщающим, индикаторам качества жизни от­носятся индекс развития человеческого потенциала (индекс челове­ческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспо­собности населения.

Важным индикатором качества жизни является также индекс ин­теллектуального потенциала общества. Интеллектуальный потенциал общества отражает уровень образования населения и состояния науки в стране. При расчете индекса интеллектуального потенциала учиты­ваются уровень образования взрослого населения, удельный вес сту­дентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке и научном обслуживании в общей численности занятых, удельный вес затрат на науку в ВВП.

За период рыночных реформ в РФ индекс интеллектуального потенциала общества снизился почти наполовину. Это произошло в результате сокращения расходов на науку, снижения образовательного уровня молодого поколения.

Индикатором качества жизни является также человеческий капи­тал на душу населения Он отражает уровень затрат государства, пред­приятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития страны, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала. Человеческий капитал даже в бедных странах превосходит воспроизводимый, вклю­чающий материально-вещественные условия производства.

Частные индикаторы характеризуют отдельные стороны качества жизни. К ним относятся следующие:

  • социально-демографические — продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности;
  • экономической активности населения — уровень безработицы, миграция населения и ее причины;
  • социальной напряженности — участие в политических мероприятиях, забастовках, доля теневой экономики в ВВП, дина­мика преступности;
  • развития социальной сферы— доля расходов на обра­зование, науку, здравоохранение и культуру в ВВП, число учащихся и студентов, в том числе обучающихся бесплатно и платно, среднее число учащихся на одного преподавателя;
  • экологические — содержание вредных веществ в атмосфере, почве, воде, продуктах питания, доля затрат на экологию в ВВП, ин­вестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

Таким образом, уровень жизни характеризует развитие и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей. Иными словами, это структура потребностей и их обеспечение соответству­ющими товарами и услугами[23,с.124].

Таким образом, уровень жизни характеризует развитие и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей. Иными словами, это структура потребностей и их обеспечение соответству­ющими товарами и услугами. Улучшение качества трудовой жизни предусматривает улучшение социально-экономического содержания труда, развития тех характеристик трудового потенциала, которые позволяют предпринимателям более полно использовать интеллектуальные, творческие, организаторские, нравственные способности человека. Соответствующее качество трудовой жизни должно создать условия для того, чтобы дать выход творческим способностям самого работника, когда главным мотивом становится не зарплата, не должность, не условия труда, а удовлетворение от трудовых достижений в результате самореализации и самовыражения.

1.2. Факторы, влияющие на качество жизни

Социально-экономический процесс, включающий в себя социальную и экономическую сферы, оказывает значительное влияние на качество жизни населения.

Механизм концепции управления социально-экономическим процессом действует следующим образом: на основе использования всех ресурсов формируется социальное государство, в котором динамично развиваются все элементы социально-экономического процесса, обеспечивающие повышение качества жизни населения. При этом у государства и общества имеются показатели измерения состояния качества жизни населения за счет второй составляющей — духовно-культурной (первая — материальная) [16,с.88].

Ершова М. В. считает, что: «уровень развития социально-экономического процесса: материальных и духовных ценностей, установившихся норм и принципов в обществе, является основой опережающего развития новых, более прогрессивных норм общественной жизни. Особенно на этот процесс влияет духовное воспитание населения [40].

В этой связи в России необходимо, используя предложенную концепцию управления социальными процессами в обществе, изменить курс на формирование социального государства, и тогда многие проблемы общества (бедность населения, недоступность образования и других элементов социально-экономического процесса) будут решены автоматически.

Таблица 1.2 Управленческие воздействия органов власти разного уровня на повышение качества жизни

Иерархии органов власти Специализация в разделении ролей и функций
1. Федеральные Законодательные акты Государственной думы, указы Президента, постановления Правительства, обеспечивающие рост качества жизни населения: возрастные условия и пенсионное обеспечение, обеспечение работников в зависимости от условий труда, материнский капитал, минимальный размер заработной платы, прожиточный минимум, тарифы ЖКХ, налоги, сборы, штрафы, дороги феде­рального значения и др.
2. Региональные Законодательные акты в регионах, указания глав администраций, постановления региональных властей, способствующие повышению качества жизни населения: снос аварийного жилья, финансирование дотаций ЖКХ, развитие сети отраслей жизнеобеспечения, содержание дорог регионального значения и др.
3. Местные Работа с населением по обеспечению потребностей людей на своей территории: обеспечение рационального природопользования, использование местного сырья и материалов, дороги местного значения, снабжение продуктами питания, элек­тричеством, газом, водой, теплом и т. д.

Концепция управления социально-экономическим процессом повышения качества жизни населения базируется на государственной поддержке и основана на двух базовых теориях и механизме распределения и перераспределения социальных благ (рис.1.2).

Рисунок  1.2-  Система базовых теорий и механизма реализации концепции управления социально-экономическим процессом повышения качества жизни населения  [23]

Данная концепция включает в себя следующие базовые теории: теорию непрерывного развития социально-экономического развития.

Использование концепции управления социально-экономическим процессом позволяет динамично и комплексно развивать все его элементы. В социально ориентированной экономике для человека становятся доступными все составляющие элементы социально-экономического процесса, использование которых способствует повышению качества жизни населения. м

Уровень жизни характеризует развитие и степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей людей. Иными словами, это структура потребностей и их обеспечение соответству­ющими товарами и услугами [22,с.78].

На современном этапе развития экономики России проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения [15,с.56].

Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего, уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов. Именно поэтому становится таким важным выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывала бы интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а следовательно обеспечивала бы человеку достойную жизнь[10,с.33].

Уровень жизни — многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На уровень жизни в той или иной степени может влиять и демографическая ситуация, и жилищно-бытовые и производственные условия, объем и качество потребительских товаров, но все наиболее значимые факторы можно объединить в следующие группы:

  • политические факторы;
  • экономические факторы;
  • социальные факторы;
  • научно-технический прогресс;
  • экологические факторы и др.

Под условиями жизни следует понимать непосредственные объективные обстоятельства жизнедеятельности населения (занятость, оплата труда и доходы, формы расселения, характер жилища и имущественная обеспеченность семей, развитие общественных фондов и социальной инфраструктуры). Уровень жизни – это совокупность условий жизни населения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития. Главная черта социально-экономической категории «уровень жизни» — это характер и масштабы реализации потребностей не только населения в целом, но и отдельных групп. В основе определения образа жизни как способа деятельности лежит ориентация поведения человека, коллектива, социальной общности, связанная с их целевыми установками (например, пассивному образу жизни противостоит активный). Уровень жизни характеризуется посредством таких показателей, как:

  1. среднемесячная начисленная заработная плата работающих в экономике;
  2. денежные доходы в среднем на душу населения в месяц;
  3. средний размер назначенных пенсий;
  4. прожиточный минимум в среднем на душу населения в месяц;
  5. численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума;
  • соотношение с прожиточным минимумом среднедушевых доходов, среднемесячной начисленной заработной платы, среднего размера назначенной месячной пенсии;
  • соотношение денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

Среди факторов, влияющих на качество жизни, важное значение имеют такие, как прожиточный минимум, потребительская корзина, минимальный размер оплаты труда. Эти стандарты принимаются правительством Российской Федерации.

Потребительская корзина — минимальный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий. В потребительскую корзину входят также необходимый набор непродовольственных товаров, услуг, необходимых платежей [16,с.66].

Прожиточный минимум — стоимостная оценка потребительской корзины, показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг. По прожиточному минимуму фиксируется официальная черта бедности. Согласно декларации прав и свобод человека и гражданина все пособия и выплаты гражданам должны обеспечивать уровень дохода не ниже установленного законом прожиточного минимума[19,с.34].

Доход населения – это материальные средства, которыми располагают граждане для осуществления своих потребностей. Доходы населения делятся на денежные и натуральные. Денежные доходы населения включают оплату по труду всех категорий населения; пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы  лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.

Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность наличного населения.

Натуральные доходы населения включают продукцию, созданную домашним хозяйством для собственного потребления.

Денежные и натуральные доходы образуют личный доход населения.

Номинальные доходы населения характеризуют уровень денежных доходов населения независимо от налогообложения и уровня цен на товары и услуги [17,с.67].

Располагаемые доходы – это номинальные доходы населения за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения в общественные организации. Этот показатель позволяет определить средства, используемые населением на потребление и сбережение. Вместе с тем, он не учитывает динамики уровня цен. Для этих целей используется показатель реальные располагаемые доходы. Под ним понимаются располагаемые доходы, скорректированные на изменение потребительских цен.

Основными компонентами денежных доходов населения в рыночной экономике являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности, а также социальные трансферты[17,с.80].

Для любой экономической системы характерна дифференциация населения по уровню доходов. Дифференциация доходов – это объективно обусловленное соотношение в доходах различных социально-демографических групп населения, регионов. Дифференциация есть результат комплексного взаимодействия экономических, демографических, социальных и географических факторов. Дифференциация доходов связана с дифференциацией заработной платы и во многом зависит от нее. Дифференциация доходов фактически вызывает различие в потреблении населением товаров и услуг, то есть в его уровне жизни. Становление рыночных отношений объективно углубляет социальное расслоение общества. Объективные причины отражают общественную полезность занятий. В их основе лежит территориальная, отраслевая и межпрофессиональная дифференциация уровня оплаты труда, образовательный уровень, владение собственностью. Субъективные причины связаны с характеристиками личности. Специфические же причины обусловлены текущими особенностями рыночной среды, конъюнктурой рынка[25,с.33].

Трудовая активность и все другие формы жизнедеятельности человека связаны с его особенностями и потребностями как социально-биологического существа. Труд является одновременно и способом удовлетворения социальных потребностей, и средством обеспечения сохранности человека как биологического вида.

Если труд является причиной снижения работоспособности человека, значит, он приходит в противоречие со своей сущностью, поскольку грозит человеку самоуничтожением. Естественные процессы воспроизводства окружающей среды начинают пересекаться с экономическими процессами общественного воспроизводства. При этом сохранение способности личного фактора производства к воспроизводству становится одним из условий общественного воспроизводства в целом. В этой связи экономические отношения на всех стадиях воспроизводственного процесса должны соответствовать как темпам собственно экономического развития, так и темпам воспроизводства рабочей силы. Нарушение данного равновесия может привести и приводит, как показывает практика, к экологической и экономической нестабильности общественного развития. Для нормального и эффективного функционирования общественного производства, для формирования необходимых условий качественного труда важно, чтобы процесс воспроизводства рабочей силы, восстановление его качественных параметров осуществлялся с учетом влияния всего многообразия факторов и условий. Прежде всего, на процесс воспроизводства рабочей силы как элемента эколого-экономической системы влияет изменение роли человека-работника в общественном производстве.

Согласно факторной модели управления качеством жизни населения, развитие экономики предопределено системой воздействующих факторов, к которым, в первую очередь, относится нормативно-правовая среда. Институциональная среда представляет из себя совокупность основополагающих политических, социальных и юридических правил, 25 образующих базис для эффективного социально-экономического функционирования системы. Оказывая влияние на функционирование хозяйствующих субъектов посредством деятельности множества политических, экономических, социальных и иных институтов, институциональная среда призвана обеспечивать благоприятные условия для повышения качества жизни населения, обеспечивая экономическую стабильность. Государство формирует институциональную среду, в которой осуществляются производство, обмен и распределение, путем разработки системообразующих нормативно-правовых актов. Институциональная среда ориентирует на стратегические цели развития, совершенствование функционирования экономики, обеспечивает внешнюю и внутреннюю безопасность. Большую роль в удовлетворении потребностей населения, определяющих качество жизни, имеет развитость территориальной инфраструктуры. Именно инфраструктура, как комплекс взаимосвязанных предприятий, учреждений, систем управления, связи, обслуживающих структур, обеспечивает основу функционирования социально-экономической системы той или иной территории. Налаженный комплекс различных сфер деятельности обеспечивает бесперебойное функционирование рыночного механизма и непрерывность воспроизводственного процесса.

Муниципалитеты создают и поддерживают территориальную инфраструктуру, обеспечивая тем самым удовлетворение большей части физиологических потребностей населения

Таким образом, по результатам данного раздела можно сделать вывод, что повышение уровня и качества жизни является социально при­оритетной целью политики доходов и заработной платы. Выяснено, что повышение уровня и качества жизни — результат экономичес­кого роста и его условие. Определено, что качество жизни формируется под влиянием комплекса факторов и, в свою очередь, влияет на многообразные стороны жизнедеятельности человека.

 

 

ГЛАВА 2.ОЦЕНКА  ВЛИЯНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НА ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ И РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

2.1.Анализ качества жизни в Республике Крым

Интегральными индикаторами уровня жизни являются: реальные доходы на душу населения, реальная заработная плата, поступления до­ходов от вторичной занятости, от реализации продукции личного под­собного хозяйства, дивидендов (по акциям и облигациям), процентов по вкладам населения, пенсий, пособий, стипендий. С помощью этих индикаторов изучаются и прогнозируются уровень, динамика и струк­тура доходов из различных источников.

В декабре 2019 г. по сравнению с ноябрѐм 2019 г. индекс потребительских цен составил 100,1%, по сравнению с декабрѐм 2018 г. — 102,6% (в декабре 2018 г. — 100,7%, по сравнению с декабрѐм 2017 г. — 105,5%).

Сумма денежных доходов населения Республики Крым по итогам II квартала 2020 года составила 117,47 млрд рублей и уменьшилась по сравнению со II кварталом 2019 года на 9%. Среднедушевой денежный доход в месяц составил 20 473 рубля.

В политике доходов и заработной платы важное место занимают также индикаторы, характеризующие их дифференциацию.

Полуостров Крым на протяжении с 2014–2018 года активно расширяет свои возможности в сфере строительства. За 2014 год предприятиями республики выполнено строительных работ на сумму 3,2 млрд руб., что в сопоставимых ценах составляет 44,5 % уровня аналогичного периода 2013 г. Новое строительство, реконструкция и техническое перевооружение составили 82,2 % от общего объема, капитальный и текущий ремонты – 11,7 и 6,1 % соответственно.

Главной сферой для оценки социально-экономического развития Республики Крым являются инвестиции, именно они определяют в современных условиях экономический потенциал и финансовые возможности развития региона.

Республика Крым – уникальный и стратегически значимый район Российской Федерации в Азово-Черноморском регионе. Уникальный общеисторический путь формирования территории, многонациональный и поликонфессиональный состав жителей, культурное разнообразие установили особое место Республики Крым в культурном пространстве Российской федерации. Республика Крым считается одним из наикрупнейших туристических и санаторно-курортных центров Российской федерации, в регионе размещаются основные судостроительные силы Российской федерации в Черном море, Республика Крым считается большим производителем продовольствия.

Однако дальнейшее развитие региона требует повышение уровня его конкурентоспособности с учетом использования инвестиционно-инновационного потенциала.

 

2.2. Анализ работы по повышению качества жизни в Республике Крым

Уровень и качество здоровья населения обладают мультипликативным эффектом и впоследствии определяют перспективы развития экономики региона или страны в целом. Ухудшение показателей здоровья населения каждого последующего поколения приведёт к снижению качества здоровья населения в долгосрочной перспективе. В связи с чем, дальнейшее развитие и модернизация российской экономики должна не только обеспечивать её международную конкурентоспособность, но и учитывать острую необходимость повышения уровня и качества жизни, в том числе здоровья, населения отдельных регионов страны.

Таблица 2.1 –  Естественное движение населения Республики Крым

Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. Отклонение
2018 г  к 2017 гг. 2019 г к 2018 гг.
1 Число родившихся, чел. 23951 22995 20962 96,01 91,16
2 Число умерших, чел. 29079 28932 27546 99,49 95,21
3 Коэффициент рождаемости

(на 1000 чел.)

 

12,7 12,1 11 95,28 90,91
4 Коэффициент смертности (на 1000 чел.)

 

15,4 15,4 15,2 100,00 98,70
5 Естественный прирост/убыль -2,7 -3,1 -3,4 114,81 109,68

 

Исходя из этого, можно сделать вывод, что естественное движение населения Республики Крым за 2017-2019 года имеет отрицательное значение и составляет в 2019 году — -3,4, то есть анализируемый период характеризуется естественной убылью населения. Но за счёт увеличивающегося механического прироста отмечается общий прирост населения. Так, например, в 2018 году механический прирост составил 5,8 на 1000 человек постоянного населения.

Согласно нормативной базе здравоохранения Республики Крым и требованиям законодательства Российской Федерации была утверждена трёхуровневая система оказания медицинской помощи в целях обеспечения преемственности, доступности и качества медицинской помощи, а также эффективной реализации территориальной программы государственных гарантий в учреждениях здравоохранения Республики Крым в 2017 году [4].

Таблица 2.2 – Меры по улучшению уровня здоровья населения Республики Крым

Меры по улучшению уровня здоровья населения Республики Крым Развитие санаторно–курортного лечения. В результате реорганизации сети санаторно-курортных учреждений в Республике Крым количество санаториев увеличилось до 29. Из них: 22 для детей и детей с родителями и 7 для взрослых. Так коечный фонд в санаторно-курортных учреждениях составил 6121 койка, на которых пролечено — 42477 человек.

 

Бесплатное обслуживание Ветеранов Великой Отечественной Войны. Медицинскую помощь ветеранам войны оказывают все медицинские организации здравоохранения Республики Крым. Для улучшения качества и увеличения доступности медицинской помощи в медицинских организациях Республики Крым выделено 602 специализированные койки и функционирует Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым «Крымский республиканский клинический госпиталь для ветеранов войн» мощностью 200 коек.

 

Осуществляется профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Проводится большая работа по внедрению антиретровирусной терапии — 4403 больных ВИЧ/СПИДом получают лечение, в том числе 4217 взрослых и 186 детей.
Обеспечение лекарственными средствами.
Развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения.

На наш взгляд, представленные мероприятия позволят создать основу повышения качества здоровья населения региона, что приведет к формированию навыков здорового образа жизни, повышению эффективности организации медицинской помощи и формированию профилактической активности населения, созданию благоприятных окружающих условий и обеспечению социально-экономического благополучия общества в целом. Поскольку здоровье является важнейшим благом, в приумножении которого должны быть заинтересованы как государство, так и отдельные индивиды.

Таблица 2.3 Прожиточный минимум в 2015-2019 годах в Республике Крым.

Период На душу населения Трудоспособное население Пенсионеры дети
2015 г. 9689 10520 7833 10005
2016 г. 9520 10100 7823 10001
2017 г. 9544 10200 7874 10015
2018 г. 9 542 10 210 7 878 10 030

 

В 2019 году денежные доходы населения Республики Крым составили 358 млрд рублей, из которых:

  • доходы от предпринимательской деятельности — 75,6 млрд рублей (21,1 %)
  • оплата труда — 96,1 млрд рублей (26,9 %)
  • доходы наёмных работников от предприятий и организаций, кроме оплаты труда — 2,4 млрд рублей (0,7 %)
  • социальные выплаты — 90,4 млрд рублей (25,3 %)
  • доходы от собственности — 4,4 млрд рублей (1,2 %)
  • доходы от продажи иностранной валюты — 15,8 млрд рублей (4,4 %)
  • деньги, полученные по переводам — 1,2 млрд рублей (0,3 %)
  • другие доходы — 71,7 млрд рублей (20,1 %)

Основным фактором роста уровня жизни является достойная заработная плата.

Степень включенности данной институциональной единицы в систему рыночных взаимодействий можно охарактеризовать посредством структуры её доходов и расходов, величины и доли сбережений, дифференциацией этих параметров по категориям семей.

Таблица 2.4- Структура денежных расходов населения республики Крым

Показатели  2017 2018 2019
Денежные расходы и сбережения – всего 100 100 100
В том числе      
Покупка товаров и оплата услуг 73,5 74,2  74,0

 

Обязательные платежи и разнообразные взносы 10,3 11,1  11,4

 

Приобретение недвижимости 4,1 4,2  4,0

 

Прирост (уменьшение) финансовых активов 12,1 10,5  10,6

 

Условия для увеличения объемов и доли накопления могут быть сформированы на основе роста общей величины доходов и изменения структуры их формирования. Динамика реальных доходов населения Республики Крым последние годы  в целом была положительной за исключением двух кризисных годов, причем темпы прироста были достаточно устойчивы.  (табл. 2.5).

Таблица 2.5-Структура денежных доходов населения Республики Крым

Показатели 2017 2018 2019
Денежные доходы – всего 100 100 100
в том числе:
доходы от предпринимательской деятельности 8,9 8,6 8,3
оплата труда 65,6 66,0 66,1
социальные
выплаты
18,3 18,3 18,3
доходы от собственности 5,2 5,1 5,4
другие доходы 2,0 2,0 1,9

Несмотря на меры социальной политики, направленные на повышение доходной обеспеченности российских семей, около 12% населения, по официальным данным, в последние годы живет за чертой бедности.  Среднедушевые доходы данной категории домашних хозяйств не достигают величины прожиточного минимума.

Таблица 2.6 Среднедушевые денежные доходы и расходы населения в месяц (рублей) за 2015-2019 гг

показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
Денежные доходы в расчете на душу населения 10769 15658 18071 20128 21170
Денежные расходы в расчете на душу населения 10635 16712 18044 18971 18922
в том числе: расходы на покупку товаров и оплату услуг в расчете на душу населения 8127 12975 13585 14251 16694

Среднедушевой денежный доход по Республике Крым в 2016 году составил 13 553,6 рубля (по Российской Федерации – 30 224,5 рубля). Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике в Республике Крым за 2016 год составила 22,4 тыс. рублей (по Российской Федерации — 34,0 тыс. рублей).  По прогнозной оценке среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по региону в 2017 году составит 24,2 тыс. рублей, в 2018 году – 26,4 тыс. рублей, в 2019 году – 28,9 тыс. рублей, в 2019 году – 30,8 тыс. рублей. При расчете размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в Республике Крым в прогнозируемом периоде учитывались:

  1. Федеральный закон от 02.06.2017 № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» (далее — Закон), устанавливающий с 1 июля 2017 года размер минимальной заработной платы (далее — МРОТ) в сумме 7500 рублей.
  2. Республиканское соглашение между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей на 2016 — 2018 годы от 17.11.2015 (далее — Соглашение) и Дополнительное соглашение № 1 к Соглашению от 24.08.2016, Дополнительное соглашение № 2 от 01.07.2017.
  3. Соглашение о минимальной заработной плате между Советом министров Республики Крым, республиканскими объединениями профсоюзов, объединениями работодателей в Республике Крым, подписанное 24.08.2016, с изменениями от 01.07.2017 (далее – соглашение о МЗП). Соглашением о МЗП в организациях внебюджетного сектора экономики устанавливается минимальная заработная плата в размере не менее 7650 рублей в месяц (МРОТ – 7500 рублей), что на 150 рублей выше минимального размера оплаты труда.
  4. Показатели по заработной плате работников отдельных отраслей бюджетной сферы (ежеквартальная информация Федеральной службы государственной статистики).
  5. Реализация в Республике Крым с 2017 года мероприятий по повышению средней заработной платы отдельных категорий работников во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Проводится мониторинг реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 и пункта 28 Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2019 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р. Меры социальной поддержки граждан, предоставляемые в Республике Крым в денежной форме, являются одним из источников обеспечения денежных доходов населения. В этом качестве они являются одним из инструментов предотвращения бедности в стране. Ежемесячные денежные выплаты за счет средств бюджетов разных уровней в 2016 году получили 172,6 тыс. граждан, за пять месяцев 2017 года – 149,7 тыс. граждан. В среднем расчетная величина прожиточного минимума на душу населения за 2016 год составила 8926 рублей. При прогнозировании величины прожиточного минимума на планируемый период 2018 — 2019 годов к оценочной величине прожиточного минимума за 2017 год были применены прогнозируемые индексы потребительских цен в Республике Крым за соответствующие периоды. В результате величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2017 г. составит 9753 рубля, в 2018 г. — 10328 рублей, в 2019 г. – 10845 рублей, в 2019 г. — 11 311 рублей (рост к 2017 г. на 16,0%).

Денежные доходы населения Республики Крым за I квартал 2019 года сложились в сумме 100, 93 млрд. рублей и уменьшились по сравнению с I кварталом 2019 года на 1,1%.

Среднедушевой денежный доход в I квартале 2019 года составил 17, 599 тыс. рублей и уменьшился по сравнению с аналогичным промежутком времени прошедшего года на 1,0%.

Потребительские расходы (покупка товаров, оплата услуг, платежи за товары, работы и услуги зарубежным поставщикам за безналичный и наличный расчёт) за I квартал 2019 года составили 8,78 млрд. рублей и
повысились по сравнению с I кварталом 2019 года на 9,4%.

Потребительские расходы в среднем на душу населения за I квартал 2019 года составили 15, 313 тыс. рублей и повысились по сравнению с I кварталом 2019 года на 9,5%.

Реальные денежные доходы населения в I квартале 2019 года снизились на 7,1% по сравнению с аналогичным промежутком времени прошедшего года.

В Республике Крым обеспечен контроль за достижением целевых показателей по заработной плате отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных майскими указами президента. Министерством организовано проведение ежемесячного мониторинга, по результатам которого за январь-март 2019 года по всем категориям работников целевые показатели по заработной плате по итогам года достигнуты. Вопросы погашения задолженности по выплате заработной платы работников являются приоритетными. Министерством ежемесячно осуществляется анализ задолженности. Так, по данным Крымстата на 01.04.2019 задолженность составила 19,4 млн. руб. По сравнению с 01.04.2018 достигнуто снижение задолженности по заработной плате на 47,0 млн. руб. (на 70,8 %). По данным мониторинга на 01.04.2019 на 32 предприятиях задолженность составила 51,0 млн. руб. По сравнению с 01.04.2018 задолженность по заработной плате снижена 43,3 млн. руб. (на 46,0 %). В разрезе отраслей наибольшая задолженность отмечается на предприятиях: — жилищно-коммунального хозяйства — 8,1 млн. руб. (15,9 % от общей суммы по республике); — сельского хозяйства — 7,1 млн. руб. (13,9 %); — транспорта — 4,5 млн. руб. (8,9 %); — строительства — 3,7 млн. руб. (7,2 %)

Одним из основных направлений деятельности Министерства является масштабная работа по адаптации наиболее востребованных инвалидами объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности (здравоохранение, социальная защита, спорт и физическая культура, занятость населения, культура, транспортная инфраструктура, образование) в рамках государственной программы Республики Крым «Доступная среда».

Общее финансирование подпрограммы «Доступная среда» с 2015 по 2018 годы составило более 224,5 млн. руб., в т.ч. более 189,9 млн. руб. субсидии из федерального бюджета. В 2018 году общий объем финансирования мероприятий составил 40,1 млн. рублей, в том числе субсидии из федерального бюджета 24,3 млн. рублей. В целях повышения уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов в 2015-2018 годах проведены работы по адаптации 37 объектов в приоритетных учреждениях и организациях социальной инфраструктуры (9 медицинских организаций, 7 учреждений в сфере социальной защиты населения, 2 образовательные организации среднего профессионального образования, 4 центра занятости населения, 3 спортивные организации, 8 учреждений культуры и 4 объекта транспортной инфраструктуры), в т.ч. 15 объектов адаптированы в 2018 году.

Таким образом, по результатам раздела можно сделать вывод, что в Республике Крым обеспечен контроль за достижением целевых показателей.

Определено, что главной сферой для оценки социально-экономического развития Республики Крым являются инвестиции, именно они определяют в современных условиях экономический потенциал и финансовые возможности развития региона.

 

ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

3.1 Концептуальные основы стратегии улучшения качества и уровня жизни населения.

Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды.

При этом подразумевается последовательное решение ряда принципиальных задач для повышения качества жизни в Республике Крым:

  • в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;
  • добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;
  • ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.
  • Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:
  • создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
  • разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;
  • оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;
  • формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

Важнейшее значение в создании методологической и технологической основы этих преобразований будет принадлежать науке.

Важным фактором обеспечения устойчивого развития является усиление роли основных социальных групп населения в осуществлении социально-экономических преобразований. Особое место здесь принадлежит молодежи, которой должно быть гарантировано безопасное будущее и возможность участия в принятии решений.

В создании условий, обеспечивающих заинтересованность граждан, юридических лиц и социальных групп в решении задач устойчивого развития, ведущая роль отводится государству. Прежде всего оно должно гарантировать безопасность в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной и других сферах, без чего переход к устойчивому развитию невозможен.

Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает разработку системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии действий долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней. При этом одним из важных условий является создание отлаженной системы взаимодействия «центр — регионы».

Концептуальные основы стратегии улучшения качества и уровня жизни особое внимание уделяется таким параметрам как:

  • развитию и рациональному использованию трудового потенциала общества;
  • выравниванию экономических возможностей и усилению социальной мобильности за счет доступности современного образования;
  • поддержке социально уязвимых слоев населения, улучшению пенсионного обеспечения, дальнейшему совершенствованию адресной социальной помощи, упорядочению системы социальных пособий и льгот, организации отдыха и оздоровления детей;
  • обеспечению роста денежных доходов населения и уменьшению их дифференциации на основе увеличения заработной платы, сопровождаемого ростом производительности труда, повышению заработной платы в бюджетной сфере;
  • созданию условий для эффективной занятости населения, обеспечению баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества, конкурентоспособности и мобильности рабочей силы;
  • сокращению масштабов бедности на основе обеспечения эффективной занятости населения, повышению финансовой устойчивости пенсионной системы, персонификации социальной помощи;
  • формированию системы дополнительного негосударственного социального страхования как фактора социальной стабильности;
  • внедрению новых методов финансирования бюджетных учреждений, расширению их хозяйственной самостоятельности и созданию условий для повышения качества и разнообразия предоставляемых гражданам социальных услуг;
  • взаимодействию со структурами гражданского общества в вопросах финансирования и предоставления социальных услуг, контроля их качества, обеспечению адресной поддержки социально уязвимых граждан;
  • стимулированию социально ответственного поведения представителей российского бизнеса.

Решение этих задач может быть обеспечено при условии кардинального повышения эффективности работы отраслей социальной сферы и оптимизации использования государственных ресурсов в интересах граждан — потребителей социальных услуг.

В частности, необходимо расширить применение методов финансирования

Одним из главных приоритетов социально-экономической политики в Республике Крым является общедоступное и бесплатное общее образование, система профессионального образования, первоочередной целью которой является обеспечение всех секторов экономики профессиональными кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда при соблюдении конституционных гарантий доступности и равенства прав граждан в области образования.

Основными задачами государственной политики в сфере образования (как профессионального, так и общего) служат повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг, обеспечение равного доступа к качественному образованию. Существенное развитие должна получить деятельность общеобразовательной и профессиональной школы по реализации требований социализации и развития личности.

Основные усилия по реализации эффективной социальной политики в области общего образования должны быть направлены на:

  • введение новых государственных образовательных стандартов общего среднего образования, а также разработку требований к уровню подготовки выпускников различных ступеней среднего образования, обеспечивающих принцип непрерывности образования;
  • продолжение широкомасштабного эксперимента по совершенствованию содержания и структуры общего образования.

Целями государственной политики в области социальной поддержки населения на рассматриваемый период являются:

  • снижение бедности, смягчение ее негативных последствий, уменьшение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;
  • повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям исходя из принципа, обеспечивающего персонификацию социальной помощи на основе учета социально-экономических условий жизни и потребностей ее получателей;
  • улучшение положения и качества жизни граждан из так называемых групп риска;
  • расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.

Таким образом,  определено, что переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей. Переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества.

 

Заключение

В социальных технологиях государственного регулирования уровня жизни населения и преодоления бедности необходимо предусмотреть решение ключевых вопросов, а именно: регулирование оплаты труда, государственное регулирование занятости населения, направленные на оптимизацию жизнедеятельности трудоспособных бедных; адресная социальная поддержка населения.

Важную роль в политике доходов играет финансирование социальных программ.

Для того чтобы хоть как-то на более или менее приемлемом уровне поддерживать социальные расходы, у правительства по сути дела есть две возможности: либо увеличивать эмиссию социальных расходов и выплат, либо попытаться получить некие средства за счет внешних заимствований, которые в свою очередь предполагают ужесточение показателей бюджета и в первую очередь – за счет ужесточения и уменьшения социальных выплат.

Таким образом, необходимым условием успешного проведения социальных реформ является введение минимальных социальных стандартов, т.е. перечня основных социальных услуг, которые государство стремится гарантировать всем гражданам. Чрезвычайно важной представляется разработка принципиально новой системы оценочных показателей, технологий расчетов и государственного регулирования уровня жизни населения на их основе.

В России есть все необходимое для обеспечения достойного уровня жизни граждан, включая качественное здравоохранение и образование. Это вселяет оптимизм и уверенность, что намеченные планы по достижению желаемого уровня социальных показателей будут реализованы.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что главными приоритетами государственной и корпоративной социальной политики, направленной на преодоление бедности трудоспособного населения, в ближайшей перспективе следует считать:

  1. Повышение минимальных социальных гарантий по оплате труда до социально-приемлемого уровня, способного обеспечить простое воспроизводство рабочей силы.
  2. Совершенствование налоговой политики в отношении малообеспеченного населения, в частности, освобождение от подоходного налога заработной платы, начисленной в пределах прожиточного минимума трудоспособного работника, а также введение прогрессивной шкалы налогообложения, способствующей постепенному преодолению дефицита бюджетов малообеспеченных домашних хозяйств.
  3. Совершенствование практики коллективно-договорного регулирования заработной платы в части обеспечения достойных условий труда и его оплаты путем ликвидации диктата работодателя в процессе заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений социального партнерства.
  4. Дальнейшее развитие системы социально-партнерских отношений за счет расширения охвата коллективными договорами и соглашениями предприятий малого и среднего бизнеса, что повысит соблюдение гарантий оплаты труда.

Преодоление бедности трудоспособного населения должно стать важной задачей государства не только с точки зрения необходимости повышения качества трудовой жизни, но и в целях достижения более высоких показателей экономического роста, зависящего от главной производительной силы общества — трудоспособного населения.

 

Список литературы

1.    «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) (Публикуется с учетом изменений, внесенных указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. № 130 и вступивших в силу с 4 апреля 2019 г.)

2.    Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ  (с изменениями на 24 апреля 2020 года)

  1. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. Учебное пособие для прикладного бакалавриата — Люберцы: Юрайт, 2016. — 238 c.
  2. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление. / Ю.В. Гимазова. Учебник — М.: Юрайт, 2016. — 454 c.
  3. Зуев С. Э. В начале был текст /С.Э.Зуев // Отечественные записки. — 2005. — № 4 (25). — С. 76-86.
  4. Марков А. П.Основы социокультурного проектирования / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк :Учеб. пособие для студентов вузов. — СПб.: СПбГУП, 2018. — С. 29.
  5. Миронов, А.Л. Государственное управление в России. Конституционный и институциональный аспекты: / А.Л. Миронов. Монография. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 135 c.
  6. Михеева Н. А. Управление социально-культурной сферой в период общественного переуст­ройства России: / Н. А. Михеева Монография. — СПб.: СПбГУСЭ, 2005. — С. 38.
  7. Морозовой Е. Я. Социально-культурная сфера в XXI веке: тенденции, проблемы, перспек­тивы / Под ред. канд. экон. наук, доц. Е. Я. Морозовой. — СПб.: Изд-во «Инфо- Да», 2017. — 376 с.
  8. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление/ С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш и др. Учебное пособие — М.: Дашков и К, 2016. — 556 c.
  9. Охотский, Е. В. Теория и механизмы современного государственного управления. / Е.В. Охотский. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 1 — М.: Юрайт, 2016. — 480 c.
  10. Парахина, В. Н. Муниципальное управление / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. — М.: КноРус, 2016. — 496 c.
  11. Рагулина, Ю. В. Экономика муниципальных образований. / Ю.В. Рагулина, Т.В. Бутова, А.В. Боговиз. Учебник — М.: КноРус, 2016. — 230 c.
  12. Самойлов, В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы: Учебник / В.Д. Самойлов. — М.: ЮНИТИ, 2018. — 311 c.
  13. Мухачева А. В. Качество жизни населения как научная категория: теоретические подходы к определению / А. В. Мухачева // Вестник Кемерского государственного университета. — №1. 2012. том 4
  14. Смирнова Т. Л. Воспроизводство населения и рынок рабочей силы в России / Т. Л. Смирнова // Проблемы современной экономики. — №1, 2012
  15. Громова Е. С.. Качество жизни населения в РФ: понятие, основные показатели, оценка современного состояния /Е.С.Громова [Конференция «Ломоносов 2015»] URL: http:www. lomonosov-msu.ru – 2015-233 с.
  16. Артамонов В.С. Экономическая теория / В.С. Артамонов. — СПб.: Питер, 2015. — 528 с.
  17. Басовский Л.Е. Экономическая теория / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2015. — 224 с.
  18. Белозёров С.А. Содержание экономической категории «доход домашнего хозяйства». Социально-экономическая роль денег в обществе / С.А. Белозеров. – Спб.: Питер, 2016. – 380 с.
  19. Белозёров С.А. Сущность и функции сбережений домашних хозяйств. Финансовый мир / С.А. Белозеров. — М.: Проспет, 2016. – 148 с.
  20. Белозёров С.А. Финансы домашнего хозяйства: инвестиционный аспект / С.А. Белозёров. — СПб: Питер, 2016. — 566 с.
  21. Видянин В.И. Экономическая теория (экономика) / В.И. Видянин, Г.П. Журавлёва. – М.: Прогресс, 2015. – 355 с.
  22. Самуэльсон П.А. Основания экономического анализа / П.А. Самуэльсон. Спб.: Питер, 2015. – 286 с.
  23. Самуэльсон П.А. Экономика / П.А. Самуэльсон. –М.: Прогресс, 2015. — 380 с.
  24. Кириллова Л. Н. Роль финансов домохозяйств в России [Электронный ресурс] / Л.Н. Кириллова. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-finansov-domohozyaystv-v-rossii
  25. Кульпанова Ц.Ш. Проблемы формирования сбережений российских домохозяйств [Электронный ресурс] / Ц.Ш. Кульпанова. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-sberezheniy-rossiyskih-domohozyaystv
  26. Обухова Л. С. Проблемы формирования человеческого капитала в России [Электронный ресурс] / Л.С. Обухов. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/18/1863/
  27. Уровень и образ жизни населения России в 1989-2009 гг.: доклад к ХII Междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015 – 86 с.
  28. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат. сб./Росстат. – М., 2017. – 717 с.
  29. Овчарова Л., Пишняк А., Попова Д., Шепелева Е. Изменения в доходах и потреблении российских домашних хозяйств: от бедности к среднему классу // SPERO. №18. – Весна-Лето 2017. – С. 7-36.
  30. Фёдорова Л. Н. Формирование личных доходов: теория, методология исследования, тенденции и проблемы: Автореф. дисс. … д-ра экон. наук. – Томск, 2015 – 42 с.
  31. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2016: Стат. сб./Росстат. – М., 2016. – 319 с.
  32. Имяреков С.М., Манина П.В. Проблемы и особенности управления социально-экономической политикой и качеством жизни населения // Проблемы развития социально-экономических систем: материалы Нац. науч.-практ. конф. (Саранск, 20 ноября 2019 г.). Саранск: Принт-Издат, 2019. С. 289–294.
  33. Максимова А.В. Актуальные проблемы управления в сфере культуры /А.В.Максимова [Электронный ресурс] // Скиф. 2020. №3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-upravleniya-v-sfere-kultury (дата обращения: 02.06.2020).
  34. Меньшикова О.И. Уровень благосостояния трудоспособного населения как концентрированное выражение качества трудовой жизни // Мир новой экономики. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-blagosostoyaniya-trudosposobnogo-naseleniya-kak-kontsentrirovannoe-vyrazhenie-kachestva-trudovoy-zhizni (дата обращения: 12.12.2020).
  35. Имяреков С.М. Проблемы социально-экономической политики и качества жизни населения региона и направления их устранения /С.М. Имиреков//[Электронный ресурс]  Вестник РУК. 2020. №1 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialno-ekonomicheskoy-politiki-i-kachestva-zhizni-naseleniya-regiona-i-napravleniya-ih-ustraneniya (дата обращения: 02.06.2020).
  36. Михеева Н. А. Социально-культурная сфера как социальный феномен и ее научный анализ / Н. А. Михеева [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-sfera-kak-sotsialnyy-fenomen-i-ee-nauchnyy-analiz
  37. Михеева Н. А. Социально-культурная сфера в системе социального управления [Электронный ресурс] / Н. А. Михеева Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnaya-sfera-v-sisteme-sotsialnogo-upravleniya
  38. Ершова М. В. Концепция управления социально-экономическими процессами повышения качества жизни населения [Электронный ресурс] /Ершова М. В. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-upravleniya-sotsialno-ekonomicheskimi-protsessami-povysheniya-kachestva-zhizni-naseleniya/viewer
  39. Воденко К. В.Государственное управление социальной сферой и человеческими ресурсами в условиях структурного кризиса российской экономики [Электронный ресурс] / Воденко К. В. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-sotsialnoy-sferoy-i-chelovecheskimi-resursami-v-usloviyah-strukturnogo-krizisa-rossiyskoy-ekonomiki
  40. Федеральная служба государственной статистики Республики Крым [Электронный ресурс] [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://crimea.gks.ru/
  41. Рождественский К.Г. Основные проблемы здравоохранения в Российской Федерации и пути их решения /К.Г.Рождественский. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://esa-conference.ru/wp-content/uploads/files/pdf/Rozhdestvenskij-Kirill-Gennadevich.pdf
  42. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.insur-info.ru/statistics/analytics/?period=2015.4&order=un19&region=0&dir=in&datatype=itog&unction=a01
  43. Кукарцева А. Реформа системы здравоохранения оказалась неэффективной [Электронный ресурс] / А. Кукарцева. Режим доступа: http://www.kp.ru/daily/26366/3248216/.
  44. Обязательное медицинское страхование в РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ffoms.ru/upload/iblock/b62/b6224e0e088b945988926946cf139171.pdf
  45. Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.minfin.ru (дата обращения 12.02.2020).
  46. Официальный сайт Министерства финансов российской федерации [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://minfin.ru (дата обращения 14.02.2020).
  47. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования [Электрон. ресурс] / Режим доступа: www.ffoms.ru (дата обращения: 20.01.2020).
  48. Поступление и расходование средств федерального фонда обязательного медицинского страхования [Электронный ресурс] / Режим доступа: http:// www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/gfi27.htm
  49. Фонд медицинского страхования в РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ffoms.ru/system-oms/doctors-%D1%81rimea/
  50. [Электронный ресурс] URL: http://www.forecast.ru/_ ARCHIVE/Analitics/KonPotr2003/konpotr.pdf (дата обращения 21.01.2015).
  51. Махова А.В Анализ доходов и расходов населения россии /А.В.Махова. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-dohodov-i-rashodov-naseleniya-rossii-za-2015-2016-gg
  52. Статистика Крыма .Режим доступа: https://crimea.gks.r
  53. Телегина К.Ю. Качество жизни. Влияние на воспроизводство населения и рабочей силы // Гуманитарный научный журнал. 2018. №1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-zhizni-vliyanie-na-vosproizvodstvo-naseleniya-i-rabochey-sily (дата обращения: 11.12.2020).
  54. Меньшикова О.И. Уровень благосостояния трудоспособного населения как концентрированное выражение качества трудовой жизни // Мир новой экономики. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-blagosostoyaniya-trudosposobnogo-naseleniya-kak-kontsentrirovannoe-vyrazhenie-kachestva-trudovoy-zhizni (дата обращения: 11.12.2020).
  55. Статистика Крыма: Режим доступа: https://crimea.gks.ru/storage/

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

X